Основная характеристика ЛНПА




Понятие и признаки локальных актов

Локальный акт общеобразовательного учреж­дения представляет собой основанный на зако­нодательстве официальный правовой документ, принятый в установленном порядке компетент­ным органом управления общеобразовательного учреждения и регулирующий отношения в рам­ках данного общеобразовательного учреждения. Рассмотрим подробно признаки, которые отличают локальные акты от любых других документов.

Локальный акт образовательного учреждения - это официальный правовой документ, изданный в письменной форме и содержащий необходимые реквизиты:

(а) наименование, отражающее форму акта и его краткое содержание (например, Правила поведения обучающихся);

(б) дату издания;

(в) порядковый (регистрационный) номер;

(г) подпись уполномоченного должностного лица;

(д) в необходимых случаях визы согласования и печать общеобразовательного учреждения (напри­мер, локальный акт, определяющий годовой кален­дарный учебный график, должен иметь визу согла­сования с органом местного самоуправления).

При этом следует отметить, что в настоящее время нет обязательных требований к оформлению локальных актов. Требования ГОСТ Р 6.30-2003 «Уни­фицированные системы документации. Унифициро­ванная система организационно-распорядительной документации. Требования к оформлению докумен­тов» являются рекомендуемыми .

Основная характеристика ЛНПА

Локальный акт ОУ основан на законодательстве - совокупности нормативных правовых актов, регулирующих сферу общего образования в широком смысле этого сло­ва.

Прежде всего, любой локальный акт должен со­ответствовать Закону РФ «Об образовании», а так­же Типовому положению об общеобразовательном учреждении, а для образовательных учреждений общего образования, деятельность которых регулируется иными типовыми положениями (например, для кадетских школ), - типовым положениям об образо­вательных учреждениях соответствующего типа и вида.

Кроме того, необходимо помнить, что нормативные правовые акты находятся в иерархическом соподчинении, причем как между уровнями (законы субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам), так и внутри каждого уровня (нормативные акты регионального органа уп­равления образованием не могут противоречить за­кону субъекта РФ, регулирующему сферу образова­ния).

Локальные акты образовательного учреждения образуют низший уровень правового регулирования деятельности ОУ.

При этом изменение правового регулирования вопросов образования, например, на федеральном уровне вле­чет за собой цепную реакцию изменений на всех дру­гих уровнях, в том числе и на уровне образовательно­го учреждения.

Законодательство не устанавливает четкий срок, в течение которого администрация ОУ обязана внести необхо­димые изменения в локальные акты при изменении законодательства. На наш взгляд, тут необходимо руководствоваться принципом «разумного срока», который не может превышать одного-двух месяцев с момента опубликования нормативного правового акта, который требует внесения изменений в локаль­ные акты образовательного учреждения.

Чтобы быть правомочным, локальный акт шко­лы должен быть не только официальным правовым актом, не противоречащим законодательству, но и актом, принятым компетентным органом управления ОУ. Разграничение полномочий между руководителем ОУ и органами само­управления определяется уставом образовательно­го учреждения.

Следует специально отметить, что не являются ло­кальными актами договоры и иные соглашения, ко­торые издаются ОУ не единолично, а путем согласования с иными лицами, выступающими в них в качестве самостоятель­ной стороны (например, трудовые договоры, догово­ры оказания платных образовательных услуг и т.д.).

Локальные акты ОУ действуют только в пределах самого образователь­ного учреждения и не могут регулировать отноше­ния, складывающиеся вне учреждения. Так, админи­страция ОУ не вправе регулировать любые аспекты поведения обучающихся ОУ, складывающиеся дома, в учреждениях дополнительного образования детей и т.д.

Вывод: документы ОУ, у которых отсутствуют какие-либо признаки из числа перечисленных выше (документы без официальных реквизитов, принятые некомпетен­тным должностным лицом учреждения либо с нарушением предусмотренного порядка, проти­воречащие законодательству, регулирующие отношения, складывающиеся вне образовательно­го учреждения), не могут считаться локальными актами и тем самым не могут регулировать пове­дение участников образовательного процесса.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: