Антропологические влияния информационного общества.




Вопрос о воздействии техники на культуру приобрел особую актуальность в условиях формирования информационного общества, когда радио и телефоны, телевизоры и интернет оказывают все возрастающее и сложное воздействие не только на сферу материального производства, социально-политическую жизнь общества, но и на ее духовную жизнь.

Проблема сохранения и развития человеческой личности как биосоциальной структуры является важнейшей проблемой становления информационного общества. Эту проблему иногда обозначают как современный антропологический кризис. Человек, усложняя свой мир, все чаще вызывает к жизни такие силы, которые он уже не контролирует и которые становятся чуждым его природе. Чем больше он преобразует мир, тем в большей мере он порождает непредвиденные социальные факторы, которые начинают формировать структуры, радикально меняющие человеческую жизнь и часто ухудшающие её. Еще в шестидесятые годы Г.Маркузе констатировал в качестве одного из существенных последствий современного техногенного развития появление «одномерного человека» как продукта массовой культуры. Современная культура, действительно, создает широкие возможности для манипуляции сознанием. При такой манипуляции человек теряет способность рационально осмысливать бытие.

Ускоренное развитие техногенной цивилизации делает весьма сложной проблему социализации и формирования личности. Постоянно меняющейся мир обрывает многие корни, традиции, заставляя человека одновременно жить в разных традициях, в разных культурах, приспосабливаться к разным, постоянно меняющимся обстоятельствам. Связи человека делаются спорадическими, они, с одной стороны, стягивают всех индивидов в единое человечество, а с другой - изолируют, автомизируют людей. Одним из таких показателей является антропологический. У современного европейца затупляется чувство времени, а именно разрушается традиционная структура разделения дня и ночи. Распространение информационных визуальных технологий разрушает естественное видиние мира, образы на экранах становятся куда существеннее, чем естественное положение дел. Мир существует в горизонте теленаблюдения.

С 1995 года вводится нозологическая единица- интернет аддикация (ввел Голбер). Интернет зависимость выражается в социальной дезодаптивности, разрушая естественные способности памяти, повышенное мышечное чувство. Новые информационные технологии распространяют форму управляемой коммуникации, но они вопреки своему предназначению становятся антипроводниками и являются антикоммуникативными. Сама структура масс медиа не предполагает ответа, либо предполагает заранее запланированный отклик,следовательно, у человека исчезает необходимость ответного слова.

 

Происхождение массового общества в марксистской теории.

По мнению марксизма, освобождение личности невозможно до тех пор, пока не освободится масса, ввиду чего лозунг:"Все для массы" (Сталин)."

За каждой мыслью, ценностным выбором и различными этическими установками скрывается трудовая практика, в которую вовлечен человек. Форма сознания определяется трудом, поскольку труд ориентирует способ проведения свободного времени, труд задает коммуникативное поле. Согласно Марксу, начиная с 16 века, вследствие распространения автоматизированных форм труда Европу захватывает тотальный процесс отчуждения. Это означает полную метаморфозу существующих человеческих навыков в полностью бесчеловечие, он выражается на следующих уровнях:

1)Труд начинает восприниматься чуждая порабощающая сила.

2)Человек теряет связь с изготавливаемыми им вещами. Рукотворные вещи становятся абстрактными продуктами труда.

3)Распространяется товарный фетишизм.

При его распространении товар становится самодостаточным. Его восприятие полностью теряет осознание происхождения товаров (товарный спектакль).

Инстинктивные способы проведения свободного времени возникают согласно Марксу. Следствие – распространение автоматизированного труда.

Выходом из массовой культуры Маркс полагал революционное учреждение коммуникативного строя. Данная политическая организация предполагает отсутствие института частной собственности. При преодолении такого человек реставрирует свои способности к творческому труду и получает шанс на овладение различными трудовыми практиками.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: