Иудейские основание концепции Василида.




Бергман Тамара

Исторически сложилось, что течение гностицизма можно назвать полем для дискуссий – сначала его современников-критиков, а затем исследователей следующих веков. Основной вопрос этой дискуссии: «Что такое гностицизм?» у большинства авторов сводится до определения системы идей, из которой гностические учения берут свое основание - как пишет М.К. Трофимова: «Определить гностицизм – значит ответить на вопрос о его происхождении» [1, с. 17].

Среди современных исследователей самой распространенной точкой зрения о происхождении гностицизма является та, что гностики – раннехристианское течение I-II вв. н. э., что позволяет рассматривать его историю как историю одной из первых христианских ересей – попытки «…дополнить христианство ценностями греческой философии» [2, с.155]. Эту теорию происхождения гностицизма поддерживают А.Б. Ранович [3], М.К. Трофимова [1], Б. Рассел [4], А.Л. Хосреев [5], И.С. Свенцицкая [6] и другие авторы. В большинстве случаев они рассуждают об учении гностиков в целом, не рассматривая концептуальную специфику отдельных школ, например, «Гностики обычно отвергают еврейскую библию и ее бога Ягве» [3, с.309] или «Гностицизм – компромисс между языческой философией и христианством. Соотносит в себе почитание Христа и недоброжелательное отношение к евреям» [4, с. 370].

Однако при подробном исследовании сохранившихся текстов каждой конкретной школы гностиков (или текстов, которые им традиционно приписываются – например, сочинение «Евангелие истины» приписываемое Василиду [7, с.308]), а также текстов их раннехристианских критиков становится ясно, что некоторые школы не имели ряда идей, считающихся общими для всех гностиков. Так А.Б. Ранович пишет, что «Гностики обычно отвергают еврейкую библию и ее бога Ягве» [3, с.309]. А Б. Рассел утверждает, что все гностики рассматривали свое учение как доступное для понимания любым людям, почитали Христа и недоброжелательно относились к евреям [4, с.370]. Но по свидетельству раннехристианского критика гностиков Иринея «…Василид считал свое учение тайным – его постигают «один из тысячи и двое из мириад» [3, с.314], а Тертуаллиан упоминает, что последователи Василида проводили таинства похожие на иудейские, пользовались Ветхим Заветом, общались с иудеями, пускали их в свои общины и даже молились рядом с ними [8, с.388-389].

Кроме того, помимо отсутствия у некоторых гностических школ (например, последователей Василида) приписываемых им общих для гностиков принципов, напротив, у них присутствуют такие, которые сложно назвать христианскими или греческими. Например:

1. математическое вычисление дат для религиозных праздников [9, с.100];

2. идея о существовании в божественном мире иерархии субстанций, которыми Бог создал мир [9, с.100];

3. идея о том, что религиозная вера – это предопределение Бога, и Бог сам решает, сделать ли человека верующим [9, с.105];

4. специфическое учение о переселении душ, в соответствие с которым Бог сам решает в каком следующем теле окажется душа каждого человека [9, с.105];

5. учение об образовании имени Бога из числовой суммы ряда греческих букв [3, с.314] и другие.

Исходя из выше сказанного, вполне можно предположить, что некоторые гностические школы (например, Василида) кроме христианских и греческих корней имели еще и иные базовые элементы, в частности иудейские. Этой идеи придерживаются такие современные исследователи как Н. Осокин [10], П. Бессерман [11], Э. Жильсон [12], Г. Йонас [7], М.Э. Поснов [2] и другие. Так, по словам М.Э. Поснова: «Иудео-языко-христианские искажения Христова учения не были в собственном смысле христианскими ересями. Они возникли на периферии христианства, так сказать в пограничных его областях, соприкасающихся с иудаизмом…» [2, с.158]. Другие же авторы прямо связывают учение отдельных гностических школ с иудаизмом, в частности с его мистической составляющей – каббалой: «Недавние коптские открытия в Верхнем Египте подчеркнули, что некоторая связь гностицизма с началами каббалы предполагалась, каковы бы здесь ни были причинно-следственные связи. Жесткий антииудаизм наиболее выдающихся гностических систем как таковой несовместим с их иудаистским еретическим происхождением… Иудаистская линия гностицизма мало соответствует ортодоксальному иудаизму…» [7, с.49] или «…Гершом Шолем характеризуя еврейский мистицизм… и уподобляя его мистическим движениям, развивавшимся в рамках христианства… он объединяет эти дуалистические (а следовательно «еретические») традиции под общим названием «гностицизм» [11, с.156-157].

Из всех гностических школ наибольшую близость к иудейским корням, исходя из раннехристианских и современных исследований идей гностицизма, имеет школа Василида: [8, с.388-389], [6, с.273], [9, с.107] и другие. Для подробного исследования этой гипотезы обратимся к сравнительному анализу концепции школы Василида и иудейского мистицизма.

1. Согласно Василиду основанием мира является невыразимый Бог, называемый им Не-Сущий. Из Бога в небесном мире появились 6 субстанций, которыми впоследствии Бог создал ангелов и физический мир. Среди них раннехристианский критик гностицизма Ириней называет Справедливость. Умиротворенность, Умеренность, Мудрость и Силу [9, с.100]. Эти субстанции существует в виде слов божественного языка – об этом другой критик гностицизма Ипполит пишет следующим образом: «…эти люди говорят: «Да будет свет, и стал свет». Откуда же свет? Ниоткуда, поскольку, не сказано, откуда он происходит, просто говориться, что он происходит из голоса, который говорил это. Семя мира произошло из несущего, из того слова, которое сказало: «Да будет свет» [9, с.98]. Другими словами, Василид стоит на революционной для своего времени позиции - сотворения мира из несущего слова, по сути, из ничего: «О creatio ex nihilo, насколько можно судить, из христианских теологов Василид говорит первым. Во всяком случае, Ипполиту эта идея еще не понятна» [9, с.98].

Подобное выражение божественных субстанций через слово и рождение материального мира из слов являются одними из основных идей мистики иудаизма. Каббала представляет божественные субстанции как систему эманаций Бога – Сефирот. Сефирот десять (у Василида шесть), и каждая из них является неким «живым» словом божественного языка, которым Бог создал определенную часть материального мира: «…сефирот как эманации Бога не только воплощают в себе Его качества, но и представляют собой язык, на котором эти качества воплощаются» [11, с.28-29]. Мир появился в процессе «произношения» Богом названий этих субстанций – как и у Василида - из ничего, «…из голоса, который говорил…» [9, с. 98].

Кроме того, среди предлагаемых каббалой десяти божественных субстанций можно найти и шесть выделенных Василидом – Мудрость, Сила, Умиротворенность и т.д. [11, с. 28-29]. Таким образом, идея школы Василида о появлении материального мира из божественных слов - из ничего, новая для христианских мыслителей I-II вв. и им еще непонятная, могла быть заимствована Василидом из иудейской мистики.

2. Василид полагает что, Бог разделил всех людей на две группы – гностики и все остальные. Гностики избранны Богом понимать Его язык, знать то, что никому другому не дано. У них развит дух – «…семя Бога, поднимающееся к Богу» [9, с. 97-98]. Все же остальные по природе не способны к познанию Бога и находятся лишь в пределах материального мира, поскольку не обладают развитым духом, а только душой, которая «… не может покинуть физический мир» [9, с. 97-98]. Таким образом, вера в Бога не есть личный выбор каждого человека, а изначальная предопределенность. Кроме того, избранные Богом не являются уже в полной мере людьми, поскольку постепенно перенимают божественную природу: «Мы люди, а не свиньи! - говорит Василид о гностиках по свидетельству Епифания, - поэтому нам свойственно стремление ввысь, к тому, что лежит за пределами мира… гносис – это «знание себя», своей истинной природы…» [9, с. 98] и далее: «Тот, кто знает Бога по природе… должен иметь разум превыше царствия, и творение равное по достоинству с творцом» [9, с. 106].

Иудеские мистики подобно Василиду полагают себя избранными Богом, поскольку только они способны пронимать Его слова, а «…чем лучше человек понимает божественный язык, тем ближе он стоит к Истоку» [11, с.40]. Каббалисты также разделяют два рода людей – с развитым духом (термин «нешама») и разумной душой (термин «руах») [11, с.24]. У большинства людей есть только разумная душа, действующая в пределах материального мира, и только избранным Бог дал возможность развивать свой дух, чтобы они «…могли продвигаться дальше на пути к Единому очень быстро» [11, с.24]. Исходя из той же посылки о собственной избранности, последователи еврейкой мистики считают себя от природы способными «беседовать» с Богом, испытывая при этом необычное «…смешение типов чувственных ощущений: например, способность «видеть» звуки и «слышать» свет» [11, 41] – что близко к идее Василида о постепенном принятии гностиками божественной природы.

3. Поскольку в силу избранности гностикам известно о Боге то, что не могут воспринять другие люди, они отрицают необходимость Ветхого и Нового Заветов, церковных обрядов, денежных податей в пользу Церкви и т.д. Их вера появляется «…вовсе не в результате разумной деятельности души, а от сотворения» [9, с.106]. В силу этого гностики не могут предать свою веру, и изначально предрасположены к мученичеству. Климент Александрийский комментирует слова Василида о предрасположенности гностиков к мученичеству таким образом, что избранные не имеют право открывать свои знания о Боге никогда и никому и считают мученичество героическим искуплением своих земных грехов. Другими словами, гностики страдают не для спасения своей души как другие люди (поскольку они уже избранны и спасены Богом по природе), а из-за чистой любви к Богу: «Согласно Василиду, получается, что… избранные искупают грехи героически, посредством мученичества, а остальные очищаются, каждый как придется. Спросим его: а как же быть с исповедником, который схвачен? Он свидетельствует и страдает в силу провидения или нет? Отрекшись, он избежит преследования. И что же остается тогда от той славной награды, которая ожидает на небесах пострадавшего за свое свидетельство? Где же у Василида говориться о награде исповеднику и наказании отступнику?» [9, с.103].

Уверенность в собственной божественной избранности позволяет иудейским мистикам, также как и последователям школы Василида, отрицать саму возможность других способов познания Бога, кроме как через индивидуальное созерцание, что понимается ими, чаще всего, как медитации: «Ключ ко всей каббале – медитация на имманентного Бога. Те, кто предпочитают молитвенную практику, могут пользоваться хасидским методом неформальной беседы с Богом. Те, кто ориентируется на более сосредоточенную форму медитации, могут практиковать технику созерцания библейских стихов…» [11, с. 45]. Традиционные иудейские обряды заменяются на индивидуальные медитативные практики. А священные иудейские книги (например, Тора) – которые по желанию могут и изучаться – дополняются сочинениями мистиков-практиков об их пути познания Бога (например, «Зогар»), поскольку считается, что путь к Богу скрывается не в существующих написанных текстах, а в «изначальной Торе», т.е. в словах, сказанных Богом при сотворении мира [11, с. 40-41].

4. Василид полагает, что в мире существует предопределенность и переселение душ, происходящее таким образом, что «…избранные люди, которые открыли в себе частицу божественного духа, не могут «испортиться» [6, с.271]. Другими словами, переходя из одного телесного облика в другой, гностик всегда остается гностиком, а простой человек – простым. Отсюда гностиком нельзя стать через присоединение к общине, принятие клятвы, затворничество и тому подобное, им нужно быть изначально по природе - через избранность самим Богом. Более того, Климент Александрийский упоминает, что избранные отрицают необходимость самой процедуры вступления в свою общину, как у христиан является обязательными раскаяние, прощение грехов, крещение и благословление [9, с.105].

Учение о переселении душ свойственно также и каббале. Но непосредственно к «душе» оно не имеет прямого отношения, поскольку, как и Василида, переселяется из тела в тело не душа, дух (т.к. только дух может подняться к Богу, душа же привязана к материальному миру). Иудейские мистики полагают, что дух имеет несколько «риз» - «…многочисленные «нечистые» материальные тела…» [11, с.159], но истинный избранный всегда сохраняет под ними свою сущность – прямую связь с сефиротами. Другими словами, подобно последователям Василида, каббалисты в любой реинкарнации остаются сами собой. В силу этого, они также отрицают возможность принятия в свою общину по желанию, из интереса или следуя моде – в таких случаях их учение просто не может стать понятным новичку. Для того чтобы понимать идеи каббалы, нужно быть каббалистом по природе, отрицая необходимость предварительного обучения или инициации в общине. Для изучения иудейской мистики не обязателен коллектив единомышленников – она опирается, в основном, «…на индивидуальный духовный опыт» [11, с.11], способность к которому дана самим Богом от рождения.

5. Используя посылку о божественной избранности всех гностиков в отличие от других людей, Василид полагает, что моральные нормы общества есть простой договор поступать определенным образом, поскольку никто кроме гностиков понимать божественные законы не способен. В силу чего, гностики отрицали общественные нормы поведения, считая, что «…никаких божественных моральных запретов нет» [6, с.270-271]. В отличие от христианских общин, последователи Василида «…селились в уединении, чтобы избежать общения с инакомыслием» [6, с.273], однако, по свидетельству многих раннехристианских критиков, например, Тертуллиана, охотно общались с иудеями, принимали их в своих общинах и даже молились вместе с ними [8, с.389]. В их общинах не было выраженной социальной иерархии – тот же Тертуллиан пишет: «…всем позволено все» [8, с. 390].

Индивидуализм в постижении сущности Бога, являющийся основным принципом иудейской мистики, всегда «…представлял собой угрозу для традиционной религиозной иерархии» [11, с.11]. Поскольку каббалисты, как последователи Василида, считают себя единственными «знающими» Бога по сути, они отрицают способность других людей знать волю Бога, истинные нормы поведения, моральные принципы и так далее. Ни в одной книге, согласно их мнению, нет божественных указаний – они даются непосредственно, и только тем, кто способен лично «беседовать» с Богом путем медитации – «…трансцендентный Эйн-Соф сокрыт в форме Торы-Торы «изначальной», еще не выраженной в словах» [11, с.40-41].

Отрицание общественных моральных норм, а также норм религиозного поведения, которых придерживаются большинство иудеев, привело к конфликту каббалистов и ортодоксального иудаизма, представители которого считали мистику «… «уклонением» от истинного пути, и, как правило, игнорировали ее» [11, с.150]. Иудаизм по сути является общинной религией, не рассчитанной на личный, индивидуальный опыт постижения Бога, поэтому, как и в случае с учением гностиков, «…учение горстки оригиналов превратилось в опасную ересь» [11, с.151]. В силу этого, каббалисты предпочитали селиться в отдалении от крупных поселений, не приемся в своих общинах традиционную социальную иерархию, поскольку и она также сформировалась по договору людей, а не согласно воле Бога.

6. О деятельности, которую вела община Василида, а также о прочих положениях его концепции у большинства раннехристианских критиков мнения расходятся, однако, в одном они друг с другом – в общинах практиковались «…таинства похожие на иудейский закон» [8, с.388]. В сочинениях Тертуллиана, Иринея, Ипполита и других гностических критиков можно отыскать уточнения, о каких именно таинствах и идеях идет речь:

- изучают Ветхий Завет [8, с.389];

- с помощью математики вычисляют даты своих праздников и пользуются еврейским летоисчислением [9, с.100];

- считают, что кроме гностиков все божественное знание когда-то было открыто и иудейским пророкам [9, с.107-108];

- зашифровывали свои тексты как иудеи [6, с.273];

- в своих текстах заменяли слова на их числовые эквиваленты из греческого алфавита (например, Имя Бога представлялось числом 365, где буква А=1, В=2, Р=100 и т.д.)

[3, с.314].

Иудейская мистика, «…уйдя в подполье…» [11, с.11], всегда старалась оградить себя от вмешательства со стороны, в силу чего основу ее традиции составляют методики шифровки текстов с помощью еврейского и греческого алфавитов и терминология, основанная на древнееврейском языке. «Изучение каббалы требует, прежде всего, знания еврейских букв и различных видоизменений, которые с ними можно производить при помощи трех операций, известных большинству каббалистов» [13. с.59-60] пишет Папюс, другими словами, мистические тексты намерено написаны в такой манере, что понять их способны только избранные. Все же остальные только потому считают каббалу набором «…шарад, ребусов и анаграмм, что не дали себе труда дойти до основания вопроса» [13, с.60]. Последователи Василида, судя по свидетельствам их раннехристианских критиков [6, с.273], пользовались для записи своих текстов теми же техниками, что и каббалисты. В частности, свидетельство Иринея [3, с.314] о переводе ими букв в словах в их числовые эквиваленты (например, в имени Бога), явно указывает на использование метода «Темура», который и заключается в замене букв на соответствующие им числовые значения из еврейского или греческого алфавитов. В результате чего любой текст становится набором чисел, написанных построчно [13, с.61]. Кроме того, основу всех техник шифровки в иудейской мистике составляют математические вычисления, в том числе вычисления дат религиозных праздников - об использовании математических вычислений и иудейского летоисчисления последователями Василида также есть упоминания в свидетельствах их критиков I-II вв. [9, с.100].

 

Литература:

1. Трофимова М.К. Историко-философские вопросы гностицизма

2. Поснов. М.Э.История христианской Церкви

3. Ранович А.Б. О раннем христианстве

4. Рассел Б. История западного христианства

5. Хосреев А.Л. Александрийское христианство

6. Свенцицкая И.С. Раннее христианство: страницы истории

7. Йонас Г. Гностицизм

8. Тертуллиан. Об отводе дела против еретиков

9. Афонасин Е.В. Античный гностицизм

10. Осокин Н. Еретические верования // История ересей

11. Бессерман П. Каббала и еврейский мистицизм

12. Жильсон Э. Философия в средние века: от истоков патристики до конца XIV века

13. Энкосс (Папюс) Жерар. Каббала, или Наука о Боге, Вселенной и Человеке: Новое современное издание, исправленное и дополненное. – М.: РИПОЛ КЛАССИК, 2002. – 448 с.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-09-16 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: