Северное Возрождение и христианский гуманизм в Германии и в Нидерландах




История средних веков

Бережная Н.А.

Северное Возрождение и христианский гуманизм в Германии и в Нидерландах

I. Северное Возрождение – общее название для культурных процессов к северу от Италии – в Германии и Нидерландах, во Франции, Испании, Англии. Для каждого из этих регионов историки выделяют свои этапы и особенности развития. Современную историографическую традицию изучения Северного Возрождения открывает Отто Бенеш.

[Отто Бенеш. Искусство Северного Возрождения / Под ред. В.Н. Гращенкова. М., 1974.]

«Северной» Европе – т.е. тем регионам, где утвердилось и развивалось Северное Возрождение – был присущ гуманизм с иными акцентами, чем тот, что развивался в Италии (→ антропоцентризм, гражданский гуманизм, натурфилософия), «северный» гуманизм историки называют христианским, его проблематика была религиозно-этической и философской. Некоторые исследователи особенно подчеркивают обращение гуманистов к национально-патриотической тематике. Территории средневековой Империи, макрокосма, начинают задумываться о собственной идентичности.

[Об историографии гуманистического движения во Франции и в Германии в материалах: Зайцева Т.И. «Век гуманизма» во Франции и в Германии: политико-культурное измерение ]

 

Предпосылки возникновения гуманистического движения в «Северной» Европе:

1. Кризис позднесредневекового европейского общества. Кризис системный, затронувший как социальные структуры, так и идеологию рыцарства.

[Йохан Хёйзинга. Осень Средневековья. М., 1995 и другие издания]

2. Кризис Католической церкви, церковной организации и религиозного мировоззрения. Авиньонское пленение (1309 – 1378) и Великая Схизма (1378 – 1417) подорвали авторитет Римского престола. Проблемы пытались разрешить, неоднократно созывая Вселенские Соборы католической церкви (соборное движение): Констанцский (1414 – 1418), Базельский (1431 – 1449), Ферраро-Флорентийский (1438 – 1445), однако достигнутое согласие уже не могло сдержать развитие гуманистической мысли. Тем не менее, Соборы были важны по другой причине: здесь происходит знакомство академической элиты и знати «северной Европы» с итальянскими гуманистами и греческими интеллектуалами, в преддверии завоевания Византии массово бежавшими на Запад, прежде всего в Италию. С конца XIV в. назревает кризис средневековой религиозности: как знать и ученые мужи, так и горожане все чаще выражают недовольство образом жизни духовенства, практика индульгенций вызывает возмущение. Нужно отметить, что у северного гуманизма были во многом те же корни, что и у Реформации.

Подробнее об индульгенциях: https://www.pravenc.ru/text/389591.html

Появляются новые формы религиозности. Движением, в котором многие историки видят истоки и гуманизма, и Реформации, становится «Новое благочестие» (Devotio moderna).

Подробнее о новом благочестии: https://www.pravenc.ru/text/171549.html; https://www.pravenc.ru/text/Братья общей жизни.html

«Новое благочестие» - религиозно-просветительское движение, зародившееся в Нидерландах в 1370-х гг., и в XV в. распространившееся в Германии. Основателем движения был Герт Грооте, основавший первые общины братьев и сестер общей жизни – полумонашеские общины, члены которых должны были не только молиться, читать и переписывать Библию, но и работать, содержать себя. Они получили разрешение читать Писание на национальных языках. Братья и сестры общей жизни опекали школы, содержали общежития для учеников, помогали с уроками. Со второй половины XV в. они основывают собственные школы, в городах и при монастырях (Девентерскую, Эммерихскую и др.). В конце 1520-х гг. было создано самое известное сочинение «нового благочестия» - О подражании Христу Фомы Кемпийского (праведная духовная жизнь заключается в подражании Христу и следовании идеалам раннего христианства). В конце XV – начале XVI вв. эта книга по печатным экземплярам уступала только Библии.

 

Этапы развития немецкого гуманизма (по Александру Николаевичу Немилову):

— ранний гуманизм, 1430-е – 1470-е гг. Появление очагов гуманизма.

— расцвет гуманизма, 1470-е – 1520/30-е гг. Создание гуманистических сообществ.

— раскол между гуманистами – сторонниками Реформации и теми гуманистами, кто остался верен Католической церкви, 1520/30-е – 1550-е гг.

— эрудитский гуманизм, вторая половина XVI – начало XVII вв.

 

Этапы развития Северного Возрождения в Германии и Нидерландах (по Виктору Николаевичу Гращенкову):

— «Ars nova», начальный этап Северного Возрождения, 1420/30-е – 1500-е гг. Ян ван Эйк, Рогир ван дер Вейден, Лукас Мозер

— Северное Возрождение 1500 – 1540/1560-е гг. Альбрехт Дюрер, Альбрехт Альтдорфер, Маттиас Грюневальд, Лукас Кранах Старший, Питер Брейгель Старший

[Немилов А.Н. Специфика гуманизма Северного Возраждения // Типология и периодизация культуры Возрождения/ Под ред. В.И. Рутенбурга. М., 1978. С. 39 – 51; Гращенков В.Н. О принципах и системе периодизации искусства Возрождения // Там же. С. 201 – 247.]

 

Ранний гуманизм

Энеа Сильвио Пикколомини (1405 – 1464), Римский папа Пий II с 1458 г. На базельском Соборе заочно познакомился с императором Фридрихом III, с 1443 г. – королевский секретарь при венском дворе, 10 лет на службе императору, епископ Триеста с 1447 г. Гуманист. В Венском университете читал лекции об античных поэтах, написал «Историю Австрии» («История Фридриха III») и «Историю Богемии», но главное, комментарий к сочинению Тацита («О происхождении, расположении, нравах и населении Германии»). Этот комментарий популяризировал Тацита, Пикколомини ввел в оборот слово Germania, которое немецкие гуманисты будут потом противопоставлять средневековому Deutschland/Teutschland. Именно от этого труда берет начало интерес немецкого гуманизма к национальной проблематике.

Петер Лудер (1415 – 1472) – завершал образование в Ферраре, ученик Гуарино да Верона, гуманист. Пфальцский курфюрст Фридрих I пригласил его в Гейдельбергский университет читать лекции по поэтике, однако многочисленные конфликты с профессорами-схоластами вынудили его уехать сперва в Лейпциг, а затем в Падую. Умер он в Вене.

Во второй половине XV в. в немецких землях Империи появились два центра гуманизма: при венском дворе династии Габсбургов и при дворе пфальцских курфюрстов династии Виттельсбахов, при дворе императора Фридриха III (1415 – 1493, король Германии с 1440, император с 1452 – последний император, коронованный в Риме) и при дворе курфюрста Филиппа (1448 – 1508, курфюрст с 1476 г.). Гейдельбергский двор в конце XV в. был больше, богаче, там работали наиболее известные немецкие гуманисты периода расцвета (Р. Агрикола, Я. Вимпфелинг, К. Цельтис), Вена лишь в 1510-х гг. перехватит инициативу, когда императором станет Максимилиан I.

 

Расцвет гуманизма

Изобретение книгопечатания в середине XV в. и появление многочисленных типографий – как в Германии, так и в Нидерландах, и в Швейцарии – способствовало распространению гуманистических идей. Гуманизм начинает проникать в университеты (к концу XV в. на немецких, австрийских и чешских территориях Империи действовало уже около двух десятков университетов – в Праге, Вене, Гейдельберге, Кёльне, Лейпциге, Тюбингене, Ингольштадте, Фрайбурге-в-Брайсгау, Грайфсвальде и др.; в 1502 г. в Саксонии был основан Виттенбергский университет, где преподавал идеолог Реформации Мартин Лютер). Сначала гуманисты начинают читать лекции по новым для схоластических университетов предметам – поэтике, истории, филологии (не только классический латинский язык, но и греческий, и еврейский), а вскоре заявляют о необходимости реформы университетов. Эта реформа в XVI в. затронет всю Германию (подробнее об этом будет рассказано в одной следующих лекций). В конце XV – начале XVI вв. в Империи появляются сообщества гуманистов – объединения, занимавшиеся изучение древних текстов, научной работой и коллекционированием древностей («литературные сообщества» К. Цельтиса и др.).

Среди немецких и нидерландских гуманистов[1] периода расцвета необходимо отметить:

1. Рудольф Агрикола (1443 – 1485) – родился близ города Гронингена в Нидерландах, в детстве учился, опекаемый общиной «братьев общей жизни», затем в университетах в Кёльне, Эрфурте и Лувене, с 1469 г. – в Павии и Ферраре (Италия). Преподавал в Ферраре логику и диалектику, интересовался античными источниками, переводил Платона. Был приглашен в Гейдельберг канцлером курфюрста Филиппа, епископом Вормса Иоганном фон Дальбергом. С апреля 1484 г. – при гейдельбергском дворе, выполнял дипломатические поручения, в Гейдельбергском университете прочитал один семестр латинской поэзии. Его произведений практически не сохранилось, лишь сочинение «О диалектическом методе» было издано в Страсбурге в 1515 г.

2. Якоб Вимпфелинг (1450 – 1528) – родился в Эльзасе, учился в университетах Фрайбурга, Эрфурта и Гейдельберга, преподавал поэтику и риторику на артистическом факультете Гейдельбергского университета в 1473 – 1484 гг. и 1498 – 1501 гг., продолжил обучение на теологическом факультете (в 1479 г. получил степень бакалавра теологии), с 1484 по 1498 гг. – священник, затем викарий Шпейерского собора, с 1501 г. – в Страсбурге. Сторонник церковной реформы, занимался вопросами воспитания и образования. Также одним из первых затронул национальную проблематику — известен полемикой с французскими гуманистами о франках, германской древности и «национальности» Карла Великого (А. Дюрер в 1513 г. написал портрет Карла в короне Священной Римской империи и имперских регалиях). Известные труды: «Юность», «Грамматические упражнений для юношей», «Германия», «Очерки немецкой истории» и многие другие неоднократно переиздавались на протяжении XV – XVII вв.

3. Конрад Цельтис (1459 – 1508) – родился в Баварии, учился в университетах Кёльна и Гейдельберга (слушал лекции Р. Агриколы), в 1486 г. предпринял образовательное путешествие в Италию, где познакомился с Марсилио Фичино и др. гуманистами. В 1487 г. во время Нюрнбергского рейхстага император Фридрих III увенчал его голову золотым лавровым венком первого поэта Империи. Пфальцский курфюрст Филипп пригласил Цельтиса учителем к своим детям. В 1500 г. издал «Германию» Тацита, автор этнографических и географических описаний Германии. Сохранилось множество его стихотворных произведений. Основал несколько «литературных сообществ» по примеру Платоновской академии во Флоренции: в 1491 г. – Рейнское литературное сообщество (в Гейдельберге, объединяло несколько десятков человек, в т.ч. аббата Тритемия, Я. Вимпфелинга, И. Рейхлина, Виллибальда Пиркгеймера), в 1497 г. – Дунайское (в Вене, в числе прочих входили Иоганн Куспиниан, К. Пейтингер), позже будут основаны еще несколько таких сообществ – в Аугсбурге, Нюрнберге и т.д.

4. Конрад Пейтингер (1465 – 1547) – аугсбургский патриций, советник императоров Максимилиана I и Карла V, юрист, учился в Болонье и Падуе. Подготовил к изданию «Гетику» Иордана и «Историю лангобардов» Павла Дьякона. Входил в Дунайское литературное сообщество, после его распада основал сообщество в Аугсбурге.

5. Себастьян Брант (1457 – 1521) – страсбургский патриций, изучавший в Базеле юриспруденцию, прославился сатирическим сочинением «Корабль дураков» (1494), послужившей примером целому направлению литературы «о дураках».

6. Иоганн Авентин (1477 – 1534) – один из немногих гуманистов первого поколения, чья деятельность не была связана с Веной или Гейдельбергом. Учился в Ингольштадте, Вене и Париже, преподавал сыновьям герцога Баварии Вильгельма IV. Авентин издает Латинскую грамматику, в 1517 г. становится официальным историографом Баварии, однако его труд «Баварская хроника» / «Анналы князей Баварских» (немецкий/ латынь) был издан только в 1550-х гг., т.к. автор вступил в конфликт и с церковными властями, и со своим герцогом. Переписывался с Мартином Лютером и Филиппом Меланхтоном, но в протестантизм не перешел.

7. Иоганн Рейхлин (1455 – 1522) родился в юго-западной Германии, учился во Фрайбургском университете, в Базеле, Орлеане, Тюбингене. В 1473 г. отправился в Париж как товарищ сына герцога Баденского, в 1482, 1495 и 1498 гг. бывал в Италии, сопровождая графа Вюртембергского[2]. Изучал древние языки, в том числе древнееврейский, и право, был знаком с Марсилио Фичино, известнейшим венецианским издателем Альдо Мануцием и др. итальянскими гуманистами. Преподавал греческий язык в Тюбингене. Издал ряд сочинений об изучении древнееврейского языка и Каббале, его внимание к еврейским сочинениям делало его удобным объектом критики. В 1509 г. между Рейхлином и И. Пфеффенкорном разгорелся спор о еврейских книгах, в ходе конфликта был написан ряд сочинений. Дискуссия затронула все научное сообщество Германии, в 1515 г. появляется работа, которую долго приписывали самому Рейхлину – «Письма темных людей» (сейчас считается, что Рейхлин не имел отношения к сборнику, его автором был, вероятно, Ульрих фон Гуттен[3] или Крот Рубеан). Сочинение пародировало переписку необразованных монахов, противников гуманизма.

8. Эразм Роттердамский (1469 – 1536) – крупнейший представитель Северного Возрождения, оказавший влияние на развитие гуманизма не только в Германии и Нидерландах, но и Швейцарии, и Англии. В первой трети XVI в. считался наиболее влиятельным ученым, авторитет которого признавала вся Европа.

Незаконнорожденный сын священника, он посещал в Девентере школу, открытую братьями общей жизни. В 1485 г. он уходит в августинский монастырь, а через 7 лет епископ Камбре, наслышанный о его знаниях, забирает к себе секретарем. Теологию Эразм изучал в Париже в 1495 – 1499 гг., после чего несколько лет был учителем, в основном, у английских аристократов, которые и убедили его переехать в Англию. Здесь он подружился с Томасом Мором, Джоном Фишером, Джоном Колетом и др. английскими гуманистами. Отсюда он несколько раз совершал путешествия в Италию. В 1510 – 1515 гг. Эразм преподавал в Кембриджском университете греческий язык и Новый Завет, хотя в целом предпочитал частные уроки и свободу действий. В 1516 г. он переехал обратно на континент (Базель, Лувен, Фрайбург) и вскоре начал получать жалование от внука императора Максимилиана I, будущего Карла V, что позволило ему сосредоточиться исключительно на научных трудах. Самые известные его работы 1500-х – начала 1520-х гг. – это «Наставления христианскому воину», «Воспитание христианского государя», издание Нового Завета (на 2 языках, древнегреческом и перевод на латинском), «Жалоба мира». Эразм много рассуждал о том, что такое истинное благочестие, и в чем состоит долг христианина; он был противником войн, если они велись не ради защиты христианства от нападающего противника. Также он полагал, что любого человека можно и нужно воспитывать, образовывать, и каждый должен стремиться к знанию.

Нельзя не упомянуть о сочинении Эразма, критикующем суеверия и устаревшие церковные обычаи – «Похвале глупости», хотя здесь больше иронии, чем сатиры.

 

Эта лекция – первая по Северному Возрождению в Германии. В следующий раз мы закончим изучать эту тему. Задания для проверки также будут на следующей неделе.

 

Учебники. История Средних веков. Том 2 / Под ред. Карпова. М., 2005. С. 109 – 113; История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения / Под ред. Л.М. Брагиной. С. 114 – 133 (см. материалы к лекции).

Или см.: История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения: учебник для академического бакалавриата / Л. М. Брагина [и др.]; под редакцией Л. М. Брагиной. — 2-е изд., испр. и доп. — Москва: Издательство Юрайт, 2018. — 414 с. (Бакалавр. Академический курс). Текст: электронный // ЭБС Юрайт [сайт]. URL: https://www.biblio-online.ru/bcode/410900 (дата обращения: 20.03.2020).

 


[1] Здесь следует отметить, что культурное пространство южной Германии – Эльзаса – исторических Нидерландов (Нидерланды, Бельгия, Люксембург) – Швейцарии было взаимопроницаемым, кроме того, Швейцария до 1499 г., а Нидерланды с 1477 г. входили в состав Империи. Многие гуманисты, известные нам как немецкие, имели нидерландское происхождение – в первую очередь, Эразм Роттердамский. В Швейцарии располагалась одна из старейших типографий – типография семейства Амербах в Базеле. Эразм провел здесь последние годы жизни.

[2] С 1495 г. графство Вюртемберг становится герцогством.

[3] О Гуттене я напишу в следующей лекции.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: