Формирование философии мусульманского Востока с 9 по 12 века. Наука, медицина и философия в мусульманском мире.




ИСЛАМСКАЯ ТЕОЛОГИЯ И ФИЛОСОФИЯ – тео­логия и философия, получившие развития в рамках мусульманской традиции. Становление исламской тео­логии относится к 9-12 вв. В исламе изначально отсут­ствовал институт, подобный Вселенским соборам в хри­стианстве, который бы принимал решения по узаконе­нию религиозных догматов. Истолкованием догматов веры, формированием общественного мнения по во­просам религии занимались частные лица – религи­озные деятели, авторитет которых основывался на их познаниях в области религиозных наук. Возможность различного толкования религиозно-догматических вопросов в исламе обусловливалась также противоре­чивостью главных источников мусульманского вероу­чения – Корана и Сунны. Специфика ислама такова, что в нем никогда не существовало единого узаконенного «ортодоксального» учения, что имеет принципиальное значение для понимания механизма функционирова­ния ислама как идеологической системы. На рубеже 7-8 вв. в мусульманской среде велись дискуссии по осново­полагающим вопросам вероучения – об отношении к греху и о мере загробного воздаяния, о природе и атрибу­тах Бога, свободе воли, о природе Корана и т. д. Идейные расхождения среди мусульманских теологов привели к образованию в сер. 8 в. ряда влиятельных религиозно-политических группировок, каждая из которых претендовала на выражение «истинного правоверия». В по­лемике мусульманских богословов особое место зани­мал спор о предопределении – божественной детерми­нированности происходящих в мире явлений, включая человеческие действия. Сторонники учения об абсолют­ном предопределении – джабариты, илиджабриты (от араб, джабр – принуждение), утверждали, что Бог со­здал каждого человека вместе с его характером, способ­ностями и будущими поступками, и поэтому человек не может влиять на свой жизненный путь. В противопо­ложность джабаритам, сложилась школа мыслителей, развивавших тезис о свободе человека в выборе своих действий и отрицавших божественный произвол. Про­пагандистов этого учения называли кадаритами (от араб, кадар – могущество, власть). По представлениям кадаритов, Аллах, обладающий свободой воли, передал это качество созданным им людям и сделал человека твор­цом своих действий и ответственным за свои грехи. Отсутствие узаконенной догматики в исламе открыва­ло возможность для обоснования права свободного тол­кования Корана в части мировоззренческих вопросов в приемлемом для конкретного теолога или школы духе. Именно в области данных вопросов священный текст мог толковаться метафорически, открывая простор для многообразных проявлений свободомыслия в исла­ме. Оно берет свое начало с периода проповеЬи Мухаммада, когда пророк ислама воспринимался как обык­новенный человек, а Коран рассматривался некото­рыми современниками как обычное литературное произведение. Ранней формой свободомыслия в ис­ламе стал религиозный скептицизм (см. Скептицизме отношении религии). Он был свойственен религиозно-догматической школе мурджитов (от араб, ирджа – от­кладывание, отсрочивание). Исходными моментами их учения стали отказ от суждения (откладывание сужде­ния) о действиях человека и тезис о том, что внешнее исповедание веры является достаточным основанием для того, чтобы считать человека верующим. Религиоз­ный скептицизм нашел свое логическое завершение у известного теолога Ахмада ибн ар-Раванди (ум., вероят­но, в нач. 10 в.). На мусульманском Востоке в эпоху Средне­вековья высокого расцвета достигли светские науки, в т. ч. светская философия (фальсафа), выдвинулась группа мыс­лителей, использовавших положения ислама как фор­мальный отправной пункт для философских рассужде­ний. Для арабо-мусульманской фальсафы было харак­терно представление о религии как о чисто практическом, политическом искусстве, регулирующем межчеловече­ские отношения и не имеющем отношения к пости­жению истины. Виднейшими представителями фаль­сафы на востоке мусульманского мира были аль-Кин-ди (кон. 8 в. – между 860 и 879), ар-Рази (865-925

номической деятельности нормам шариата теорети­ками И. э. рассматриваются традиционные экономи­ческие институты, складывавшиеся в исламском мире на протяжении всей его истории, большая часть кото­рых восходит к древнейшим аравийским и ближнево­сточным принципам экономического партнерства. При этом значительная часть этих институтов ориентирова­на на регламентацию сферы распределения и обмена, а не на сферу производства. Необходимость религиозно-пра­вового регулирования экономической деятельности ос­новывается на кораническомпредставлении о том, что полное право собственности на все, что существует в мире, принадлежит Богу, а человек выступает лишь до­верительным собственником имеющихся в его распо­ряжении материальных ценностей. Из этого следует, что приобретение и распоряжение этими средствами и ценностями должны осуществляться в соответствии с шариатскими указаниями, направленными на обеспе­чение божественной справедливости. Вместе с тем соб­ственность человека, приобретенная законным с т. зр. шариата путем, не может быть отчуждена, кроме как такими же законными способами. Ислам позитивно относится к извлечению торговой прибыли, считая торговлю богоугодным делом, но при заключении тор­говых сделок необходимо избегать неоправданных рисков и неопределенности (гарар), понимаемых как результат предумышленного или случайного сообще­ния неполной информации одной или нескольким сторонам контракта, в силу чего данная сторона или стороны не могут адекватно интерпретировать его цель и/или ожидаемый результат. Наличие гарара автома­тически делает контракт недействительным.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: