Частушки
Частушки являются короткими рифмованными песнями-куплетами, которые создаются для публичного выступления. Их чаще всего не поют, а выкрикивают. Вот что такое частушки. Понятие о подобном жанре ввел писатель Глеб Успенский. Свою популярность эти песни получили в конце девятнадцатого – начале двадцатого века. Люди называли их по-разному, например:
· припевками,
· тараторками,
· коротушками.
Существуют и другие наименования.
Для того чтобы понять, что такое частушка, следует упомянуть признаки, которые характерны для этого народного жанра музыкально-поэтического творчества:
· короткие песни;
· содержание лирическое, сатирическое, юмористическое;
· тематика злободневная;
· поэтика афористична и лаконична;
· закругленность музыкальной формы;
· рассчитаны на публичное выступление.
Исполнение русских частушек обычно принято дополнять элементами театрализации, а именно - пляской, живой мимикой, широкими жестами.
В качестве самостоятельного жанра частушки сформировались к середине девятнадцатого века. Наибольшее распространение они получили в юношеской и молодежной среде. От этого они обладают особым задором, а их тематика близка молодому поколению.
В качестве истоков для русских частушек можно выделить:
· припевки – это энергичные и веселые спутницы плясок, которые существовали в давние века;
· скоморошины – небылицы, которые исполнялись скоморохами;
· коломыйки – украинские шуточные элементы фольклора.
Сначала частушки не признавали в качестве художественного жанра. В двадцатом веке их мелодичность привлекла внимание со стороны композиторов. Современные частушки занимают важное место в национальной песенной культуре России.
Поэтика частушки
Для полного понимания того, что такое частушка, следует разобраться в ее художественной форме, то есть поэтике. В основе языка произведения лежит разговорная речь, которая отличается простотой и живостью. Допустимо использование придуманных слов, например, девушку, которая выходит замуж, называют «самоходочкой».
Встречаются в частушке и фольклорные эпитеты:
· «лебедь белая»,
· «миленький дружочек»,
· «ясный сокол» и прочие.
Они перешли из лирических песен, которые были традиционными на Руси. Обязательно, чтобы в произведении присутствовала рифма. Обычно сопоставляются четные строки. Ритмика зависит от музыкального наигрыша. В этом они весьма разнообразны.
Разновидности частушек
Развивались частушки в среде рабочих и крестьян. Они отличаются друг от друга. Выделяют следующие виды:
· лирические – называются припевками, это четырехстрочные произведения на различные тематики;
https://www.youtube.com/watch?v=_zIcVJH6l1k
· плясовые – имеют особый ритм, который сопровождает пляски, строчки этих припевок короче, чем у лирических (тип «Яблочко»);
https://www.youtube.com/watch?v=IqiyZoNDYiA
· страдания – двухстрочные произведения о любви, исполняются протяжно;
https://www.youtube.com/watch?v=NDupyXWl5vM
https://www.youtube.com/watch?v=EZU-h-mwTCU
· «Семеновна» - двухстрочные произведения с заунывным ритмом, легли в основу многих жестоких романсов первой половины прошлого века;
https://www.youtube.com/watch?v=KkBsBOKn46M
· «Матаня» - в произведении очень часто звучит слово «матаня», которое является обращением к возлюбленной. Тематика народного творчества довольно разнообразна. Многие произведения посвящены отношениям между девушкой и парнем.
https://www.youtube.com/watch?v=BtK6Z2EWF5M
Однако не только о любви пели простые люди. По тематике следует выделить следующие варианты:
· любовно-бытовые;
· деревенско-колхозные;
· общественно-политические.
С приходом большевиков тематика наполнилась советской пропагандой. Однако тема любви сохранялась все время.
История России через частушки
Содержание народного творчества определялось жизнью. Все, что происходило в стране, отражалось в частушках. В дореволюционных произведениях рисовался быт деревни. Много внимания уделялось рекрутской службе, когда молодых людей уводили «как овец». Тема войны прослеживается благодаря русско-японскому столкновению начала двадцатого века. Народное творчество создало много произведений, которые наполнены сатирой, высмеиванием власти, ненавистью к существующему строю. В припевках 1917 года отразилось ожидание перемен. Гражданская война привела к распространению знаменитого «Яблочка». В песнях звучали идеи о том, что людям больше не нужен царь. Революционно настроенные лица воспевали Ленина, иногда Сталина. В эти суровые годы короткая песня стала «живой газетой», которая остро реагировала на происходящие события. Лирические произведения появились с началом Отечественной войны. Женщины теряли своих любимых и пели об этом. Послевоенное строительство также отразилось в творениях молодежи. Особая тема - освоение целины. Один из исследователей назвал частушки словесным кинематографом, который изображал жизнь народных масс.
Смешные частушки и прочие припевки имеют особую манеру исполнения. В большинстве случаев они поются громко и напряженно. Звучали они часто на улице, поэтому важно, чтобы вокал был средним либо высоким. Однако сами слова произносятся нечетко, они как бы зашифровываются. Связано это с тем, что большинство присутствующих знают содержание произведения, и им нет необходимости вслушиваться. Гораздо важнее создать настроение для публики. Это касается смешных частушек. По-другому исполняются страдания, то есть лирические произведения. Для них требуется мягкая, скромная и доверительная система исполнения. Часто плясовые припевки поют визгливым женским голосом в максимально высоком регистре.
В заключение
Народные частушки появились во второй половине девятнадцатого века. Связывают их развитие с гармоникой. Создавались произведения в основном сельской молодежью. Со временем они стали отображать социальные и политические реалии своего времени. Поэтому по частушкам можно проследить основные этапы в истории России за последние сто лет. Частушки и сегодня можно встретить в репертуаре фольклорных коллективов и отдельных народных исполнителей.
Д/з
1. Знать определение частушка.
2. Виды частушек. Слушать все предложенные варианты.
3. Разучивание песни «Как у Маши головка заболела» с.Давыдовка Приволжского района Самарской области