Классификация нарушений зрения




Существуют следующие виды нарушения зрения:

- Нарушение рефракции, т. е. ухудшение способности глаза различать четко предметы, находящиеся на определенном расстоянии от глаза.

- Нарушение аккомодации – например пресбиопия, ухудшение четкости при разглядывании различно удаленных предметов.

- Нарушение периферического зрения - ухудшение способности видеть объекты расположенные сбоку от глаз, предметов в движении.

- Нарушение адаптации – это нарушение зрения характеризуется ухудшением адаптации глаза в условиях с быстро меняющимся освещением. Например, с этим видом нарушения зрения глаз длительное время приспосабливается к темноте, либо вообще не может адаптироваться.

- Гемералопия - нарушение способности ориентироваться в сумерках или в темном помещении (nyctalopsia - куриная слепота).

Нарушения цветового зрения – это состояние зрительного анализатора, при котором он не способен различить некоторые цвета в силу особенностей своего развития.

Сюда относят в соответствии с классификацией Криса-Нагеля-Рабкина:

- Нормальное цветовосприятие;

- Аномальная трихромазия;

Нарушения зрения также делятся на:

- Функциональные – самые легкие из существующих нарушений. К ним относят косоглазие и амблиопию (катаракта, помутнение роговицы, дальнозоркость, близорукость, астигматизм и так далее). При вовремя предпринятых мерах данные состояния нередко могут быть исправлены.

- Органические – нарушения, касающиеся структуры глаза и других отделов зрительной системы, которые приводят к плохому зрению, остаточному зрению и полной слепоте. К таким состояниям приводят заболевания зрительного нерва и сетчатки, нарушения оптического аппарата глаза и аномалии рефракции глаз, к которым относят миопию, гиперметропию и астигматизм.

- Врожденные нарушения зрительного анализатора могут быть вызваны воздействием на него различных патогенных факторов в период эмбриогенеза (токсоплазмоз, воспалительные процессы, нарушения обмена) или генетических факторов (наследственная передача некоторых дефектов зрения).

- Аномалии наследственной этиологии: микрофтальм — грубое структурное изменение глаза, антофтальм — врожденное безглазие, катаракта—помутнение хрусталика, пигметная дистрофия (дегенерация) сетчатки, характеризующаяся сужением поля зрения, и астигматизм — аномалия рефракции, т. е. преломляющей способности глаза.

- Приобретенные аномалии распространены меньше, чем врожденные. Однако внутричерепные и внутриглазные кровоизлияния, травмы головы вследствие осложненных родов, различные травматические повреждения мозга в послеродовой период могут привести к нарушению зрения. Глаукома, атрофия зрительного нерва, заболевание центральной нервной системы (менингит, менингоэнцефалит), осложнения после гриппа — также могут вызывать различные по степени нарушения зрительной функции.

Кроме того, следует отметить, что в школьной практике очень часто встречаются прогрессирующие нарушения зрения: близорукость и дальнозоркость.

Степень нарушения функции зрительного анализатора определяется понижением остроты зрения. Острота зрения большинства людей, характеризующаяся способностью определять буквы и знаки десятой строки таблицы на расстоянии 5 м, равна 1,0 и рассматривается как нормальная. Исследуемый, определяющий на этом расстоянии буквы и знаки 5-й строки, имеет остроту зрения 0,5, а первой строки—0,1.

Если острота зрения ниже 0,1, используется счет пальцев. Ребенок, сосчитавший раздвинутые пальцы руки на расстоянии 5 м, обладает остротой зрения, равной 0,09. Тот же счет пальцев рук на расстоянии 2 м приблизительно соответствует остроте зрения 0,04, на расстоянии 0,5 м— 0,01, а на расстоянии З0 см— 0,005.

Острота зрения, при которой ребенок не различает пальцев, видит только свет, равна светоощущению. Если он не может отличать света от темноты, острота зрения равна нулю.

Взависимости от степени снижения остроты зрения на лучше видящем глазу, при использовании очков, и соответственно от возможности использования зрительного анализатора в педагогическом процессе выделяют следующие группы детей:

1. – слепые – это дети с полным отсутствием зрительных ощущений, либо имеющие остаточное зрение (максимальная острота зрения – 0,04 на лучше видящем глазу с применением обычных средств коррекции – очков), либо сохранившие способность к светоощущению;

2. – абсолютно, или тотально, слепые-дети с полным отсутствием зрительных ощущений;

3. – частично, или парционально, слепые-дети, имеющие светоощущения, форменное зрение (способность к выделению фигуры из фона) с остротой зрения от 0,005 до 0,04; слабослышащие дети с остротой зрения от 0,05 до 0,2.

Главное отличие данной группы детей от слепых: при выраженном снижении остроты восприятия зрительный анализатор остается основным источником восприятия информации об окружающем мире, и может использоваться в качестве ведущего в учебном процессе, включая письмо и чтение.

 

В зависимости от времени наступления дефекта выделяют две категории детей:

(1) – Слепорожденные – это дети с врожденной тотальной слепотой или ослепшие в возрасте до трех лет. Они не имеют зрительных представлений, и весь процесс психического развития осуществляется в условиях полного выпадения зрительной системы;

(2) – Ослепшие дети – утратившие зрение в дошкольном возрасте и позже.

Глубина и характер поражений зрительного анализатора сказывается на развитие всей сенсорной системы, определяют ведущий путь познания окружающего мира, точность и полноту восприятия образов внешнего мира.

Психологическая структура дефекта.

Первично – нарушения зрительной функции

Вторично – нарушения ориентации в пространстве, предметной деятельности, моторики.

Вторично – нарушение эмоционально-волевой сферы.

Третично – нарушение социализации, адаптации, личности, характера.

Третично – нарушение – познавательные функции, связанные с нарушением визуального контроля.

 

 

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: