В теоретико-гносеологической модели языковой личности Ю.Н. Караулова выделяются три уровня: вербально-семантический; лингво-когнитивный; мотивационный.





Критериями выделения данных уровней являются типовые единицы — слова, обобщенные понятия — концепты и коммуникативно-деятельностные потребности, отношения между эти­ми единицами и стереотипы их объединения в определенные ком­плексы. Данная трехуровневая модель позволяет рассматривать разнообразные качественные признаки языковой личности в рам­ках трех существенных характеристик: вербально-семантической (или собственно языковой); когнитивной (или познавательной); прагматической.

Вербально-семантическая характеристика складывается из лек­сикона индивидуума — всего запаса слов и словосочетаний, кото­рыми он пользуется в естественной вербальной коммуникации. При этом учитывается не только количество лексических единиц, но и умение правильно использовать вербальные средства в соот­ветствии с нормами социальной дифференциации и вариативнос­ти, функционально-стилистической ценности. Индивидуальность этой характеристики определяется не только степенью владения этим умением, но и нарушением нормативных правил словообра­зования, грамматики и произношения.

Когнитивная характеристика связана с интеллектуальной сфе­рой личности, познавательной деятельностью человека, предпо­лагающей мыслительные процессы. У каждого индивидуума в про­цессе его развития вырабатываются идеи, концепты, отражающие его видение «картины мира».В его сознании они представлены как некая иерархия — система социальных и культурологических ценностей, сформировавшаяся в конкретных условиях социаль­ного опыта и деятельности. Это отражается в использовании из­любленных разговорных формул и индивидуальных речевых обо­ротов, по которым мы часто «узнаем» известную личность.

Прагматическая характеристика определяется целями и задача­ми коммуникации: намерением говорящего, его интересами, моти­вами и конкретными коммуникативными установками. Именно мо­тивированность говорящего, которая, по определению Ю.Н. Карау­лова, является «коммуникативно-деятельностной потребностью», и представляет собой единицу прагматического уровня языковой личности, служит наиболее существенным фактором, обусловли­вающим ее индивидуальные особенности, которые определяются не только уровнем знания логических рассуждений индивида, но в значительной степени его эмоциями и ситуативными фактора­ми общения. Многоплановость таких факторов и отсутствие до­статочно устойчивых формальных коррелятов в речи говорящего затрудняют исследование прагматической характеристики как важ­нейшего уровня структуры языковой личности.

Попытки исчисления типичных ситуаций и коммуникативных установок, их систематизации, предпринятые в психологии и социолингвистике, пока не позволили обосновать структуру прагматической характеристики личности.

Из трех уровней языковой личности лишь последний характе­ризует индивида именно в плане его коммуникативных способно­стей. Вербально-семантических характеристик явно недостаточно для оценки коммуникативных способностей и возможностей. Из­вестно, что значительное место в естественной коммуникации за­нимают невербальные средства, передающие до 65% смысловой и оценочной информации. Когнитивный уровень в данной модели, естественно, в большей степени ориентирован на языковые харак­теристики личности. Для коммуникации наряду с системой соци­альных и культурологических ценностей большое значение имеют и другие когнитивные факторы, связанные с механизмами адекват­ного восприятия и целенаправленной передачи информации.

Обоснование модели языковой личности — зна­чительный вклад в разработку теоретического и практического аспектов социальной коммуникации. Изучение языковой личнос­ти и путей ее формирования в пределах выделенных характерис­тик может иметь различную степень глубины в зависимости от конкретной цели исследования. Например, в сравнительном или историческом плане, в различных коммуникативных сферах, осо­бенно связанных с общественными отношениями.

Языковая лич­ность участвует во всех типах коммуникации, поэтому при ее опи­сании необходимо учитывать не только индивидуальные характе­ристики, но и нормы речевой деятельности той или иной соци­альной группы. В связи с этим возникло противопоставление та­ких понятий, как «индивидуальная языковая личность» (основано на индивидуальных характеристиках) и «коллективная языковая личность» (основано на характеристике индивида как члена кол­лектива, малой группы).

Как видовое понятие «коммуникативная личность» значитель­но шире понятия «языковая личность», так как предполагает ха­рактеристики, связанные с выбором не только вербального, но и невербального кода коммуникации с использованием искусствен­ных и смешанных коммуникативных кодов, обеспечивающих вза­имодействие человека и машины. Коммуникативная личность имеет свои особенности актуализации на разных уровнях и в раз­ных типах коммуникации.

Коммуникативная личность понимается как одно из проявле­ний личности, обусловленное совокупностью ее индивидуальных свойств и характеристик, которые определяются степенью ее ком­муникативных потребностей, когнитивным диапазоном, сформи­ровавшимся в процессе познавательного опыта, и собственно ком­муникативной компетенцией — умением выбора коммуникатив­ного кода, обеспечивающего адекватное восприятие и целенап­равленную передачу информации в конкретной ситуации.

Параметры коммуникативной личности - три основных параметра: мотивационный, когнитив­ный, функциональный.

Мотивационный параметр, определяемый коммуникативны­ми потребностями, занимает центральное место в структуре ком­муникативной личности. Именно потребность сообщить что-то или получить необходимую информацию служит мощным стиму­лом для коммуникативной деятельности и является обязательной характеристикой индивида как коммуникативной личности. Если такой потребности нет, — коммуникация не состоится. В лучшем случае будет иметь место псевдокоммуникация — бесцельный и, может быть, по форме оживленный разговор.

В основе ряда мотивационных теорий, изучающих природу мотивов человеческой деятельности, лежит положение о приори­тете личностных потребностей. В этом плане интересно сравнить понятие личностного смысла, введенное А.Н. Леонтьевым и раскрываемое как отражение в индивидуальном сознании отноше­ния личности к действительности, но при этом социально обус­ловленное, поскольку ее потребности реализуются в ходе поиско­вой активности, и понимание американским психологом А. Маслоу мотивированности человеческой деятельности как стремле­ния к личностному росту, в основе которого лежат физиологи­ческие, социальные, эгоцентрические (в плане самореализации) и другие потребности.

Коммуникативная потребность определяется настоятельной потребностью индивидов в обмене смысловой и оценочной ин­формацией в целях взаимодействия в различных сферах своего существования и воздействия друг на друга в условиях коммуни­кации различного типа.

Степень мотивированности определяется силой потребности, которая концентрируется в коммуникативной установке как важ­нейшей социологической доминанте коммуникации. Чем настоя­тельнее потребность, тем устойчивее коммуникативная установка и тем более последовательно ее выражение в высказываниях и дискурсах. В актуализации коммуникативной установки наблюда­ется использование либо одних и тех же коммуникативных средств (эффект усиления при повторяемости), либо разных средств (эф­фект усиления при скрытой повторяемости за счет варьирования коммуникативных средств).

Когнитивный параметрвключает в себя множество характерис­тик, формирующих в процессе познавательного опыта индивида его внутренний мир в интеллектуальном и эмоциональном плане. Из числа когнитивных характеристик, присущих языковой лично­сти, для коммуникативной личности существенным является зна­ние коммуникативных систем (кодов), обеспечивающих адекват­ное восприятие смысловой и оценочной информации, и воздей­ствие на партнера в соответствии с коммуникативной установкой. Чрезвычайно важной характеристикой коммуникативной личнос­ти является способность наблюдения за своим «языковым сознани­ем» (интроспекция), а также рефлексия — осознание не только этой способности, но и оценка самого факта такого сознания. Значимой характеристикой коммуникативной личности является также спо­собность адекватной оценки когнитивного диапазона партнера. Успешность коммуникации в значительной мере зависит от совме­стимости когнитивных характеристик коммуникантов.

Наиболее существенны для когнитивного параметра комму­никативной личности: способность адекватного восприятия ин­формации, способность воздействия на партнера, оценка и самооценка когнитивного диапазона и знание социально обусловлен­ных норм вербальной и невербальной коммуникации. Актуализа­ция этих способностей и знаний сопряжена с целым рядом других когнитивных характеристик, связанных с самым ответственным этапом коммуникации — функционированием выбранного кода в конкретной ситуации, когда начинают действовать сложные ме­ханизмы речемыслительной деятельности, обусловленные не только социологическими, психологическими и лингвистическими, но и нейрофизиологическими факторами.

Когнитивный параметр является связующим звеном между мотивационным и функциональным параметрами. С одной сто­роны, он определяет уровень коммуникативной потребности, ее обусловленность различными аспектами познавательного опыта индивида, с другой — дает возможность выбора наиболее эффек­тивного способа использования этого опыта в конкретных усло­виях коммуникации.

Функциональный параметркоммуникативной (языковой) компетентностью: практическое владение индивидуальным запасом вербальных и не­вербальных средств для актуализации информационной, экспрес­сивной и прагматической функций коммуникации; умение варьи­ровать коммуникативные средства в процессе коммуникации в связи с изменением ситуативных условий общения; построение высказы­ваний и дискурсов в соответствии с нормами избранного коммуни­кативного кода и правилами «речевого этикета».

Выделенные характеристики коммуникативной личности ак­туализируются одновременно с помощью специфических меха­низмов речемыслительной деятельности, обеспечивающих уста­новление и поддержание контакта, прямых и обратных связей, выявление намерений партнера, самокоррекцию, взаимодействие вербальных и невербальных средств и др. В этом процессе актуа­лизируются все социологические доминанты коммуникации.

Са­мым сложным является механизм, с помощью которого осуществ­ляется переход с уровня единиц языковой системы на уровень коммуникативных единиц в условиях постоянно видоизменяющихся ситуативных факторов коммуникации. В самом общем виде этот сложный процесс можно представить в рамках теории оперативной памяти, предложенной исследователем механизмов речи Н.И. Жинкиным. Оперативная речевая память имеет «двухэтажную структу­ру»: на «первом этаже» осуществляется отбор слов для высказыва­ния, которые не только удерживаются в памяти, но и частично развертываются в более сложные единицы — словосочетания; на «втором этаже» слова связываются в целые блоки согласно грам­матическим правилам — в синтагмы, которые обеспечивают ли­нейное развертывание естественной речи.

Оценка коммуникативной личности как социального феномена зависит от степени эффективности выполнения основных социаль­но значимых функций — функции взаимодействия и функции воз­действия. В этой связи целесообразно различать, исходя из родово­го понятия, коммуникативную личность (англ. «person» — личность как индивид) и коммуникативную личность (англ. «personality» — личность как индивидуальность). Помимо типовых характеристик, эффективность актуализации которых, в конечном счете, зависит от степени социальной значимости (в личном и/или общественном плане) коммуникативной установки, коммуникативная личность об­ладает целым рядом индивидуальных характеристик, среди которых особо выделяют коммуникабельность и так называемую харизму.

Строго говоря, русское новообразование «коммуникабельный» по содержанию соответствует английскому «communicative» в ос­новном значении «общительный, разговорчивый», а по форме бли­же к английскому «communicable» в значении «сообщающийся, пе­редаваемый». В обиходной речи, да и в научно-популярном кон­тексте коммуникабельность понимается как способность индивида легко и по собственной инициативе устанавливать контакты в лю­бой сфере общения, а также умело поддерживать предлагаемые контакты. В профессиональном плане эта способность оценива­ется высоко и входит в число обязательных условий при приеме на работу, связанную с активной коммуникативной деятельностью. Коммуникабельность обусловлена не только психологическим ти­пом индивида, но также и социальным опытом общения, предус­матривающим ориентацию на партнера — умение слушать и сопе­реживать, своевременно корректировать свое речевое поведение.

Харизма (греч. «xaris» — грациозность, красота) понимается как личное обаяние, притягательность человека, обусловленные не только его внешними данными, но и такими индивидуальны­ми характеристиками, как динамизм, целеустремленность действий, понимание целей, склонность к лидерству, решительность, эксп­рессия и т.д., что составляет видовое понятие «харизматическая личность» — образ, сознательно и бессознательно культивируе­мый средствами массовой информации и целенаправленно со­здаваемый профессионалами — «имиджмейкерами».

Значительное место в структуре харизматической личности занимает коммуникативная компетентность, которая, кстати, труд нее всего поддается совершенствованию прежде всего потому, что трудно добиться полной гармонии во взаимодействии вербальных и невербальных средств коммуникации.

С течением времени у каждого индивида вырабатывается свой собственный «коммуникативный стиль», Предложенные типологии не являются исчерпывающими и построены на разнородных осно­ваниях (доминантный, драматический, аргументативный, впечат­ляющий, спокойный, внимательный, открытый и др.). В воздей­ствии как социально значимой функции выделяются два основных типа коммуникативной личности: доминантный и реагирующий.

Изучение коммуникативной личности может иметь различную степень глубины в зависимости от цели исследования.

Изучение коммуникативной личности — полезная практика для развития навыков наблюдения и критического анализа соци­ального поведения человека и увлекательное занятие в плане са­мопознания и самокоррекции речевой деятельности в различ­ных коммуникативных сферах. Самосовершенствование комму­никативной личности предполагает самосовершенствование ин­дивида как члена социума, поскольку оно связано с языковым сознанием и самопознанием. По своей природе языковое созна­ние индивидуально, но оно включает и типовые характеристики культуры и социальных норм общения. Оптимальное сочетание этих характеристик делает человека неповторимым образцом для подражания или объектом неприятия и забвения.

Вопросы для самоконтроля

1. Понятие «личность» в социологии

2. Концепции личности Ж. Пиаже, З. Фрейд, Э. Эриксон. Л.С. Выготский, Д. Морено, Т. Парсонс, Ч. Кули

3. Языковая личность. Модель Ю.Н. Караулова

4. Коммуникативная личность

5. Коммуникативная компетентность

 





Читайте также:
Пример художественного стиля речи: Жанры публицистического стиля имеют такие типы...
Тема 5. Подряд. Возмездное оказание услуг: К адвокату на консультацию явилась Минеева и пояснила, что...
Какие слова найти родителям, чтобы благословить молодоженов?: Одной из таких традиций является обязательная...
Средневековье: основные этапы и закономерности развития: Эпоху Античности в Европе сменяет Средневековье. С чем связано...

Рекомендуемые страницы:



Вам нужно быстро и легко написать вашу работу? Тогда вам сюда...

Поиск по сайту

©2015-2021 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-11 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту:

Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ! Мы поможем в написании ваших работ!
Обратная связь
0.026 с.