Сравнительный анализ опосредованного и межличностного общения
Общение в условиях массовой коммуникации | Межличностное общение |
Опосредованность общения техническими средствами | Отсутствие опосредованности |
Общение больших социальных групп | Общение в основном отдельных индивидов |
социальнаяориентированность общения | Как социальная, так и индивидуально - личностная ориентированность |
Организованный, институциональный характер | Как организованный, так и (в большей мере) спонтанный характер общения |
Отсутствие непосредственной связи между коммуникатором и аудиторией в процессе общения | Наличие непосредственной обратной связи между общающимися в процессе коммуникативного акта |
Повышенная требовательность к соблюдению принятых норм общения | Более свободное отношение к соблюдению принятых норм общения |
Однонаправленность информации и фиксирование коммуникативных ролей | Попеременная смена направленности информации и коммуникативных роле |
«Коллективный» характер коммуникатора | «Индивидуальный» характер коммуникатора |
Массовая анонимная, разрозненная аудитория | Реципиент — отдельный человек |
Массовость, публичность, социальная актуальность и периодичность | Единичность, приватность, универсальность, социальная и индивидуальная актуальность, необязательная периодичность |
Преобладание двухступенчатого характера восприятия сообщения индивидуальный» характер коммуникатора | Преобладание непосредственного восприятия сообщения |
Вопросы для самоконтроля
1. Базовые модели коммуникации
|
2. Типы коммуникации: по способу и с учетом времени
3. По масштабу общения: внутриличностная и межличностная
4. Коммуникативные процессы в организации. Коммуникативные сети
5. Групповая коммуникация
Тема 6. Социологические доминанты коммуникации.
Социологическая доминанта — это социально обус ловленная и доминирующая характеристика коммуникации, которая нормативно закреплена в речевом этикете и имеет статус категории. Выделение социальных доминант коммуникации позволяет создать базу для сравнительного изучения коммуникативных систем в определенный момент и в историческом развитии, выявить механизм взаимодействия социологических и психологических факторов, доминирующая роль которых в естественной коммуникации сильно варьируется.
Степень изученности этих характеристик социальной коммуникации не одинакова. Все многообразие социологических доминант можно типизировать в четыре группы: стратификационную, ситуативную, оценочную и функциональную.
Стратификационная группа социологических доминант коммуникации. Доминанты, обусловленные социологическими факторами — социальной стратификацией общества и языка, а именно: социальным статусом коммуникантов, социальной дифференциацией, интеграцией и интерференцией языков.
Социальный статус индивида понимается положение в определенной социальной ситуации или структуре. Вопрос об определении признаков данной категории остается дискуссионным. В собственно социологическом контексте достаточно стабильны первичные «горизонтальные» признаки, обусловленные социально-экономическим положением индивидов — представителей крупных социальных структур — классов, страт. Вторичные, «вертикальные» признаки, обусловленные демографическими факторами (возрастными, половыми, а также культурологическими, образовательными, профессиональными и т.п.), характеризуют социальные группы и микрогруппы. В социокоммуникативном аспекте наиболее существенны прагматический, коммуникативный и когнитивный параметры измерения социального статуса.
|
Определяющим в прагматическом параметре социального статуса индивида является не только его социально-экономическое положение, но и образ жизни, общественная деятельность, отношение к социальным ценностям и партнерам. Единства в иерархии статусов нет. Разные исследователи избирают разные критерии и степени детализации. Так, современные экономисты США представляют шестичастную иерархию, на вершине которой находятся «тайкуны» — индустриальные и финансовые магнаты, обладающие не только богатством, но и властью. Затем выделяются крупные группы по признаку дохода — высокого, выше среднего, среднего, ниже среднего и «за чертой бедности». Британские источники выделяют три класса — высокий, средний и рабочие.
В нашем обществе еще не сложилась новая иерархия статусов. Наиболее четкая дифференциация основывается на социально-экономических факторах, закрепленных в противопоставлении слов «имущие» — «неимущие», что вполне соответствует семиотической модели оппозиции признаков социального статуса «главный — неглавный». Наиболее отчетливо социальный статус отражается в языке рекламы — «уважаемые господа», «дамы и господа». Новообразования типа «бомжи-бомжихи» актуализируются преимущественно в описательном авторском дискурсе.
|
В коммуникативном параметре статуса определяющим является коммуникативный код (система нормативных вербальных и невербальных средств, предписанная данному статусу и используемая с учетом характера ситуации и типа коммуникативной сферы, т.е. общелитературный язык, диалект, жаргон). Так, нормы русской речи обусловлены влиянием территориальных и диалектных факторов, входящих в число существенных признаков статуса.
Когнитивный параметр статуса характеризует индивида с точки зрения его коммуникативной компетентности, обеспечивающей адекватное в социальном плане общение, и которая обусловлена целым рядом когнитивных факторов: фоновыми знаниями (об окружающем мире, в том числе и о социальной структуре общества, социальных ценностях), нормативного употребления коммуникативных систем разных уровней и способностью адекватной интерпретации информации.
Наиболее значимыми когнитивными характеристиками выступают способности к обобщению и систематизации многомерного восприятия окружающего, обусловленные социальным опытом и объективными возможностями индивида; адекватной оценке «статуса языка» — его «социальной престижности» (в условиях билингвизма) и соответствия конкретным социальным условиям коммуникации, что может потребовать определенной адаптации к партнеру и самокоррекции; интерпретирующей деятельности — пониманию смысловой и оценочной информации в конкретной социальной ситуации.
Социальная дифференциация - процесс образования новых видов деятельности и актуализируется в коммуникации представителей определенных социальных структур, выделяемых по первичным и вторичным признакам, т.е. классам, сословиям, слоям городских и сельских жителей, составляющим территориально и экономически дифференцированные общности. Для представителей социальных групп, различающихся по половозрастным признакам, также характерно использование различных вариантов коммуникативных средств, построения высказываний. Различие наблюдается и в использовании невербальных средств коммуникации (жестов, мимики, телодвижений), в соблюдении различных норм сохранения дистанции между коммуникантами.
Социальная дифференциация коммуникации может определяться и историческими особенностями становления иерархии общества, включающими этнический состав населения, культурные традиции и образ жизни. Пределом социальной дифференциации в области коммуникации служит использование узких (локальных или профессиональных) «языков», отличающихся главным образом набором стереотипных высказываний, терминов, профессионализмов и жестов, обслуживающих малые группы.
Обратная направленность во взаимодействии социальных и коммуникативных факторов обусловлена объективными процессами социальной интеграции общества и понимается как стремление к целостности через гармоничное объединение частей, наблюдаемых на уровне личности, группы, региона, социальных институтов и общества в целом. Интеграция в социальной коммуникации есть результат естественного процесса взаимодействия литературного языка, диалектов и местных говоров.
Процесс интеграции — длительный процесс, в результате которого может ослабевать роль диалектов или местных говоров, особенно если нарушается целостность общества по территориальному признаку. Интеграция еще и сложный процесс, потому что сам литературный язык как нормативная коммуникативная система неоднороден, включает в себя социальные, территориальные, функционально-стилистические переменные.
Отмечено, что социальная интеграция тем сильнее, чем шире общественные сферы использования литературного языка. Этим объясняется заметная активизация процессов интеграции под воздействием средств массовой информации. Сходство сообщаемой информации, а иногда и ее социальной оценки, тиражированность литературной нормы языка, регулярность ее воспроизведения и восприятия — все это не может не сказаться на ускорении процесса интеграции в коммуникации. Большое значение имеют и такие социальные факторы, как доступность образования для всех слоев населения, устойчивые социально-экономические и культурные связи регионов страны.
Интерференция - особый вид взаимодействия социальных и коммуникативных факторов. Это либо смешение двух языков (родного и неродного), либо разных коммуникативных кодов (официального и неофициального, литературного и жаргонного) в рамках одного языка, либо временное включение в действующую коммуникативную систему отдельных «инородных» по своей функционально-стилистической ценности элементов.
В первом и втором случаях интерференция — естественный процесс, обусловленный реальной «языковой ситуацией» в обществе, и имеет сильную социальную мотивированность. В многоязычных странах (Россия, США, Канада, Швейцария и др.) значительная часть населения владеет двумя (и более) языками как практическим средством общения.
Двуязычие предполагает дифференцированное использование родного и неродного языка в зависимости от коммуникативной ситуации. Но в практическом общении довольно часто происходит невольное смешение отдельных элементов. Это может быть вызвано эмоционально-психологическим состоянием коммуникантов или отсутствием в одном из языков слова для выражения реалии. Хуже, когда это диктуется модой или примитивным пониманием социального престижа.
Ситуативная группа социологических доминант коммуникации. Сюда относятся четыре основных категории — коммуникативная роль, коммуникативная сфера, коммуникативная ситуация и коммуникативная установка.
Коммуникативная роль - определенное поведение в определенной ситуации, сопряжена с категорией социального статуса. Социальные роли определяют способ использования коммуникативных средств и выбор их вариантов.
При осмыслении коммуникативных ролей необходимо учитывать, что между ролью и статусом существует двухсторонняя связь. С одной стороны, социальный статус в определенной степени обусловливает ролевые отношения коммуникантов: зная социальный статус коммуникантов, можно с определенной долей вероятности прогнозировать их ролевые функции и способы их выражения. С другой стороны, по коммуникативным ролям можно судить о социальном статусе коммуникантов.
Следует подчеркнуть, что понятия статуса и роли необходимо отличать от понятия «социальный стереотип» — упрощенный, стандартизованный образ социальных объектов и событий, отличающийся устойчивостью и повторяемостью (господин, офицер, депутат, презентация, митинг и т.п.). Социальные стереотипы могут иметь как положительную, так и отрицательную интерпретацию. В последнем случае они способствуют возникновению предубеждений, неприязни как на межличностном, так и на общенациональном уровнях. Воздействие стереотипов велико благодаря широким возможностям средств массовой информации, когда они превращаются в эмоционально окрашенные коммуникативные установки в условиях регулярности и тиражированности.
Коммуникативная сфера - социально обусловленная область коммуникативной деятельности человека, имеющая свои функции, определяемые коммуникативными потребностями — необходимостью сообщить или получить некоторую информацию. Коммуникативные сферы тесно связаны с общественной деятельностью людей, в основе которой лежат духовные связи и производственная деятельность разнообразного характера. Коммуникативная сфера интегрирует целый ряд социально значимых характеристик коммуникации, таких как смысловая информация, социальный статус коммуникантов, их коммуникативные роли и степень мотивированности в обмене информацией.
Коммуникативная сфера актуализируется в дискурсе. Особенность коммуникативной сферы состоит в ее динамичности — способности многократно изменять тематическое поле дискурса в зависимости от мотивированности коммуникантов.
Количество и номенклатуракоммуникативных сфер определяется социоэкономическим и культурным уровнями развития общества в данный исторический период. Существующие типологии коммуникативных сфер различаются по степени детализации. Основным критерием выделения типов коммуникативных сфер служит информационное (тематическое) поле дискурса, а вспомогательным — способ и средства выражения этой информации. По данным критериям различаются обиходно-бытовая, деловая, научная, профессиональная и художественно-творческая типовые коммуникативные сферы.
Социальная/коммуникативная ситуация - «совокупность условий, в которые включены субъект и объект социальной деятельности и которые оказывают влияние на эту деятельность». В коммуникации ситуация занимает важное место: с ней связана проблема ситуативного варьирования коммуникацией. В рамках коммуникации социальная ситуация может быть уточнена как совокупность социально значимых условий актуализации коммуникации, которые способствуют или ограничивают взаимодействие коммуникантов и их взаимное воздействие.
Социальная ситуация, как и многие другие социальные категории, имеет сложную структуру. Определяющими для социальной ситуации являются три условия — место коммуникации, временная продолжительная ориентация коммуникации и участники коммуникации, как непосредственные, так и окружающие, «наблюдающие», от которых зависит создание конкретной ситуации.
Социальных ситуаций бесчисленное множество, поэтому до сих пор нет общепринятой их классификации или типологии. Обычно их группируют по трем признакам: официальные и неофициальные ситуации; кратковременные и долговременные; управляемые и неуправляемые или планируемые и спонтанные. Если все эти условия, способствующие социальной коммуникации, рассматривать в совокупности, то общая типология может строиться по единому признаку — эффективности коммуникативного взаимодействия коммуникантов. По этому признаку выделяются два основных типа социальных ситуаций: благоприятных, способствующих сплочению, пониманию, интеграции; неблагоприятных, приводящих к непониманию, конфликтам, дезинтеграции.
Коммуникативная установка - воздействие на партнера с той или иной целью: убедить, посеять сомнения, заставить что-то сделать и т.п. Это важный компонент коммуникации, так как служит связующим звеном между социальной информацией и речевым поведением коммуникантов. Коммуникативная установка различается в зависимости от характера информации. Так, при передаче деловой информации предполагается установка на регламентирование своей деятельности, ее результатов и достоверности сообщаемых фактов, а при передаче познавательной — на интерес и перспективу творчества.
Установка и способ ее актуализации в значительной степени определяются социальной ситуацией. В кратковременной ситуации установка актуализируется в высказываниях на базе речевых актов различного типа. В долговременной ситуации установка актуализируется в дискурсе, соотносясь с его характеристиками — смысловым регистром и способом передачи информации. Она может быть выражена непосредственно с помощью вербальных средств или намеком с помощью стереотипного высказывания и невербальных средств. Своеобразным способом выражения установки служит коммуникативный код, который выбирается в зависимости от актуальности ситуации в целях эффективного воздействия на партнера. Имея определенное коммуникативное намерение, отправитель информации выбирает наиболее оптимальный, по его мнению, вариант коммуникативного воздействия.
Оценочная группа социологических доминант коммуникации. Сопряженные категории. В коммуникативном процессе они актуализируются одновременно, в совокупности представляя оценочную ориентацию коммуникантов, связанную со смысловой информацией, с отношением к партнеру или оценочной информацией, ценностной ориентацией и самооценкой. Данные категории тесно связаны с содержательным аспектом коммуникации, в котором пересекаются собственно смысловые и оценочные характеристики.
Ценностные представления индивида формируются через познание окружающего мира, через процессы социального общения, воспитания и деятельности. Система ценностных представлений («этическая система») может включать объективные ценности типа «добро» и «зло», но средства и условия освоения этих ценностей могут оцениваться по-разному: либо на основе общественного мнения; либо в соответствии с нравственными нормами или религиозными убеждениями данного общества; либо субъективно.
Смысловая информация — связана с социальными реалиями, с явлениями, которые представляют интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить, как совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, которая мотивирована социальными интересами и потребностями индивида и общества и используется в целях регуляции социальных отношений.
В реальной коммуникации смысловая информация тесно связана со смысловым (тематическим) полем дискурса, но может быть передана даже одним высказыванием.
Социально значимой категорией смысловая информация становится в том случае, когда связана с социальными реалиями, с явлениями, представляющими интерес для общества, социальных групп и индивидов в плане социальных ценностей и проблем. Смысловую информацию можно определить, как совокупность компонентов содержательного аспекта коммуникации, отражающего познавательную деятельность человека, мотивированную социальными интересами и потребностями индивида и общества и используемую в целях регуляции социальных отношений.
Оценочная информация - компонент смысловой информации, поскольку не может актуализироваться самостоятельно, без опоры на смысл. Конечно, оценочную информацию можно получить из отдельных высказываний типа: «Все это чепуха, ложь!». Но эти высказывания представляют собой реплики в ответ на смысловую информацию. Оценочная информация содержит качественную оценку смысловой информации и осознанно или неосознанно, намеренно или ненамеренно передает отношение говорящего (пишущего) к той или иной социальной информации. В этом состоянии она и важна для социальной коммуникации.
Ценностная ориентация - избирательное отношение человека к материальным и духовным ценностям, как система его установок, убеждений, предпочтений, выражающихся в поведении. Она имеет двойную обусловленность — социальную и психологическую. С одной стороны, оценочное отношение к партнеру базируется на его социально-ролевом статусе; с другой — на субъективных ощущениях симпатии — неприязни, чувствах уважения — презрения и т.п. Оценочное отношение зачастую формируется на основе социального с1ереотипа индивида, группы.
Самооценка — свойство человека оценивать себя — свой социальный статус и коммуникативную роль в конкретной ситуации. Рассматриваемая в теоретико-познавательном плане, категория самооценки соотносится с теорией рефлексии как теорией самопознания. Согласно этой теории человеку, социальной группе, обществу в целом свойственно сознательно оценивать себя и свою деятельность, а также выяснить, как воспринимаются другими его личностные качества и деятельность.
В естественной коммуникации рассмотренные выше категории актуализируются одновременно через коммуникативные единицы соответствующих уровней коммуникации, хотя в конкретных дискурсах они могут занимать доминирующее положение.
Функциональная группа социологических доминант коммуникации. Основными функциями коммуникации являются взаимодействие коммуникантов и воздействие на них с определенной целью. Социальная коммуникация основывается на трех основных базовых функциях общей коммуникации — информационной, прагматической и экспрессивной. Анализ различных уровней коммуникации свидетельствует о том, что в рамках этих базовых функций выделяются частные и специализированные функции, которые актуализируются с помощью разнообразных коммуникативных средств. Их можно обобщить в следующие группы: контактоустанавливающая, самопрезентации, аппелятивная, побудительная, волеизъявительная, регулирующая, ритуальная и перформативная.
Контактоустанавливающая (фатическая) функция актуализируется в устной и письменной формах коммуникации с помощью стереотипных вербальных высказываний и невербальных средств. В письменных научных текстах вводный абзац иногда выполняет контактоустанавливающую функцию.
Функция самопрезентации (самооценки) актуализируется в ситуациях, когда говорящий намеренно или ненамеренно, сознательно или бессознательно создает свой образ, который может соответствовать или не соответствовать его социальному статусу и коммуникативной роли. В актуализации самопрезентации значительное место занимают невербальные средства — фонационные и кинесические. При самопрезентации проявляется также ценностная ориентация говорящего, его самооценка.
Аппелятивная функция (функция обращения) актуализируется через четкую социальную ориентацию при обращении к людям с разным социальным статусом, дифференцированно используя не только формы имени, но и формы обращения. Одновременно с вербальными здесь могут быть привлечены и невербальные средства. Являясь универсальной функцией, обращение имеет свои особенности выражения в разных культурно-генетических ареалах. Так, в русском ареале обращение по имени имеет много социально-дифференцированных вариантов. Традиционно при обращении к старшему или в деловой официальной ситуации используется отчество. Однако под влиянием американского коммуникативного стереотипа наметилась тенденция опускать отчество (пока еще не в функции непосредственного обращения); ведущие радио- и телепередач часто обращаются к своим коллегам по имени, создавая этим неформальную ситуацию беседы и доверительности.
Побудительная (мотивационная) функция актуализируется в обиходно-бытовой сфере коммуникации с помощью эксплицитных (разъяснительных) средств выражения, которые выбираются в зависимости от статусно-ролевых отношений коммуникантов. Но могут быть использованы и импликационные средства, преимущественно фонационные. Правильно выбранный тон, громкость голоса, паузы в высказывании не менее красноречивы, чем слова, и могут служить сильным мотивирующим стимулом для реакции партнера.
Волеизъявительная (директивная) функция актуализируется в речевых актах типа директива (распоряжение, приказ и т.п.). Отличительная черта данной функции в плане выражения — довольно ограниченный выбор стереотипных высказываний. Экспрессивную функцию коммуникации при этом выполняют невербальные средства, как бы компенсируя невыразительность вербальных.
Регулирующая (саморегулирующая) функция актуализируется эксплицитно, обычно в официальных ситуациях, главным образом с помощью вербальных средств в стереотипных высказываниях — речевых формулах типа: «Ваше время истекло!», «Пора заканчивать/начинать». В неофициальных ситуациях, особенно при межличностном общении, регулирующая функция может актуализироваться имплицитно: для того чтобы побудить собеседника к высказыванию, отвлечь его внимание или, напротив, вернуть его к интересующему вопросу, широко используются взгляд, жест и пауза, регулирующая функция как бы двунаправлена — на партнера и на себя. В последнем случае фактически осуществляется саморегуляция. Специфика этой функции заключается в ее динамизме, обусловленном изменением ситуации, введением новой информации и т.п.
Ритуальная (магическая) функция актуализируется в ритуалах, связанных с официальными церемониями, религиозными обрядами, поверьями и суевериями (поэтому ее иногда называют магической). Это устойчивая функция. Она выражается с помощью постоянного набора вербальных и невербальных средств, которые актуализируются в стереотипных высказываниях — речевых формулах и имеет ярко выраженную социальную ориентацию, так как предполагает соблюдение предписанных норм речевого поведения согласно «обычаю». Являясь универсальной, ритуальной, функция имеет наиболее ярко выраженную национальную специфику в способах актуализации, обусловленных историко-культурологическими факторами развития общества, нации, этноса.
Перформативная (формативная) функция (лат.— действую) сопряжена с ритуальной функцией (иногда их объединяют), поскольку она актуализируется в стереотипных ситуациях и установках коммуникации. К специфическим чертам перформативной функции относятся сообщения информации главным образом о совершаемых действиях и то, что высказывание и совершаемое действие эквивалентны. Например, высказывания типа «Извините!», «Благодарю вас!», «Я обещаю, клянусь!» фактически вербальные действия извинения, благодарности, обещания, клятвы. Если кто-то говорит: «Я торжественно клянусь!», это значит, что он связан клятвой, т.е. без высказывания нет действия. Иногда такие высказывания называют перформативными. Они интерпретируются однозначно, будучи жестко ограничены социальной ориентацией — коммуникативной сферой, ситуацией и установкой. Поэтому данная функция имеет свойства социального символизма.
Рассмотренные выше функции обязательны для социальной коммуникации и, следовательно, относятся к социологическим доминантам. Другие коммуникативные функции также социально обусловлены (по своей природе), но актуализация их социально значимых компонентов имеет факультативный характер, поэтому они не включаются в число доминант.
Подчеркивая важность социологических доминант, необходимо отметить и специфику их выражения коммуникативными средствами, обусловленную правилами, нормами, речевыми стереотипами, образующими в совокупности так называемый речевой этикет.
Вопросы для самоконтроля
1. Стратификационная группа доминант.
2. Какие существуют теории социальной стратификации? Расскажите группе
3. Сложилась ли в современной России система социальной стратификации? Представьте группе взгляды на этот вопрос
4. Социальная дифференциация как коммуникативная доминанта
5. Коммуникативная интерференция в многоязычных странах (билингвизм и др.) – Россия, США, Канада, Швейцария и др.
6. Ситуативная группа доминант.
7. Социальные роли – общая теория
8. Оценочная группа доминант
9. Функциональная группа доминант
10. Эксплицитные и имплицитные высказывания
11. Речевой этикет. Этикетные речи (приветствие, поздравление, PR жанры)