Учебник: А Я. Данилюк «Основы светской этики»




Рабочая программа по ОРКСЭ (Модуль «Основы светской этики»)

Основное содержание курса (34 часа)

Тема 1. Россия − наша Родина.

Родина Россия: ее географическое положение, Малая Родина. Хабаровский край: его географическое положение. Государственные символы. Россия – многонациональное государство. Дальний Восток - многонациональный регион. Хабаровский край - многонациональный регион России. Народы России, их духовно-нравственная культура.

Ученик научится:

- показывать географическое положение России (Дальнего Востока, Хабаровского края) на карте.

- представлять свой край как многонациональный край

- представлять Россию как многонациональное государство

- обсуждать (понимать) понятия: Родина, малая Родина, народ, Отечество, духовно-нравственная культура, культурные традиции, национальность

- представлять государственные символы России и Хабаровского края

 

Тема 2. Светская этика и её значение в жизни человека. Мораль и нравственность.

Понятия этика, мораль (нравственность). Назначение этики, ее категории. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика. Понятие «морали» для коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Хабаровского края.

Ученик научится:

-понимать понятия: этика, этикет, манеры, нравственность (мораль).

- знать историю развития представлений человечества о морали и нравственности

-уметь различать этику религиозную и светскую

-следовать правилам хорошего тона; объяснять практические ситуации проявления этики и этикета в повседневной жизни; проявлять стремление к добрым делам и поступкам

 

Тема 3. Культура и мораль.

Происхождение морали. Высшие нравственные ценности, идеалы, принципы морали. Культурные ценности, идеалы и традиции малых народов нашего края.

Ученик научится:

-понимать значения свободы, морали, морально ответственного поведения для жизни человека, семьи, общества.

-уметь слушать собеседника

-знать ценности, идеалы и традиции малых народов нашего края

 

Тема 4. Особенности морали.

Правила морали. Кто должен заботиться о соблюдении моральных норм в обществе.

Ученик научится:

-соблюдать моральные нормы поведения в обществе

-уметь общаться друг с другом

 

Тема 5-6. Добро и зло.

Понятие добро и зло. Слова с корнем добро. Тема добра и зла в русских народных сказках и былинах. Правила разговорной речи: громкость голоса, интонация, мимика, жесты. Язык жестов. Значение слов. Влияние слова на взаимоотношения людей. Проявление тактичности и сдержанности в споре. Необдуманные поступки и их последствия. Умение прощать – начало доброго отношения к людям. Благожелательность, забота о родных и близких. Бескорыстная помощь нуждающимся в ней людям. Повседневные проявления доброты. Почему нужно стремиться к добру и избегать зла. Как менялись представления о добре и зле на территории нашего края, в сказках дальневосточных авторов.

Ученик научится:

- освоит понятия: добро, доброта, забота, щедрость, жадность, зло, тактичность, сдержанность, благожелательность, бездушие.

-выявлять элементы общечеловеческих ценностей

- иметь понятие о том, как менялись представления о добре и зле на территории нашего края, в сказках дальневосточных авторов

 

Тема 7-8. Добродетель и порок.

Кто такой добродетельный человек.

Как понимал добродетель древнегреческий философ Аристотель. Какое чувство важно сохранять при стремлении к добродетели.

Ученик научится:

-понимать значение понятий добродетель и порок

- иметь чувство собственного достоинства.

- иметь представление о нравственности и морали для достойной жизни личности, семьи, общества

 

Тема 9. Свобода и моральный выбор.

Что такое свобода. Как связана свобода с моральным выбором.

В каких ситуациях морального выбора чаще всего оказывается человек.

Ученик научится:

- иметь представление о свободе

- понимать личную ответственности за свои поступки на основе представлений о нравственных нормах, социальной справедливости и свободе

 

Тема 10. Свобода и ответственность.

Что такое ответственность. При каких условиях возможно ответственное поведение.

Ученик научится:

- понимать значение понятий: ответственное поведение, свободный выбор личности, отношения ответственности

- уважать друг к другу

Тема 11. Моральный долг.

Что такое моральный долг. В чем особенности морального долга. Какие моральные обязанности есть у человека.

Ученик научится:

- иметь представление о значении морального долга, моральной обязанности для жизни и деятельности (в том числе образовательной) человека, семьи, общества.

- слушать и вести диалог

- высказывать и отстаивать свою собственную точку зрения.

 

Тема 12. Справедливость.

Что такое справедливость. По каким признакам можно судить о справедливости. Какие моральные правила нужно соблюдать, чтобы быть справедливым.

Ученик научится:

- осмыслить основных понятия: справедливость, моральные правила справедливого человека

- понимать значение справедливого отношения к людям.

 

Тема 13. Альтруизм и эгоизм.

Что такое альтруизм. Что такое эгоизм. Что значит быть «разумным эгоистом». Особенности общения детей между собой и с посторонними взрослыми людьми, соблюдение правил личной безопасности. Внимательное отношение к маленьким детям, престарелым и инвалидам, помощь им.

Ученик научится:

- освоит понятия- миэгоизм, альтруизм, разумный эгоизм

- уметь общаться со своими сверстниками, посторонними взрослыми людьми

-соблюдать правила личной безопасности

-иметь представление о внимательном отношении к маленьким детям, престарелым и инвалидам

Тема 14. Дружба.

Какие отношения существуют между людьми. Что такое дружба. Чем дружеские отношения отличаются от других отношений. Понятие проявление дружбы. Роль доверия в укреплении дружбы. Качества настоящего друга и их проявление в повседневных отношениях. Честность, доброта, порядочность, трудолюбие, понимание, бескорыстие, справедливость. Взаимопонимание, требовательность и ответственность. Проявление дружбы в сказках, произведениях детской литературы. Понятие – синонимы друг, приятель, товарищ. Правила дружбы. Отношения в классном коллективе.

Ученик научится:

- иметь представление о понятиях: дружба, бескорыстие, порядочность, доверие, честность, трудолюбие, бескорыстие, справедливость, ответственность. -выявлять элементы общечеловеческих ценностей, соблюдать правила дружбы

- проявлять доброжелательность в классном коллективе, уважение друг к другу; - избегать конфликтов, находить выход из спорных ситуаций

- относиться с пониманием к детям иной национальности

 

Тема 15. Что значит быть моральным.

Как светская этика отвечает на вопрос «Что значит быть моральным?» Чувство собственного достоинства человека, самоуважения. Порядочность и скромность. Зазнайство и гордыня, зависть. Воспитание положительных качеств личности, тренинги. Гордость за хорошие дела и поступки героев России.

Ученик научится:

- иметь представление о самоуважении, порядочности, скромности, гордыни

- осмыслит позитивное отношение к культурным феноменам "нравственность", "мораль", "гуманизм", "духовность",

-оценивать поступки других людей

 

Тема 16. Род и семья – исток нравственных отношений.

Что такое род, семья. Как возникли некоторые фамилии. Что такое родословная. Семья – объединение людей разного возраста, основанное на кровнородственных связях. Из истории семьи. Семья на Руси. Имя и фамилия. Фамилия – наследственное семейное имя. Происхождение фамилии. Роль родителей в современной семье. Крепость и стабильность семьи. Родословная семьи. Семейные традиции коренных малочисленных народов Дальнего Востока.

Ученик научится:

- понимать значение понятий: род, семья

- иметь представление о возникновении семьи, происхождении фамилии

-осмыслит роль родителей в современной семье

- понимать, что семья – основа моральных устоев человека

Тема 17. Нравственный поступок.

Что такое поступок в этике. Что такое нравственный поступок. Какие признаки имеет нравственный поступок. Что значит быть нравственным в наше время?

Ученик научится:

- иметь представление о нравственности, основанной на свободе, воле и духовных отечественных традициях

- поступать согласно своей совести

 

Тема 18. Золотое правило нравственности.

Почему появилось золотое правило нравственности. Как формулируется золотое правило нравственности. Как применять золотое правило нравственности в жизни.

Ученик научится:

- понимать необходимость определённого поведения в обществе

- иметь представление о принятых в обществе понятий добра и зла

- применять золотое правило нравственности в жизни

 

Тема 19. Стыд,вина и извинение.

Что такое стыд. Что такое чувство вины. Когда принято извиняться. Методы нравственного самосовершенствования.

Ученик научится:

- иметь представления об основных категориях этики

- выражать и отстаивать свою позицию

-критически оценивать собственные намерения, мысли и поступки

 

Тема 20. Честь и достоинство.

Что такое честь. Что такое достоинство.

Ученик научится:

- иметь представления о чести и достоинство

- иметь чувство собственного достоинства.

- оценивать собственное поведение и поведение товарищей.

 

Тема 21. Совесть.

Что такое совесть.

Чем различаются понятия «Стыд» и «совесть». Понятия честность и искренность. Из истории традиций по выявлению честности и лжи. Значение выражений о честности («честное слово», «честно исполнять свой долг», «жить по совести, честно» и др.).что значит быть честным с самим собой, с окружающими. Честность, правдивость и тактичность. Позитивные качества честности. Искренность – составная часть честности. Честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов.

Ученик научится:

-иметь представление о понятиях: честность, искренность, правдивость, тактичность, репутация, закон.

- сравнивать и сопоставлять, критически осмысливать свои поступки

- оценивать позитивные качества честности; проявлять честность по выполнению правил поведения в школе и дома, соблюдению законов

Тема 22-23. Нравственные идеалы.

Смелые и сильные защитники Отечества – богатыри. Правила честного поединка. Кто такие рыцари, джентльмены и леди. Какими качествами должен обладать истинный рыцарь и джентльмен. Что значит быть настоящей леди.

Ученик научится:

-осмыслит основные нормы нравственности

- уметь общаться друг с другом, соблюдая моральные нормы поведения

- иметь представления о положительных поступках людей.

 

Тема 24. Образцы нравственности в культуре Отечества.

Образцы нравственности в культурах разных народов. Образцы нравственного поведения в культуре России. Трудовая мораль. Нравственные традиции предпринимательства. Наши знаменитые земляки – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

Ученик научится:

-иметь представления о трудовой морали

- иметь чувство личной ответственности за Отечество перед прошлыми, настоящими и будущими поколениями.

- уважатьзнаменитых земляков – труженики, патриоты, воины, коллективисты.

 

Тема 25. Этикет.

Что такое этикет. Одежда и этикет. Значение речи для этикета. Какие правила этикета должен знать каждый. Понятие этикет, его происхождение и назначение. Нормы этикета, их развитие и совершенствование. Современные правила поведения, манеры поведения человека, их характеристика.

Ученик научится:

-иметь представление о этикете

- освоит основные нормы и правила этикета;

- осознает их значения в выстраивании конструктивных отношений в семье и обществе

 

Тема 26. Семейные праздники.

Праздники как одна из форм исторической памяти. Когда и как появились праздники. Какое значение имеют праздники. Что такое подарок и как его выбирать. Традиция – передача из поколения в поколение правил поведения в семье, семейных обычаев и обрядов. Разнообразие традиций, собственные традиции семьи, их создание.

Ученик научится:

-иметь представление о понятиях: традиция, семья, семейная этика, любовь, забота.

-уметь: поддерживать дружеские взаимоотношения в семье

- обосновать свой ответ, сформулировать собственные выводы

-выявить различия понятий, дать их определение

 

Тема 27-28. Праздники народов России. Праздники государственные и религиозные.

Христианские праздники. Происхождение Масленицы. Великий пост. Старинные праздники: Пасха, Рождество Христово, святки, Крещенский сочельник, Крещение. Праздничный застольный этикет. Курбан-байрам, день Сангхи, обряды народов, свобода совести. День Конституции. День матери. День Победы и другие.

Ученик научится:

-иметь представление о понятиях: праздник, религия, христианство, мусульманство, буддизм, крещение, свобода совести

-выполнять правила поведения на праздниках

- проявлять чувство уважительного, терпимого отношения к людям, к их ре- лиги

 

Тема 29-30. Жизнь человека – высшая нравственная ценность.

Ценности. Жизнь человека. Уникальность, неповторимость жизни.

Ученик научится:

-понимать значение ценности человеческой жизни

-осознает ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности

 

Тема 31-32. Любовь и уважение к Отечеству.

Защита Отечества. 23 февраля – День защитника Отечества. Состав Вооруженных сил РФ. Страницы боевой славы Родины ХIII-XXI вв. Подвиги полководцев России. Грани подвига в годы Великой Отечественной войны 1941 – 1945 гг. Охрана сухопутных, воздушных и водных границ страны в наше время. Защита Родины – долг каждого гражданина РФ, служба в Вооруженных силах РФ – почетная обязанность каждого мужчины.

Государство и мораль гражданина. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России. Подвиги дальневосточников в ВОВ и интернациональных конфликтах.

Ученик научится:

-иметь представление о понятиях: Отечество, защитник, патриот, воин.

- уважать защитников Отечества, ветеранов Великой Отечественной войны 1945–1945 гг.

- понимать значение красных дат календаря

 

Тема 33-34. Творческие работы учащихся.

 

№ п/п Наименование разделов и тем Кол-во час Характеристика деятельности учащихся
  Россия- наша Родина.   Читают учебную статью. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов. Комментируют иллюстративный ряд. Показывают географическое положение России (Дальнего Востока, Хабаровского края) на карте. Представляют государственные символы России и Хабаровского края. Слушают гимн РФ. Рассказывают о России (Дальнем Востоке, Хабаровском крае) как многонациональном государстве. Рассказывают о Дальнем Востоке, Хабаровском крае как многонациональном регионе. Дают определения понятиям Родина, малая Родина, народ, Отечество, духовно-нравственная культура, культурные традиции, национальность. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею).
  Что такое светская этика   Изучают общественные нормы нравственности и морали, с понятием этика. Читают учебную статью. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов.
  Культура и мораль   Изучают историю развития представлений человечества о морали и нравственности. Комментируют иллюстративный ряд. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею).Рассказывают о понятие «морали» для коренных малочисленных народов Дальнего Востока и Хабаровского края; о культурных ценностях, идеалах и традициях малых народов нашего края.
  Особенности морали   Выполняют самостоятельную работу «Выписать из пособия основные особенности морали как вида духовно-нравственной культуры». Представляют свои результаты и анализируют их.
  Добро и зло   Изучают основные определения понятий добра и зла. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов.Читают художественный текст. Пытаются проследить как менялись представления о добре и зле на территории нашего края, в сказках дальневосточных авторов.
  Добро и зло   Выполняют самостоятельную работу «Выписать из учебной статьи 2-3 предложения, которые показались особенно важными». Анализируют результаты выполненной работы.
  Добродетель и порок   Читают учебную статью. Изучают основные определения понятий добродетель и порок. Приводят примеры. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею). Выполняют самостоятельную работу «Найти в тексте два определения добродетели, подчеркнуть их». Обсуждают полученные результаты.
  Добродетель и порок   Дают определение понятию добродетель. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею).
  Свобода и моральный выбор   Читают учебную статью. Изучают взаимосвязями между культурными, моральными традициями и поведением людей. Выполняют самостоятельную работу «Выписать из текста пособия, что предполагает свободный выбор». Дают определения понятиям свобода и мораль. Комментируют иллюстративный ряд. Анализируют художественный текст с помощью вопросов.
  Свобода и ответственность   Дают определения понятиям свобода и ответственность. Приводят примеры. Комментируют иллюстративный ряд. Анализируют художественный текст с помощью вопросов.
  Моральный долг   Читают учебное пособие. Дают определение понятию моральный долг. Анализируют моральные и этические требования, предъявляемые к человеку в светской культуре и различных культурных, в том числе религиозных традициях. Анализируют художественный текст с помощью вопросов. Выполняют самостоятельную работу «Составить предложение со словом долг»
  Справедливость   Дают определение понятию справедливость. Читают учебное пособие. Выполняют самостоятельную работу «Составить план статьи из пособия»
  Альтруизм и эгоизм   Читают учебную статью. Изучают основные определения понятий альтруизм и эгоизм. Комментируют иллюстративный ряд. Анализируют художественный текст с помощью вопросов.
  Дружба   Дают определения понятию дружба, черты дружбы, такие как избирательность, бескорыстность и т.д. Составляют небольшой рассказ о лучшем друге.
  Что значит быть моральным   Читают художественный текст. Анализируют важность соблюдения человеком нравственных и моральных норм.
  Род и семья- исток нравственных отношений   Дают определения понятиям род, семья, родословная. Читают учебную статью. Анализируют ее. Комментируют иллюстративный ряд. Анализируют художественный текст с помощью вопросов.Рассказывают о семейных традициях коренных малочисленных народов Дальнего Востока.
  Нравственный поступок   Читают учебную статью. Изучают основные определения понятий поступок, нравственный поступок. Приводят примеры. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею).
  Золотое правило нравственности   Изучают историю появления золотого правила нравственности. Анализируют поступки. Приводят свои примеры. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею).
  Стыд, вина и извинение   Анализируют поступки. Приводят примеры. Беседа по картине Ф. Решетникова «Опять двойка».
  Честь и достоинство   Читают учебную статью. Изучают понятия честь, достоинство, совесть, патриот, воин – защитник, с примерами проявления высокой нравственности в повседневной жизни, в истории, в произведениях литературы и искусства. Анализируют художественный текст с помощью вопросов (выделяют ключевые слова, определяют основную идею). Приводят свои примеры. Комментируют иллюстративный ряд.
  Совесть   Читают учебную статью. Дают определение понятию совесть. Отвечают на вопросы. Выполняют работу в группах «Стыд и совесть в чем различия». Обсуждение результатов.
  Нравственные идеалы   Читают художественный текст. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов. Выполняют творческую работу «Кто такие богатыри, и что за правила честного поединка».
  Нравственные идеалы   Читают художественный текст. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов. Рассказывают о рыцарях и их кодексе чести, о джентльменах, леди.
  Образцы нравственности в культуре Отечества   Читают учебную статью. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов. Комментируют иллюстративный ряд о наших знаменитых земляках – тружениках, патриотах, воинах, коллективистах.
  Этикет   Читают учебную статью. Изучают понятия этикет, историей его возникновения. С основными правилами этикета.
  Семейные праздники   Изучают понятия праздник, традиция, подарок. Выполнение творческой работы «Традиции в моей семье».
  Праздники народов России. Праздники государственные и религиозные   Изучают историю появления некоторых государственных праздников. Учатся определять их смысловое содержание: праздники-памятные даты истории, международные праздничные дни и т.д.
  Праздники народов России. Праздники государственные и религиозные   Изучают историю появления некоторых религиозных праздников. С ритуалами некоторых религиозных праздников.
  Жизнь человека- высшая нравственная ценность   Читают художественный текст. Осмысляют содержание прочитанного текста с помощью вопросов. Дают определение понятию ценность. Рассуждают о значении человеческой жизни.
  Жизнь человека- высшая нравственная ценность   Осмысляю человеческую жизнь как великий дар и самую важную ценность. Учатся осознавать ценности других людей, нетерпимость к действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, физическому и нравственному здоровью, духовной безопасности личности с помощью просмотра и обсуждения художественных произведений о человеческих судьбах.
  Любовь и уважение к Отечеству.   Изучают понятия патриотизм, защита Отечества, подвиг, служба в армии. Читают художественный текст о подвигах народа. Обсуждение прочитанного.
  Любовь и уважение к Отечеству.   Просмотр короткометражного кино «Поколение» (реж. Роман Отырба) и обсуждение его.
  Творческие работы учащихся   Самостоятельная работа учащихся по составлению плана будущей творческой работы.
  Творческие работы учащихся   Выступления учащихся, презентация творческих работ и их обсуждение.
  Итого:    

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: