Издание локальных нормативных актов (правотворчество) школы представляет собой деятельность органов управления общеобразовательным учреждением по подготовке и принятию локальных нормативных правовых актов либо решений об отмене или изменении действующего локального акта или локальной правовой нормы.
Процесс локального правотворчества проходит несколько взаимосвязанных и согласованных стадий (этапов), среди которых обычно выделяют следующие стадии:
инициативная стадия; подготовка проекта локального акта; обсуждение (экспертиза) и согласование проекта локального акта;
принятие и утверждение локального акта; обнародование локального акта.
Инициативная стадия связана с возникновением идеи локального акта, его концепции (общего замысла). На этом этапе работы должна быть обоснована необходимость принятия (изменения, отмены) акта, собрана, обобщена и проанализирована вся имеющаяся информация по данному вопросу, в частности, изучено законодательство и соответствующие модельные (типовые) акты, публикации в журналах для администрации образовательных учреждений, опыт других школ, а также проведены необходимые расчеты. При разработке концепции локального акта прогнозируются и последствия его применения, оцениваются возможные риски.
На стадии подготовки проекта локального акта создается текст локального акта.
Структура проекта локального акта должна обеспечивать логическое развитие темы и соответствовать раскрытию предмета правового регулирования.
Проекты, направленные на регулирование широкой сферы общественных отношений (например, Правила внутреннего трудового распорядка), могут содержать преамбулу (вступительную часть), в которой излагаются цели и мотивы принятия акта, его значение. При этом следует иметь в виду, что положения нормативного характера в преамбулу не включаются.
Определение основных понятий и обозначающих их терминов, используемых в проекте, целесообразно размещать в начале текста проекта.
Нормативное содержание проекта в зависимости от предмета правового регулирования, объема и вида акта должно конструироваться в следующей последовательности:
• общие положения (определяются предмет правового регулирования, основные принципы правового регулирования, указывается на соответствие положений проекта законодательству, уставу школы и др.);
• определение используемых понятий (обычно, если они не определены уже в действующем законодательстве);
• изложение конкретных правовых нормативов по регулируемому вопросу;
• определение санкций за нарушение установленных правовых нормативов (если это входит в компетенцию школы);
• вступление акта в силу и способ опубликования (объявление под расписку, на доске приказов, вывешивание на видном месте и т.п.).
Нормативные предписания оформляются, как правило, в виде пунктов, имеющих единую (сквозную) нумерацию арабскими цифрами (схема).
Значительные по объему проекты могут разделяться на разделы, главы, параграфы, имеющие нумерацию и наименование.
Разделы нумеруются римскими цифрами, главы, параграфы - арабскими.
Пункты могут разделяться на части (абзацы), имеющие нумерацию арабскими цифрами или не имеющие нумерации. Пункты и части (абзацы) могут разделяться на подпункты, обозначаемые буквами русского алфавита со скобкой.
Содержание правовых норм должно быть логически последовательным и содержательно определенным, не допускающим различного понимания и толкования. Язык акта должен быть прост и точен. Нельзя перегружать текст локальных актов юридическими или другими узкоспециальными терминами. Если термин необходим, в локальном акте должно присутствовать его определение. Кроме того, необходимо иметь в виду, что в официальных правовых документах не допускается использование не оговоренных аббревиатур (сложносокращенных слов) и, как правило, любых сокращений вообще. Так, очень популярным в локальных актах школ остается сокращение «МО», которое может расшифровываться по-разному и зачастую затрудняет правильное понимание содержания локального акта. Недопустимо и использование эмоционально-экспрессивных языковых средств, образных сравнений (эпитетов, метафор, гипербол и др.). В тексте локального акта не должны присутствовать бланкетные нормы, в которых содержится отсылка не к какому-либо конкретному законоположению, а к иному источнику права, к «другому регулированию». Например, «в соответствии с действующим законодательством», «в установленном порядке». Каким законодательством? Где его искать? Кем установленном?
В локальном акте, подготавливаемом на основании, во исполнение или в развитие закона или подзаконного нормативного акта органа государственной власти или местного самоуправления должны быть указаны статья (пункт) и официальные реквизиты акта, послужившего основанием издания локального акта.
После того как разработан проект текста локального акта, он проходит стадию обсуждения (экспертизы) и согласования.
Обсуждение проекта среди заинтересованных участников образовательного процесса той или иной категории работников школы, чьи интересы затронет локальный акт, может быть организовано в самых различных формах. Проект документа может быть роздан заинтересованным лицам, чтобы к определенному сроку они представили свои замечания. Обсуждение проекта может быть проведено на различных совещаниях и собраниях. Текст проекта можно вывесить для всеобщего обозрения и т.п.
