Государственная служба - публичный институт реализации конституции, законов и функции государства. Она формируется как система нормативно установленных государственных органов - служб, надзоров, агентств и т.п. для профессионального исполнения и обеспечения полномочий органов государственной власти и управления. Институт функциональных административных служб, имеющий не политический, а юридический характер, призван обеспечивать, гарантировать осуществление государственных задач.
Государственная служба обеспечивает реализацию политических программ, законов. Функционально-деятельностный подход к государственной службе позволяет характеризовать ее как административно - процессуальную форму государственного управления.
Министерство - федеральный орган исполнительной власти, проводящий государственную политику, осуществляющий управление в установленной сфере деятельности, а также координирующий деятельность в этой сфере иных федеральных органов исполнительной власти.
Административные функции, иначе функции государственной службы, гocударственного административного управления, в том числе административно-распорядительные, функционального регулирования, регламентирования, координации в законоустановленной сфере деятельности, связанные также с правом создавать административные структуры вне и в рамках министерства, а также административно-исполнительные, собственно профессионально-управленческие (разрешительные, организационные, по регулированию, учету, контролю, защите прав - в целом, правоприменения, обеспечения правового и процессуального административного режима). Таким образом, государственная служба - это система государственных органов (служб, надзоров, агентств и т.д.), исполняющих административные функции по предметам ведения, а также входящие структурно в состав министерств, ведомств подразделения, исполняющие административные функции.
|
Государственная служба и государственные органы. Госорганы власти связаны сгосударственной службой как политическое влияние на администрацию, исполняющую государственные функции. Профессиональные административные службы в последнее время получают все большее развитие. К примеру, судебная власть создала службу судебных приставов, судебный департамент и другие органы.
Государственная служба - это административный процесс исполнения титульного юридического процесса госоргана, действующего в определенном разделении государственной власти. Можно сказать: госслужба является процессуальной формой госоргана (как судопроизводство для суда). Поскольку ни один госорган не исчерпывает собой института государственной власти и государства, а является только первичной ячейкой госаппарата, то конституционно-установленное единство госвласти при ее осуществлении обеспечивается единством административного процесса государственной службы как службы исполнения и обеспечения исполнения власти государства.
Государственная служба и публичные службы. Государственная служба формируется как система госорганов - публичных служб наряду с аппаратом органов исполнительной власти, должностных лиц. Публичные службы (миграционная, налоговая, таможенная и пр.) в отличие от органа госвласти не обладают правотворческими полномочиями, т.е. не могут создавать, упразднять или изменять какое-либо право; они обеспечивают порядок и процедуры реализации, контроля, законности и защиты права.
|
Содержательную деятельность каждого вида государственной службы определяет его базовая функция.
Основная функция государственной службы - управление в процессе (во времени и пространстве) как служение государству, обществув целях обеспечения законности и правопорядка, стабильности и развития.
Государственная служба - это ведение государственных делв органах всех ветвей власти: законодательной, исполнительной и судебной. Управляя государственными делами во всех разделениях госвласти, государственная служба придает им правовую общность, чем способствует единству госвласти, правовому характеру государства.
Принципы правового государства требуют (и тем определяют функцию госслужбы - исполнение законов) безусловного верховенства Конституции РФ и федерального законодательства над всеми иными отношениями и основаниями в частной и общественной жизни.
Если какой-либо субъект права не исполняет сообразные обстоятельствам его действий нормы законодательства, то вступает в силу другой принцип и реализуется еще одна функция госслужбы - обеспечение исполнения законов.
Государственная служба имеет регулятивные функции в отношении порядка и процедур реализации, обеспечения, охраны законности, контроля и защиты права, которые реализуются в практике нормотехнического восполнения правовых пробелов, в администрировании законов.
|
В целом, фундаментальные функции государственной службы можно определить как правовосстановительные, правоприменительные, правоохранительные.
Государственная служба как правовой институт (право госслужбы) имеет три образа:
• Публичное право как совокупность норм, гарантирующих общее, естественное право народа, граждан нации на профессиональное участие в ведении государственных дел. Это право реализуется нормами международного права, различных отраслей публичного права (конституционного, трудового, финансового, уголовного и т.д.
• Корпоративное (административно-служебное) право как совокупность норм, регулирующих законоустановленный социальный институт профессионального сообщества государственных служащих; правила и процедуры поступления на службу, осуществления службы, продвижения по службе, прекращения службы. Оно реализуется нормами конституционного права, ординарных (тематических) законов о государственной службе.
• Субъективное право гражданина на равнодоступность при поступлении на госслужбу, исполнение замещаемой государственной административной должности. Это право регламентируется главным образом нормой конституционного права.
Практика государственного управления в России подтвердила вывод о том, что отсутствие специализированного постоянно-действующего государственного органа по вопросам государственного управления и государственной службы блокирует развитие теории и практики государственного строительства, становление и реформирование публично-правового института государственной службы.
Задание
Составить распоряжение о поощрении государственного (муниципального) гражданского служащего.
МИНИСТЕРСТВО ЮСТИЦИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ФЕДЕРАЛЬНАЯ СЛУЖБА СУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ
(ФССП РОССИИ)
УПРАВЛЕНИЕ
ФЕДЕРАЛЬНОЙ СЛУЖБЫСУДЕБНЫХ ПРИСТАВОВ ПО МУРМАНСКОЙ ОБЛАСТИ
183012, г. Мурманск, ул.К. Либкнехта, д.46/2.
тел.8 (8152) 42-08-55, ф.42-08-18
ОКПО 71896885 ОКАТО 47527000000
ИНН/КПП 5190132481/511232002
ПРИКАЗ
(распоряжение)
15.10.2008 №52-к
О поощрении Николаевой М.И.
Объявить благодарность Николаевой Марии Ивановне, судебному приставу-исполнителю Управления Федеральной службы судебных приставов, за добросовестную и высокопрофессиональную работу.
Премировать Николаеву М.И. в размере 50% оклада денежного содержания.
Руководитель Иванов И.И. Иванов
С приказом ознакомлена: Николаева М.И. Николаева
Список литературы
НОРМАТИВНО - ПРАВОВЫЕ АКТЫ
Конституция РФ от 12.12.1993г.
ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации"
от 31.07.1995 г.
ФЗ от 27.07.2004г. № 79 - ФЗ "О государственной гражданской службе Российской Федерации"
ФЗ "О системе государственной службы Российской Федерации" от 01.12.2007г.
Учебная литература
1. Д.Н. Бахрах, "Административное право России", изд. "Норма", Москва, 2002г.
2. Н.И. Глазунова, "Система государственного управления", изд. "Юнити", Москва, 2002г.
3. В.И. Кнорринг, "Основы государственного и муниципального управления", изд. "Экзамен", Москва, 2005г.
4. Е.И. Козлова, "Конституционное право России", изд. "Юристъ", Москва, 2003г.
5. А.В. Оболонский, "Государственная служба", изд. "Дело", Москва, 2000г.