Практическое занятие 1: Анализ стихотворений А.С.Пушкина
«К Чаадаеву»
Это стихотворение написано в форме послания к приятелю. Чаадаев — друг Пушкина, офицер, философ.
Пушкин выражает надежду, что самовластие будет разрушено, что Россия станет свободной страной. Она не забудет тех, кто боролся против самод ержавия.
Патриотическое. Слова «отчизна» и «свобода» здесь звучат как синонимы. Слово «звезда» во времена Пушкина символизировало революцию. Именно с такими людьми Пушкин связывал все свои мечты и надежды. О тчизне нужны те прекрасные качества, которые есть у прогрессивной дворянской молодежи: образованность, ум, честность, энергия, неугасимое стремление к свободе, горячая любовь к родине. Вот почему такая глубокая вера в лучшее будущее звучит в финале стихотворения.
Вопросы и задания к стихотворению "Поэту" (1830)
Конфликт поэта и толпы в стихотворении "Поэту" можно соотнести с творческой биографией Пушкина.. Его стихотворение "Поэту" созвучно идейному содержанию стихотворения "Поэт и толпа", перекликается с "Я памятник себе воздвиг нерукотворный...", итожащим тему поэта и поэзии в творчестве Пушкина,
Стихотворение открывается призывом к поэту не дорожить "любовию народной". Образ толпы соотносится с евангельским сюжетом о пути Иисуса Христа на Голгофу. Толпа у Пушкина -- стихийная сила, злобная, грубая, её восторженные похвалы минутны, суд сборища глупцов не является справедливым.
Толпе противопоставлен образ поэта-"но ты останься тверд, спокоен и угрюм". По мнению автора, истинному поэту должны быть присущи спокойствие, хладнокровие, он должен творить, "обиды не страшась, не требуя венца", потому, что он сам "свой высший суд. Именно умение оценить свой труд "всех строже", стать "взыскательным художником" -- вершина поэтического ремесла.
|
Кульминация в развитии чувства отмечена вопросительной интонацией. Ведь если "взыскательный художник" доволен своим трудом, "пускай толпа его бранит". Именно сознание собственной правоты может даровать поэту подлинное бессмертие. Когда поэт доволен плодами своего труда, то не страшно, если "толпа его бранит". Поэт гуманно прощает несправедливость толпы, объясняя ее оценки "детской резвостью".
Настроение стихотворения навеяно событиями биографии самого Пушкина, нападками на его творчество со стороны несправедливых критиков. Но выход есть: он в поэтическом творчестве, в философском отношении к предвзятым критикам, в прощении и любви.
Практическое занятие2: Особенности стиля Н.В. Гоголя, своеобразие его творческой манеры.
Вопросы и задания для беседы
Своеобразие Гоголя было в том, что он первым дал широчайшее изображение уездной помещичье-чиновничьей России и «маленького человека», жителя петербургских углов.
Гоголь был гениальный сатирик, бичевавший «пошлость пошлого человека», предельно обнажавший общественные противоречия современной ему русской действительности.
Оригинальность языка Гоголя заключается и в том, что он намеренно использует тавтологию, синтаксическую синонимию, необычные слова и словосочетания
Итог урока. На протяжении всего творчества главным орудием писателя в усовершенствовании современной жизни является смех. Гоголь мастерски использует разные формы создания комического.. Смех над действительностью у Гоголя связан с его морально-религиозными размышлениями, которые с течением времени занимают в сознании писателя и его творчестве все большее место.
|
Вопросы и задания для беседы
Итог урока. В повести "Портрет" отразились сокровенные мысли Гоголя о духовной ответственности художника за свои творения. Он уверен, что талант может служить как добру, так и злу, показывая его в привлекательном виде. Философия писателя в том, что поединок добра и зла в мире не прекращается. Единственный путь спасения души в мире зла и обмана, по Гоголю, в нравственном самосовершенствовании и самовоспитании, умении противостоять соблазнам, в труде и вере, изображение борьбы добра и зла в душе человека.
Практическое занятие3-4: Нравственная проблематика пьесы: тема греха, возмездия и покаяния
Вопросы и задания для обсуждения:
1. Какие черты ее характера проявляются в первых же репликах?
(Прямота, неспособность лицемерить и лгать. Конфликт намечается сразу: Кабаниха не терпит в людях чувства собственного достоинства, непокорности, а Катерина не умеет приспосабливаться и покоряться.)
2 Вспомните: Как воспитывалась Катерина? Какая атмосфера окружала ее в детстве и в семье мужа?
(«Точно птичка на воле»; «маменька души не чаяла»; «работать не принуждала». Занятия Катерины: ухаживала за цветами, ходила в церковь, слушала странниц и богомолок, вышивала по бархату золотом, гуляла в саду
«Я у вас завяла совсем»; «да здесь все как будто из-под неволи».
Атмосфера дома — страх. «Тебя не станет бояться, меня и подавно. Какой же это порядок-то в доме будет?»)
|
3.. Докажите, что смерть Катерины — это протест.
(Гибель Катерины — это протест, бунт, призыв к действию, так как после ее смерти Варвара сбежала из дома, Тихон обвинил мать в смерти жены, Кулигин бросил упрек в немилосердности.)
Составление плана для устного ответа
I. Жизнь Катерины в родительском доме.
1. Сердечное отношение родных.
2. Времяпрепровождение (посещение церкви, слушание рассказов странниц, богомолок...).
3. Относительная свобода.
II. Жизнь Катерины в доме Кабановой.
1. Жестокое отношение Кабанихи.
2. Постоянный духовный бунт.
3. Непонимание ее натуры и стремлений Тихоном.
111. Влияние жизни у Кабановых на Катерину.
1. Осознание своей обреченности.
2. Замкнутость, разочарованность в семейной жизни.
3. Страстное стремление к свободе, любви, счастью.
1V. Основные черты характера:
1. Честность, непосредственность.
2. Моральная чистота.
3. Решительность, мужество.
4. Страстность натуры, глубина чувств.
5. Стремление к свободе.
6. Поэтичность натуры.
7. Незаурядный ум.
8. Доброта, бескорыстие.
Итог урока. Катерина отличается внутренней силой и свободолюбием, так как в детстве она не испытывала давления со стороны своих родителей, росла соответственно своей натуре; поэтому она и не сломалась под давлением «темного царства», смогла отстоять чувство собственного достоинства. Город Калинов не сможет после смерти Катерины жить по-старому, ведь ее смерть пробудила у его жителей первые слова.
Практическое занятие5: Характеристика Евгения с другими персонажами (Аркадием, Павлом Петровичем, Николаем Петровичем, Одинцовой).-
Герой | Характеристика Базарова |
Аркадий | Главный предмет его — естественные науки. Да он |
все знает. Он в будущем году хочет держать на докто- | |
ра...он церемоний не любит... Он нигилист... | |
Павел | Ненавижу я этого лекаришку; по-моему, он просто |
Петрович | шарлатан; я уверен, что со всеми своими лягушками |
Кирсанов | он и в физике недалеко ушел... И в самом деле, пре- |
ж деле они просто были болваны, а теперь они вдруг | |
стали нигилисты. | |
Николай Петрович | Базаров умен и знающ. |
Отношение Базарова к людям как разновидность самохарактеристики
• Сделайте вывод о характере Базарова на основании материалов таблицы:
0 Павле Петровиче | А я все-таки скажу, что человек, который всю свою жизнь | ||
поставил на карту женской любви и когда ему эту карту | |||
убили, раскис и опустился до того, что ни на что не был | |||
способен, этакой человек — не мужчина, не самец. ты | |||
говоришь, что он несчастлив: тебе лучше знать; но дурь | |||
из него не вся вышла. Я уверен, что он не шутя вообра | |||
жает себя дельным человеком, потому что читает Галинь | |||
Яшку.___________________________________________. | |||
Об Анне Одинцовой | Да... я полагаю, что вы постоянно остаетесь на одно | ||
месте потому, что вы себя избаловали, потому, что | |||
очень любите комфорт, удобства, а ко всему остальному | |||
очень равнодушны. | |||
^ ------- | |||
[обАркадии | В тебе нет ни дерзости, ни злости, а есть молодая сме- | ||
лость да молодой задор; для нашего дела это не годит- | |||
ся. Ваш брат дворянин дальше благородного смирения | |||
или благородного кипения дойти не может, а это пустя- | |||
ки. Вы, например, не деретесь — и уж воображаете се- | |||
бя молодцами, — а мы драться хотим. Да что! Наша | |||
пыль тебе глаза выест, наша грязь тебя замарает, да ты | |||
и не дорос до нас, ты невольно любуешься собою, тебе | |||
приятно самого себя бранить; а нам это скучно — нам | |||
других подавай! Нам других ломать надо! Ты славный | |||
малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич | |||
---------------------------- | |||
Задание. Характеристика «словом» и «делом». Противоречивость героя
«Неужели любовь, святая, преданная любовь не несильна? О нет! Какое бы страстное, грешное, бунтующее сердце ни скрылось в могиле, цветы, растут на ней, безмятежно глядят на нас своими нежными глазами: не об одном вечном спокойствии нам они, о том великом спокойствии «равнодушной» природы; они говорят также о вечном примирении и о жизни бесконечной
Практическое занятие6-7: Сравнительная характеристика Раскольникова и Сони (составление таблицы).Творческая работа по роману Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».
В романе "Преступление и наказание" две правды: правда Раскольникова и правда Сони. Но истинна одна правда, другая -- ложна. Чтобы понять, где истина, нужно сравнить этих героев, в судьбе которых много общего, но различаются они в главном.