Тема 6. Социологические доминанты коммуникации.




Сравнительный анализ опосредованного и межличностного общения

Общение в условиях массовой коммуникации   Межличностное общение  
Опосредованность общения техническими средствами   Отсутствие опосредованности
Общение больших социальных групп   Общение в основном отдельных индивидов  
социальнаяориентированность общения   Как социальная, так и индивидуально - личностная ориентированность  
Организованный, институциональный характер   Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения  
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения   Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта  
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения   Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общения  
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей   Попеременная смена направленности информации и коммуникативных роле
«Коллективный» характер коммуникатора «Индивидуальный» характер коммуникатора
Массовая анонимная, разрозненная аудитория   Реципиент — отдельный человек  
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность   Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность  
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения индивидуальный» характер коммуникатора Преобладание непосредственного восприятия сообщения  

Вопросы для самоконтроля

1. Базовые модели коммуникации

2. Типы коммуникации: по способу и с учетом времени

3. По масштабу общения: внутриличностная и межличностная

4. Коммуникативные процессы в организации. Коммуникативные сети

5. Групповая коммуникация

 

Тема 6. Социологические доминанты коммуникации.

Социологическая доминанта это социально обус­ ловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Выделение социальных доминант коммуникации позволяет создать базу для сравнительного изучения коммуникативных систем в определенный момент и в историческом развитии, выявить механизм взаимодей­ствия социологических и психологических факторов, доминирующая роль которых в естественной коммуникации сильно варьируется.

Степень изученности этих характеристик социальной ком­муникации не одинакова. Все многообразие социологических до­минант можно типизировать в четыре группы: стратификацион­ную, ситуативную, оценочную и функциональную.

Стратификационная группа социологических доминант коммуни­кации. Доминанты, обусловленные соци­ологическими факторами — социальной стратификацией обще­ства и языка, а именно: социальным статусом коммуникантов, со­циальной дифференциацией, интеграцией и интерференцией языков.

Социальный статус индивида понимается поло­жение в определенной социальной ситуации или структуре. Вопрос об определении признаков данной категории остается дискуссионным. В собственно социологическом контексте достаточно стабильны первичные «горизонтальные» при­знаки, обусловленные социально-экономическим положением инди­видов — представителей крупных социальных структур — классов, страт. Вторичные, «вертикальные» признаки, обусловленные демог­рафическими факторами (возрастными, половыми, а также культуро­логическими, образовательными, профессиональными и т.п.), харак­теризуют социальные группы и микрогруппы. В социокоммуникативном аспекте наиболее существенны прагматический, коммуникатив­ный и когнитивный параметры измерения социального статуса.

Определяющим в прагматическом параметре социального ста­туса индивида является не только его социально-экономическое положение, но и образ жизни, общественная деятельность, отно­шение к социальным ценностям и партнерам. Единства в иерар­хии статусов нет. Разные исследователи избирают разные крите­рии и степени детализации. Так, современные экономисты США представляют шестичастную иерархию, на вершине которой на­ходятся «тайкуны» — индустриальные и финансовые магнаты, обладающие не только богатством, но и властью. Затем выделяют­ся крупные группы по признаку дохода — высокого, выше сред­него, среднего, ниже среднего и «за чертой бедности». Британские источники выделяют три класса — высокий, средний и рабочие.

В нашем обществе еще не сложилась новая иерархия статусов. Наиболее четкая дифференциация основывается на социально-экономических факторах, закрепленных в противопоставлении слов «имущие» — «неимущие», что вполне соответствует семиотической модели оппозиции признаков социального статуса «главный — не­главный». Наиболее отчетливо социальный статус отражается в языке рекламы — «уважаемые господа», «дамы и господа». Новообразо­вания типа «бомжи-бомжихи» актуализируются преимущественно в описательном авторском дискурсе.

В коммуникативном параметре статуса определяющим является коммуникативный код (система нормативных вербальных и не­вербальных средств, предписанная данному статусу и используе­мая с учетом характера ситуации и типа коммуникативной сферы, т.е. общелитературный язык, диалект, жаргон). Так, нормы рус­ской речи обусловлены влиянием территориальных и диалектных факторов, входящих в число существенных признаков статуса.

Когнитивный параметр статуса характеризует индивида с точ­ки зрения его коммуникативной компетентности, обеспечиваю­щей адекватное в социальном плане общение, и которая обуслов­лена целым рядом когнитивных факторов: фоновыми знаниями (об окружающем мире, в том числе и о социальной структуре об­щества, социальных ценностях), нормативного употребления ком­муникативных систем разных уровней и способностью адекват­ной интерпретации информации.

Наиболее значимыми когнитивными характеристиками выступают способности к обобщению и систематизации мно­гомерного восприятия окружающего, обусловленные социальным опытом и объективными возможностями индивида; адекватной оценке «статуса языка» — его «социальной престижности» (в ус­ловиях билингвизма) и соответствия конкретным социальным ус­ловиям коммуникации, что может потребовать определенной адап­тации к партнеру и самокоррекции; интерпретирующей деятель­ности — пониманию смысловой и оценочной информации в кон­кретной социальной ситуации.

Социальная дифференциация - процесс образова­ния новых видов деятельности и актуализируется в коммуника­ции представителей определенных социальных структур, выделя­емых по первичным и вторичным признакам, т.е. классам, сосло­виям, слоям городских и сельских жителей, составляющим терри­ториально и экономически дифференцированные общности. Для представителей социальных групп, различающихся по половозрас­тным признакам, также характерно использование различных ва­риантов коммуникативных средств, построения высказываний. Раз­личие наблюдается и в использовании невербальных средств ком­муникации (жестов, мимики, телодвижений), в соблюдении раз­личных норм сохранения дистанции между коммуникантами.

Социальная дифференциация коммуникации может опреде­ляться и историческими особенностями становления иерархии общества, включающими этнический состав населения, культур­ные традиции и образ жизни. Пределом социальной дифферен­циации в области коммуникации служит использование узких (ло­кальных или профессиональных) «языков», отличающихся глав­ным образом набором стереотипных высказываний, терминов, профессионализмов и жестов, обслуживающих малые группы.

Обратная направленность во взаимодействии социальных и ком­муникативных факторов обусловлена объективными процессами социальной интеграции общества и понимается как стремление к це­лостности через гармоничное объединение частей, наблюдаемых на уровне личности, группы, региона, социальных институтов и общества в целом. Интеграция в социальной коммуникации есть результат естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говоров.

Процесс интеграции — длительный процесс, в результате ко­торого может ослабевать роль диалектов или местных говоров, особенно если нарушается целостность общества по территори­альному признаку. Интеграция еще и сложный процесс, потому что сам литературный язык как нормативная коммуникативная система неоднороден, включает в себя социальные, территори­альные, функционально-стилистические переменные.

Отмечено, что социальная интеграция тем сильнее, чем шире об­щественные сферы использования литературного языка. Этим объяс­няется заметная активизация процессов интеграции под воздействием средств массовой информации. Сходство сообщаемой информации, а иногда и ее социальной оценки, тиражированность литературной нормы языка, регулярность ее воспроизведения и восприятия — все это не может не сказаться на ускорении процесса интеграции в ком­муникации. Большое значение имеют и такие социальные факторы, как доступность образования для всех слоев населения, устойчивые социально-экономические и культурные связи регионов страны.

Интерференция - особый вид взаимодействия социальных и коммуникативных факторов. Это либо смешение двух языков (родного и неродного), либо разных коммуникативных ко­дов (официального и неофициального, литературного и жаргонно­го) в рамках одного языка, либо временное включение в действу­ющую коммуникативную систему отдельных «инородных» по своей функционально-стилистической ценности элементов.

В первом и втором случаях интерференция — естественный процесс, обусловленный реальной «языковой ситуацией» в обще­стве, и имеет сильную социальную мотивированность. В много­язычных странах (Россия, США, Канада, Швейцария и др.) зна­чительная часть населения владеет двумя (и более) языками как практическим средством общения.

Двуязычие предполагает дифференцированное использование родного и неродного языка в зависимости от коммуникативной ситуации. Но в практическом общении довольно часто происхо­дит невольное смешение отдельных элементов. Это может быть вызвано эмоционально-психологическим состоянием коммуникан­тов или отсутствием в одном из языков слова для выражения реалии. Хуже, когда это диктуется модой или примитивным понима­нием социального престижа.

Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Сюда относятся четыре основных категории — коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и комму­никативная установка.

Коммуникативная роль - определенное поведение в определенной ситуации, сопряжена с категорией социального статуса. Социальные роли определяют способ использова­ния коммуникативных средств и выбор их вариантов.

При осмыслении коммуникативных ролей необходимо учиты­вать, что между ролью и статусом существует двухсторонняя связь. С одной стороны, социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная соци­альный статус коммуникантов, можно с определенной долей ве­роятности прогнозировать их ролевые функции и способы их вы­ражения. С другой стороны, по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.

Следует подчеркнуть, что понятия статуса и роли необходимо отличать от понятия «социальный стереотип» — упрощенный, стан­дартизованный образ социальных объектов и событий, отличаю­щийся устойчивостью и повторяемостью (господин, офицер, де­путат, презентация, митинг и т.п.). Социальные стереотипы могут иметь как положительную, так и отрицательную интерпретацию. В последнем случае они способствуют возникновению предубеж­дений, неприязни как на межличностном, так и на общенацио­нальном уровнях. Воздействие стереотипов велико благодаря ши­роким возможностям средств массовой информации, когда они превращаются в эмоционально окрашенные коммуникативные ус­тановки в условиях регулярности и тиражированности.

Коммуникативная сфера - социально обусловлен­ная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями — не­обходимостью сообщить или получить некоторую информацию. Коммуникативные сферы тесно связаны с обществен­ной деятельностью людей, в основе которой лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера. Комму­никативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых харак­теристик коммуникации, таких как смысловая информация, соци­альный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией.

Коммуникативная сфера актуализируется в дискурсе. Особенность коммуникативной сферы состоит в ее динамичности — способности многократно изменять тематическое поле дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов.

Количество и номенклатуракоммуникативных сфер определяет­ся социоэкономическим и культурным уровнями развития общества в данный исторический период. Существующие типологии комму­никативных сфер различаются по степени детализации. Основным критерием выделения типов коммуникативных сфер служит инфор­мационное (тематическое) поле дискурса, а вспомогательным — спо­соб и средства выражения этой информации. По данным критериям различаются обиходно-бытовая, деловая, научная, профессиональ­ная и художественно-творческая типовые коммуникативные сферы.

Социальная/коммуникативная ситуация - «совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность». В коммуникации ситуация занимает важное ме­сто: с ней связана проблема ситуативного варьирования коммуни­кацией. В рамках коммуникации социальная ситуация мо­жет быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, которые способствуют или ограни­чивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие.

Социальная ситуация, как и многие другие социальные кате­гории, имеет сложную структуру. Определяющими для социаль­ной ситуации являются три условия — место коммуникации, вре­менная продолжительная ориентация коммуникации и участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, «наблю­дающие», от которых зависит создание конкретной ситуации.

Социальных ситуаций бесчисленное множество, поэтому до сих пор нет общепринятой их классификации или типологии. Обычно их группируют по трем признакам: официальные и нео­фициальные ситуации; кратковременные и долговременные; уп­равляемые и неуправляемые или планируемые и спонтанные. Если все эти условия, способствующие социальной коммуникации, рас­сматривать в совокупности, то общая типология может строиться по единому признаку — эффективности коммуникативного взаи­модействия коммуникантов. По этому признаку выделяются два основных типа социальных ситуаций: благоприятных, способству­ющих сплочению, пониманию, интеграции; неблагоприятных, приводящих к непониманию, конфликтам, дезинтеграции.

Коммуникативная установка - воздействие на партнера с той или иной целью: убедить, посеять сомнения, зас­тавить что-то сделать и т.п. Это важный компонент коммуника­ции, так как служит связующим звеном между социальной ин­формацией и речевым поведением коммуникантов. Коммуникативная установка различается в зависимости от характера инфор­мации. Так, при передаче деловой информации предполагается установка на регламентирование своей деятельности, ее результа­тов и достоверности сообщаемых фактов, а при передаче познава­тельной — на интерес и перспективу творчества.

Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. В кратковременной ситуа­ции установка актуализируется в высказываниях на базе речевых актов различного типа. В долговременной ситуации установка ак­туализируется в дискурсе, соотносясь с его характеристиками — смысловым регистром и способом передачи информации. Она мо­жет быть выражена непосредственно с помощью вербальных средств или намеком с помощью стереотипного высказывания и невербаль­ных средств. Своеобразным способом выражения установки слу­жит коммуникативный код, который выбирается в зависимости от актуальности ситуации в целях эффективного воздействия на партнера. Имея определенное коммуникативное намерение, от­правитель информации выбирает наиболее оптимальный, по его мнению, вариант коммуникативного воздействия.

Оценочная группа социологических доминант коммуникации. Сопряженные категории. В коммуникативном процессе они актуализируются одновременно, в совокупности пред­ставляя оценочную ориентацию коммуникантов, связанную со смыс­ловой информацией, с отношением к партнеру или оценочной информа­цией, ценностной ориентацией и самооценкой. Данные категории тесно связаны с содержательным аспектом коммуникации, в котором пере­секаются собственно смысловые и оценочные характеристики.

Ценностные представления индивида формируются через по­знание окружающего мира, через процессы социального общения, воспитания и деятельности. Система ценностных представлений («этическая система») может включать объективные ценности типа «добро» и «зло», но средства и условия освоения этих ценностей могут оцениваться по-разному: либо на основе общественного мне­ния; либо в соответствии с нравственными нормами или религиоз­ными убеждениями данного общества; либо субъективно.

Смысловая информациясвязана с социальными реалиями, с явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в пла­не социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить, как совокупность компонентов содержатель­ного аспекта коммуникации, отражающего познавательную дея­тельность человека, которая мотивирована социальными интере­сами и потребностями индивида и общества и используется в це­лях регуляции социальных отношений.

В реальной коммуникации смысловая информация тесно свя­зана со смысловым (тематическим) полем дискурса, но может быть передана даже одним высказыванием.

Социально значимой категорией смысловая информация стано­вится в том случае, когда связана с социальными реалиями, с явле­ниями, представляющими интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысло­вую информацию можно определить, как совокупность компонен­тов содержательного аспекта коммуникации, отражающего позна­вательную деятельность человека, мотивированную социальными интересами и потребностями индивида и общества и используе­мую в целях регуляции социальных отношений.

Оценочная информация - компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятель­но, без опоры на смысл. Конечно, оценочную информацию можно получить из отдельных высказываний типа: «Все это чепуха, ложь!». Но эти высказывания представляют собой реплики в ответ на смысловую информацию. Оценочная информация содержит качествен­ную оценку смысловой информации и осознанно или неосознан­но, намеренно или ненамеренно передает отношение говорящего (пишущего) к той или иной социальной информации. В этом со­стоянии она и важна для социальной коммуникации.

Ценностная ориентация - избирательное отношение че­ловека к материальным и духовным ценностям, как система его ус­тановок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении. Она имеет двойную обусловленность — соци­альную и психологическую. С одной стороны, оценочное отноше­ние к партнеру базируется на его социально-ролевом статусе; с дру­гой — на субъективных ощущениях симпатии — неприязни, чув­ствах уважения — презрения и т.п. Оценочное отношение зачастую формируется на основе социального с1ереотипа индивида, группы.

Самооценкасвойство человека оценивать себя — свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуа­ции. Рассматриваемая в теоретико-познавательном плане, катего­рия самооценки соотносится с теорией рефлексии как теорией са­мопознания. Согласно этой теории человеку, социальной группе, обществу в целом свойственно сознательно оценивать себя и свою деятельность, а также выяснить, как воспринимаются другими его личностные качества и деятельность.

В естественной коммуникации рассмотренные выше катего­рии актуализируются одновременно через коммуникативные еди­ницы соответствующих уровней коммуникации, хотя в конкрет­ных дискурсах они могут занимать доминирующее положение.

Функциональная группа социологических доминант коммуникации. Основными функциями коммуникации являются взаимодействие коммуникантов и воздей­ствие на них с определенной целью. Социальная коммуникация ос­новывается на трех основных базовых функциях общей коммуника­ции — информационной, прагматической и экспрессивной. Анализ различных уровней коммуникации свидетельствует о том, что в рам­ках этих базовых функций выделяются частные и специализирован­ные функции, которые актуализируются с помощью разнообразных коммуникативных средств. Их можно обобщить в следующие группы: контактоустанавливающая, самопрезентации, аппелятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная и перформативная.

Контактоустанавливающая (фатическая) функция актуализи­руется в устной и письменной формах коммуникации с помощью стереотипных вербальных высказываний и невербальных средств. В письменных научных текстах вводный абзац иногда выполняет контактоустанавливающую функцию.

Функция самопрезентации (самооценки) актуализируется в си­туациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, созна­тельно или бессознательно создает свой образ, который может со­ответствовать или не соответствовать его социальному статусу и ком­муникативной роли. В актуализации самопрезентации значитель­ное место занимают невербальные средства — фонационные и кинесические. При самопрезентации проявляется также ценностная ориентация говорящего, его самооценка.

Аппелятивная функция (функция обращения) актуализируется че­рез четкую социальную ориентацию при обращении к людям с раз­ным социальным статусом, дифференцированно используя не только формы имени, но и формы обращения. Одновременно с вербаль­ными здесь могут быть привлечены и невербальные средства. Явля­ясь универсальной функцией, обращение имеет свои особенности выражения в разных культурно-генетических ареалах. Так, в рус­ском ареале обращение по имени имеет много социально-диффе­ренцированных вариантов. Традиционно при обращении к стар­шему или в деловой официальной ситуации используется отчество. Однако под влиянием американского коммуникативного стереоти­па наметилась тенденция опускать отчество (пока еще не в функ­ции непосредственного обращения); ведущие радио- и телепередач часто обращаются к своим коллегам по имени, создавая этим не­формальную ситуацию беседы и доверительности.

Побудительная (мотивационная) функция актуализируется в оби­ходно-бытовой сфере коммуникации с помощью эксплицитных (разъяснительных) средств выражения, которые выбираются в зави­симости от статусно-ролевых отношений коммуникантов. Но могут быть использованы и импликационные средства, преимущественно фонационные. Правильно выбранный тон, громкость голоса, паузы в высказывании не менее красноречивы, чем слова, и могут служить сильным мотивирующим стимулом для реакции партнера.

Волеизъявительная (директивная) функция актуализируется в ре­чевых актах типа директива (распоряжение, приказ и т.п.). Отличи­тельная черта данной функции в плане выражения — довольно ог­раниченный выбор стереотипных высказываний. Экспрессивную функцию коммуникации при этом выполняют невербальные сред­ства, как бы компенсируя невыразительность вербальных.

Регулирующая (саморегулирующая) функция актуализируется эксп­лицитно, обычно в официальных ситуациях, главным образом с по­мощью вербальных средств в стереотипных высказываниях — рече­вых формулах типа: «Ваше время истекло!», «Пора заканчивать/на­чинать». В неофициальных ситуациях, особенно при межличностном общении, регулирующая функция может актуализироваться имплицитно: для того чтобы побудить собеседника к высказыванию, отвлечь его внимание или, напротив, вернуть его к интересующему вопросу, широко используются взгляд, жест и пауза, регулирующая функция как бы двунаправлена — на партнера и на себя. В после­днем случае фактически осуществляется саморегуляция. Специфика этой функции заключается в ее динамизме, обусловленном измене­нием ситуации, введением новой информации и т.п.

Ритуальная (магическая) функция актуализируется в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обряда­ми, поверьями и суевериями (поэтому ее иногда называют маги­ческой). Это устойчивая функция. Она выражается с помощью по­стоянного набора вербальных и невербальных средств, которые ак­туализируются в стереотипных высказываниях — речевых форму­лах и имеет ярко выраженную социальную ориентацию, так как предполагает соблюдение предписанных норм речевого поведения согласно «обычаю». Являясь универсальной, ритуальной, функция имеет наиболее ярко выраженную национальную специфику в спо­собах актуализации, обусловленных историко-культурологическими факторами развития общества, нации, этноса.

Перформативная (формативная) функция (лат.— дей­ствую) сопряжена с ритуальной функцией (иногда их объединяют), поскольку она актуализируется в стереотипных ситуациях и уста­новках коммуникации. К специфическим чертам перформативной функции относятся сообщения информации главным обра­зом о совершаемых действиях и то, что высказывание и совершае­мое действие эквивалентны. Например, высказывания типа «Изви­ните!», «Благодарю вас!», «Я обещаю, клянусь!» фактически вер­бальные действия извинения, благодарности, обещания, клятвы. Если кто-то говорит: «Я торжественно клянусь!», это значит, что он связан клятвой, т.е. без высказывания нет действия. Иногда такие высказывания называют перформативными. Они интерпретируют­ся однозначно, будучи жестко ограничены социальной ориентаци­ей — коммуникативной сферой, ситуацией и установкой. Поэтому данная функция имеет свойства социального символизма.

Рассмотренные выше функции обязательны для социальной коммуникации и, следовательно, относятся к социологическим доминантам. Другие коммуникативные функции также социаль­но обусловлены (по своей природе), но актуализация их социаль­но значимых компонентов имеет факультативный характер, по­этому они не включаются в число доминант.

Подчеркивая важность социологических доминант, необходи­мо отметить и специфику их выражения коммуникативными средствами, обусловленную правилами, нормами, речевыми сте­реотипами, образующими в совокупности так называемый рече­вой этикет.

 

Вопросы для самоконтроля

1. Стратификационная группа доминант.

2. Какие существуют теории социальной стратификации? Расскажите группе

3. Сложилась ли в современной России система социальной стратификации? Представьте группе взгляды на этот вопрос

4. Социальная дифференциация как коммуникативная доминанта

5. Коммуникативная интерференция в многоязычных странах (билингвизм и др.) – Россия, США, Канада, Швейцария и др.

6. Ситуативная группа доминант.

7. Социальные роли – общая теория

8. Оценочная группа доминант

9. Функциональная группа доминант

10. Эксплицитные и имплицитные высказывания

11. Речевой этикет. Этикетные речи (приветствие, поздравление, PR жанры)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: