Среди множества инструментов анализа позиции предприятия одним из наиболее наглядных является разработка SWOT-матрицы.
SWOT-анализ включает в себя: исследование инфраструктуры, внутренней среды предприятия и содержит набор характеристик, заключение по которым должно позволить составить список угроз и возможностей, слабых и сильных сторон организации.
Составим матрицу SWOT для «СтройДом», для рассмотрения слабых и сильных стороны (табл.1).
Таблица 1 - Сильные и слабые стороны предприятия
Среда | Сильные стороны | Слабые стороны |
1. Производство. | Высокая конкурентоспособность продукции. Возможность производить продукцию на уровне мировых стандартов качества. Относительно высокое качество продукции, постоянное его улучшение. Имеется собственная сырьевая база. | Высокая энергоемкость производства. Высокие цены. |
2. Кадры. | Подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров. Рабочие со стажем. Рабочие с высшим техническим образованием. | Отсутствие стимулов к повышению производительности. Текучесть кадров. Не очень высокий уровень мотивации труда. |
3. Маркетинг. | Эффективная система сбыта готовой продукции. Сбор информации о рынках сбыта. Широкие возможности сбыта своей продукции | Недостаточные маркетинговые исследования. Недостаточно квалифицированная маркетинговая политика. Слабая рекламная компания. |
4. Организация. | Отлаженное партнерство с поставщиками. Эффективное взаимодействие различных структурных подразделений. Четкое разделение труда, профессиональная специализация. | Зависимость от поставщиков. Отсутствие отделов, занимающихся инновационной деятельностью. |
5. Финансы. | . Предприятие остается финансово независимым. 2. Достаточно быстрая оборачиваемость средств. 3. Достаточное количество собственных оборотных средств. | Большой объем дебиторской задолженности. Отсутствие долгосрочных источников финансирования. |
|
Второй шаг SWOT-анализа — это понять, какие есть возможности, а также каких угроз следует опасаться (табл.2).
Таблица 2 - Возможности и угрозы предприятия
Среда | Возможности | Угрозы |
1. Конкуренция | Расширить ассортимент за счёт внедрения новых технологий. | Ожидается выход на рынок новой компании конкурента. |
2. Сбыт | Появилась новая организация, которая ищет поставщиков. Продвижение в регионы. | Потребитель определяет поставщиков по результатам тендера. |
3. Спрос | С ростом доходов населения увеличиваются объёмы индивидуальных заказчиков. | Доходы населения снизились. |
4. Природные и экологические факторы | Плохие погодные условия, которые снижают скорость работ. | |
5. Экономические факторы | Падение спроса по причине снижения доходов населения |
Сопоставление сильных и слабых сторон с возможностями и угрозами позволило выявить следующее.
Силы и возможности:
-предприятие занимает большой удельный вес на рынке региона, кроме того, имеется возможность расширения рынков сбыта;
|
-возможность производить строительно-монтажные работы на уровне мировых стандартов качества;
-производственная деятельность хорошо известна как в регионе, так и в России, кроме того, имеется заинтересованность зарубежных партнеров в сотрудничестве. Известность и надежность предприятия подкрепляется экономическим ростом и увеличением деловой активности;
-выгодное географическое расположение даёт возможность успешно проводить экспортно-импортные операции:
Слабости и возможности:
-высокая энергоемкость производства, но на предприятии активно ведется внедрение новых технологий;
-относительно высокие цены на производство, но снижение затрат приведет к снижению себестоимости.
Слабыми сторонами предприятия являются высокая энергоемкость производства, достаточно высокие цены на производимую продукцию и др. Но всего этого можно избежать, используя имеющиеся у предприятия возможности.
Внешняя среда имеет довольно благоприятный характер - наибольшую угрозу для компании представляют экономические факторы.
Анализ внешней среды также показал на наличие у предприятия широких возможностей интенсивного развития.
Основными направлениями развития являются:
-удовлетворение требований строительно-монтажного комплекса в ассортименте и свойствах продукции;
-техническое перевооружение с целью обновления основных фондов, внедрение высокоэффективных энергосберегающих технологий;
-организация производства новых видов продукции учетом современных требований;
-укрепление экспортного потенциала;
-совершенствование технологий производства и оборудования;
-улучшение условий труда;
-внедрение автоматизированной системы учета расхода энергоресурсов по всему технологическому циклу предприятия;
-подготовка и повышение квалификации производственных и научных кадров.