По общепринятому мнению, русская философия в основном занимается проблемами
этики. Это мнение неверно. Во всех областях философии – гносеология, логика,
этика, эстетика и история философии – велись исследования в России до
большевистской революции. В более позднее время действительно русские
философы особенно интересовались вопросами этики. Начнем с гносеологии –
науки, имеющей жизненно важное значение для решения всех других философских
вопросов, так как она рассматривает их характер и пути их исследования.
В русской философии широко распространен взгляд о познаваемости внешнего
мира. Этот взгляд часто выражался в своей крайне форме, а именно в форме
учения об интуитивном непосредственном созерцании объектов как таковых в
себе. По–видимому, русской философии свойственно острое чувство реальности и
чуждо стремление рассматривать содержание внешних перцепций как нечто
психическое или субъективное.
Русские философы отличаются такой же высокой способностью к спекулятивному
мышлению, как и немецкие. Как позитивизм, так и механический материализм
нашли в России широкое распространение. Однако в России, как и в других
странах, без сомнения, все еще продолжает существовать тенденция к таким
взглядам среди инженеров, врачей, адвокатов и других образованных людей, не
сделавших философию своей профессией. Следует отметить, что эти люди всегда
составляют большинство. Но лишь немногие из русских философов –
профессионалов были позитивистами и материалистами.
В русской философии стремление к цельному познанию и острое чувство
реальности тесно сочетается с верой во все многообразие опыта как
|
чувственного так и более утонченного, дающего возможность глубже проникнуть в
строение бытия. Русские философы доверяют интеллектуальной интуиции,
нравственному и эстетическому опытам, раскрывающим нам высочайшие ценности,
но, прежде всего, они доверяют религиозному мистическому опыту, который
устанавливает связь человека с богом и его царством.
Ряд русских мыслителей посвятил свою жизнь разработке всеобъемлющего
христианского мироздания. В этом состоит характерная черта русской философии.
Русская философия, прежде всего, резко и безоговорочно онтологична. Русскому
уму совершенно чужд всякий субъективизм, и русский человека меньше всего
интересуется своим собственным узколичным и внутренним субъектом. Этот
онтологизм однако (в противоположность Западу), заостряется в материи, что
характерно для него еще со времен мистической архаики. Самая идея божества,
как они развивались в русской церкви выдвигает на первый план элементы
телесности, в чем П.Флоренский находил специфику русского православия в
отличии от византийского. В дальнейшем в связи с вырождением мистики эта
«софийская» философия постепенно теряет свою религиозную сущность. Еще в
самом конце XIX века русский философ В.Соловьев указал на «религиозный
материализм», «идею святой телесности», дающей возможность утверждать не
только всемирное божество, но и максимальную энергию всего материального и, в
частности, чисто человеческой воли и действия. Поэтому нет ничего
удивительного или непонятного в словах Писарева о том, что «ни одна философия
|
в мире не привьется к русскому уму так прочно и так легко, как современный
здоровый и свежий материализм».
Второй чертой русской философии, тоже восходящей к мистической архаике,
является идея соборности. Соборность – это свободное единство основ церкви в
деле совместного понимания ими правды и совместного отыскания ими пути к
спасению, единство, основанное на единодушной любви к Христу и божественной
праведности. Так как верующие вместе любят Христа как носителя совершенной
истины и праведности, то церковь есть не только единство многих людей, но и
единство, в котором каждая личность сохраняет свою свободу. Это возможно
только в том случае, если такое единство зиждется на бескорыстной,
самоотверженной любви. Любящие Христа и его церковь отказываются от
всяческого тщеславия, личной гордости и усваивают разумную проницательность
веры, раскрывающей значение великих истин откровения. Соборность – это есть
единение Духа (по Хомякову). Человеку не испытавшему этого единения в Духе
невозможно понять и уразуметь в чем же отличие соборности от коллективности и
общинность азиатский обществ или солидарности обществ западных. [9]
Отсюда вытекает, что как только русская философская мысль начинала касаться
отдельной личности, то есть ставить этические вопросы, то они сразу
превращались в идеологию этого общественного подвижничества и героизма.
Проблема личности - одна из главных теоретических проблем в истории русской
философии. Всестороннее её исследование является важной национальной
|
особенностью философской мысли. Проблема личности концентрирует в себе
основные вопросы политической, правовой, нравственной, религиозной,
социальной и эстетической жизни и мысли. Место личности в обществе, условия
её свободы, структура личности, её творческая реализация представляет собой
целостный процесс развития идей. Тема проблемы личности проходит в тех или
иных формах через многие этапы истории русской философской мысли. Однако
наиболее интенсивно эта проблема разрабатывалась в XIX - начале XX века в
различных изданиях, которые отличались богатством содержания.
Славянофилы утверждали, что подлинная свобода личности возможна лишь на
основе признания религии высшей ступенью духовной жизни. Отвергая,
рационализм и материализм, они отстаивали Бога в человеке. Постановка вопроса
о внутренней духовной свободе человека была несомненной заслугой философов-
славянофилов. Славянофилы выступали против личной собственности правового
государства. Они считали, что род, семья, община, социальные связи, являются
наилучшей средой для существования личности. Всем формам внешней свободы -
политической, правовой, экономической, они противопоставляли внутреннюю
свободу личности, основанную на ценностях внутреннего мира, освящённых
религией.