Понятие и признаки локальных актов
Локальный акт общеобразовательного учреждения представляет собой основанный на законодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетентным органом управления общеобразовательного учреждения и регулирующий отношения в рамках данного общеобразовательного учреждения. Рассмотрим подробно признаки, которые отличают локальные акты от любых других документов.
Локальный акт образовательного учреждения - это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:
(а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);
(б) дату издания;
(в) порядковый (регистрационный) номер;
(г) подпись уполномоченного должностного лица;
(д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения (например, локальный акт, определяющий годовой календарный учебный график, должен иметь визу согласования с органом местного самоуправления).
При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Унифицированные системы документации. Унифицированная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению документов» являются рекомендуемыми .
Основная характеристика ЛНПА
Локальный акт ОУ основан на законодательстве - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу общего образования в широком смысле этого слова.
Прежде всего, любой локальный акт должен соответствовать Закону РФ «Об образовании», а также Типовому положению об общеобразовательном учреждении, а для образовательных учреждений общего образования, деятельность которых регулируется иными типовыми положениями (например, для кадетских школ), - типовым положениям об образовательных учреждениях соответствующего типа и вида.
|
Кроме того, необходимо помнить, что нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении, причем как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа управления образованием не могут противоречить закону субъекта РФ, регулирующему сферу образования).
Локальные акты образовательного учреждения образуют низший уровень правового регулирования деятельности ОУ.
При этом изменение правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне влечет за собой цепную реакцию изменений на всех других уровнях, в том числе и на уровне образовательного учреждения.
Законодательство не устанавливает четкий срок, в течение которого администрация ОУ обязана внести необходимые изменения в локальные акты при изменении законодательства. На наш взгляд, тут необходимо руководствоваться принципом «разумного срока», который не может превышать одного-двух месяцев с момента опубликования нормативного правового акта, который требует внесения изменений в локальные акты образовательного учреждения.
Чтобы быть правомочным, локальный акт школы должен быть не только официальным правовым актом, не противоречащим законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления ОУ. Разграничение полномочий между руководителем ОУ и органами самоуправления определяется уставом образовательного учреждения.
|
Следует специально отметить, что не являются локальными актами договоры и иные соглашения, которые издаются ОУ не единолично, а путем согласования с иными лицами, выступающими в них в качестве самостоятельной стороны (например, трудовые договоры, договоры оказания платных образовательных услуг и т.д.).
Локальные акты ОУ действуют только в пределах самого образовательного учреждения и не могут регулировать отношения, складывающиеся вне учреждения. Так, администрация ОУ не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся ОУ, складывающиеся дома, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д.
Вывод: документы ОУ, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетентным должностным лицом учреждения либо с нарушением предусмотренного порядка, противоречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательного учреждения), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать поведение участников образовательного процесса.