ЗОО километров в будущее




РАССКАЗЫО МУЗЫКЕ И МУЗЫКАНТА

Каждый рассказ - это необычные и интересные истории, которые произошли с маленьким Бахом или Моцартом, Бетховеном или Листом.

Авторы этих рассказов:
Лев Мадорский, преподаватель музыкальной школы, в настоящее время живёт и работает в Германии.

Зак Анатолий, профессор музыкальной академии им. Гнесиных. Авторы книг «Музыкальное воспитание ребёнка», Москва, издательство «Айрис-пресс», 2010 год, «Музыка даёт душе крылья», Москва, издательство «Ирисбук», 2011 г. и некоторых других…

Рассказы о Бахе

Первая скрипка

 

Этот день рождения весной 1690 года был особенный. Позже, уже став взрослым, Бах вспоминал его, как один из самых счастливых дней в своей жизни.

Иоганну исполнилось тогда пять лет. С утра все его поздравляли, дарили подарки. Много подарков. Потому что у них была большая семья: три сестры и четыре брата. Только папа почему-то ничего ему не подарил и только загадочно улыбался.

А вечером состоялся в честь его дня рождения семейный концерт. Это был замечательный концерт. Не только папа и мама, но и все семь детей играли на разных музыкальных инструментах: скрипке, клавесине, виолончели, гитаре, мандолине, флейте.

А старшая сестра Каролина сыграла на лютне. Жалко, что не сумели прийти дедушка и бабушка, тоже музыканты. В этот вечер они были приглашены играть на свадьбе. В заключение сёстры, под аккомпанемент мамы, спели романс, который сочинил старший брат, Рудольф.

Когда концерт закончился, папа ушёл в другую комнату и вынес небольшую коробку: «Держи, дорогой Иоганн. Это тебе. Только аккуратно. Не урони» Иоганн положил
коробку на стол, снял крышку и восторженно закричал от радости.
Это было именно то, о чём он мечтал. Маленькая скрипка.

На этой маленькой скрипке 5-летний Иоганн сочинял и свои первые мелодии. Сначала он пытался повторить на скрипке те звуки, которые слышал вокруг: пение птиц, крик петуха, порывы ветра, даже скрип двери. Но потом он сочинил настоящую, собственную первую мелодию. Ему показалось, что он даже не сочинил её, а просто повторил те звуки, которые возникли у него в голове. С тех пор такое повторялось довольно часто. В голове непонятно откуда появлялась мелодия, а маленький Бах её играл. Позже эти же мелодии малыш подбирал и на клавесине. Жалко, что ни папа, ни мама не догадались записать эти первые сочинения великого Баха.

С тех пор отец стал учить его играть на скрипке. И хотя скрипочка поначалу не всегда издавала приятные звуки, как в руках папы, занятия Иоганну очень нравились. Он относился к скрипке, как к живой и даже хотел класть её с собой в постель на ночь, но папа запретил: «Можешь случайно раздавить»

 

МУЗЫКАЛЬНЫЙ ШКАФ

Мальчик лежал в кровати и прислушался. Нет, ещё рано. В доме не спали. Заплакала шестимесячная Кристина и Инга, жена брата, принялась укачивать её, что-то напевая. Какая красивая мелодия. Раньше Иоганн её не слышал. Может, Инга сама сочинила. И поёт хорошо. Так нежно-нежно. Надо будет эту мелодия завтра подобрать на скрипке.

Иоганн вспомнил, что когда он был совсем маленький, мама тоже ему пела перед сном. И тоже очень нежно. У них в семье все хорошо поют. Слёзы навернулись на глаза. Как плохо жить без мамы. Он вытер глаза и сел, подложив под спину подушку. Только бы не заснуть. Так, иногда, уже случалось.

Нет, он не заснёт. Вчера он нашёл в шкафу брата замечательную музыку и сегодня надо будет её переписать до конца. Как зовут этого композитора? Кажется Пахельбель. Почему брат не хочет, чтобы он играл его музыку? Такую красивую. Непонятно. Если бы папа был жив, он бы ему разрешил. Но папа тоже умер в прошлом году.

-Как хорошо было раньше, - думал Иоганн,- когда были живы папа и мама. Брат тоже, конечно, заботится о нём, но всё стало совсем не так, как было раньше. Иоганн прислушался. Кажется стало тихо. Все заснули. Можно было начинать. Мальчик тихонько встал, стараясь чтобы не скрипела кровать и подошёл к шкафу. Он был, как и всегда закрыт на ключ, но мальчик уже давно научился его открывать.

Дверцы были старые и шатались на петлях. Достаточно было одну дверцу поднять вверх и слегка пошевелить, как шкаф открывался. Надо только было потом не забыть и аккуратно поставить дверцы на места, чтобы брат утром не заметил.

Иоганн достал ноты, нотную бумагу, гусиное перо, чернила и сел за стол возле окна. Ночь был лунная, на небе ни облачка и ноты сегодня видно хорошо. Свечи, конечно, были в доме, но зажигать их было нельзя. Брат сразу бы заметил. Мальчик писал и погружался в музыку. Она звучала у него в голове, окружала, захватывала его и, наверно, потому писать не было скучно. Ночные переписывания нот длились уже почти полгода. Мальчик не высыпался, у него болели глаза от напряжения, иногда он засыпал в школе прямо на уроке, но каждую ночь его тянуло к этой музыке снова и снова. Неожиданно открылась дверь и в комнату вошёл Рудольф. Мальчик вздрогнул и по нотам расползлась большая клякса.

- Иоганн, ты что делаешь? Почему не спишь?- брат подошёл ближе. Увидел открытый шкаф и всё понял. - Я же запретил тебе играть эту музыку. Тут нет ни мелодии, ни смысла. Эта музыка нарушает все правила гармонии. Если ты будешь её играть, из тебя не получится хороший музыкант. И папа, если бы он был жив, со мной бы согласился.

- Нет, папа бы мне разрешил, - у мальчика на глазах выступили слёзы и он еле сдерживался, чтобы не расплакаться.- Не забирай ноты, Рудольф. Я прошу тебя. Это хорошая музыка. Я тоже буду, когда вырасту писать такую музыку и даже ещё лучше.

-Ладно, утром поговорим. А сейчас иди спать, болтун. Завтра сделаю у шкафа новый замок.

Как мы знаем, Рудольф оказался не прав. Иоганн Себастьян стал великим композитором и, действительно, стал писать музыку лучше, чем его современники.

Лев Мадорский. Анатолий Зак

 

ЗОО километров в будущее

 

Шли годы. Иоганн пел в школьном хоре, учился играть на скрипке, клавесине, органе, но всё больше чувствовал, что в маленьком провинциальном городке Ордурфе, где он жил у старшего брата, нет возможности развиваться дальше.

Местные учителя уже не могли научить Иоганна чему-то новому, да и строгая опека Рудольфа всё больше его раздражала. Мальчик принимает решение идти в город Люнебург на севере Германии и попытаться поступить в хор вокальной школы «избранных певчих». Он слышал от учителя пения, что хористам предоставляют место для проживания, кормят и даже выплачивают небольшую зарплату.

Ранним майским утром 1700 года, пока все ещё спали, мальчик, ничего не сказав Рудольфу, так как боялся, что старший брат будет против, и оставив только записку, взял с собой футляр со скрипкой, и отправился в путь.

Дорогу на Люнебург Иоганн заранее выяснил у старого Диттера, проживавшего по соседству. Диттер много лет водил в Люнебург обозы с солью. Маленький городок Ордурф кончался всего в пятистах метрах от дома Рудольфа.

На небе ни облачка. Пели птицы. Лёгкий ветерок покачивал ветви деревьев вдоль дороги. Юного Баха охватило ликование. Он не думал о том, что до Люнебурга надо пройти пешком 300 километров, а у него в сумке только хлеб, сыр, вода и немного денег, которые он заработал, замещая Рудольфа в церкви, как органист.

Не думал о том, что, говорят, на путников нападают иногда лесные разбойники. Не думал, где будет ночевать. Обо всём этом он ещё успеет подумать позднее. А пока впереди была дорога. Впереди была свобода. Впереди было взрослое будущее. Будущее, которое, наверняка, будет прекрасным, потому что оно будет наполнено самым замечательным, что есть на земле, - музыкой.

В нашей жизни многое решает случай. Мы не знаем, как мальчик прошёл пешком триста километров до Люнебурга, но думаем, что если бы он не решился на эту дальнюю дорогу, то, возможно, так и остался бы церковным органистом.

Или, как многие его родственники, играл бы на свадьбах и других праздниках. Потому что при вокальной школе «избранных певчих» была обширная нотная библиотека с рукописными сочинениями древних и современных итальянских и немецких композиторов. Знакомство с этими сочинениями, а также знакомство с замечательным органистом Рейнкеным и его учеником Генрихом Бём, оказали большое влияние на музыкальное развитие юного Баха.

Баха, от которого начинается вся музыка нового и новейшего времени. Баха, (слово «бах» означает по немецки «ручей») про которого другой великий немецкий композитор Бетховен сказал: «Не ручей твоё имя, а море»

Лев Мадорский. Анатолий Зак

 

Рассказы о Моцарте

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: