Листья и кустики
В Городецкой росписи наиболее простыми мотивами являются листики самых разнообразных видов и форм. В сочетании с другими они образуют кустики. Этот мотив в городецких орнаментальных и сюжетных композициях повторяется в букетах и гирляндах, цветочных фризах и вазонах с цветами.
Каждый мастер не только пишет по-своему те формы, которые мы видим, но сочиняет и свои собственные. Художники часто выбирали характерное для городецкой росписи сочетание коричневато-красного фона со светлой зеленью листьев. На таком фоне отчетливо выделяются белильные оживки (разживки) и черные штрихи.
Здесь показано, как может быть использован этот не сложный мотив: это и одиночный листок, и сочетание трех узорных листков, и кустики, состоящие из пяти, семи и более элементов. На первый взгляд, кажется, что мотивы совершенно разные, однако, приглядевшись внимательно, можно различить два основных вида листьев: остроконечный и закругленный сверху каплевидный. Именно на их основе и строятся многообразные формы кустиков.
Каплевидные листья
Обмакнуть кисть в краску, например гуашь или темперу, разведенную до консистенции жидкой сметаны. Затем, держа кисть строго вертикально прикоснуться ее острым кончиком к бумаге и сделать ею короткое плавное, но энергичное движение с нажимом в направлении на себя. В результате должен получиться прямой каплеобразный мазок-листик. Закрепляя прием, надо несколько раз повторить его, делая движение кистью на себя и от себя, чтобы свободно писать листики, обращенные вверх и вниз.
Затем следует опробовать еще один прием выполнения листика. Движение кисти на себя и от себя надо постараться сделать с легким поворотом направо и налево с тем, чтобы получить изображение чуть изогнутого каплевидного листа. Опытный Городецкий мастер работает быстро и ловко, но начинающему не следует торопиться. Городецкая роспись не терпит плохо написанного мазка. Мазок - это самостоятельный и очень значимый элемент росписи, он должен быть четко и тщательно отработан.
|
Есть и еще один прием написания подобного листа, который показан на таблице. Первое движение: кистью с острым кончиком выполнить мазок-скобочку, затем написать встречную скобочку и заполнить краской просвет между ними - получится закругленный сверху лист более крупного размера. Этот прием также требует многократного повторения, чтобы свободно выполнять такой, казалось бы, не сложный, но важный элемент.
Овладев приемами написания отдельных листиков, следует попробовать составить из них кустик. Сложность здесь в том, чтобы верно рассчитать (можно сказать, почувствовать) нужное расстояние между листиками, сделать так, чтобы каждый из них читался отдельно, а вместе они составляли единую декоративную форму.
Изменяя форму и размер листьев: делая их или почти равновеликими или объединяя вокруг одного более крупного листика, рисуя их более широкими или узкими, прямыми или чуть изогнутыми, можно достичь значительного разнообразия форм.
Двухцветные листья
В работах современных Городецких мастеров постоянно появляются новые выразительные детали растительного орнамента. Одними из таких сравнительно новых элементов стали двухцветные листок и кустик.
|
Писать их следует двумя оттенками зеленого цвета. Сначала темно-зеленым цветом, например окисью хрома, пишут половинку остроконечного листа, затем более светлой зеленью (окись хрома с добавлением белил) выполняют вторую половинку. Можно такой кустик писать одной кистью, но гораздо удобней использовать попеременно две кисти, так как оттенки цвета будут чередоваться неоднократно.
Простые растительные формы Городецкие мастера умеют разнообразить путем применения оживок. Свинцовыми белилами и черной краской-сажей они украшают Городецкие травы и листья, придавая законченность и своеобразное изящество каждой форме.
Можно тонкой белильной линией обвести каждый из листков, можно проложить по центру листка мелкие "жемчужинки", можно обозначить белилами тонкие прожилки листа. На ярких фонах Городецких изделий прекрасно смотрится сочетание белых и черных оживок. В совокупности они придают разнообразие растительным формам. Но Городецкий мастер не закончит на этом работу, а с помощью графических штрихов "разузорит" живописное пятно. И в изящных зубчиках по краю листка, и в изображении прожилок соединяются два желания мастера: быть ближе к природе, но и не утратить Городецкой условности в передаче природной формы.
Остроконечные листики
Написание остроконечного листа требует уже несколько более глубокого овладения Городецкой манерой письма.