б) Условия воспитания и критерии сформированности гражданской культуры и патриотизма у учащихся.




Условия воспитания гражданственности и патриотизма личности:

осознание обучающимися сущности гражданственности, патриотизма, привитие уважения к историко-культурному наследию белорусского народа;

воспитание уважительного отношения к государственным символам, органам государственной власти;

формирование у обучающихся морально-психологической физической готовности к выполнению ими конституционной обязанности по защите Родины, уважение к защитнику Отечества, воину; воспитание на примере подвига советского народа в Великой Отечественной войне;

повышение воспитательного потенциала учебных дисциплин;

пропаганда социально-экономических достижений белорусского государства;

формирование культуры мира, неприятие экстремизма, национальной и религиозной нетерпимости;

развитие социально значимой деятельности обучающихся, педагогическая поддержка детских и молодежных общественных объединений, ученического (студенческого) самоуправления.

В качестве критериев сформированности гражданской культуры учащихся могут быть выбраны следующие ее проявления: наличие знаний о Конституции и других важных законов Республики Беларусь, уважение этих законов, знание гражданских прав и обязанностей, потребность защищать интересы своей страны, готовность активно участвовать в жизни общества. В соответствии с ними содержание работы по воспитанию гражданской культуры нацелено на воспитание чувства ответственности за свой дом и порядок в нем, за судьбу Отечества; на усвоение детьми и учащейся молодежью знаний о своих правах и обязанностях и воспитание потребности реализовать эти знания в повседневной жизни; на стимулирование политической, социальной, экономической, природоохранной активности; на развитие чувства уважения к законам государства, атрибутам государственности; на формирование правосознания, законопослушания и чувства патриотизма.

Содержание воспитательной работы по формированию гражданственности и патриотизма личности ориентировано на усвоение общечеловеческих гуманистических ценностей, культурных и духовных традиций белорусского народа и идеологии белорусского государства, формирование готовности к исполнению гражданского долга.

Средствами для этого является деятельность детей по изучению национальной культуры и истории, краеведческая деятельность, изучение истории и культуры других народов, а также народная музыка, песня, фольклор, танец, народные промыслы и т.п.

2. Сущность и содержание политики как социальной категории. Политика как форма общественного сознания появилась с возникновением классов. Политика является ведущей формой общественного сознания. Политическое воспитание зачастую заменяется социализацией личности, тогда как в социальное воспита­ние включаются и правовое и нравственное воспитание.

Начнем с определения, что такое политика. В перево­де с греческого языка (politike) — это искусство управ­лять государством. Политика как искусство управлять государством не может функционировать без научного обоснования конк­ретных ее проявлений в экономике, социальной сфере, национальных и международных отношениях. Следователь­но, политике, как и другим наукам, нужно учиться не только государственным деятелям и руководителям партий и движений, должностным лицам и специалистам, но и всему подрастающему поколению.

Выпускники школ и высших учебных заведений дол­жны знать экономическую основу своей страны: развитие производительных сил (промышленности, сельского хозяй­ства и других отраслей), формы собственности (в чьих ру­ках находятся орудия и средства производства), финансовую политику, подготовку кадров как основы производи­тельных сил страны и т.д. В области социальной политики выпускники школ и вузов должны знать форму прав­ления (парламентская или президентская), функции прав­ления (принцип демократического централизма), избира­тельную систему, основные положения Конституции стра­ны, органы самоуправления, государственные символы (герб, флаг, гимн), законодательные акты о правах и сво­бодах граждан и т.д. О национальной политике учащим­ся школ и студентам вузов необходимо знать и постоян­но соблюдать принципы равноправия народов, проживаю­щих на территории страны, независимо от их националь­ной, партийной или имущественной принадлежности. По отношению к народам других регионов мира — уважать права на независимость и самостоятельность в своем вы­боре. О внешней политике страны учащиеся могут судить по отношению к своей стране других государств. Необхо­димо воспитывать у них стремление к миру, дружбе и сотрудничеству с другими странами, укреплять дружбу с демократическими молодежными организациями мира.

Некоторые вопросы внутренней и внешней политики находят отражение в воспитательной работе школ и выс­ших учебных заведений. Но ведется она бессистемно и не целенаправленно. Тогда как, например, в английских шко­лах политическим вопросам отводится целый раздел "Пе­дагогика и политика", отдельными темами которого явля­ются: "Политическая жизнь Англии", "Правовая жизнь", "Нравственная жизнь", "Религиозная жизнь" и др. Выпус­кники школ и вузов со временем станут рабочими и ин­женерами, специалистами различных отраслей экономики, науки и культуры, активными участниками общественной жизни страны, и вопросы политики своего государства им должны быть понятны и являться руководством к дей­ствию. Как известно, государство сильно сознательностью масс. И если идеология государства овладевает массами, она становится огромной материальной силой.

На основе требований общества к политическому про­свещению народных масс можно сформулировать основные задачи школы по воспитанию политической культуры уча­щихся:

1. Знакомить учащихся с экономическими, социальны­ми и национальными проблемами внутри страны и за рубежом, вопросами взаимоотношений между государствами.

2. Развивать у школьников убеждения в понимании внутренней и внешней политики своего государ­ства, чувства уважения к народам других стран, стремление к миру, сотрудничеству между народа­ми независимо от их национальной, религиозной и социальной принадлежности.

3. Вырабатывать у школьников новое политическое отношение к современным социально-экономическим условиям, стремление активно поддерживать внут­реннюю и внешнюю политику своего государства.

На политическое воспита­ние учащихся оказывает влияние существующая социаль­но-экономическая среда, в условиях которой происходит реальная жизнь всего народа, семьи и каждого ученика, деятельность органов власти, средств массовой информации (СМИ): печати, прессы, телевидения, кинематографа, ра­дио, звукозаписи, системы Интернет. К идеологическому фактору нужно приобщать литературу и искусство, самодеятельность мо­лодежи и взрослого населения. Трудно сказать, какая из них будет востребована молодым поколением как продукт потребления. В одних случаях СМИ становятся источником разнообразной информации, расширения по­знавательного кругозора и общечеловеческих ценностей, в других — они заполняют индивидуальный и коллектив­ный досуг, служат средством отвлечения при осложнени­ях в общении с друзьями и родителями. В третьих — несут ядовитую информацию в среду молодежи.

Особая роль в обучении учащихся использованию средств массовой информации принадлежит школе. Опыт такой работы уже имеется. Так, французские учебные за­ведения призвали все воспитательные средства (семью, пе­дагогические коллективы, социальных работников) учить школьников пользоваться телевидением и другими сред­ствами информации в интересах образования и самообра­зования. Возникает необходимость введения медиаобразования (англ. media education, от лат. media — средства образования), то есть изучение школьниками закономер­ностей массовой коммуникации. Вносятся предложения изучать информацию СМИ в школе на занятиях по кур­су "Информатика", в специально созданных кружках или во внешкольных учреждениях, в семье вместе с родителями и др.

Информационные средства массовой информации в со­циализации школьников могут быть использованы по на­правлениям воспитательной работы или в концентрирован­ном виде как многофункциональные средства.

Вторым фактором воспитания политической культуры учащихся являются семья, родители, знакомые и друзья. В семье под влиянием родителей у детей и школьников формируются первое и последующие представления об ок­ружающей действительности. В силу социальной преем­ственности у них воспитывается образ жизни, характер­ный для родителей. В зависимости от того, как и что читают, слушают по радио и какие смотрят передачи те­левидения родители, о чем они рассуждают и спорят, как относятся к политике своего государства и других стран мира, у школьников возникают и созревают соответству­ющие взгляды и убеждения. Дети рано проявляют инте­рес к социальным условиям жизни, и им нужно помо­гать приобщаться к существующим реалиям.

Школа занимает ведущее положение в воспитании по­литической культуры учащихся. В учебной и воспитатель­ной работе она может целенаправленно использовать по­казатели социально-экономического развития страны. Осо­бенно большие возможности дает специально организован­ная система политического просвещения. При этом су­щественно меняются функции учителя и воспитателя. Если прежде он только знакомил учащихся с информа­цией телерадиовещания, то теперь он становится учите­лем-воспитателем средствами массовой информации.

Учебный процесс — одно из условий социализации лич­ности школьника.

Вторым направлением воспитания политической культуры школьников издавна служит специально сложив­шаяся система внеурочных мероприятий. Наиболее простой и доступной формой политического просвещения учащих­ся является чтение и обсуждение статей периодической печати на политические темы. При этом следует иметь в виду, что детские издания почти не публикуют статей на политические темы и педагогу приходится пользоваться изданиями для широкого круга читателей. К тому же в свободной прессе появляются материалы различной идео­логической направленности и часто сомнительной ценнос­ти: националистические, шовинистические, порнографи­ческие, антигосударственные, криминалистические, антигуманные. Поэтому отдельные положения следует коммен­тировать, использовать выборочно или пересказывать в до­ступной для учащихся соответствующего возраста форме. "Встречи" с журналами юных интересно проходят. В журнальных статьях более аргу­ментированно раскрываются социально-экономические и политические события современности, шире и разнообраз­нее привлекаются статистические данные, исторические и документальные материалы, сообщения и комментарии по­литических деятелей, знаменитостей науки и культуры, работников различных профессий своей страны и зарубежных стран. Кроме расширения социально-политического кругозора учащихся, журнальные статьи в состоянии при­вить интерес к постоянному чтению этих изданий.

Распространенной формой просвещения учащихся всех возрастов служат обзорные и тематические информации. На обзорных информациях раскрывается комплекс взаи­мосвязанных событий в своей стране или за рубежом. На­пример: "Страницы из прошлого и настоящего моей стра­ны", "Будущее начинается сегодня", "Современная Евро­па и вопросы безопасности", "Проблемы стран Латинской Америки", "Балканский узел противоречий", "Ближний Восток — очаг напряженности", "Истоки терроризма", "Время, события, люди" и т.д. Тематические политинфор­мации отличаются от обзорных более конкретным матери­алом, более глубоким освещением социальных или полити­ческих событий в стране или за рубежом.

Важно, чтобы каждая информация была насыщенной по содержанию, злободневной по зна­чимости, доступной для конкретной группы учеников, яркой по форме, привлекательной и интересной по ее организации.

Беседы на политические темы могут проводиться не только классными руководителями, но и учителями-пред­метниками, родителями, работниками различных отраслей хозяйства и культуры, представителями общественности. Тематика бесед подбирается с учетом возраста и индиви­дуальных особенностей учащихся. Опыт прошлых лет по­казывает, что беседы проходят эффективнее и интереснее в тех классах, где учащиеся принимают активное учас­тие в подборе фактического материала из окружающей действительности, жизни родителей, трудовой деятельнос­ти взрослых, местных и региональных изданий. С точки зрения методики, беседа как метод воспитания предпола­гает ведущего и собеседников, где ученики выступают не по шпаргалкам и заранее написанным текстам, а от сво­его лица, с собственным мнением, хотя заранее написан­ные тексты и источники информации могут быть исполь­зованы в разумных пределах.

Заочные путешествия по своей стране и странам мира полезны тем, что в их подготовке и проведении принимают активное участие сами ученики. Они выбира­ют интересующие их маршруты, становятся "капитанами" Дальних плаваний и "экскурсоводами", подбирают иллюс­тративный и фактический материал из различных источ­ников, готовят и демонстрируют его перед учащимися. Например, школьники готовят путешествие панорамным путем из Санкт-Петербурга в Европу. Если заочное путешествие на­мечается, например, из Беларуси или Российской Феде­рации в Египет сухопутным путем, тогда по условному маршруту ученики готовят информацию о городах своей страны и стран черноморского побережья, проливах Бос­фор и Дарданеллы, Средиземном море и прилегающих странах, египетских пирамидах и событиях в средизем­номорском регионе.

Экскурсии и походы по своей стране сопровождаются знакомством с экономическим развитием и культурой род­ного края, сбором и оформлением материалов о жизни и труде соотечественников, героических подвигах земляков в грозные годы войн прошедшего столетия и мирное вре­мя. Собранные материалы послужат основой для оформле­ния альбомов и стендов, способных обогатить местные му­зеи новыми экспонатами.

"Устные" журналы готовят и иллюстрируют сами уче­ники. В журналах (скорее письменных, чем устных) "пуб­ликуются" материалы о важнейших событиях в своей стране и за рубежом. Тематика журналов может быть раз­ной: "Встреча с депутатом", "События минувших дней", "Встреча гостей зарубежных стран", "Важнейшие события международной жизни" и др. Активное участие в изго­товлении журналов принимает группа учеников, заинтере­сованных в последующем изложении его содержания пе­ред своими сверстниками. Они составляют проспект жур­нала, подбирают содержание и иллюстративный материал, используют разнообразные источники из прошлого и на­стоящего времени (документы, фотографии родителей, зна­комых, видных деятелей страны). Журналы могут хранить­ся в школьном музее и передаваться последующим поко­лениям учеников.

Кроме традиционных форм и методов социального про­свещения учащихся, можно предусмотреть встречи с соци­альными работниками, руководителями местных предприя­тий и учреждений, правоохранительных органов и т.д.

3. Особенности воспитания политической культуры учащихся. Воспитание политической культуры учащихся означает внесение в образовательно-воспитательный процесс чувства нового восприятия среды, культуры политическо­го общения, диалога и поведения, других способов отно­шения к вопросам внутренней и внешней политики стра­ды в новых международных условиях. Общество отказы­вается от всяких форм конфронтации, классовой борьбы и насилия, национальной розни и призывает к дружбе и сотрудничеству между странами и народами, от религиоз­ной нетерпимости — к уважению чувств верующих и т.д. Поэтому педагогам в работе по воспитанию политической культуры учащихся следовало бы руководствоваться сле­дующими методическими рекомендациями:

■ не навязывать своих взглядов, убеждений и умозак­лючений учащимся, а дать возможность самим ра­зобраться в событиях политической жизни и помочь им правильно понять внутреннюю и внешнюю поли­тику своего государства;

■ учитывать заинтересованность учащихся в обсужде­нии социальных проблем, которые являются жизненно необходимыми для будущих граждан своей страны;

■ осмотрительно относиться к информации сомнитель­ной ценности, тенденциозно односторонней ориента­ции, националистической и шовинистической на­правленности. Текущие события освещать предельно объективно и на основе тех знаний из общеобразо­вательных предметов и других источников, которы­ми учащиеся располагают;

■ политическая информация должна быть доступной возрасту и уровню осведомленности учащихся, а ма­териалы, адресованные широкому кругу читателей, целесообразно использовать выборочно или передавать в популярной форме;

■ при обсуждении статистических данных следует опе­рировать не столько количественными показателями, сколько на конкретных примерах показывать реаль­ное значение приведенных цифр;

■ учитывать индивидуальные и другие особенности учащихся, опираясь на мнения учителей-предметни­ков, родителей и коллектива учащихся;

■ воспитание политической культуры учащихся прово­дить с учетом и во взаимосвязи с другими направ­лениями воспитательной работы;

не рекомендовать школьникам участвовать в массо­вых акциях сомнительной ценности;

■ постоянно расширять свой политический кругозор и совершенствовать технологию организации разнооб­разных форм и методов, привлекая к этой работе специалистов, учителей гуманитарных предметов, библиотечных работников, социологов, общественников.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: