Урок по теории музыки 5 класс выпуск на период 23-28.11.20
ü Сколько всего в музыке тональностей?
В музыке применяется 30 тональностей, из которых одна половина – мажорные, а другая – минорные.
Мажорные и минорные тональности образуют пары с одинаковыми ключевыми знаками.
Тональности с одинаковыми знаками называются параллельными.
Таким образом, есть 15 пар параллельных тональнос тей (всего 30 тональностей).
Из 30 тональностей две не имеют знаков – это До мажор и ля минор. 14 тональностей имеют диезы: 7 мажорных и 7 параллельных минорных.
Ещё 14 тональностей имеют бемоли из них также 7 мажорных и 7 минорных.
ü Как образуется квинтовый круг?
Квинта (ч5)в этой схеме – самый главный интервал. Первая квинта строится от ноты «до», то есть от тоники До мажора, чистой тональности без знаков. Квинта от «до» — это «до-соль». Значит, нота «соль» становится тоникой следующей тональности по квинтовому кругу, это будет тональность Соль мажор и в ней будет один знак – фа-диез.
Следующую квинту строим уже от звука «соль» — «соль-ре», полученный звук «ре» — тоника очередной тональности квинтового круга – тоника гаммы Ре мажор, в которой два знака – два диеза (фа и до).
С каждой построенной квинтой мы будем получать новые диезные тональности, и количество диезов будет все более возрастать, пока не достигнет семи (пока все ступени не окажутся повышенными).
Таким образом, если строить квинты вверх, начиная от «до», то у нас получается следующий ряд диезных тональностей: Соль мажор (1 диез), Ре мажор (2 диеза), Ля мажор (3 диеза), Ми мажор (4 диеза), Си мажор (5 диезов), Фа-диез мажор (6 диезов), До-диез мажор (7 диезов).
Бемольные мажорные тональности располагаются по чистым квинтам вниз от «до».
|
Точно также с каждой новой тональностью происходит увеличение количества бемолей в гамме.
Ряд бемольных тональностей следующий, если считать квинты вниз от До: Фа мажор (один бемоль), Си-бемоль мажор (2 бемоля), Ми-бемоль мажор (3 бемоля), Ля-бемоль мажор (4 бемоля), Ре-бемоль мажор (5 бемолей), Соль-бемоль мажор (6 бемолей) и До-бемоль мажор (7 бемолей)
Ну а теперь, наконец, представим собственно весь круг тональностей, в который для полноты отображения добавим ещё и параллельные миноры для всех мажоров.
!!! ЗАДАНИЯ по теме «Квинтовый круг». Прислать фото
1. Ответить письменно на вопросы:
· Сколько всего в музыке тональностей?________________
· Сколько диезных тональностей?_____________________
· Сколько бемольных тональностей?______________________
· Сколько тональностей без знаков? Назовите их. ___________________________________________________________
· От каких тональностей (мажорной и минорной) начинается квинтовый круг тональностей?________________________________________
· По какому принципу построен квинтовый круг тональностей?___________________________________________________________________________________________________________________
· В каком направлении (вверх или вниз) идет порядок диезных тональностей?_________________________________
· В каком направлении (вверх или вниз) идет порядок бемольных тональностей?_________________________________
· По какому принципу появляются ключевые знаки в тональностях в квинтовом круге?__________________________________________________________________________________________________________________________
2. Практические задания
а) Вставьте названия пропущенных диезных тональностей укажите количество знаков:
|
До мажор-ля минор (0)______________________________ Ре мажор-си минор(2#) ____________________________Ми мажор- до# минор(4#)_________________________
Фа# мажор - ре# минор(6 #)____________________________________
б) Вставьте названия пропущенных бемольных тональностей, укажите количество знаков:
До мажор-ля минор (0)______________________________ Сиb мажор-соль минор (2b)
__________________________________ Ляb мажор-фа минор (4b)_____________________________
Сольb мажор-миb минор (6b)_______________________________