Если есть возможность, следует провести экспертизу проекта, например, привлечь к этой работе родителей учащихся, имеющих юридическое и иное, соответствующее тематике проекта, профессиональное образование. В некоторых случаях можно получить бесплатное экспертное заключение в органах санитарно-эпидемиологического и пожарного надзора, в технической и правовой инспекциях труда (государственной или отраслевого профсоюза).
Затем проект локального нормативного правового акта дорабатывается с учетом результатов обсуждения (экспертизы) и проходит процедуру согласования.
Некоторые локальные акты, прежде чем быть подписанными уполномоченным лицом, проходят процедуру согласования: на проекте документа должна быть получена виза (гриф) «согласовано», если это предусмотрено законодательством. Согласованию в такой форме подлежат, например, годовые календарные учебные графики, которые разрабатываются и утверждаются школой по согласованию с органами местного самоуправления (подпункт 8 п. 2 ст. 32 Закона РФ «Об образовании»).
В других случаях должно быть в обязательном порядке учтено мотивированное мнение органа, представляющего работников школы (обычно это выборный профсоюзный орган). В частности, это мнение учитывается при принятии локального акта, содержащего нормы трудового права. Порядок учета мнения выборного профсоюзного органа, представляющего интересы работников школы при принятии локальных нормативных актов, содержащих нормы трудового права, установлен ст. 372 Трудового кодекса РФ.
В ходе процедуры согласования проект акта может быть снова переработан.
Прошедший процедуру обсуждения и согласования локальный нормативный акт школы переходит в стадию принятия и утверждения.
Большинство локальных нормативных правовых актов школа принимает самостоятельно. Процедура принятия определяется в уставе общеобразовательного учреждения, но сам устав, принятый (одобренный), например, конференцией школы, утверждается ее учредителем (п. 2 ст. 13 Закона РФ «Об образовании»). Процедура утверждения устава муниципальных общеобразовательных учреждений должна быть разработана на основе законодательных норм полномочным органом местного самоуправления и оформлена путем издания соответствующего нормативного акта. Учредитель в лице соответствующего органа управления или должностного лица выполняет функции работодателя в отношении директора школы, в связи с этим он принимает и должностную инструкцию директора. В свою очередь директор школы использует гриф «утверждаю» на должностных инструкциях работников общеобразовательного учреждения. Учебные планы и расписания занятий утверждаются органом управления школой, уполномоченным на это ее уставом.
Принятый и (или) утвержденный акт должен содержать все необходимые реквизиты (подпись полномочного лица, дату и регистрационный номер и т.д.) в соответствии с правилами делопроизводства.
Часто для введения в действие инструкций, графиков, правил, положений издаются приказы директора школы. В этом случае перечисленные локальные нормативные правовые акты оформляются в виде приложения к приказу. В правом верхнем углу таких документов пишется слово «Приложение» с указанием наименования распорядительного документа (приказа), его даты, номера.
Последняя стадия локального правотворческого процесса - обнародование локального нормативного правового акта школы.
Существует две традиционные формы обнародования локальных актов: так называемое «вывешивание в общедоступном месте» и ознакомление под расписку. Форма обнародования отдельных локальных актов школы предписана законом. Так, в общеобразовательных учреждениях в местах, доступных для детей и родителей вывешиваются тексты уставов, правил внутреннего распорядка (п. 4 ст. 9 Федерального закона «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации»). Вместе с тем по Закону РФ «Об образовании» при приеме гражданина в образовательное учреждение последнее обязано ознакомить его и (или) его родителей (законных представителей) с уставом образовательного учреждения и другими документами, регламентирующими организацию образовательного процесса (п. 2 ст. 16). К их числу относятся учебный план, годовой календарный график, расписание занятий, правила поведения обучающихся и т.д.
Трудовой кодекс РФ обязывает работодателя в лице администрации школы при приеме его на работу ознакомить работника под роспись с действующими в организации правилами внутреннего трудового распорядка, иными локальными актами, непосредственно связанными с трудовой деятельностью работника (ст. 68).
Если законодательством или уставом школы не установлена форма обнародования локальных актов, она определяется органом управления школой, принявшим акт. Важно только сделать все возможное, чтобы акт стал известен всем, чьи права, обязанности, интересы он затрагивает. Информация о локальных нормативных правовых актах школы должна быть открытой и доступной для всех участников образовательного процесса, всех работников общеобразовательного учреждения.