Процедура издания локальных нормативных актов




Издание локальных нормативных актов (право­творчество) школы представляет собой деятельность органов управления общеобразовательным учреж­дением по подготовке и принятию локальных норма­тивных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или ло­кальной правовой нормы.

Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следую­щие стадии:

инициативная стадия; подготовка проекта локального акта; обсуждение (экспертиза) и согласование проек­та локального акта;

принятие и утверждение локального акта; обнародование локального акта.

Инициативная стадия связана с возникновением идеи локального акта, его концепции (общего замыс­ла). На этом этапе работы должна быть обоснована необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собрана, обобщена и проанализирована вся имею­щаяся информация по данному вопросу, в частно­сти, изучено законодательство и соответствующие модельные (типовые) акты, публикации в журналах для администрации образовательных учреждений, опыт других школ, а также проведены необходимые расчеты. При разработке концепции локального акта прогнозируются и последствия его применения, оце­ниваются возможные риски.

На стадии подготовки проекта локального акта создается текст локального акта.

Структура проекта локального акта должна обес­печивать логическое развитие темы и соответство­вать раскрытию предмета правового регулирования.

Проекты, направленные на регулирование широ­кой сферы общественных отношений (например, Правила внутреннего трудового распорядка), могут содержать преамбулу (вступительную часть), в кото­рой излагаются цели и мотивы принятия акта, его значение. При этом следует иметь в виду, что поло­жения нормативного характера в преамбулу не вклю­чаются.

Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте, целесообраз­но размещать в начале текста проекта.

Нормативное содержание проекта в зависимос­ти от предмета правового регулирования, объема и вида акта должно конструироваться в следующей последовательности:

• общие положения (определяются предмет пра­вового регулирования, основные принципы право­вого регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу школы и др.);

• определение используемых понятий (обычно, если они не определены уже в действующем законо­дательстве);

• изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;

• определение санкций за нарушение установ­ленных правовых нормативов (если это входит в ком­петенцию школы);

• вступление акта в силу и способ опубликова­ния (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т.п.).

Нормативные предписания оформляются, как пра­вило, в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами (схема).

Значительные по объему проекты могут разде­ляться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование.

Разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими.

Пункты могут разделяться на части (абзацы), имеющие нумерацию арабскими цифрами или не имеющие нумерации. Пункты и части (абзацы) могут разделяться на подпункты, обозначаемые буквами русского алфавита со скобкой.

Содержание правовых норм должно быть логи­чески последовательным и содержательно опреде­ленным, не допускающим различного понимания и толкования. Язык акта должен быть прост и точен. Нельзя перегружать текст локальных актов юридиче­скими или другими узкоспециальными терминами. Если термин необходим, в локальном акте должно присутствовать его определение. Кроме того, необ­ходимо иметь в виду, что в официальных правовых документах не допускается использование не ого­воренных аббревиатур (сложносокращенных слов) и, как правило, любых сокращений вообще. Так, очень популярным в локальных актах школ остается сокращение «МО», которое может расшифровывать­ся по-разному и зачастую затрудняет правильное понимание содержания локального акта. Недопус­тимо и использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.). В тексте локального акта не должны присутствовать бланкетные нормы, в ко­торых содержится отсылка не к какому-либо кон­кретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Например, «в соответствии с действующим законодательством», «в установленном порядке». Каким законодатель­ством? Где его искать? Кем установленном?

В локальном акте, подготавливаемом на основа­нии, во исполнение или в развитие закона или под­законного нормативного акта органа государствен­ной власти или местного самоуправления должны быть указаны статья (пункт) и официальные рекви­зиты акта, послужившего основанием издания ло­кального акта.

После того как разработан проект текста локаль­ного акта, он проходит стадию обсуждения (экспер­тизы) и согласования.

Обсуждение проекта среди заинтересованных участников образовательного процесса той или иной категории работников школы, чьи интересы затро­нет локальный акт, может быть организовано в са­мых различных формах. Проект документа может быть роздан заинтересованным лицам, чтобы к опре­деленному сроку они представили свои замечания. Обсуждение проекта может быть проведено на раз­личных совещаниях и собраниях. Текст проекта мож­но вывесить для всеобщего обозрения и т.п.

Если есть возможность, следует провести экспер­тизу проекта, например, привлечь к этой работе ро­дителей учащихся, имеющих юридическое и иное, соответствующее тематике проекта, профессиональ­ное образование. В некоторых случаях можно полу­чить бесплатное экспертное заключение в органах санитарно-эпидемиологического и пожарного над­зора, в технической и правовой инспекциях труда (государственной или отраслевого профсоюза).

Затем проект локального нормативного правового акта дорабатывается с учетом результатов обсужде­ния (экспертизы) и проходит процедуру согласования.

Некоторые локальные акты, прежде чем быть подписанными уполномоченным лицом, проходят процедуру согласования: на проекте документа должна быть получена виза (гриф) «согласова­но», если это предусмотрено законодательством. Согласованию в такой форме подлежат, например, годовые календарные учебные графики, которые раз­рабатываются и утверждаются школой по согласо­ванию с органами местного самоуправления (под­пункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).

В других случаях должно быть в обязательном по­рядке учтено мотивированное мнение органа, пред­ставляющего работников школы (обычно это выбор­ный профсоюзный орган). В частности, это мнение учитывается при принятии локального акта, содержа­щего нормы трудового права. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 Трудового кодекса РФ.

В ходе процедуры согласования проект акта может быть снова переработан.

Прошедший процедуру обсуждения и согласова­ния локальный нормативный акт школы переходит в стадию принятия и утверждения.

Большинство локальных нормативных правовых актов школа принимает самостоятельно. Процедура принятия определяется в уставе общеобразователь­ного учреждения, но сам устав, принятый (одобрен­ный), например, конференцией школы, утверждается ее учредителем (п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образова­нии»). Процедура утверждения устава муниципальных общеобразовательных учреждений должна быть раз­работана на основе законодательных норм полномоч­ным органом местного самоуправления и оформлена путем издания соответствующего нормативного акта. Учредитель в лице соответствующего органа управ­ления или должностного лица выполняет функции ра­ботодателя в отношении директора школы, в связи с этим он принимает и должностную инструкцию дирек­тора. В свою очередь директор школы использует гриф «утверждаю» на должностных инструкциях работников общеобразовательного учреждения. Учебные планы и расписания занятий утверждаются органом управле­ния школой, уполномоченным на это ее уставом.

Принятый и (или) утвержденный акт должен со­держать все необходимые реквизиты (подпись пол­номочного лица, дату и регистрационный номер и т.д.) в соответствии с правилами делопроизводства.

Часто для введения в действие инструкций, гра­фиков, правил, положений издаются приказы дирек­тора школы. В этом случае перечисленные локаль­ные нормативные правовые акты оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа (приказа), его даты, номера.

Последняя стадия локального правотворческого процесса - обнародование локального нормативного правового акта школы.

Существует две традиционные формы обнародо­вания локальных актов: так называемое «вывешивание в общедоступном месте» и ознакомление под распис­ку. Форма обнародования отдельных локальных актов школы предписана законом. Так, в общеобразователь­ных учреждениях в местах, доступных для детей и ро­дителей вывешиваются тексты уставов, правил внут­реннего распорядка (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Вместе с тем по Закону РФ «Об образо­вании» при приеме гражданина в образовательное уч­реждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документа­ми, регламентирующими организацию образователь­ного процесса (п. 2 ст. 16). К их числу относятся учеб­ный план, годовой календарный график, расписание занятий, правила поведения обучающихся и т.д.

Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя в лице администрации школы при приеме его на ра­боту ознакомить работника под роспись с действую­щими в организации правилами внутреннего трудо­вого распорядка, иными локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятель­ностью работника (ст. 68).

Если законодательством или уставом школы не ус­тановлена форма обнародования локальных актов, она определяется органом управления школой, принявшим акт. Важно только сделать все возможное, чтобы акт стал известен всем, чьи права, обязанности, интересы он затрагивает. Информация о локальных нормативных правовых актах школы должна быть открытой и доступ­ной для всех участников образовательного процесса, всех работников общеобразовательного учреждения.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: