Лекция №2.Философия античности, Средних веков и Возрождения.




1) Философия Платона и Аристотеля.

2) Патристика и схоластика.

3) Гуманизм и пантеизм Возрождения.

Платон один из выдающихся греческих философов. Платон отвергал гносеологический релятивизм и обосновал возможность точного знания. Платон ориентировался по ________ единого и всеобщего в многообразии явлений. Платон предложил различать 2 вида познания:

1) Чувственное восприятие, на основе которого возникают мнения;

2) Понятийное мышление, которое составляет подлинное научное знание.

Чувственному восприятию соответствует эмпирический мир. Понятийному мышлению – мир идей.

«Мир идей отражается в мире вещей, мир вещей участвует в мире идей». Платон.

Платон считал, что идеальное, например: человеческая мысль, есть «воспоминания души того, что она созерцала в мире идей до вселения в тело».

«Воспоминание» (анамнесис) происходит в процессе восприятия конкретных вещей и предметов.

Платон предложил идеалистическую трактовку бытия. Бытие для Платона это мир сверхчувственных, неизменных и вечных идей. Мир чувственных вещей – это мир «становления», в нем все непрерывно возникает и уничтожается. Идеи Платон называет сущностями. Высшее благо к которому все стремиться и через которое все получается, свое бытие – это Единое. Единое – выше существования и множественности, оно есть объединяющая сила. Высшее благо не доступно благу.

Критику платоновской концепции предпринял его ученик Аристотель. Аристотель происходил из семьи врачей при дворе македонских царей. Аристотель видел ошибку Платона в том, что тот приписал идеям самостоятельное существование, обособил и отделил мир идей от мира вещей. Аристотель сохраняет понимание бытия как устойчивого, неизменного, неподвижного, но ставит задачу найти нечто устойчивое в чувственном мире.

Аристотель отверг представления о реальном существовании идей и стал основателем философского реализма. Материю Аристотель рассматривал как пассивное начало, а активное как форму.

Патристика и схоластика.

Термином «патристика» принято обозначать философские доктрины христианских мыслителей II – VII вв. Основные проблемы патристики – религиозные и теологические. Наиболее выдающимся представителем патристики был Святой Августин. Августин – сын язычника и христианки. В 387 г. принял христианство. Сочинение «Исповедь о граде Божьем».

Августин выдвинул новую христианскую историческую концепцию, разработал теорию этапов мирового развития через 6 возрастов. История по Августину имеет начало творения и конец сотворенного мира с воскресением и Страшным Судом. 8 день – день пришествия Христа – станет днем вечного отдохновения.

Так на религиозной основе Августин создал линейную концепцию времени прогресса. Августин изменил концепцию «Я». Его интересовали тайны человеческой души, в которых Августин видел знаки Бога, поэтому Бога мы находим углубляясь в собственную душу. Наше мышление – это воспоминание о Боге. Идеи – это мысли Бога. Познание гармонично лишь для возвышенной части души, разума, с помощью «прозрения», «озарения».

Августин предложил новое решение проблем времени.

До сотворения неба и земли времени не существовало. Бог, пребывая в вечности, сотворил время. Время включает в себя прошлое (то, чего уже нет), настоящее и будущее (то, чего еще нет). Следовательно, время существовало лишь в духовном мире человека: прошлое как память, настоящее как интуиция, будущее как ожидание.

Схоластика, школьная философия – тип религиозной философии, для которого характерно прямое подчинение теологии, соединение догматов христианской веры с национальной формально-методологической методологией. Фома Аквинский.

Главные проблемы многочисленных сочинений Фомы Аквинского – соотношение философии и теологии, разума и веры.

Человек должен всегда исходить из рационального, поскольку природа человека рациональна. Предназначение человека – понимать и действовать с пониманием. Воля – это практический разум, разум направленный на действие, управляющий нашим жизненным поведением. Вера корректирует разум.

Фома Аквинский различает «потенциальное» и «актуальное» бытие.

Материя – это чистая «потенциальность», слабейший вид бытия. Она характеризуется пассивной восприимчивостью к воздействиям из вне. Форма – «актуальна», она воплощает завершенность, совершенство. Бог – абсолютная актуальность, источник всякого оформления.

Материя вносит формулу «принципы индивидуализации». Во всем сущем можно различить «сущность» («субстанцию») и «акциденции».

Философия нового времени.

1) Эмпиризм

2) Рационализм

Эмпиризм.

Новым временем принято называть XVII – XVIII вв. европейской истории.

В XVII в. проявляется новое буржуазное общество, развивается эксперементально-математическое естествознание, процесс производства рационализируется. В философии на 1-ый план выходят проблемы теории познания – гносеологии.

Родоначальником эмпиризма стал английский философ Френсис Бекон. Он происходил из знатной семьи, проявил себя как государственный деятель и политический писатель. В конце жизни способствовал становлению науки как специализированной профессиональной деятельности и социального института. «Знание – сила» - Бекон.

Цель науки -, считал Бекон, - принесение пользы человеческому роду. Общая задача всех наук – увеличение власти человека над природой. Т.о. Бекон порвал со средневековьем пониманием науки как созерцания, придал ей практическую направленность. Для достижения истинного знания решающее значение имеет правильный метод познания. Метод Бекона сравнивается со светильником освещающем путь в ночи. Он критикует метод схоластов – это «путь паука», который плетет паутину знаний из себя самого. Метод чистых эмпиристов – это «путь муравья», который тащит в кучу все факты без анализа и понимания. Правильный метод – «путь пчелы», которая собирает нектар фактов и перерабатывает его в мед, т.е. знание, продукт которого ранее не существовал.

Всякое познание и всякое изобретение должны опираться на опыт. Эта ориентация на опытное знание дала название всему направлению – «эмпиризм» (от греч. «опыт»). Эмпиризм – это направление теории познания, сторонники которого считают: чувственный опыт – это источник всякого знания, а содержание знания может быть представлено как описание опыта, либо сведено к этому опыту. Индуктивный метод подразумевает что в процессе познания исследователь будет двигаться от изучения единичных фактов к общим положениям. Индукция была описана Аристотелем, но Бекон придал этому методу универсальное значение. Индукция (перевод) – наведение. Бекон предложил различать полную и не полную индукцию. Полная индукция в науке применяется редко. Чаще прибегают к неполной индукции. При полной индукции перечисляются все предметы данного класса и обнаруживается присущие им всем свойства. При не полной же индукции производится наблюдение ограниченного числа фактов и делается общий вывод относительно всего класса данных явлений. В основе не полной индукции лежит заключение по аналогии, которое всегда носит вероятностный характер и не обладает строгой необходимостью. Поэтому Бекон считает, что необходимо искать факты не только подтверждающие какой-то вывод, но и опровергающие его, не только перечисления, но и исключения. Главное значение имеет именно исключения. Человеческий разум в состоянии познать бытие, но это не легко, т.к. разум подвержен заблуждениям. Бекон называет их «идолами» или «призраками». Освобождение человека от «идолов» познания – это предмет критической работы философа или ученого.

«Идолы» - это предрассудки или предрасположения, которыми обременено сознание человека.

Существуют:

v Идолы пещеры – связаны с индивидуальными особенностями людей

v Идолы театра – формируются в результате не критической веры авторитета

v Идолы площади (рынка) – являются источником общения людей

v Идолы рода – наиболее опасные, поскольку коренятся в самой человеческой сущности, в чувствах и разуме человека.

Рационализм.

Рационализм XVII – XVIII вв. исходил из идей естественного порядка бесконечной причиной цели, пронизывающей весь мир. Принцип рационализма разделяли как материалисты, так и идеалисты. Рационализм – это направление в теории познания, признающее разум основой познания и поведения людей.

Основателем рационализма стал французский философ Рене Декарт. Декарт не только выдающийся философ и крупнейший математик своего времени. Декарт – один из основоположников «новой философии» и новой науки. Он выступил с требованием пересмотра всей прошлой традиции, но, в отличии от Бекона, он считал необходимостью опираться не на опыт, а на разум и самопознание.

Декарт находит первичную достоверность в «мыслящем я» и формирует принцип методологического сомнения: сомневаться следовательно мыслителю, мыслю следовательно существую. Т.о. основание нового метода мышления Декарт находит в самом разуме, точнее в его внутреннем самосознании. Самосознание – это субъективная достоверность. Декарт понимает субъект гносеологически, т.е. как то, что противостоит объекту. Расщепление всей действительности на субъект и объект принципиальная новизна философии Декарта.

Декарту принадлежит идея создания единого научного метода, который он назвал «универсальной математикой». Как и Бекон Декарт видел целью научного познания господство над природой, поэтому процесс познания должен стать непрерывным производством истины. Это возможно с помощью метода рациональной дедукции. Декарт разделял позиции методологического скептицизма, а поэтому поддерживал его цель.

Правила метода.

v Не принимать ничего за истину, если ты не познал ее без поспешности и заинтересованности

v Разделять изучаемые вопросы на составные части

v Излагать свои идеи в надлежащей последовательности от простого к сложному

v Совершать везде полные расчеты и полные образы, чтобы быть уверенным в том, что ничего не пропустил.

Декарт заложил в новой философии основы дуализма. В своей онтологии он признает как материальный принцип (не зависящее от духа, о существовании материи) так и духовный принцип (не зависящее от материи и материального cogito мышления). Центрально понятие онтологии Декарта субстанция, т.е. нечто лежащее в основе. Сотворенный мир Декарт делит на два рода субстанции – духовную и материальную. Не материальная субстанция имеет в себе идеи, которые присущи ей изначально, т.е. врожденные.

Врожденные идеи – это условие возможности всеобщего и необходимого знания, т.е. науки и научной философии. Главный атрибут материальной субстанции – протяжение. Декарт является одним из творцов механистической картины мира, которая составляет основу философии и естествознания вплоть до начала XIX в. и одним из творцов классической механики. Принцип субъективной достоверности означал изменение ориентации: от усвоения чужих мнений к созданию собственных. Сомнение должно расчистить почву для постройки культуры нового типа – рациональный, который должен уступать место культуре традиционной.

Немецкая классическая философия.

1) Теоретическая философия Канта

2) Практическая философия Канта

Теоретическая философия Канта

Кант сформулировал задумку своей философии: определение границ достоверного знания. Кант считает, что способ познания определяется не характером и структурой познаваемой субстанции, а спецификой познающего субъекта. Не следует рассматривать субъект как помеху, которая искажает и заземляет действительное положение вещей. Задача: установить различие субъективных и объективных элементов знания исходя из знания самого субъекта. В субъекте Кант различает 2 уровня:

1) Эмпирический

2) Трансцендентальный

Объективность знания обусловлена структурой трансцендентального субъекта, т.е. надындивидуального начала в человеке. Кант называет свою философию трансцендентальной, а метод критическим. Деятельность субъекта впервые выступает как следствие. В этом состоит «____________» переворот в философии осуществленный Кантом. У Канта меняется представление о соотношении рационального и эмпирического момента в познании. Чувственность и рассудок имеют между собой принципиальные различия. Это две разные способности познания. Научное познание – синтез этих разнородных элементов. Ощущения без понятий слепы, а понятия без ощущений пусты. Вопрос в том как осуществляется синтез чувственности и рассудка, как обосновать необходимость и всеобщность знания как продукта такого синтеза. Как возможны синтетические доопытные (априорные) суждения. Как получить содержание понятий не выводимых одно из другого логически, чтобы это соединение, эта связь носила всеобщий и необходимый характер.

Чувственность доставляет нам многообразие ощущений. Принцип единства исходит из понятия разума. Наша чувственность имеет свои доопытные априорные формы - пространство и время. Пространство – это априорная форма внешнего чувства. Время – это априорная форма внутреннего чувства. Восприятие носит индивидуальный и субъективный характер. Чтобы оно превратилось в опыт, т.е. приобрело характер общезначимости, необходимо участие мышления, оперирующего понятиями, т.е рассудка. Деятельность рассудка имеет спонтанный и формальный характер. Рассудок выполняет функцию подведения многообразия чувственного материала под единство понятий. Рассудок Кант определяет как познание через понятие «рассудок можно вообще представить как способность составлять суждения». Рассудок есть способность мыслить в определенной независимости от чувственных впечатлений. Рассудок – это способность подводить ряд правил.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: