Откройте базу данных Стоматологическая клиника.




Государственное бюджетное образовательное учреждение

Высшего профессионального образования

«Курский государственный медицинский университет»

Министерства здравоохранения и социального

Развития Российской Федерации

(ГБОУ ВПО КГМУ Минздравсоцразвития России)

КАФЕДРА ФИЗИКИ, ИНФОРМАТИКИ И МАТЕМАТИКИ

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

ДЛЯ СТУДЕНТОВ СТОМАТОЛОГИЧЕСКОГО ФАКУЛЬТЕТА

ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ №10

ПО ДИСЦИПЛИНЕ «ИНФОРМАТИКА»

КУРСК - 2011


ТЕМА 10: « Работа с системой управления базами данных. Формирование простых запросов и отчетов»

АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ обусловлена необходимостью в умении студентами создавать и использовать запросы и отчеты в MS Access.

ЦЕЛЬ ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ.: изучить теоретические сведения по данной теме и научиться создавать простые запросы и отчеты.

ПЛАН ИЗУЧЕНИЯ ТЕМЫ:

· научить создавать запросы;

· научить связывать таблицы;

· научить создавать отчеты.

РЕКОМЕНДУЕМАЯ ЛИТЕРАТУРА

Основная литература

· Н.В.Макарова, В.Б.Волков, Информатика: учебник для вузов/Н.В.Макарова:Питер,2011.-576 с.

Дополнительная литература

· Информатика. Под редакцией С.В. Симоновича. СПб, Питер, 2005.

· Информатика: учеб. для студентов эконом. специальностей высш. учеб. заведений/под ред. Н.В. Макаровой.-3-е перераб. изд. - М.: Финансы и статистика, 2004. - 765 с.:ил.

· Лопин, В.Н. Система разработки баз данных Microsoft Access: учеб. пособие для студентов всех специальностей /В.Н.Лопин, С.А.Долгарева, Е.В.Фетисова; ГОУ высш. проф. образования, КГМУ, Каф. биомедфизики, информатики с курсом математики.-Курск:КГМУ,2004.-15 с.:ил.

· www.reslib.com

ВОПРОСЫДЛЯ САМОКОНТРОЛЯ.

1. Что такое запрос?

2. Какие виды запросов бывают?

3. Какие существуют способы создания запросов?

4. Что такое запрос на выборку?

5. Что такое запрос с параметром?

6. Что такое отчет?

7. Какие способы создания отчетов знаете?

ОРИЕНТИРОВОЧНЫЕ ОСНОВЫДЕЙСТВИЯ ДЛЯ ПРАКТИЧЕСКОЙ РАБОТЫ

ИЗУЧИТЬ КРАТКИЕ ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ СВЕДЕНИЯ.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОГО ВЫПОЛНЕНИЯ.

ЗАДАНИЕ

1 Откройте базу данных Стоматологическая клиника.

2 На основе таблицы Пациенты создайте простой запрос на выборку, в котором должны отображаться фамилии, имена, отчества пациентов и их диагноз.

3 Создайте запрос на выборку с параметром, в котором по определенному параметру (в нашем случае по фамилии пациента) должны выводиться фамилия, имя, отчество, адрес пациента. Выполните этот запрос для пациента Гришин.

4 Создайте дополнительную таблицу с именем «Лечение», которая будет содержать следующие поля: № п/п пациента (числовой), № уд врача (числовой), Лечение (поле МЕМО).

5 Заполните таблицу Лечение данными.

6 Определите ключевые поля в таблицах.

7 Свяжите таблицы посредством Схемы данных.

8 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, находящихся на лечении у стоматолога-хирурга.

9 Модернизируйте последний запрос в запрос с параметром: по фамилии врача выберите записи о его пациентах.

10 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, чья фамилия начинается на «И».

11 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, проживающих по улице Ленина (самостоятельно) Имя запроса «Пациенты с Ленина»

12 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах с диагнозом Пульпит и их лечащих врачах (самостоятельно) Имя запроса «Пациенты с пульпитом»

13 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о врачах-женщинах и их пациентах (самостоятельно) Имя запроса «Женщины врачи»

14 Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, в чьем лечении присутствует пломбирование зубов (самостоятельно) Имя запроса «Пломбирование зубов»

15 Создайте отчет на основе запроса «Диагноз пациентов».


Выполнение:

Откройте базу данных Стоматологическая клиника.

2. Дня создания простого запроса на выборку:

в окне базы данных откройте вкладку Создание;

· в открывшемся окне щелкните по кнопке Мастер запросов;

· из появившихся пунктов окна «Новый запрос » выберите Простой запрос и щелкните по кнопке ОК;

· в появившемся в строке Таблицы/запросы выберите таблицу Пациенты (если других таблиц или запросов не было создано, она будет одна в открывающемся списке);

· в окне «Доступные поля » выделите Фамилия; и щелкните по кнопке (>) Слово Фамилия перейдет в окно «Выбранные поля »;

· аналогично в окно «Выбранные поля» переведите поля «Имя», «Отчество», «Диагноз» (порядок важен — в таком порядке данные и будут выводиться);

· щелкните по кнопке Далее;

· в строке параметра Задайте имя запроса введите новое имя «Диагноз пациентов»;

· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса;

 

 

 

3. Для создания запроса на выборку с параметром:

· создайте запрос на выборку для следующих полей таблицы Пациенты: «Фамилия», «Имя», «Отчество», «Адрес». Запрос создавайте аналогично тому, как это делалось в п.2;

· задайте имя запросу Адрес пациента;

· щелкните по кнопке <Готово>. На экране появится таблица с результатами запроса;

· перейдите в режиме конструктора, щелкнув по кнопке (с изображением треугольника и карандаша) или выполнив команду Режим/Конструктор;

· в строке параметра Условия отбора для поля «Фамилия» введите фразу (скобки тоже вводить):
[Введите фамилию пациента]

· теперь запустите запрос на выполнение: Запрос/Запуск или нажав на кнопку с восклицательным знаком на панели инструментов.

· в появившемся окне введите фамилию Гришин и щелкните по кнопке <ОК>. На экране появится таблица с данными о пациенте Гришине — его имя, отчество и адрес;

· сохраните запрос: Файл/Сохранить;

· закройте окно запроса.

 

4. Используя навыки, полученные на прошлом занятии, создайте таблицу «Лечение» в режиме Конструктор:

· введите поля и соответствующие им типы данных;

· введите размер для каждого поля, исходя из следующего: № п/п пациента – целое,
№ уд врача – целое, Лечение (Поле МЕМО);

· для удобства выбора номера удостоверения врача при внесении данных в таблицу Отделение организуем выбор № уд врача из ниспадающего списка. Для этого:

i. перейдите в поле № уд врача;

ii. рядом со вкладкой Общие выберите вкладку Подстановка,

iii. а в ней – Список;

iv. тип источника оставьте без изменения;

v. Источник строк – Врачи (главное, чтобы имя поля в таблице Отделение в точности совпадало с именем поля в таблице Врачи!!!!!!!!!!!).

vi. тоже самое сделайте для № п/п пациента.

· Сохраните таблицу по именем «Лечение», пока не определяя ключевые поля!!!!!

5. Заполните таблицу Лечение следующими данными:


6. Определите ключевые поля в таблицах. Для этого:

· откройте первую таблицу Врачи в конструкторе;

· на панели инструментов найдите кнопку с изображением ключа и для поля № уд врача щелкните по этой кнопке;

· сохраните изменения;

· проделайте тоже самое для таблицы Пациенты (ключевое поле - № п/п пациента.

 

 

7. Свяжите таблицы посредством Схемы данных. Для этого:

· закройте все таблицы, если они у вас открыты!

· на панели инструментов найдите кнопку Схемы данных ;

· щелкните по ней;

· в появившемся окне поочередно выбирайте названия таблиц, вы должны добавить все имеющиеся таблицы!

· после того, как будет добавлена последняя таблица, закройте окошко, чтобы остаться в большем окне Схема данных;

· расположите таблицы в области так, чтобы было удобно их связывание;

· начните связывать таблицы Врачи и Лечение, используя ключевое поле № уд врача таблицы Врачи. Для этого подведите курсор мыши к полю «№ уд врача » в таблице Врачи, щелкните левой кнопкой мыши и, не отпуская ее, перетащите курсор на поле «№ уд врача » в таблицу Лечение, а затем отпустите кнопку мыши. На экране откроется окно Изменение Связей;

· установите флажки Обеспечение целостности данных и Каскадное обновление (удаление);

· щелкните по кнопке Создать; в результате появится связь 1:М (один – ко многим), изображенная на рисунке;

· аналогично свяжите оставшиеся таблицы;

· сохраните схему.

 

8. Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, находящихся на лечении у стоматолога-хирурга. Для этого:

· перейдите на вкладку Запросы и Создайте запрос в режиме Конструктора;

· добавьте таблицы Пациенты Врачи Лечение;

· выберите поля из таблицы Пациенты: № п/п, ФИО и Диагноз и поля из таблицы Врачи: ФИО и Специализация;

· так как нет необходимости показывать, какая специализация нас интересует, уберите флажок из строки Вывод на экран для поля Специализация;

· теперь по условию задачи нам нужен лишь стоматолог-хирург, поэтому в сроке Условие отбора напечатайте (обязательно в кавычках): "стоматолог-хирург"

· запустите запрос на выполнение; в результате получится следующее:

· сохраните запрос под именем «Стоматолог-хирург».

9. Модернизируйте последний запрос в запрос с параметром: по фамилии врача выберите записи о его пациентах. Для этого:

· откройте запрос «Стоматолог-хирург» в режиме Конструктора;

· добавьте в Условие отбора параметр для поля фамилия;

· при этом нет необходимости показывать ФИО врача и удалите предыдущее условие;

· запустите запрос на выполнение и введите фамилию Скворзова;

· сохраните (Сохранить как) запрос под именем «Данные о врачах»;

· в результате получим следующее:

 

10. Создайте запрос на выборку, в котором необходимо отобрать записи о пациентах, чья фамилия начинается на «И». Для этого:

· Создайте запрос, используя любой способ; при этом в запросе должны присутствовать следующие поля: ФИО, Адрес, Диагноз;

· В поле Условие отбора для поля Фамилия введите критерий отбора:

· Сохраните запрос под именем «Пациенты на И» и запустите запрос.

 

11. – 14. Эти запросы сделайте самостоятельно, согласно заданиям!!!!!!!!!!!!!!!!!

 

15. Создайте отчет на основе запроса «Диагноз пациентов». Для этого:

· откройте вкладку Создание и щелкните по кнопке Мастер отчетов;

· щелкните по значку раскрывающегося списка в нижней части окна;

· выберите из появившегося списка запрос «Стоматолог-хирург»;

· щелкните по кнопке <ОК>. В появившемся окне выберите поля, которые будут присутствовать в форме. В данном примере присутствовать будут все поля из таблицы, поэтому щелкните по кнопке (>>)

· щелкните по кнопке <Далее>;

· в появившемся окне присутствует перечень полей. Переведите выделение на поле «Диагноз»;

· щелкните по кнопке (>) Таким образом, вы задаете группировку данных по диагнозу пациентов;

· щелкните по кнопке <Далее>;

· параметры появившегося окна оставим без изменений, поэтому щелкните по кнопке <Далее>;

· в появившемся окне выберите стиль оформления отчета;

· щелкните по кнопке <Далее>;

· в появившемся окне введите название отчета «Диагноз пациентов»;

· щелкните по кнопке <Готово>; На экране появится сформированный отчет;

· просмотрите, а затем закройте отчет.

 

ПЕРЕЧЕНЬ ЗНАНИЙ, УМЕНИЙ И НАВЫКОВ СТУДЕНТОВ:

· научиться создавать простые запросы;

· научиться создавать простые отчеты;

· научиться редактировать данные в MS Access;

· научиться производить сортировку и фильтрацию данных;

· развить умение сравнивать, обобщать и анализировать;

· развить умение сопоставлять факты и события;

· стремиться воспитать чувство добросовестности и аккуратности;

· стремиться воспитать чувство ответственности.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2019-05-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: