Практическая работа №5. Элементы системы менеджмента качества
Цель: Ознакомление со стандартом ИСО 9004:2009 «Менеджмент с целью достижения устойчивого успеха организации. Подход с позиции менеджмента качества
Задания:
1. Изучить структуру стандарта, привести название основных статей стандарта
2. Ознакомиться с понятиями «устойчивый успех» и «среда организации», дать их определение
3. Укажите, что понимается под понятием «заинтересованные стороны»
4. Ознакомьтесь с разд. 5 «Стратегия и политика»
5. Укажите, что представляет собой «развертывание стратегии и политики»
6. Ознакомьтесь с разд. 6 «Менеджмент ресурсов»
7. Дайте характеристику понятий «человеческие ресурсы» и «партнеры и поставщики»
Задание 1. Изучить структуру стандарта, привести название основных статей стандарта
Содержание
4 Менеджмент для достижения устойчивого успеха организации
4.1 Общие положения
4.2 Устойчивый успех
4.3 Среда организации
4.4 Заинтересованные стороны, их потребности и ожидания
5 Стратегия и политика
5.1 Общие положения
5.2 Выработка стратегии и политики
5.3 Развертывание стратегии и политики
5.4 Доведение информации о стратегии и политике
6 Менеджмент ресурсов
6.1 Общие положения
6.2 Финансовые ресурсы
6.3 Человеческие ресурсы
6.4 Партнеры и поставщики
6.5 Инфраструктура
6.6 Производственная среда
6.7 Знания, информация и технологии
6.8 Природные ресурсы
7 Менеджмент процессов
7.1 Общие положения
7.2 Планирование процессов и управление процессами
7.3 Ответственность и полномочия, связанные с процессами
8 Мониторинг, измерение, анализ и изучение
8.1 Общие положения
8.2 Мониторинг
8.3 Измерение
8.4 Анализ
|
8.5 Изучение информации, полученной в результате мониторинга, измерения и анализа
9 Улучшения, инновации и обучение
9.1 Общие положения
9.2 Улучшения
9.3 Инновации
9.4 Обучение
Задание 2. Ознакомиться с понятиями «устойчивый успех» и «среда организации», дать их определение
Устойчивый успех - результат способности организации решать поставленные задачи и добиваться достижения долгосрочных целей.
Среда организации - сочетание внутренних и внешних факторов и условий, способных повлиять на достижение целей организации и ее поведение в отношении заинтересованных сторон.
Задание 3. Укажите, что понимается под понятием «заинтересованные стороны»
Заинтересованные стороны:
1. Потребители
2. Владельцы/акционеры
3. Работники организации
4. Поставщики и партнеры
5. Общество
Задание 5. Укажите, что представляет собой «развертывание стратегии и политики»
Для достижения устойчивого успеха высшему руководству следует сформулировать и обеспечить реализацию миссии, видения и ценностей организации. Для этого необходимо добиться понимания, признания и поддержки со стороны работников организации и, по мере необходимости, других заинтересованных сторон.
П р и м е ч а н и е – В настоящем стандарте термин «миссия» является описанием предназначения организации, а термин «видение» характеризует ее желаемое положение, т.е. какой желает стать организация и какой она хочет быть в представлении заинтересованных сторон.
5.3.1 Общие положения
Для реализации стратегии и политики достижения устойчивого успеха организация должна устанавливать и поддерживать в соответствующем состоянии процессы и методы, позволяющие:
|
по мере необходимости преобразовывать ее стратегию и политику в измеримые цели для всех
соответствующих уровней организации;
устанавливать временные рамкидля каждой цели и распределять ответственность и полномочия по достижению данной цели;
оценивать стратегические риски и определять соответствующие контрмеры;
выделять ресурсы, требуемые для развертывания необходимой деятельности;
осуществлять деятельность, необходимую для достижения поставленных целей.
5.3.3 Развертывание
Для развертывания своей стратегии и политики организация должна определить взаимосвязи между своими процессами. Описание последовательности и взаимодействия процессов может помочь в проведении анализа осуществляемой деятельности посредством:
демонстрации взаимосвязей между структурами, системами и процессами организации;
выявления потенциальных проблем во взаимосвязях между процессами;
создания основы для установления, согласования и распространения целей на все уровни организации
Задание 7. Дайте характеристику понятий «человеческие ресурсы» и «партнеры и поставщики»
Персонал является важным ресурсом любой организации, и их активное участие повышает способность организации создавать ценность для заинтересованных сторон. Высшему руководству следует, за счет своей лидирующей роли, формировать и поддерживать коллективное видение, коллективные ценности и внутреннюю среду, в которой персонал может быть полностью вовлечен в достижение целей организации.
|
Поскольку персонал является самым ценным и важным ресурсом любой организации, необходимо предусмотреть, чтобы условия их труда способствовали индивидуальному росту, обучению, передаче знаний и согласованности действий. Менеджмент человеческих ресурсов должен быть основан на планомерном, прозрачном, этичном и социально ответственном подходе. Организации следует обеспечивать понимание персоналом значимости своего вклада и своей роли.
Организации следует устанавливать процессы, дающие возможность персоналу:
преобразовывать стратегические цели и цели, касающиеся процессов организации в индивидуальные производственные задачи и устанавливать планы по их решению;
выявлять ограничения, препятствующие деятельности персонала;
принимать на себя ответственность за решение проблем;
оценивать личную результативность по результатам выполнения индивидуальных производственных заданий;
активно изыскивать возможности для повышения своей компетентности и расширения опыта;
способствовать согласованности действий и стимулировать тесное взаимодействие между отдельными исполнителями;
обеспечивать обмен информацией, знаниями и опытом в рамках организации.
Партнерами могут быть поставщики продукции, услуг, научно-технические и финансовые учреждения, государственные и негосударственные организации или другие заинтересованные стороны.
Партнеры могут предоставлять любые ресурсы, как это согласовано и оговорено в партнерском соглашении.
Организация и ее партнеры взаимозависимы, и их взаимовыгодные отношения расширяют их возможности по созданию ценности. Организации следует рассматривать партнерство как специфическую форму отношений с поставщиками, при которых поставщики могут вкладывать свои средства и участвовать в прибылях или убытках по основным направлениям деятельности организации.
При рассмотрении возможности установления партнерских отношений организации следует принимать во внимание:
предоставление, в случае необходимости, информации партнерам для получения от них максимального вклада;
оказание поддержки партнерам путем предоставления им ресурсов (таких как информация, знания, опыт, технологии, процессы и совместное обучение);
разделение прибылей и убытков с партнерами;
повышение эффективности деятельности партнеров.