Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:
осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;
воспитание уважительного отношения к государственным символам, органам государственной власти;
формирование у обучающихся морально-психологической физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважение к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;
повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;
пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;
формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;
развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления.
В качестве критериев сформированности гражданской культуры учащихся могут быть выбраны следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законов Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры нацелено на воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; на усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; на стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; на развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; на формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.
|
Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.
Средствами для этого является деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры других народов, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т.п.
2. Сущность и содержание политики как социальной категории. Политика как форма общественного сознания появилась с возникновением классов. Политика является ведущей формой общественного сознания. Политическое воспитание зачастую заменяется социализацией личности, тогда как в социальное воспитание включаются и правовое и нравственное воспитание.
Начнем с определения, что такое политика. В переводе с греческого языка (politike) — это искусство управлять государством. Политика как искусство управлять государством не может функционировать без научного обоснования конкретных ее проявлений в экономике, социальной сфере, национальных и международных отношениях. Следовательно, политике, как и другим наукам, нужно учиться не только государственным деятелям и руководителям партий и движений, должностным лицам и специалистам, но и всему подрастающему поколению.
|
Выпускники школ и высших учебных заведений должны знать экономическую основу своей страны: развитие производительных сил (промышленности, сельского хозяйства и других отраслей), формы собственности (в чьих руках находятся орудия и средства производства), финансовую политику, подготовку кадров как основы производительных сил страны и т.д. В области социальной политики выпускники школ и вузов должны знать форму правления (парламентская или президентская), функции правления (принцип демократического централизма), избирательную систему, основные положения Конституции страны, органы самоуправления, государственные символы (герб, флаг, гимн), законодательные акты о правах и свободах граждан и т.д. О национальной политике учащимся школ и студентам вузов необходимо знать и постоянно соблюдать принципы равноправия народов, проживающих на территории страны, независимо от их национальной, партийной или имущественной принадлежности. По отношению к народам других регионов мира — уважать права на независимость и самостоятельность в своем выборе. О внешней политике страны учащиеся могут судить по отношению к своей стране других государств. Необходимо воспитывать у них стремление к миру, дружбе и сотрудничеству с другими странами, укреплять дружбу с демократическими молодежными организациями мира.
Некоторые вопросы внутренней и внешней политики находят отражение в воспитательной работе школ и высших учебных заведений. Но ведется она бессистемно и не целенаправленно. Тогда как, например, в английских школах политическим вопросам отводится целый раздел "Педагогика и политика", отдельными темами которого являются: "Политическая жизнь Англии", "Правовая жизнь", "Нравственная жизнь", "Религиозная жизнь" и др. Выпускники школ и вузов со временем станут рабочими и инженерами, специалистами различных отраслей экономики, науки и культуры, активными участниками общественной жизни страны, и вопросы политики своего государства им должны быть понятны и являться руководством к действию. Как известно, государство сильно сознательностью масс. И если идеология государства овладевает массами, она становится огромной материальной силой.
|
На основе требований общества к политическому просвещению народных масс можно сформулировать основные задачи школы по воспитанию политической культуры учащихся:
1. Знакомить учащихся с экономическими, социальными и национальными проблемами внутри страны и за рубежом, вопросами взаимоотношений между государствами.
2. Развивать у школьников убеждения в понимании внутренней и внешней политики своего государства, чувства уважения к народам других стран, стремление к миру, сотрудничеству между народами независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности.
3. Вырабатывать у школьников новое политическое отношение к современным социально-экономическим условиям, стремление активно поддерживать внутреннюю и внешнюю политику своего государства.
На политическое воспитание учащихся оказывает влияние существующая социально-экономическая среда, в условиях которой происходит реальная жизнь всего народа, семьи и каждого ученика, деятельность органов власти, средств массовой информации (СМИ): печати, прессы, телевидения, кинематографа, радио, звукозаписи, системы Интернет. К идеологическому фактору нужно приобщать литературу и искусство, самодеятельность молодежи и взрослого населения. Трудно сказать, какая из них будет востребована молодым поколением как продукт потребления. В одних случаях СМИ становятся источником разнообразной информации, расширения познавательного кругозора и общечеловеческих ценностей, в других — они заполняют индивидуальный и коллективный досуг, служат средством отвлечения при осложнениях в общении с друзьями и родителями. В третьих — несут ядовитую информацию в среду молодежи.
Особая роль в обучении учащихся использованию средств массовой информации принадлежит школе. Опыт такой работы уже имеется. Так, французские учебные заведения призвали все воспитательные средства (семью, педагогические коллективы, социальных работников) учить школьников пользоваться телевидением и другими средствами информации в интересах образования и самообразования. Возникает необходимость введения медиаобразования (англ. media education, от лат. media — средства образования), то есть изучение школьниками закономерностей массовой коммуникации. Вносятся предложения изучать информацию СМИ в школе на занятиях по курсу "Информатика", в специально созданных кружках или во внешкольных учреждениях, в семье вместе с родителями и др.
Информационные средства массовой информации в социализации школьников могут быть использованы по направлениям воспитательной работы или в концентрированном виде как многофункциональные средства.
Вторым фактором воспитания политической культуры учащихся являются семья, родители, знакомые и друзья. В семье под влиянием родителей у детей и школьников формируются первое и последующие представления об окружающей действительности. В силу социальной преемственности у них воспитывается образ жизни, характерный для родителей. В зависимости от того, как и что читают, слушают по радио и какие смотрят передачи телевидения родители, о чем они рассуждают и спорят, как относятся к политике своего государства и других стран мира, у школьников возникают и созревают соответствующие взгляды и убеждения. Дети рано проявляют интерес к социальным условиям жизни, и им нужно помогать приобщаться к существующим реалиям.
Школа занимает ведущее положение в воспитании политической культуры учащихся. В учебной и воспитательной работе она может целенаправленно использовать показатели социально-экономического развития страны. Особенно большие возможности дает специально организованная система политического просвещения. При этом существенно меняются функции учителя и воспитателя. Если прежде он только знакомил учащихся с информацией телерадиовещания, то теперь он становится учителем-воспитателем средствами массовой информации.
Учебный процесс — одно из условий социализации личности школьника.
Вторым направлением воспитания политической культуры школьников издавна служит специально сложившаяся система внеурочных мероприятий. Наиболее простой и доступной формой политического просвещения учащихся является чтение и обсуждение статей периодической печати на политические темы. При этом следует иметь в виду, что детские издания почти не публикуют статей на политические темы и педагогу приходится пользоваться изданиями для широкого круга читателей. К тому же в свободной прессе появляются материалы различной идеологической направленности и часто сомнительной ценности: националистические, шовинистические, порнографические, антигосударственные, криминалистические, антигуманные. Поэтому отдельные положения следует комментировать, использовать выборочно или пересказывать в доступной для учащихся соответствующего возраста форме. "Встречи" с журналами юных интересно проходят. В журнальных статьях более аргументированно раскрываются социально-экономические и политические события современности, шире и разнообразнее привлекаются статистические данные, исторические и документальные материалы, сообщения и комментарии политических деятелей, знаменитостей науки и культуры, работников различных профессий своей страны и зарубежных стран. Кроме расширения социально-политического кругозора учащихся, журнальные статьи в состоянии привить интерес к постоянному чтению этих изданий.
Распространенной формой просвещения учащихся всех возрастов служат обзорные и тематические информации. На обзорных информациях раскрывается комплекс взаимосвязанных событий в своей стране или за рубежом. Например: "Страницы из прошлого и настоящего моей страны", "Будущее начинается сегодня", "Современная Европа и вопросы безопасности", "Проблемы стран Латинской Америки", "Балканский узел противоречий", "Ближний Восток — очаг напряженности", "Истоки терроризма", "Время, события, люди" и т.д. Тематические политинформации отличаются от обзорных более конкретным материалом, более глубоким освещением социальных или политических событий в стране или за рубежом.
Важно, чтобы каждая информация была насыщенной по содержанию, злободневной по значимости, доступной для конкретной группы учеников, яркой по форме, привлекательной и интересной по ее организации.
Беседы на политические темы могут проводиться не только классными руководителями, но и учителями-предметниками, родителями, работниками различных отраслей хозяйства и культуры, представителями общественности. Тематика бесед подбирается с учетом возраста и индивидуальных особенностей учащихся. Опыт прошлых лет показывает, что беседы проходят эффективнее и интереснее в тех классах, где учащиеся принимают активное участие в подборе фактического материала из окружающей действительности, жизни родителей, трудовой деятельности взрослых, местных и региональных изданий. С точки зрения методики, беседа как метод воспитания предполагает ведущего и собеседников, где ученики выступают не по шпаргалкам и заранее написанным текстам, а от своего лица, с собственным мнением, хотя заранее написанные тексты и источники информации могут быть использованы в разумных пределах.
Заочные путешествия по своей стране и странам мира полезны тем, что в их подготовке и проведении принимают активное участие сами ученики. Они выбирают интересующие их маршруты, становятся "капитанами" Дальних плаваний и "экскурсоводами", подбирают иллюстративный и фактический материал из различных источников, готовят и демонстрируют его перед учащимися. Например, школьники готовят путешествие панорамным путем из Санкт-Петербурга в Европу. Если заочное путешествие намечается, например, из Беларуси или Российской Федерации в Египет сухопутным путем, тогда по условному маршруту ученики готовят информацию о городах своей страны и стран черноморского побережья, проливах Босфор и Дарданеллы, Средиземном море и прилегающих странах, египетских пирамидах и событиях в средиземноморском регионе.
Экскурсии и походы по своей стране сопровождаются знакомством с экономическим развитием и культурой родного края, сбором и оформлением материалов о жизни и труде соотечественников, героических подвигах земляков в грозные годы войн прошедшего столетия и мирное время. Собранные материалы послужат основой для оформления альбомов и стендов, способных обогатить местные музеи новыми экспонатами.
"Устные" журналы готовят и иллюстрируют сами ученики. В журналах (скорее письменных, чем устных) "публикуются" материалы о важнейших событиях в своей стране и за рубежом. Тематика журналов может быть разной: "Встреча с депутатом", "События минувших дней", "Встреча гостей зарубежных стран", "Важнейшие события международной жизни" и др. Активное участие в изготовлении журналов принимает группа учеников, заинтересованных в последующем изложении его содержания перед своими сверстниками. Они составляют проспект журнала, подбирают содержание и иллюстративный материал, используют разнообразные источники из прошлого и настоящего времени (документы, фотографии родителей, знакомых, видных деятелей страны). Журналы могут храниться в школьном музее и передаваться последующим поколениям учеников.
Кроме традиционных форм и методов социального просвещения учащихся, можно предусмотреть встречи с социальными работниками, руководителями местных предприятий и учреждений, правоохранительных органов и т.д.
3. Особенности воспитания политической культуры учащихся. Воспитание политической культуры учащихся означает внесение в образовательно-воспитательный процесс чувства нового восприятия среды, культуры политического общения, диалога и поведения, других способов отношения к вопросам внутренней и внешней политики страды в новых международных условиях. Общество отказывается от всяких форм конфронтации, классовой борьбы и насилия, национальной розни и призывает к дружбе и сотрудничеству между странами и народами, от религиозной нетерпимости — к уважению чувств верующих и т.д. Поэтому педагогам в работе по воспитанию политической культуры учащихся следовало бы руководствоваться следующими методическими рекомендациями:
■ не навязывать своих взглядов, убеждений и умозаключений учащимся, а дать возможность самим разобраться в событиях политической жизни и помочь им правильно понять внутреннюю и внешнюю политику своего государства;
■ учитывать заинтересованность учащихся в обсуждении социальных проблем, которые являются жизненно необходимыми для будущих граждан своей страны;
■ осмотрительно относиться к информации сомнительной ценности, тенденциозно односторонней ориентации, националистической и шовинистической направленности. Текущие события освещать предельно объективно и на основе тех знаний из общеобразовательных предметов и других источников, которыми учащиеся располагают;
■ политическая информация должна быть доступной возрасту и уровню осведомленности учащихся, а материалы, адресованные широкому кругу читателей, целесообразно использовать выборочно или передавать в популярной форме;
■ при обсуждении статистических данных следует оперировать не столько количественными показателями, сколько на конкретных примерах показывать реальное значение приведенных цифр;
■ учитывать индивидуальные и другие особенности учащихся, опираясь на мнения учителей-предметников, родителей и коллектива учащихся;
■ воспитание политической культуры учащихся проводить с учетом и во взаимосвязи с другими направлениями воспитательной работы;
■ не рекомендовать школьникам участвовать в массовых акциях сомнительной ценности;
■ постоянно расширять свой политический кругозор и совершенствовать технологию организации разнообразных форм и методов, привлекая к этой работе специалистов, учителей гуманитарных предметов, библиотечных работников, социологов, общественников.