АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА




ПСИХОЛОГИЯ СОЦИАЛЬНОГО РАЗВИТИЯ

ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА. О НОРМАТИВНЫХ КРИЗИСАХ РАЗВИТИЯ

Лекционные материалы

Понимание непрерывности развития личности взрослого человека, т.е. продолжение процессов развития после детства не является однозначным в психологии. Зачастую это связано с толкованием самого понятия развития. Отождествление развития с ростом, накоплением, увеличением приводит к редуцированному пониманию изменений, происходящих во взрослых возрастах, к сведению их к застою и регрессу.

В периодизации возрастных стадий взрослого человека каждая стадия развития определяется качественными различиями. Признание качественного своеобразия возрастных стадий развития влечет за собой постановку вопроса о причинах этих качественных изменений, условиях и вариантах, и, главное, о способах перехода от одной стадии к качественно новой, другой. Между стадиями в развитиии человека есть переходные этапы, которые характеризуются как кризисные. Речь пойдет об общевозрастных закономерностях и механизмах возникновения кризисов в период взрослости, их роль в развитии личности.

В эпоху глобальных социально-экономических и культурных перемен проблема личностных кризисов, связанных с изменениями значимых сторон системы отношений личности, становится все более актуальной. Об этом свидетельствует значительно выросшая за последние десятилетия востребованность психологических услуг со стороны взрослых, во многом состоявшихся людей.

Представленные лекционные материалы рассматривают нормативные кризисы возрастного развития человека, а не кризисы вообще, каковыми изобилует современная жизнь. Данной проблеме посвящены труды психологов Л.И. Анцыферовой, Л.И. Бершедовой, Б.С. Братуся, В.А. Ганзена, П.А. Головей,, Э.Ф. Зеера, Н. Коуэна, Е.Ф. Рыбалко, В.Ф. Моргуна, Е.И. Степановой, Э.Э. Сыманюка, Н.Ю. Ткачевой, Г. Томе, Д.И. Фельдштейна, Д. Левинсона и др.

Проблема нормативных кризисов развития разрабатывается на стыке двух предметных областей: социальной психологии и психологии развития. В психологической науке она разрабатывается в Южно-Уральском государственном университете (в Челябинске) под руководством доктора психологических наук, профессора Е.Л. Солдатовой. Здесь ученые-психологи занимаются изучением закономерностей развития личности в нормативных кризисах; уточнением психологического содержания, источников и динамики нормативных кризисов взрослой личности.

Нормативность кризисов развития личности взрослого человека обусловлена противоречием между стремлением к самоактуализации и развитию в соответствии с нормативными критериями социальных ожиданий и мотивацией сохранения личностной целостности и самотождественности. Разрешение этого противоречия задает специфическую динамику нормативного кризиса. Независимо от возрастного содержания нормативные кризисы развития личности включают ряд обязательных общих фаз.

Новообразования нормативных кризисов развития личности взрослого человека определяются рефлексией изменений в системе отношений личности. Содержание новообразований кризиса опосредовано возрастными задачами развития личности. Сформированные новообразования нормативного кризиса определяют психологическую готовность к переходу на следующий этап развития личности.

Е.Л. Солдатова на основе теории психосоциального развития человека Эрика Эриксона и концепции изменения статусов идентичности в кризисе подросткого возраста Джеймса Марсиа был разработан опросник – тест структуры эго-идентичности, который позволяет выявить динамику нормативного кризиса развития, его фазы, специфику социальной ситуации развития в нормативных кризисах.

Е.Л. Солдатовой доказано, что непрерывность развития и самоактуализации личности взрослого человека в нормативных кризисах обеспечивает ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ – глубинная личностная структура, способствующая сохранению тождественности себе в условиях глубоких динамических преобразований всех уровней социальной ситуации развития. ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ как процесс рефлексии личностью собственных изменений актуализируется в нормативных кризисах. ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТЬ является ядерным личностным конструктом, который выполняет регулирующую, управляющую и оценивающую функции с целью сохранения непрерывности и интегративности личности в условиях системных изменений. Динамика ЭГО-ИДЕНТИЧНОСТИ связана с фазовой динамикой нормативного кризиса. Первой фазе нормативного кризиса соответствует предрешенная идентичность (Фиксация – в методике обозначена буквой «Ф»); второй фазе нормативного кризиса соответствует диффузная идентичность (Сомнения – в методике обозначена буквой «С»); третьей фазе – достигнутая идентичность (Автономия – в методике обозначается буквой «А»).

Предрешенная эго-идентичность характеризуется фиксацией на будущем или прошлом; идеализацией представлений о будущем или о событиях прошлого; достаточно высокой общей удовлетворенностью жизнью, отсутствием внутренних конфликтов, связанных с предопределенными изменениями.

Диффузная эго-идентичность связана с поиском и сомнениями в собственных целях, ценностях, неверием в себя, утратой временной непрерывности и гармонии в связи с рефлексируемыми изменениями.

Достигнутая эго-идентичность характеризуется обретенной целостностью и автономией; принятием прошлого, настоящего и будущего, осознанным выбором целей, принятием собственных изменений.

Структурное содержание эго-идентичности связано с возрастными задачами развития и новообразованиями личности.

Новообразованием и критерием окончания кризиса перехода к взрослости является достижение эмоциональной зрелости.

Новообразованием кризиса перехода к средней взрослости является принятие себя, осознание ценности «быть собой», гибкость в выборе направлений саморазвития.

Новообразованием кризиса перехода к зрелости является самодостаточность и сила эго, определяющая независимость личности в реализации жизненных целей, собственной жизни, в сфере отношений.

Нормативный кризис развития взрослого человека – это процесс проживания личностью кризисного обязательного этапа между возрастными стадиями взрослого периода развития. В нормативном кризисе развития личность проживает последовательно основные фазы кризисного периода, связанные с переструктурированием и освоением новой системы отношений. В процессе проживания и внутренней работы личности, направленной на выход из кризиса и связанной с осознанием и рефлексией изменений, преобразуется система отношений личности и ее представления о себе. Нормативные кризисы взрослого периода развития, как и кризисы детства, были открыты эмпирически.

Эмпирически известные, описанные в художественной литературе, широко обсуждаемые в жизни, эти кризисы не систематизированы и недостаточно пока освещены в научных концепциях. Сложность систематизации информации о них связана со спецификой возрастных границ в нормативных кризисах взрослости. Границы кризисов здесь более размыты, чем в детстве.

Во взрослом периоде развития по сравнению с детством усиливается гетерохронность развития всех психических функций человека, повышается влияние субъективных факторов, именно поэтому сложно определить общевозрастные особенности развития и признаки кризисов. Вместе с тем, отдельные подходы к описанию симптомов кризисов как возрастных проблем, широко известны в психологической и психотерапевтической литературе. В обыденной жизни и во многих научных и популярных изданиях стали вполне привычными описания так называемых «кризиса тридцати» и «кризиса сорока лет» или «кризиса середины жизни». И, как правило, эти описания возрастных кризисов носят односторонний характер, нет комплексности, целостности в исследованиях. Например, кризис перехода от юности к взрослости описывается в терминах профессионализации, кризис тридцати лет часто обсуждается лишь в связи с потерей смысла жизни, кризис «середины жизни» или «среднего возраста» связывается с супружескими изменами или ощущением ненужности взрослеющим детям. Такая односторонность, тем не менее, указывает на наиболее яркие и наиболее общие проблемы людей определенных возрастных групп. Именно общие признаки проживания кризисов и схожесть переживаний дают представление об их обусловленности аналогичными причинами, общих патернах совладания с внутренними конфликтами, а значит, и об их нормативности.

Поэтому, по мнению Е.Л. Солдатовой, более уместно употреблять понятие нормативных кризисов психического развития во взрослом периоде, вместо «возрастных кризисов», как это принято в психологии детства. Тем самым подчеркивается, что они не привязаны жестко к определенным возрастным границам, но могут быть описаны в категориальной системе психологии возрастных кризисов в рамках культурно-исторического подхода.

 

АНАЛИЗ ПСИХОЛОГИЧЕСКОГО СОДЕРЖАНИЯ КРИЗИСОВ РАЗВИТИЯ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: