Проект федерального бюджета на 2006 год сформирован на основе разработанного и одобренного Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.
Не завершена работа по подготовке Сводного доклада Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 – 2008 годы, что не позволило обеспечить необходимый уровень качества среднесрочного бюджетного планирования.
Проект федерального бюджета на 2006 год сформирован по расходам в сумме 4 270,1 млрд. рублей, по доходам – в сумме 5 046,1 млрд. рублей с профицитом в размере 776,0 млрд. рублей.
Доходы проекта федерального бюджета на 2006 год по сравнению с законодательно утвержденным объемом на 2005 год предусмотрено увеличить на 1 448,5 млрд. рублей, или на 40,3 %, по сравнению с ожидаемым исполнением – на 75,4 млрд. рублей. Их доля в ВВП составит 20,7 %, что ниже уровня ожидаемого в 2005 году (23,7 % ВВП), но выше законодательно установленного на этот год (19,2 % ВВП).
Доходы проекта федерального бюджета в 2006 году в значительной мере будут сформированы за счет налоговых доходов, доля которых составит 62,8 %.
Расходы проекта федерального бюджета на 2006 год по сравнению с их ожидаемым исполнением в 2005 году предполагается увеличить на 773,1 млрд. рублей, или на 22,1 % в номинальном выражении и на 11,3 % в реальном выражении.
Характерной особенностью является рост непроцентных расходов федерального бюджета по сравнению с ожидаемым уровнем на 24,4 % в номинальном выражении и на 13,4 % в реальном выражении, что значительно опережает прогнозируемые темпы экономического роста.
Наибольшую долю в непроцентных расходах федерального бюджета без учета ЕСН в 2006 году будут занимать расходы на социальную сферу – 32,3 % (32,3 % в 2005 году). Доля непроцентных расходов федерального бюджета на обеспечение внутренней и внешней безопасности государства в 2006 году составит 32,1 % (34,4 %), межбюджетные трансферты – 29,9 % (31,3 %), государственную поддержку отдельных секторов и отраслей экономики – 8,99 % (8,79 %).
|
Важной особенностью законопроекта является существенное увеличение расходов федерального бюджета на государственные капитальные вложения (318,3 млрд. рублей), на финансирование федеральных целевых программ (365,3 млрд. рублей), а также образование в составе федерального бюджета Инвестиционного фонда в объеме 69,7 млрд. рублей. Значительное увеличение расходов федерального бюджета в 2006 году требует существенного повышения эффективности и прозрачности использования бюджетных средств, их концентрации на направлениях, не оказывающих существенного влияния на ускорение инфляционных процессов.
В законопроекте предусматривается формирование Стабилизационного фонда Российской Федерации (далее – Стабилизационный фонд) в объеме до 2 242,3 млрд. рублей на конец 2006 года, что составит 44,4 % от доходов федерального бюджета в 2006 году. До настоящего времени управление средствами Стабилизационного фонда, предусмотренное статьей 96.4 Бюджетного кодекса Российской Федерации – путем их размещения в долговые обязательства иностранных государств, не осуществляется, что влечет высокий риск инфляционного обесценения в случае резкого роста инфляции и кризисного снижения цен на нефть.
Поставленная в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации задача по переходу к стратегии развития в целях обеспечения качественного подъема экономики и роста благосостояния населения требует принципиально новых подходов к мобилизации ресурсов государства и выбору приоритетов использования бюджетных средств, усиления роли и качества среднесрочного бюджетного планирования и значительного повышения эффективности бюджетных расходов.
|
Формирование проекта федерального бюджета на 2006 год осуществлялось с учетом необходимости перехода к модели среднесрочного бюджетного планирования, позволяющей ставить перспективные цели и задачи, предусматривая для их реализации соответствующие финансовые ресурсы. Законопроект сформирован на основе разработанного и одобренного Правительством Российской Федерации перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 – 2008 годы.
Особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2006 год является необходимость реализации активной государственной политики развития на основе расширения государственного спроса в качестве основного катализатора экономического роста и сохранения общей макроэкономической сбалансированности.
При формировании проекта федерального бюджета на 2006 год предусмотрены меры по снижению налогового бремени в целях активизации инвестиционного климата, увеличению уровня государственных инвестиций, усилению социальной направленности расходов бюджета и проведению активной политики роста доходов населения, а также снижению долговой нагрузки на экономику, что направлено на решение задач, поставленных в посланиях Президента Российской Федерации Федеральному Собранию Российской Федерации.
|
Вместе с тем не завершена работа по подготовке Сводного доклада Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 – 2008 годы, что не позволило обеспечить при формировании проекта федерального бюджета на 2006 год необходимое качество среднесрочного бюджетного планирования и реализацию принципов бюджетного планирования, ориентированного на результат.
Проект федерального бюджета на 2006 год сформирован исходя из прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на 2006 год, в соответствии с которым объем ВВП должен составить 24 380 млрд. рублей, темп роста ВВП – 105,8 %, индекс-дефлятор ВВП – 109,7 %, целевой уровень инфляции – 7 – 8,5 % при среднегодовом курсе доллара США к рублю в размере 28,6 рубля за доллар США и мировой цене на нефть марки «Юралс» – 40 долларов за баррель.
Важной особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2006 год и перспективного финансового плана Российской Федерации на 2006 – 2008 годы является продолжение сокращения объема финансовых ресурсов, перераспределяемых через бюджетную систему Российской Федерации.
В соответствии с перспективным финансовым планом Российской Федерации на 2006 – 2008 годы в целом доходы бюджетной системы Российской Федерации в 2006 году составят 8 676,7 млрд. рублей и их доля в ВВП снизится с 39 % по ожидаемому исполнению в 2005 году до 35,6 % в 2006 году. В 2008 году доходы бюджетной системы Российской Федерации предусматривается снизить до 32,8 % ВВП.
В 2006 году расходы бюджетной системы Российской Федерации вырастут по сравнению с 2005 годом на 18,2 % в номинальном выражении и на 7,8 % в реальном выражении. В 2007 – 2008 годах расходы бюджетной системы Российской Федерации прогнозируются на уровне 31 % ВВП.
Важной особенностью формирования проекта федерального бюджета на 2006 год является существенное увеличение расходов федерального бюджета на государственные капитальные вложения и финансирование федеральных целевых программ, а также образование в составе федерального бюджета инвестиционного фонда.
Общий объем расходов федерального бюджета на капитальные вложения в 2006 году предусматривается в объеме 318,3 млрд. рублей, что на 89 млрд. рублей, или на 38,8 % в номинальном выражении и на 26,4 % в реальном выражении, больше законодательно утвержденного уровня 2005 года. Новацией формирования проекта федерального бюджета на 2006 и последующие годы является создание в его составе инвестиционного фонда в объеме 69,7 млрд. рублей.
В целом создание инвестиционного фонда на долгосрочную перспективу, предусматривающего новые возможности для активизации инвестиционной деятельности на основе партнерства государства и бизнеса, представляется весьма своевременным.
В проекте федерального бюджета на 2006 год формирование расходов на межбюджетные трансферты бюджетам субъектов Российской Федерацииосуществляется в условиях продолжения радикальных преобразований межбюджетных отношений Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, реализации реформы местного самоуправления, изменения формы предоставления социальных льгот путем перевода натуральных льгот в денежную форму, повышения роли и ответственности субъектов Российской Федерации в обеспечении развития социальной сферы и экономического потенциала регионов.
Согласно прогнозу консолидированного бюджета Российской Федерации доля доходов консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации (с учетом передаваемой из федерального бюджета финансовой помощи) в доходах консолидированного бюджета Российской Федерации в 2005 году снижается до 41,2 % по сравнению с 45 % в 2005 году. Расходы консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации без учета безвозмездных перечислений от других уровней власти в 2006 году по сравнению с утвержденным уровнем 2005 года увеличатся в номинальном выражении на 10,9 % (в реальном выражении на 1,1 %), указанные расходы с учетом безвозмездных перечислений – на 16,7 % (на 6,4 %).
При этом существенное влияние на сбалансированность консолидированных бюджетов субъектов Российской Федерации окажет увеличение расходных обязательств субъектов Российской Федерации в связи с принятыми на федеральном уровне решениями по индексации установленного минимального размера заработной платы и объема социальных выплат федеральным категориям льготников, а также возможное дополнительное перераспределение полномочий с федерального уровня на уровень субъектов Российской Федерации.
Начиная с 2000 года федеральный бюджет формируется с профицитом, за исключением 2001 года, когда был сформирован бездефицитный бюджет. При этом Бюджетный кодекс Российской Федерации содержит общие принципы бюджетного законодательства, ориентированные на дефицитную модель федерального бюджета. Глава 12 «Профицит бюджета и порядок его использования» была исключена из Бюджетного кодекса Российской Федерации Федеральным законом от 5 августа 2000 г. № 116-ФЗ и его современная редакция содержит только понятие профицита бюджета. В этой связи
В целом источниками поступления средств в федеральный бюджет в 2006 году являются доходы федерального бюджета в сумме 5 046,1 млрд. рублей, привлечение средств от размещения государственных и муниципальных ценных бумаг для финансирования дефицита федерального бюджета – 238,2 млрд. рублей, поступление средств от продажи имущества, находящегося в федеральной собственности – 39 млрд. рублей, поступление средств от реализации государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней – 15,7 млрд. рублей, поступление средств по кредитам от международных финансовых организаций, правительств иностранных государств, иностранных коммерческих банков и фирм, прочего внешнего финансирования – 31,8 млрд. рублей, привлечение средств из остатков средств федерального бюджета в Стабилизационный фонд – 106,5 млрд. рублей, привлечение средств из остатков средств федерального бюджета за счет безвозмездных перечислений от других бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в 2005 году – 81,5 млрд.рублей. В целом объем средств, поступающих в федеральный бюджет в 2006 году, составит 5 558,8 млрд. рублей.
Направлениями выплат из федерального бюджета в 2006 году являются расходы федерального бюджета в сумме 4 270,1 млрд. рублей, выплаты на погашение государственного и муниципального внутреннего долга – 109,1 млрд. рублей, выплаты на погашение государственного внешнего долга – 244,5 млрд. рублей (включая 40,9 млрд. рублей из Стабилизационного фонда), затраты на приобретение государственных запасов драгоценных металлов и драгоценных камней – 10,7 млрд. рублей, исполнение государственных гарантий – 1,3 млрд. рублей, перечисление дополнительных доходов федерального бюджета в 2006 году в Стабилизационный фонд – 816,6 млрд.рублей, перечисление остатков средств федерального бюджета в Стабилизационный фонд – 106,5 млрд. рублей. В целом объем выплат за счет средств федерального бюджета в 2006 году составит 5 558,8 млрд. рублей.
Объем государственного долга Российской Федерации на конец 2006 года в рублевом выражении определен в размере 3 415,8 млрд. рублей, или 14 % ВВП, что на 2 процентных пункта меньше ожидаемого уровня 2005 года (16 % ВВП). В соответствии с перспективным финансовым планом на 2006 – 2008 годы объем государственного долга предусматривается сократить до 12,2 % ВВП на конец 2007 года и 11 % ВВП на конец 2008 года, что решает проблему снижения долговой нагрузки на экономику в среднесрочной перспективе.
Принципиальной особенностью формирования Стабилизационного фонда в проекте федерального бюджета на 2006 год является предусмотренное проектом федерального закона «О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации» увеличение базовой цены на нефть с 20 до 27 долларов за баррель для расчета формирующих его доходов. В этих условиях в проекте федерального бюджета на 2006 год и перспективном финансовом плане на 2006 – 2008 годы предусматривается накопление средств Стабилизационного фонда с 739,4 млрд. рублей на начало 2005 года до 2 242,3 млрд. рублей на конец 2006 года (44,4 % доходов федерального бюджета) и до 3 070,4 млрд. рублей на конец 2008 года (53,1 %).
Анализ реализации основных задач, поставленных в Бюджетном послании Президента Российской Федерации Федеральному Собранию.
В проекте федерального бюджета на 2006 год темпы роста непроцентных расходов предусматриваются в реальном выражении выше темпов роста ВВП, в перспективном финансовом плане на 2006 – 2008 годы не предусмотрено раздельное отражение действующих и вновь принимаемых расходных обязательств Российской Федерации.
Остаются нерешенными проблемы выполнения планов приватизации и реализации мелких пакетов акций, находящихся в федеральной собственности.
В проекте федерального бюджета на 2006 год не приняты необходимые меры по модернизации механизмов активной политики занятости населения, увеличению расходов на оказание государственной помощи по борьбе с беспризорностью и безнадзорностью, по увеличению размеров пенсий в объемах, превышающих уровень инфляции.
Необходимо ускорить решение задач, поставленных в Бюджетном послании, по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость, введению в действие местного налога на недвижимость, по совершенствованию налогообложения дивидендов, по переработке системы платежей за негативное воздействие на окружающую среду, по внесению изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части упорядочения процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета.
Основными задачами бюджетной политики, сформулированными в Бюджетном послании, являются обеспечение макроэкономической устойчивости, последовательного снижения уровня инфляции, сбалансированности и устойчивости бюджетной системы Российской Федерации, совершенствование механизмов применения программно-целевых методов бюджетного планирования, повышение эффективности бюджетных расходов, завершение налоговой реформы.
В соответствии со статьями 170 и 172 Бюджетного кодекса Российской Федерации составление проекта бюджета на очередной финансовый год основывается на Бюджетном послании. В целях реализации задач, поставленных в Бюджетной послании, приняты следующие меры.
Правительством Российской Федерации утверждено Положение о разработке перспективного финансового плана Российской Федерации и проекта федерального закона о федеральном бюджете на очередной финансовый год, Положение о Сводном докладе Правительства Российской Федерации о результатах и основных направлениях деятельности на 2006 – 2008 годы, внесены изменения в порядок разработки и реализации федеральных целевых программ, принят порядок разработки, утверждения и реализации ведомственных целевых программ.
Принят Федеральный закон от 21 июля 2005 г. № 94-ФЗ «О размещении заказов на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных и муниципальных нужд».
Внесены изменения в Налоговый кодекс Российской Федерации, регламентирующие исчисление и уплату налога на прибыль организаций и налога на добавленную стоимость, направленные на стимулирование инвестиционной активности предприятий и организаций. В целях стимулирования развития малого бизнеса повышен максимальный размер дохода, позволяющий перейти на упрощенную систему налогообложения. Отменен налог на имущество, переходящее в порядке наследования и дарения.
Предусмотрена индексация размеров оплаты труда работников федеральных государственных органов, денежного довольствия военнослужащих и приравненных к ним лиц с 1 января 2006 года на 15 %, а также размера оплаты труда работников федеральных государственных учреждений, оплачиваемых по единой тарифной сетке.
Вместе с тем не обеспечено в полной мере выполнение отдельных положений Бюджетного послания.
В Бюджетном послании отмечается необходимость модернизации механизмов активной политики занятости населения. Однако в проекте федерального бюджета на 2006 год перечень мероприятий по проведению активной политики занятости и ассигнования на указанные цели сохраняются на уровне 2005 года. Расходы федерального бюджета на проведение активной политики занятости населения предусматриваются в размере 11 % общего объема затрат на государственную политику содействия занятости, на меры пассивной политики занятости населения (пособия по безработице) – в размере 89 %.
Не выполнена поставленная в Бюджетном послании задача по увеличению размеров социальных и трудовых пенсий в объемах, опережающих рост потребительских цен. Проектом федерального бюджета на 2006 год предусмотрена индексация размера базовой части трудовых пенсий с 1 апреля 2006 года на 3 %, с 1 августа 2006 года – на 4 % (на 7,1 % за 2006 год), размера страховой части трудовых пенсий – с 1 апреля 2006 года на 6,3 %, которая не превышает прогнозируемый рост потребительских цен (7 – 8,5 %).
Необходимо ускорить решение задач, поставленных в Бюджетном послании, по совершенствованию администрирования налога на добавленную стоимость. Изменения налогового законодательства в части исчисления и взимания НДС требуют повышения уровня администрирования налога и обеспечения эффективности контрольной работы налоговых органов. Необходимо внесение соответствующих изменений и дополнений в Налоговый кодекс Российской Федерации, упорядочение системы учета платежей по налогу, обеспечение прозрачности движения сумм налога.
В Бюджетном послании подчеркивалось, что процедуры рассмотрения проекта федерального бюджета излишне затянуты и громоздки. Необходимо ускорить разработку и принятие изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования бюджетного процесса.
Общая характеристика исполнения Федерального закона «О федеральном бюджете на 2006 год» (с изменениями и дополнениями). Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2006 году
Макроэкономические условия исполнения федерального бюджета в 2006 году характеризовались ростом экономики в условиях исключительно благоприятной для основных товаров российского экспорта конъюнктуры мировых рынков, постепенным снижением уровня инфляции, продолжением укрепления национальной валюты и ростом золотовалютных резервов страны. ВВП увеличился в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 6,7 % (2005 год к 2004 году - на 6,4 %), темп прироста потребительских цен (декабрь 2006 года к декабрю 2005 года) составил 9 % (10,9 %).
Исключительно благоприятная внешнеэкономическая ценовая конъюнктура мировых рынков топлива и сырья явилась важным фактором поддержания экономического роста в России. Мировая цена на нефть марки «Юралс» в среднем за 2006 год составила 61,1 доллара США за баррель, увеличилась по сравнению с 2005 годом на 20,8 % (50,6 доллара США за баррель) и превысила уровень, принятый в расчетах федерального бюджета на 2006 год, на 21,1 доллара США за баррель, или на 52,8 % (40 долларов США за баррель). Средняя экспортная цена на природный газ в 2006 году составила 216 долларов США за 1 тыс. куб. м, то есть была в 1,4 раза выше, чем в 2005 году (150,9 доллара США за 1 тыс. куб. м), и превысила уровень, прогнозируемый при формировании федерального бюджета на 2006 год, на 32,4 % (163,2 доллара США за 1 тыс. куб. м). Средняя мировая цена на алюминий выросла в 2006 году по сравнению с 2005 годом на 35,4 %, на медь – в 1,8 раза, на никель – в 1,6 раза. В результате в 2006 году объем экспорта товаров достиг 303,9 млрд. долларов США и увеличился по стоимости по сравнению с предыдущим годом на 24,7 %.
На положительную динамику макроэкономических показателей в 2006 году оказали влияние также следующие факторы:
- рост инвестиционной и торгово-посреднической деятельности.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом инвестиции в основной капитал за счет всех источников финансирования в сопоставимых ценах выросли на 13,7 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом – на 10,9 %). Объем иностранных инвестиций в экономику страны достиг 55,1 млрд. долларов США, что на 2,7 % больше, чем в 2005 году, в том числе прямых – 13,7 млрд. долларов США, или на 4,6 % больше, чем в 2005 году. В условиях увеличения денежных доходов населения, а также потребительского кредитования темп роста оборота розничной торговли достиг 113,9 % (112,8 %);
- рост объема платных услуг населению и расходов государства на оказание индивидуальных и персональных услуг. Объем платных услуг населению в сопоставимых ценах вырос на 7,9 % по сравнению с 7,5 % в 2005 году, расходы государства, финансируемые за счет консолидированного бюджета Российской Федерации, выросли в сопоставимых ценах на 4,6 % в 2006 году по сравнению с 8,4 % в 2005 году;
- меры, принимаемые Президентом Российской Федерации и Правительством Российской Федерации, по обеспечению политической, социальной и экономической стабильности, улучшению инвестиционного климата в стране. В частности, принимались меры по совершенствованию налогового законодательства, развитию земельного и финансового рынков, реформированию бюджетного сектора, созданию современной, комплексной и эффективной системы корпоративного управления, реализации приоритетных национальных проектов, созданию условий для технологического обновления отраслей промышленности, защите конкуренции.
Вместе с тем понижающее влияние на темпы экономического роста оказало продолжившееся увеличение темпа прироста физического объема импорта товаров, который в 2006 году в 5,5 раза превысил темп прироста реального объема продукции, произведенной обрабатывающими производствами, в то время как в 2005 году – в 3 раза. Это отражает снижение конкурентоспособности отечественной продукции, в том числе под воздействием укрепления рубля.
Таким образом, расширение внутреннего (потребительского и инвестиционного) спроса в 2006 году продолжало удовлетворяться в значительной степени за счет прироста импорта.
Существенным фактором, оказывавшим сдерживающее воздействие на экономический рост, явились также невысокие темпы роста экспорта товаров в физическом выражении при значительном росте цен на основные товары российского экспорта. По данным таможенной статистики, индекс физического объема экспорта товаров в 2006 году по сравнению с 2005 годом составил 105,8 %, в 2005 году по сравнению с 2004 годом – 104,7 %, что связано со снижением объемов экспорта нефти и природного газа.
В 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло снижение объема экспортируемой нефти на 2 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом - на 1,6 %), объема экспортируемого природного газа - на 2,5 % (в 2005 году по сравнению с 2004 годом он вырос на 3,7 %).
Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей, принятых в расчетах к федеральному бюджету на 2006 год, фактически сложившихся в 2006 году, и показателей за 2005 год в процентах к 2004 году представлен в следующей таблице и диаграмме.
Таблица 1. Сравнительный анализ основных макроэкономических показателей.
Показатели | Принято в рас-четах к ФЗ от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ | Принято в рас-четах к ФЗ от 1 декабря 2006 г. № 197-ФЗ | Отчетные данные за 2006 год | 2006 г в % к 2005 г | Справочно 2005 год в % к 2004 году | ||
принято в расчетах к ФЗ от 26 декабря 2005 г. № 189-ФЗ | принято в расчетах к ФЗ от 1 декабря 2006 г.№ 197- ФЗ | Отчетные данные | |||||
Валовой внутренний продукт, млрд. рублей | 24 380,0 | 27 220,0 | 26 781,1 | 105,8 | 106,6 | 106,7 | 106,4 |
Индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам предыдущего года (в %) | 109,7 | 118,2 | 116,1 | 119,2 | |||
Объем промышленной продукции, млрд. руб.1 | 16 000,0 | 15 960,0 | 104,6 | 104,7 | |||
Индекс промышленного производства2 | 103,9 | ||||||
Продукция сельского хозяйства, млрд. рублей | 1 617,1 | 101,6 | 101,5 | 102,8 | 102,4 | ||
Инвестиции в основной капитал, млрд. рублей | 4 305,0 | 4 328,0 | 4 580,5 | 111,1 | 113,7 | 110,9 | |
Оборот розничной торговли, млрд. рублей | 8 070,0 | 8 575,0 | 8 690,3 | 112,1 | 113,9 | 112,8 | |
Объем платных услуг населению, млрд. рублей | 2 772,0 | 2 795,0 | 2 798,4 | 105,6 | 107,2 | 107,9 | 107,5 |
Внешнеторговый оборот, млрд. долларов США, в том числе: | 371,4 | 471,4 | 468,6 | 101,4 | 127,8 | 126,9 | 131,6 |
экспорт товаров, млрд. долларов США | 232,4 | 311,2 | 303,9 | 94,5 | 127,8 | 124,7 | 133,1 |
импорт товаров, млрд. долларов США | 139,0 | 160,2 | 164,7 | 115,5 | 127,9 | 131,3 | 128,8 |
Номинальная начислен- ная среднемесячная зп на одного работника, рублей | 10 125 | 10 555 | 10 634 | 120,1 | 123,4 | 124,3 | 126,9 |
Реальные располагаемые денежные доходы насе-ления (в % к предыд. г.) | 108,9 | 112,5 | 110,2 | 111,1 | |||
Численность регистри-руемых безработных (в среднем за месяц), млн. человек | 2,0 | 1,9 | 1,8 | 105,3 | 102,7 | 95,6 | 110,6 |
Индекс потребительских цен (декабрь к декабрю предыдущего года в %) | 107-108,5 | 110,9 | |||||
Среднегодовой курс рубля за 1 доллар США, рублей за 1 доллар США | 28,6 | 27,3 | 27,2 | 101,1 | 96,5 | 96,1 | 98,2 |
Среднегодовой курс рубля за 1 евро, рублей за 1 евро | 35,23 | 34,23 | 34,1 | 99,43 | 97,43 | 96,8 | 98,4 |
Курс евро (средне-годовой), долларов США за евро | 1,23 | 1,253 | 1,25 | 98,4 | 100,8 | ||
Мировая цена на нефть марки «Юралс», долл. США за 1 баррель | 40,0 | 65,0 | 61,1 | 83,3 | 128,5 | 120,8 | 147,1 |
Средняя экспортная цена на газ природный, долл. США за 1000 куб. м | 163,2 | 224,9 | 216,0 | 109,5 | 148,5 | 143,1 | 138,3 |
1 Исчислен в соответствии с классификатором ОКОНХ, с 2005 года Росстатом не исчисляется.
2 Исчисляется в соответствии с классификатором ОКВЭД как агрегированный индекс производства по видам деятельности «добыча
полезных ископаемых», «обрабатывающие производства», «производство и распределение электроэнергии, газа и воды».
3Расчетно.
Диаграма 1. Основные показатели социально-экономического развития Российской Федерации в 2005 и 2006 годах (темп прироста, в % к предыдущему году)
По данным Росстата, объем валового внутреннего продукта России в 2006 году (первая оценка) составил в текущих рыночных ценах 26 781,1 млрд. рублей, темп роста реального объема ВВП по сравнению с 2005 годом – 106,7 %, индекс-дефлятор ВВП по отношению к ценам 2005 года – 116,1 %.
В 2006 году практически по всем видам деятельности наблюдались более высокие, чем в 2005 году, темпы роста валовой добавленной стоимости: рыболовство, рыбоводство (112 % в 2006 году и 103,4 % в 2005 году), добыча полезных ископаемых (102,1 % и 100,9 % соответственно), строительство (114,1 % и 110,6 %), гостиницы и рестораны (111,2 % и 108,8 %), транспорт и связь (109,4 % и 106,8 %), образование (101,8 % и 100,4 %), предоставление прочих коммунальных, социальных и персональных услуг (112,7 % и 107,5 %), а также рост чистых налогов на продукты (109,1 % и 108,4 %).
В то же время в 2006 году по сравнению с 2005 годом произошло значительное замедление темпа роста валовой добавленной стоимости по операциям с недвижимым имуществом, аренде и предоставлению услуг – 106,1 % (111,8 % в 2005 году), а также несколько замедлились темпы роста валовой добавленной стоимости по обрабатывающим производствам – 104,8 % (105,7 % соответственно), оптовой и розничной торговле, ремонту автотранспортных средств, мотоциклов, бытовых изделий и предметов личного пользования – 108,7 % (109,9 %).
Анализ компонентов использованного ВВП показал, что внутренний спрос увеличился на 10,2 % (в 2005 году - на 9,1 %), внешний спрос (экспорт товаров и услуг) – на 7,2 % (в 2005 году - на 6,4 %). Таким образом, внутренний спрос на 3 процентных пункта опережал внешний (в 2005 году - на 2,7 процентного пункта).
Расширение внутреннего спроса связано главным образом с высоким темпом роста инвестиционной составляющей, в результате валовое накопление основного капитала выросло на 13,9 % (в 2005 году – на 8,3 %), что на 7,2 процентного пункта выше темпа роста ВВП (в 2005 году – на 1,9 процентного пункта). Расходы на конечное потребление домашних хозяйств выросли в 2006 году на 11,2 % (в 2005 году – на 12,8 %), что на 4,5 процентного пункта выше темпа роста ВВП (в 2005 году – на 6,4 процентного пункта).
Прирост внутреннего спроса в 2006 году продолжал удовлетворяться в значительной степени за счет расширения импорта товаров. Прирост импорта товаров (физический объем) в 2006 году составил 24 % (в 2005 году – 16,9 %), что связано с ростом импорта машин, оборудования и транспортных средств. Импорт по этой группе товаров увеличился на 50,9 % (в 2005 году - на 39,6 %). Значительным был также рост импорта пшеницы и меслина (в 2,4 раза в 2006 году по сравнению со снижением на 57,7 % в 2005 году). В структуре импорта увеличилась доля машин, оборудования и транспортных средств с 44 % в 2005 году до 47,7 % в 2006 году, снизилась доля продовольственных товаров и сельскохозяйственного сырья с 17,7 % до 15,7 % и продукции химической промышленности – с 16,5 % до 15,8 % соответственно. В 2006 году темп роста импорта товаров и услуг на 14,5 процентного пункта опережал темп роста экспорта товаров и услуг (в 2005 году – на 10,6 процентного пункта). Объем чистого экспорта в 2006 году по сравнению с 2005 годом снизился на 15,8 % (в 2005 году – на 12,8 %).
В 2006 году объем инвестиций в основной капитал увеличился по сравнению с 2005 годом на 13,7 % и составил 4 580,5 млрд. рублей, или 168,5 млрд. долларов США (в 2005 году по сравнению с 2004 годом прирост составил 10,9 %). Росту инвестиций в основной капитал способствовали улучшение финансового состояния организаций (доля прибыльных организаций в общем числе организаций в 2006 году составила 70,3 %, в 2005 году – 63,6 %), снижение уровня инфляции. В 2006 году доля инвестиций в ВВП выросла по сравнению с предыдущим годом на 0,4 процентного пункта и составила 17,1 % (в 2005 году - 16,7 %), однако этого недостаточно для существенного обновления основного капитала.
Основной объем инвестиций в основной капитал в 2006 году направлялся на развитие следующих видов экономической деятельности: транспорта и связи (23,5 % общего объема инвестиций), операций с недвижимым имуществом, арендой и предоставлением услуг (16,4 %), обрабатывающих производств (15,8 %), добычи полезных ископаемых (15,3 %).
Увеличение инвестиционной активности носило дифференцированный характер. По сравнению с 2005 годом возрос объем инвестиций в основной капитал в сельское хозяйство, охоту и лесное хозяйство (на 42,5 %), в производство машин и оборудования (на 31,9 %), в гостиницы и рестораны (на 31,5 %), в образование (на 30,3 %), добычу полезных ископаемых (на 22,7 %), в здравоохранение и предоставление социальных услуг (на 22,3 %). В то же время по ряду обрабатывающих производств наблюдалось снижение объема инвестиций по сравнению с уровнем прошлого года: обработке древесины и производству изделий из дерева – на 36,8 %, текстильному и швейному производству – на 8,2 %, производству электрооборудования, электронного и оптического оборудования – на 1,6 %.
Высокие цены на экспортируемое сырье и рост инвестиционной активности организаций оказали влияние на структуру использованного ВВП. Доля чистого экспорта уменьшилась с 13,5 % в 2005 году до 12,8 % в 2006 году. Доля валового накопления увеличилась незначительно и составила 20,4 % (20,2 % - в 2005 году). При этом доля валового накопления основного капитала несколько увеличилась (с 17,8 % в 2005 году до 18 % в 2006 году), а доля прироста запасов материальных оборотных средств осталась без изменения и составила 2,4 %.
В условиях благоприятной внешней конъюнктуры и изменений в потоках капитала золотовалютные резервы Российской Федерации на 1 января 2007 года составили 303,7 млрд. долларов США и увеличились по сравнению с 1 января 2006 года на 121,5 млрд. долларов США, или в 1,7 раза. Золотовалютные резервы Российской Федерации на 1 января 2007 года превысили объем государственного внешнего долга Российской Федерации на 251,7 млрд. долларов США, или в 5,8 раза (52,0 млрд. долларов США). По объему золотовалютных резервов Россия вышла на третье место в мире после Китая и Японии.
Несмотря на положительную динамику развития экономики Российской Федерации, существенных сдвигов в повышении благосостояния населения не произошло.
В 2006 году темп прироста реальных располагаемых денежных доходов населения замедлился и составил 10,2 % (в 2005 году – 11,1 %). Остается значительной дифференциация по уровню заработной платы в различных отраслях экономики. В 2006 году уровень номинальной начисленной среднемесячной заработной платы работников сельского хозяйства, охоты и лесного хозяйства составил 42,7 % общероссийского уровня средней заработной платы, работников текстильного и швейного производства – 45,3 %, работниковобразования – 65,1 %, работников здравоохранения и предоставления социальных услуг –75,4 %. При этом уровень начисленной среднемесячной заработной платы работников,занимающихся производством кокса и нефтепродуктов, финансовой деятельностью, добычейтопливно-энергетических полезных ископаемых, в 2,1 – 2,6 раза превышает общероссийскийуровень средней заработной платы.
Средний размер назначенных месячных пенсий в 2006 году составил 25,4 % среднемесячной номинальной начисленной заработной платы, что на 2,2 процентного пункта ниже соответствующего показателя за 2005 год (27,6 %).
Дифференциация населения по уровню доходов (соотношение между средними уровнями доходов 10 % наиболее и 10 % наименее обеспеченной части населения) за 2006 год по сравнению с 2005 годом значительно увеличилась и составила – 15,3 раза(в 2005 году– 14,9 раза). При этом на долю 10 % наиболее обеспеченной части населения приходилось 30,2 % общего объема денежных доходов (в 2005 году – 29,9 %), а на долю 10 % наименее обеспеченной части населения - 2 % (в 2005 году - 2 %).
Численность официально зарегистрированных безработных в 2006 году по сравнению с 2005 годом сократилась на 4,4 % и составила в среднем за год 1,8 млн. человек.
Номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США в среднем за 2006 год составил 27,18 рубля за 1 доллар США по сравнению с прогнозным курсом 28,6 рубля за 1 доллар США, учтенного в расчетах к проекту федерального бюджета на 2006 год, и 27,3 рубля за 1 доллар США – в расчетах к проекту федерального закона «О внесении изменений в Федеральный закон «О федеральном бюджете на 2006 год». В среднем за 2005 год номинальный обменный курс рубля по отношению к доллару США составлял 28,28 рубля за 1 доллар США.