Технология обучения в сотрудничестве появилась как альтернативный вариант традиционной классно-урочной системе. Ее авторы объединили в едином процессе три идеи:
обучение в коллективе,
взаимооценку,
обучение в малых группах.
При обучении в сотрудничестве главным принципом стало влияние коллектива, учебной группы, что практически невозможно при традиционном обучении.
При обучении в сотрудничестве решаются следующие задачи:
1) Учащийся гораздо лучше учится, если он умеет устанавливать социальные контакты с другими членами коллектива;
· 2) От умения общаться с другими членами коллектива зависит и умение учащихся грамотно и логически писать;
· 3) В процессе социальных контактов между учащимися создается учебное сообщество людей, владеющих определенными знаниями и готовых получать новые знания в процессе общения друг с другом, совместной познавательной деятельности.
Обучение в сотрудничестве - это совместное исследование, в результате которого учащиеся работают в группе, коллективно конструируя, продуцируя новые знания; а не потребляют знания в уже готовом виде.
Роль педагога здесь сводится к тому, что он задает тему для учащихся (ставит учебную задачу), а далее он должен создать такую благоприятную среду общения, психологический климат, при которых учащиеся могли бы работать в сотрудничестве. При этом, в отличие от других технологий обучения, педагог является полноправным участником процесса обучения - соучеником (что, разумеется, не снимает с него ответственности за координацию, управление ходом дискуссий, а также за подготовку материалов, разработку плана работы, обсуждаемых вопросов и тем).
Обучение в сотрудничестве предполагает организацию групп учащихся,работающих совместно над решением какой-либо проблемы, темы, вопроса. На начальных этапах работы по технологии обучения в сотрудничестве преподавателю придется потратить немало времени на разнообразные психолого-педагогические тренинги,направленные на следующее:
знакомство учащихся друг с другом;
сплочение коллектива в целом, отдельных групп учащихся;
освоение азов межперсональной и групповой коммуникации;
развитие умений участвовать в диалоге, вести дискуссию;
изучение индивидуальных стилей обучения, социально-психологических типов учащихся, работающих в одной группе.
Кооперативное обучение - это технология обучения в малых группах. Члены большой группы или класса разделяются на несколько малых групп и действуют по инструкции, специально разработанной для них преподавателем. Каждый из учащихся работает над своим заданием, своей частью материала до полного понимания изучаемого вопроса и завершения работы над ним. Затем учащиеся обмениваются находками таким образом, что работа каждого является очень важной и существенной для работы всех остальных, поскольку без нее задание не будет считаться выполненным (часть важной информации будет потеряна, другие учащиеся группы ее не получат).
|
Существуют несколько разновидностей технологии обучения в сотрудничестве, отличающихся постановкой учебных задач и организационными формами.