Организация практической работы с родителями




Чистякова Дарья Александровна

(специальность 44.02.01 «Дошкольное образование»)

ПМ 04 Взаимодействие с родителями (лицами их замещающими) и сотрудниками образовательной организации

ПРАКТИЧЕСКАЯ РАБОТА

Преподаватель:

 

 


 

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ.. 3

1. Анализ планов взаимодействия педагогов ДОО с семьёй. 4

2. Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими) 5

3. Планирование и проведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания, определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучение особенностей семейного воспитания. 5

4. Организация практической работы с родителями. 9

5. Анализ уголка для родителей. 12

6. Диагностика и анализ взаимодействия сотрудников ДОУ с родителями. 13

7. Разработка предложений по организации взаимодействия семей и сотрудников дошкольного учреждения. 14

ЗАКЛЮЧЕНИЕ.. 16

СПИСОК ИСПОЛЬЗУЕМЫХ ИСТОЧНИКОВ.. 17

 


ВВЕДЕНИЕ

«Воспитание детей – самая важная область нашей жизни. Правильное воспитание – это наша счастливая старость, плохое воспитание – это наше будущее горе, это наши слёзы, это наша вина перед другими людьми, перед всей страной» Макаренко А.С.[3]

Формы взаимодействия родителей (лиц их замещающих) и педагогов приведены на рисунке 1.

Рисунок 1 – Формы взаимодействия родителей (лиц их замещающих) и педагогов[5]

Совместные праздники, соревнования, концерты

ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ
Анкетирование
Родительские собрания
Консультации
Конкурсы
Семейный клуб
Проектная деятельность
Информационная газета
Праздники, досуги, развлечения
Конкурсы, выставки
Анкетирование, тестирование
Участие в создании развивающей среды
Родительские уголки, информационные стенды
Семейная гостиная
Сайт ДОУ
Семинары, практикумы
Экскурсии по ДОУ
Попечительский совет
Дни открытых дверей
Информационные стенды
Посещение семьи
Консультации воспитателей, специалистов

1. Анализ планов взаимодействия педагогов ДОО с семьёй

План воспитательно-образовательной работы педагогов включает в себя работу с родителями.

Взаимодействие педагогов с родителями детей пятого года жизни имеет свои особенности. Воспитатель обращает внимание родителей на то, что ребёнок переходит на новую ступень личностного развития – у него возникает потребность в познавательном общении с взрослыми. Он начинает проявлять интерес к своему прошлому, связывать события прошлой жизни («Когда я был маленьким…») и настоящего. Основные источники информации о своём прошлом для ребёнка – его родители и близкие. В своём общении с родителями педагог укрепляет доверительные отношения, которые сложились у него с большинством семей в предыдущий год, и обращает внимание на изменения в развитии дошкольников, как их учитывать в своей воспитательской тактике, общении со своим ребёнком.

Задачи взаимодействия педагога с семьями дошкольников [1]:

1. Познакомить родителей с особенностями развития ребенка пя­того года жизни, приоритетными задачами его физического и психи­ческого развития.

2. Поддерживать интерес родителей к развитию собственного ре­бенка, умение оценить особенности его социального, познавательного развития, видеть его индивидуальность.

3. Ориентировать родителей на совместное с педагогом приобще­ние ребенка к здоровому образу жизни, развитие умений выполнять правила безопасного поведения дома, на улице, на природе.

4. Побуждать родителей развивать доброжелательные отношения ребенка к взрослым и сверстникам, заботу, внимание, эмоциональную отзывчивость по отношению к близким, культуру поведения и обще­ния.

5. Показать родителям возможности речевого развития ребенка в семье (игры, темы разговоров, детских рассказов), развития умения сравнивать, группировать, развития его кругозора.

6. Включать родителей в игровое общение с ребенком, помочь им построить партнерские отношения с ребенком в игре, создать игровую среду для дошкольника дома. Помочь родителям развивать детское воображение и творчество в игровой, речевой, художественной деятельности.

7. Совместно с родителями развивать положительное отношение ребенка к себе, уверенность в своих силах, стремление к самостоятельности.

Планирование работы с родителями (лицами, их заменяющими)

В таблице 1 представлен план работы с родителями на 3 месяца

Таблица 1 – План работы с родителями.

Месяц Форма Тема
Октябрь   консультация «Игра в жизни ребёнка»
  беседа «Такие разные дети»
  выставка «Дары осени» (поделки из овощей)
  ПП* «Октябрь»
Ноябрь   ПП «Ноябрь»
  ПП «Рекомендации родителям по укреплению здоровья детей»
  консультация «Где здесь лево, где здесь право»
  РС* «Особенности и проблемы речевого развития у детей среднего возраста. Пересказ как одна из форм развития речи и памяти»»
Декабрь   выставка «Зимние фантазии» (мастерская Деда Мороза)
  ИС* «Безопасный Новый год»
  утренник «Здравствуй, Новый год»
  ПП «Декабрь»

*ПП – папка-передвижка; РС – родительское собрание; ИС – информационный стенд.

План работы с родителями (таблица 1) включает разнообразные формы работы с родителями (рисунок 1) и учитывает интересы родителей (таблица _)

 

Планирование и проведение диагностической работы с детьми и родителями по проблемам семейного воспитания, определение целей и задач работы с отдельной семьей по результатам наблюдений за ребенком, изучение особенностей семейного воспитания

Для изучения особенностей семьи и для выявления затруднений родителей в воспитании детей проведены анкетирование, тестирование и опрос (таблица 2).

Таблица 2 – Педагогическая характеристика и социальный паспорт семьи.

1. Общие сведения о ребёнке и семье
Имя Александр Ч.
Дата рождения 10.05.2014
Кто отвечает на вопросы мама (35 лет, высшее образование)
Дата заполнения 02.10.2018
Жилищные условия Однокомнатная квартира, у ребёнка есть свой уголок в общей комнате
Кто проживает вместе с ребёнком Мать, сестра (10 лет)
Экономическое положение семьи Низкий доход
Проблемы семейной педагогики, к которым вы испытываете наибольший интерес Воспитание мальчика в неполной семье, инфантильность и способы её профилактики
2. Тестирование (0 – никогда, 1 – иногда, 2 – почти всегда)
  Нравится ли вам ваш малыш  
  Слушаете ли вы, что ребёнок говорит  
  Смотрите ли вы на малыша, когда он говорит  
  Стараетесь ли вы создать у ребенка ощущение значимости того, что он говорит  
  Поправляете ли вы речь ребёнка  
  Позволяете ли вы ребенку совершать ошибки  
  Хвалите ли вы малыша, обнимаете ли его  
  Смеётесь ли вы вместе с малышом  
  Отводите ли вы каждый день время для чтения ребенку и для бесед с ним  
  Играете ли вы с малышом в какие-либо игры  
  Поощряете ли вы ребёнка в его интересах и увлечениях  
  Есть ли у ребенка одна или две собственные книги  
  Есть ли у ребенка хотя бы одно место дома (уголок, полка), которое отведено только ему  
  Стараетесь ли вы подать ребенку пример, читая газеты, журналы, книги  
  Обсуждаете ли вы что-нибудь интересное из прочитанных книг с ребенком  
  Смотрите ли вы телевизор вместе с ребенком  
  Задаете ли вы ребенку вопросы о смысле увиденного по телевизору  
  Ограничиваете ли вы возможность ребенка смотреть телевизор  
  Есть ли у ребенка возможность лепить, играть, рисовать, мастерить, заниматься рукоделием  
  Стараетесь ли вы ходить с ребенком на прогулку; устраиваете ли семейные походы в лес, парк, на реку  
  Посещали ли вы с ребенком картинную галерею, краеведческий музей, парк культуры и отдыха  
       

Психологами доказано: мальчику важно присутствие мужчины. Остро нехватка папы ощущается ребёнком. Многие женщин не понимают, как воспитать ребенка без отца, особенно сына, оставшегося на попечении после развода. Матери допускают массу ошибок, отражающихся на характере детей. Проведена консультация «Как воспитывать сына одной».

Для изучения уровня развития ребёнка проведены наблюдение за его поведением в группе (таблица 3) и оценка развития речи (таблица 4)

Таблица 3 – Социально-коммуникативное развитие (3- действует самостоятельно, 2 – с помощью взрослого, 1 – показатель не проявляется)

Показатель  
1. Овладение основными культурными способами деятельности
Инициирует общение со взрослыми (выражает просьбы, отвечает на вопросы, приветствует и др.)  
Отражает деятельность взрослых в сюжетах игры  
Проявляет осторожность в ситуациях, с предметами, опасными для жизни и здоровья  
Принимает участие в играх с чёткими правилами (инициирует или участвует в подвижных играх, настольных)  
Совместно с другими детьми разыгрывает сюжеты  
Готов делиться игрушкой, угощением  
2. Способен к самостоятельности, целенаправленности, срегуляции собственных действий
Объединяется с детьми для совместных игр  
С удовольствием выполняет обязанности по столовой (раскладывает ложки, расставляет салфетницы)  
Выбирает игру, игровые атрибуты  
Договаривается и согласовывает свои действия с потребностями сверстников по взаимодействию  
3. Проявляет эмоциональную отзывчивость и сопереживание
Проявляет чуткость к сверстнику (уступает малышам, сочувствует плачущему)  
Проявляет чуткость к взрослому (предлагает помощь, интересуется настроением)  
4. Сформирована позитивная установка к различным видам труда и творчества
Выполняет индивидуальные и коллективные поручения взрослых  
Приводит в порядок используемое в трудовой деятельности оборудование (очищает, относит в отведенное место)  

Социально-коммуникативное развитие соответствует норме. Гендерная самоидентификация совпадает с биологическим полом.

Таблица 4 – Диагностика уровня развития речи.

1. Словарь
1.а. «Для чего нужна вещь» (предлагаются картинки, рисунок 3)
Грузовой автомобиль – для перевозки грузов перевозить вещи
Сахарница – для хранения в ней сахара Банка для разного, сахарница –в ней сахар хранить
Стул – для сидения сидеть
Игрушки – чтобы детям играть Мишка с корабликом – играть (как назвать одним словом с куклой и паровозиком?) игрушки.
Ведро – наливать в него воду мыть пол (Надо ведром по полу тереть? – смеётся: «Нет же, тряпкой моют, в ведре вода же!»)
Полотенце – вытирать лицо, руки после купания сушить себя и не мёрзнуть
1.б. «Назови вторым словом» (Образец: морковь – овощ, тарелка – посуда, медведь - животное)
Капуста – овощ +
Яблоко – фрукт +
Чашка – посуда мебель (сам себя сразу поправил) посуда
Платье – одежда +
Собака – животное +
Воробей – птица +
Диван – мебель +
Сапоги - обувь +
Кукла - игрушка +
1.в. «Назови детёнышей» (во множественном числе)
У собаки – щенки, щенята** собачки«-»
У кошки – котята +
У курицы – цыплята +
У коровы – телята коровки
У зайчихи – зайчата зайчики
У утки – утята уточки
У ежихи – ежата ёжики, ежата
У свиньи – поросята +свинята (А если подумать?) поросята
2. Грамматический строй речи
2.а. «Чего не стало»
Зелёное ведро – нет зелёного ведра +
Красное яблоко – нет красного яблока +
Голубое одеяло – нет голубого одеяла +
Желтые утята – нет желтых утят +
Полосатые котята – нет полосатых котят +
2.б. «Много и один» (по картинкам, рисунок 4)
Одна вилка – много вилок +
Одна ложка – много ложек +
Один помидор – много помидоров +
Один огурец – много огурцов +
Один цыплёнок – много цыплят -цыплёнков
Один утёнок – много утят -утёнков
Один заяц – много зайцев +
Одна кошка – много кошек +
2.в. «Что изменилось» (меняем расположение предметов)
Мяч на столе – мяч под столом  
Книга на полке – книга в шкафу  
Кубик за книгой – кубик перед книгой впереди за книгой (где?) впереди за книгой (впереди за?) да, впереди за книгой
2.г. «Назови ласково»
Гриб – грибочек +
Сын – сыночек +
Цветок – цветочек +
Дом – домик домочек, домичек
Гном – гномик гномочек, гномик
Стол - столик стольчик, столик

Выявлено, что ребёнок использует речь как средство коммуникации, но не все звуки произносит чётко. Порекомендована консультация логопеда.

 

Организация практической работы с родителями

Консультация «Как воспитывать сына одной» 5 октября

Предложены тест на определение стиля воспитания в семье (таблица 5, рисунок 3) и презентация «Особенности неполных семей» (рисунок 2) [4]

Рисунок 2 – Основные слайды консультации (разделы)

Таблица 5 –Тест для родителей «Ваш стиль воспитания» [2]

             
1.Чем, по вашему мнению, в большей мере определяется характер человека - наследственностью или воспитанием?
А. Сочетанием врожденных задатков и условий среды. х   х   х  
Б.Преимущественно воспитанием.   х        
В.Главным образом врожденными задатками.           х
Г. Ни тем, ни другим, а жизненным опытом.       х    
2. Как вы относитесь к мысли о том, что дети воспитывают своих родителей?
А. Готов с этим согласиться при условии, что нельзя забывать и о традиционной роли родителей как воспитателей своих детей. х         х
Б. Это игра слов, софизм, имеющий мало отношения к действительности.   х        
В. Абсолютно с этим согласен.     х      
Г. Затрудняюсь ответить, не задумывался об этом.       х х  
3. Какое из суждений о воспитании вы находите наиболее удачным?
А. Детям нужны не поучения, а примеры (Жозеф Жубер)   х х      
Б. Научи сына послушанию, тогда сможешь научить и всему остальному (Томас Фуллер)         х  
В. Цель воспитания - научить детей обходиться без нас (Эрнст Легуве) х     х    
Г. Если вам больше нечего сказать ребенку, скажите ему, чтобы он пошел умыться (Эдгар Хоу)           х
4. Считаете ли вы, что родители должны просвещать детей в вопросах пола?
А. Конечно, в первую очередь это должны сделать родители. х          
Б. Когда дети достаточно повзрослеют, необходимо будет завести разговор и об этом..     х   х  
В. Считаю, что родителям следует в доступной форме удовлетворять возникающий у детей интерес к этим вопросам.       х   х
Г. Меня никто этому не учил, и их сама жизнь научит.   х        
5. Как вы поступите, если узнаете, что вашего ребенка обидел одноклассник?
А. Посоветую ребенку, как ему лучше себя вести в таких ситуациях. х   х х    
Б. Отправлюсь выяснить отношения с родителями обидчика.           х
В. Огорчусь, постараюсь утешить ребенка.            
Г. Дети сами лучше разберутся в своих отношениях, тем более что их обиды недолги.   х     х  
6. Как вы отнесетесь к сквернословию ребенка?
А. Постараюсь довести до его понимания, что в нашей семье, да и вообще среди порядочных людей это не принято.     х   х  
Б. Сквернословие надо пресекать в зародыше! Наказание тут необходимо, а от общения с невоспитанными сверстниками ребенка впредь надо оградить.   х   х    
В. Ребенок вправе выражать свои чувства даже тем способом, который нам не по душе            
Г. Подумаешь! Все мы знаем эти слова. Не надо придавать этому значения, пока это не выходит за разумные пределы. х         х
7. Как вы отреагируете, если узнаете, что ребенок вам солгал?
А. Попробую разобраться, что его побудило солгать. х       х х
Б. Постараюсь вывести его на чистую воду и пристыдить.   х        
В. Расстроюсь.       х    
Г. Если повод не слишком серьезный, не стану придавать значения.     х      
8. Считаете ли вы, что подаете ребенку достойный пример?
А. Стараюсь. х   х     х
Б. Безусловно.   х     х  
В.Надеюсь.            
Г. Не знаю.       х    
Итог
             
А - такой стиль можно определить как авторитетный. Вы осознаете свою важную роль в становлении личности ребенка, но и за ним самим признаете право на саморазвитие. Трезво понимаете, какие требования необходимо диктовать, какие обсуждать. В разумных пределах готовы пересматривать свои позиции.
Б - авторитарный стиль. Вы хорошо представляете, каким должен вырасти ваш ребенок, и прилагаете к этому максимум усилий. В своих требованиях вы, вероятно, очень категоричны и неуступчивы. Неудивительно, что ребенку порой неуютно под вашим контролем.
В - либеральный стиль. Вы высоко цените своего ребенка, считаете простительными его слабости. Легко общаетесь с ним, доверяете ему, не склонны к запретам и ограничениям. Однако стоит задуматься: по плечу ли ребенку такая свобода?
Г- индифферентный стиль. Проблемы воспитания не являются для вас первостепенными, поскольку у вас иных забот немало. Свои проблемы ребенку в основном приходится решать самому. А ведь он вправе рассчитывать на большее участие и поддержку с вашей стороны!

Рисунок 3 – Стили воспитания.

Сосчитайте, какие ответы преобладают среди выбранных вами - А, Б, В или Г. Чем больше преобладание одного из типов ответов, тем более выражен в вашей семье определенный стиль воспитания.

Если среди ваших ответов не преобладает какая-то одна категория, то речь, вероятно, идет о противоречивом стиле воспитания, когда отсутствуют четкие принципы и поведение родителей диктуется сиюминутным настроением. Постарайтесь понять, каким же вы все-таки хотите видеть своего ребенка, а также самого себя как родителя.

Таблица 6 - Самоанализ консультации

Показатели Примечания
Соответствие плану работы в рамках плана (октябрь «Такие разные дети»)
Уровень заинтересованности родителей предложенной темой Проблема семейной педагогики, к которой испытывают наибольший интерес (таблица 2)
Интерес родителей к подготовке рисунки детей «моя семья»
Проведение консультации Присутствовало 6 мам (4 из неполных семей, 2 из официально полных)

Телефон доверия (8332) 33-22-75 КОГАУСО «Кировский центр социальной помощи семье и детям» 610007, г. Киров, ул. Тимирязева, 8. Е-mail: kcspsid@mail.ru

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-03-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: