Международное гуманитарное право.
► Цели:
предметные – познакомитьcя с юридическими документами, обеспечивающими Международно – правовую защиту жертв вооруженных конфликтов и выявить способы регулирования поведения участников и жертв вооруженного конфликта с помощью норм МГП
личностные – обучающиеся получат возможность высказывать свое отношения к войне как способу разрешения международных противоречий, развивать такие общественнозначимых качества личности, как сострадание, уважение к человеческому достоинству.
► Основные понятия:
Международное гуманитарное право;
Жертвы вооруженного конфликта;
Лица, непосредственно не участвующие в военных действиях;
Лица, прекратившие принимать участие в военных действиях.
Как известно ООН возникла в ответ на агрессию против человечности. Встала необходимость поощрять и развивать уважение к правам и основным свободам человека.
Найдите в тексте функции МГП
Управление ситуацией вооруженного конфликта с помощью правовых норм отвечает интересам обеих противоборствующих сторон. У каждой воюющей стороны могут быть раненые, военнопленные, мирное население, оказавшееся на оккупированной противником территории. Что в этом случае является разумным: надеяться на случайное проявление милосердия по отношению к ним со стороны противника или быть уверенным, что им будем оказана помощь и предоставлена защита по закону, исполнение которого обязательно? Очевидно, что предпочтительней второе. Международное гуманитарное право призвано регулировать поведение участников вооруженного конфликта, привнести в него определенный порядок. Определив права и обязанности воюющих сторон.
Какие события описываются в отрывке
Используя все опорные слова, составь связный текст.
Опорные слова: кодекс рыцарской чести, забота о пленных и раненых, дети, МККК, стороны вооруженного конфликта, А. Дюнан, священники, поиск,
3.Работа в тетради:
Задания 1: к серьезным нарушениям норм МГП относятся следующие действия противоборствующих сторон: а). преднамеренное убийство раненых; б). ложная информация; в). оказание помощи раненым противника; г).пытки военнопленных с целью получения военных сведений.
Задания 2: При аресте у военнопленного нужно оставить: а). часы;
Б). фотоаппарат; в). гранату; г). очки; д). карту; е). письма.
Задания 3: В соответствии с нормами МГП разрешается: а). устраивать засаду; б). имитировать аэродром; в). использовать санитарные транспортные средства для перевозки боеприпасов; г). использовать мины-ловушки в виде детских игрушек.
Л. Н.Толстого из романа «Война и мир».
« Представим себе двух людей, вышедших на поединок с шпагами по всем правилам фехтовального искусства: фехтование продолжалось довольно долгое время; вдруг один из противников, почувствовав себя раненым – поняв, что дело не шутка, а касается его жизни, бросил свою шпагу и, взяв первую попавшуюся дубину, начал ворочать ею. Но представим себе, что противник, так разумно употребивший лучшее и простейшее средство для достижения цели, вместе с тем воодушевленный преданиями рыцарства, захотел бы скрыть сущность дела и настаивал бы на том, что он по всем правилам искусства победил на шпагах. Можно себе представить, какая путаница и неясность произошла бы от такого описания происшедшего поединка».
Вопросы: Можем ли мы сказать, что Л. Н.Толстой был сторонником МГП? — Почему?
— Как же получается, что великий писатель-гуманист, выступает против гуманных способов ведения войны?
Ответьте на вопрос: «Гуманность на войне. Миф или реальность?»
4. И всё на войне противоречит понятию гуманности, и всё в ней взывает к сохранению гуманности. Задача и смысл норм права войны заключается в том, чтобы примирить эти две крайности»
О. Рюссбак
«Право наций в ходе военных действий – это самая деликатная проблема, какую только можно себе представить. Как можно устанавливать законы для управления ситуацией, которая по самой природе своей не допускает никаких законов?»
И. Кант
«Война – зло; ее ведут с помощью больших несправедливостей и насилия, но для честных людей и на войне существуют некоторые законы. Нельзя гнаться за победой, если выгоды, какие дает она, будут приобретены путем низости и преступления»
древнегреческий историк Плутарх.
Какое утверждение вам более близко
5. Продолжи:
Защищает лиц, прекративших принимать участие в военных действиях
(раненых, больных, военнопленных, потерпевших кораблекрушение)
— предоставляет защиту лицам, не принимавшим непосредственного участия в военных действиях (гражданскому населению, мед. и духовному персоналу)
— Защищает объекты, которые не служат непосредственно военным целям (жилые дома, школы, места отправления культа)
— Запрещает Применение средств и методов ведения военных действий, которые причиняют излишние повреждения или страдания, не позволяют проводить различия между гражданскими и военными лицами и объектами, наносят серьезный ущерб природной среде