ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ – теология и философия, получившие развития в рамках мусульманской традиции. Становление исламской теологии относится к 9-12 вв. В исламе изначально отсутствовал институт, подобный Вселенским соборам в христианстве, который бы принимал решения по узаконению религиозных догматов. Истолкованием догматов веры, формированием общественного мнения по вопросам религии занимались частные лица – религиозные деятели, авторитет которых основывался на их познаниях в области религиозных наук. Возможность различного толкования религиозно-догматических вопросов в исламе обусловливалась также противоречивостью главных источников мусульманского вероучения – Корана и Сунны. Специфика ислама такова, что в нем никогда не существовало единого узаконенного «ортодоксального» учения, что имеет принципиальное значение для понимания механизма функционирования ислама как идеологической системы. На рубеже 7-8 вв. в мусульманской среде велись дискуссии по основополагающим вопросам вероучения – об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибутах Бога, свободе воли, о природе Корана и т. д. Идейные расхождения среди мусульманских теологов привели к образованию в сер. 8 в. ряда влиятельных религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение «истинного правоверия». В полемике мусульманских богословов особое место занимал спор о предопределении – божественной детерминированности происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники учения об абсолютном предопределении – джабариты, илиджабриты (от араб, джабр – принуждение), утверждали, что Бог создал каждого человека вместе с его характером, способностями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь. В противоположность джабаритам, сложилась школа мыслителей, развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий и отрицавших божественный произвол. Пропагандистов этого учения называли кадаритами (от араб, кадар – могущество, власть). По представлениям кадаритов, Аллах, обладающий свободой воли, передал это качество созданным им людям и сделал человека творцом своих действий и ответственным за свои грехи. Отсутствие узаконенной догматики в исламе открывало возможность для обоснования права свободного толкования Корана в части мировоззренческих вопросов в приемлемом для конкретного теолога или школы духе. Именно в области данных вопросов священный текст мог толковаться метафорически, открывая простор для многообразных проявлений свободомыслия в исламе. Оно берет свое начало с периода проповеЬи Мухаммада, когда пророк ислама воспринимался как обыкновенный человек, а Коран рассматривался некоторыми современниками как обычное литературное произведение. Ранней формой свободомыслия в исламе стал религиозный скептицизм (см. Скептицизме отношении религии). Он был свойственен религиозно-догматической школе мурджитов (от араб, ирджа – откладывание, отсрочивание). Исходными моментами их учения стали отказ от суждения (откладывание суждения) о действиях человека и тезис о том, что внешнее исповедание веры является достаточным основанием для того, чтобы считать человека верующим. Религиозный скептицизм нашел свое логическое завершение у известного теолога Ахмада ибн ар-Раванди (ум., вероятно, в нач. 10 в.). На мусульманском Востоке в эпоху Средневековья высокого расцвета достигли светские науки, в т. ч. светская философия (фальсафа), выдвинулась группа мыслителей, использовавших положения ислама как формальный отправной пункт для философских рассуждений. Для арабо-мусульманской фальсафы было характерно представление о религии как о чисто практическом, политическом искусстве, регулирующем межчеловеческие отношения и не имеющем отношения к постижению истины. Виднейшими представителями фальсафы на востоке мусульманского мира были аль-Кин-ди (кон. 8 в. – между 860 и 879), ар-Рази (865-925
номической деятельности нормам шариата теоретиками И. э. рассматриваются традиционные экономические институты, складывавшиеся в исламском мире на протяжении всей его истории, большая часть которых восходит к древнейшим аравийским и ближневосточным принципам экономического партнерства. При этом значительная часть этих институтов ориентирована на регламентацию сферы распределения и обмена, а не на сферу производства. Необходимость религиозно-правового регулирования экономической деятельности основывается на кораническомпредставлении о том, что полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит Богу, а человек выступает лишь доверительным собственником имеющихся в его распоряжении материальных ценностей. Из этого следует, что приобретение и распоряжение этими средствами и ценностями должны осуществляться в соответствии с шариатскими указаниями, направленными на обеспечение божественной справедливости. Вместе с тем собственность человека, приобретенная законным с т. зр. шариата путем, не может быть отчуждена, кроме как такими же законными способами. Ислам позитивно относится к извлечению торговой прибыли, считая торговлю богоугодным делом, но при заключении торговых сделок необходимо избегать неоправданных рисков и неопределенности (гарар), понимаемых как результат предумышленного или случайного сообщения неполной информации одной или нескольким сторонам контракта, в силу чего данная сторона или стороны не могут адекватно интерпретировать его цель и/или ожидаемый результат. Наличие гарара автоматически делает контракт недействительным.