Тема 20 О Пресвятой Богородице




Божия Матерь, Приснодева Мария есть высшее существо из всех сотворенных разумных существ, несравненно высшее самых высших ангелов, херувимов и серафимов, несравненно высшее всех святых человеков. Она – Владычица и Царица всей твари, земной и небесной. Она – Приснодева, то есть до рождения ею Богочеловека – Дева, в рождении Его – Дева, по рождении Его – Дева. Имя Мария дано ей по повелению Божию и значит Госпожа.

Родителями Девы Марии были престарелые Иаким и Анна. По особому Божьему промыслу они не сподобились иметь детей для того, чтобы праведной жизнью, молитвой и слезами очистить себя и приготовиться к рождению Богородицы. В еврейском народе согласно пророчеству, все стремились к многочадию, надеясь, что именно в их семье родиться Мессия-Спаситель мира. Иаким и Анна очень скорбели, что Господь не благословил им дитя. И вот в преклонном возрасте, когда физическая природа становится не пригодной для рождения, Бог творит чудо и рождается ребенок. Лишь вера в обетование помогает им родить ребёнка. Дева Мария родилась особым Божием промышлением, от бесплодных престарелых родителей, но естественным образом. Деве Марии при естественном зачатии передался первородный грех с его последствиями. Своей праведной жизнью Иаким и Анна иссушили страсти, которые передались при зачатии Деве Марии. Но эти страсти так и остались сухими зёрнами в душе Девы Мари, ибо она своей праведной жизнью не дала им прорасти.

В трехлетнем возрасте, ещё будучи младенцем, Мария была отдана в Иерусалимский Храм. Первое чудо на глазах у всех сопровождающих- трехлетний ребенок без посторонней помощи поднимается по очень высоким ступеням в Иерусалимский Храм. Младенец не плачет, будучи оставленной родителями, но по особому Божьему повелению заходит в Святая Святых, куда разрешалось заходить лишь первосвященнику и то один раз в году. Никто не посмел Её остановить по особому внушению Свыше. И пребывала Дева Мария в Храм до 14 лет.

Возрастала Дева в чтении, рукоделии, молитве и Богомыслии. Добродетели, всеянные при рождении от благочестивых родителей, раскрылись в полную силу. Молитва для Девы Марии была не в тягость как большинству из нас, а в радость, это было её предназначение. У Девы Марии не было никакой наклонности к миру. Она не стремилась к развлечениям, удовольствиям, знаниям мирским. Всю Себя до конца без остатка Она посвящала Богу.

При достижении 14 лет по закону еврейского народа каждая девица должна быть обручена. Но старейшины знали, что Дева Мария не хотела связывать себя с миром, тем более замужеством. И видя особое попечение Божие о девице, но не зная её предназначения, не решались нарушить Её волю. Но чтобы не нарушить закон старейшины нашли мудрое решение обручить с одним из благочестивых старцев. Бог чудесным образом через сухой посох, который за ночь расцвёл, указал на старца Иосифа из дому Давидова. Под защитой Иосифа Дева Мария могла безбоязненно продолжать проводить в чистоте жизнь, посвященную Богу. Праведному Иосифу было уже 80 лет. Он был уже вдов, а дети были уже взрослыми. И ему предстояло охранять то безценное сокровище, каким являлась Дева Мария, от влияния мира.

Через 4 месяца после того, как Дева Мария переселилась в дом Иосифа, случилось необычное явление, раскрывающее предназначение Девы. Исполнилось обетование, появилась Та, которая предуготовлена для того, чтобы вместить в Себя Невместимого и стать Матерью Сына Божия.

Послан был Ангел Гавриил от Бога в город Галилейский, называемый Назарет, к Деве, обрученной мужу, именем Иосиф из дому Давидова, имя же Деве: Мария. Ангел, войдя к Ней, сказал: "радуйся, Благодатная! Господь с Тобою; благословенна Ты между женами". Она же видевши смутися о словеси его и помышляше, каково будет целование сие. И сказал Ей Ангел: "не бойся, Мария, ибо Ты обрела благодать у Бога; И вот, зачнешь во чреве, и родишь Сына, и наречешь Ему имя: Иисус". (Как не смутиться было Деве Марии, ведь если Ангел послан от Бога, то он должен был знать, что Она решила посвятить Себя всецело Богу и не искала замужества и рождения детей.) "Он будет велик и наречется Сыном Всевышнего, и даст Ему Господь Бог престол Давида, отца Его; и будет царствовать над домом Иакова вовеки, и Царству Его не будет конца". Мария же сказала Ангелу: как будет это, когда мужа не знаю? Ангел сказал Ей в ответ: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя; посему и рождаемое Святое наречется Сыном Божиим". Вот великая тайна, которую Ей открывает Архангел Гавриил. Какова же должна быть вера Пречистой Девы Марии, каково должно быть состояние Её души, какая должна быть чистота, чтобы так легко и просто поверить Архангелу. Тогда Мария сказала: "се, Раба Господня; да будет Мне по слову твоему". И отошел от Нее Ангел. Вот удивительное смирение, удивительное согласие и то самое послушание, которое показывает Дева Мария, для нас является удивительным примером как легко исполняется Божия воля, как легко Она доверяет, что таков есть Божий промысел.

Постараемся глубже понять слова Архангела: "Дух Святый найдет на Тебя, и сила Всевышнего осенит Тебя". Мы уже говорили, что первородный грех передался Деве Марии. По этой причине как бы Она не была чиста и свята, как бы не развивала в Себе добродетели, но сила первородного греха всё-таки в Ней присутствовала. Как же Бог водворится в Её чреве, выдержит ли Она огонь Божества в своей утробе. Для этого и сходит на Неё Дух Святой, чтобы приготовить Её к принятию Сына Божия, к воплощению. Действие Святого Духа не понятно для нас, но оно благодатно. Если Дева Мария была чистой до этого момента, то становится благодатно чистой. Если была чистой, то становится пречистой, так, чтобы Её человеческое естество выдержало то действие благодати, когда вселиться Сын Божий в Её утробе. Под Силой Всевышнего надо понимать Бога Слова, Сына Божия. Он есть Сила, потому Словом Бог творит мир. Чтобы первородный грех не передался Сыну Божию, происходит таинственное непорочное зачатие. Сын Божий таинственно творит Себе начаток плоти из крови Пречистой. Дева Мария приносит кровь Свою как жертву от имени всего человеческого рода. Таким образом, произошло чудо: при зачатии Дева остаётся девой, зачинается без семени от Девы Пречистой Сын Божий, зачинается Бог в утробе Девы. И поэтому Она Богородица, потому что рождает Бог плотью. При рождении и по рождении Она остаётся девой. Удивительное явление, ведь где присутствует Бог, там все преображается, происходит освящение драгоценного сосуда, который становится божественным. Пречистая становится способной выдержать то благодатное действие Силы Всевышнего, Сына Божия.

Рождество Иисуса Христа было так: по обручении Матери Его Марии с Иосифом, прежде нежели сочетались они, (здесь надо правильно понимать, что старец Иосиф был только обручником и попечителем Святой Девы) оказалось, что Она имеет во чреве от Духа Святаго.

Иосиф же муж Ее, будучи праведен и не желая огласить Ее, хотел тайно отпустить Ее. Увидев изменения у Девы Марии, старец Иосиф смутился, мысль о неверности опечалило Его. По закону Деву Марию необходимо было предать суду, через побитие камнями, но благодать ещё не рождённого Бога коснулось Его и праведность старца заключилась в том, что милость стала выше закона, потому Он хотел тайно отпустить Её.

Но когда он помыслил это, - се, Ангел Господень явился ему во сне и сказал: Иосиф, сын Давидов! не бойся принять Марию, жену твою, ибо родившееся в Ней есть от Духа Святаго; родит же Сына, и наречешь Ему имя Иисус, ибо Он спасет людей Своих от грехов их. А все сие произошло, да сбудется реченное Господом через пророка, который говорит: се, Дева во чреве приимет и родит Сына, и нарекут имя Ему Еммануил, что значит: с нами Бог. Для чего же необходимо было это обручение? Ведь старец Иосиф был только обручником, а писание называет Его мужем. Родив сына, Пресвятая Богородица вне брака не избежала бы наказание как нарушительница закона. Поэтому Архангел Гавриил говорит: «приими жену Свою», т.е. считай Её своей женой и при всем народе называй Её женою, защити Её, прикрой Её своей праведностью. Старец Иосиф, будучи из царского рода Давидова, нарекая имя Иисус присоединяет Сына Божия к царскому роду.

Встав от сна, Иосиф поступил, как повелел ему Ангел Господень, и принял жену свою, и не знал Ее. [Как] наконец Она родила Сына Своего первенца, и он нарек Ему имя: Иисус. Рождение произошло таинственным образом. Мария была девой, в зачатии осталась девой и в рождении осталась девой. В утробе Девы Марии был сам Бог, поэтому рождество не нарушило девство, а таинственным образом младенец оказался в руках Матери Божией. Из писания мы помним, что сказано Еве: "в муках будешь рождать детей". Но эти страдания не коснулись Девы Марии. Читаем из писания: "родила сына своего, повела его пеленами и положила в ясли". Вот доказательство того, что в рождении не присутствовал первородный грех. Не было страданий, не было усталости, но дух Её был наполнен состоянием блаженства. Мария родила не только Спасителя всего мира, но и своего Спасителя, т.к. и Она была повреждена первородным грехом, то тоже нуждалась в Спасителе.

Поскольку Дева Мария рождает Сына Божьего по Его человеческому естеству, то справедливо сказать, что Она рождает Бога. Являясь творением Божием, рождает Своего Творца. Поэтому Она называется Богородицей. Христос как новый Адам заменяет собой ветхого Адама. Адам с Евой начальники человеческого рода. Иисус Христос как новый Адам от ветхого Адама, восприняв повреждённое первородным грехом человеческое естество, обожествив его в Себе, отдав его в жертву за наши грехи, становится начальником нового рода. Теперь мы все, христиане, принимая святое крещение, рождаемся от Господа Иисуса Христа в вечную жизнь. Происходит духовное рождение. Но если мы рождаемся от Христа, а Христос от Девы Марии, то Мария в духовном смысле заменяет ветхую Еву. Чтобы исправить последствия падения прародителей вместо ветхого Адама является новый Адам, вместо Евы Пресвятая Богородица. Пресвятая Богородица служила и ухаживала за младенцем, кормила, пеленала, держала на своих руках. И это всё прикосновение к Богу и непрестанное присутствие рядом с Богом. Учителя церкви говорят, что подобное никогда не было и не будет. Такого не сподобился никто из святых людей. Даже ни Херувимы и Серафимы, наиболее приближенные к Богу, такого не сподобились. Достоинство Пресвятой Богородицы выше не только всех людей, но и превыше Херувимов и Серафимов.

Пресвятая Богородица слагает в сердце своём всё, что связано с Её Сыном. Из Евангелия мы узнаем, что Иисус Христос как сын смиряется перед родителями и во всем послушлив, но как Бог не дозволяет ни каких отклонений, ни каких малейших ошибок в отношениях. Это видим из примера, когда двенадцатилетний Отрок отстал, и Мария с Иосифом нашли Его в Иерусалимском храме. Мария, волнуясь и переживая, говорит Ему с укором: "чадо, что ты сделал с нами? Я и отец искали тебя." На что Отрок отвечает: "разве вы не знали, что надлежит Мне быть там, где дом Отца Моего." Кротко, с уважением к матери Иисус указывает на Его Божественное предназначение. На примере, когда Иисус вышел на проповедь, Ему сообщили, что пришли Матерь и братия Твоя и хотят видеть Тебя. Господь же говорит: "кто матерь и братия моя? Тот, кто слушает слово Божие и исполняет его. Тот Мне брат и сестра и матерь." Этим Он показывает, что Он пришёл в мир не для того, чтобы служить им, а для того, чтобы служить спасению рода человеческого. И тем не менее Он делает уважение и почтение Своей Пречистой Матери и выходит на встречу к Ней. Душевное и человеческое ещё проявляется в Богородице Марии, так как последствия первородного греха присутствуют в душе, но не подавляют в Ней главного предназначения быть Матерью Спасителя Мира.

Особый момент крест и распятие. Когда Пресвятая Богородица стоит у креста и страдает вместе со своим Божественным Сыном, переживая Его боль как свою собственную боль. Недаром есть такая икона, называемая Семистрельная, где в сердце Пресвятой Богородицы воткнуты 7 кинжалов. Вот такая раздирающая материнское сердце боль одолевала Её в тот момент. По словам отцов церкви, такое страдание Матерь Божия переносила по причине того, что Ева когда-то втянула в грех Адама. Так и новый Адам, претерпевая страдания за грехи всех людей для исправления той трагедии первородного греха, также привлекает к своим страданиям и новую Еву Пречистую Богородицу. Чтобы Она своими страданиями при кресте Сына покрыла грех той самой Евы, которая погубила Адама и весь человеческий род.

Успение Пресвятой Богородицы происходит тихо, очень блаженно. И сам Сын Божий является, чтобы принять Её душу. Предание говорит, что в третий день Она воскресла и вознеслась к Сыну Своему. И теперь вечно пребывает на небе как Царица неба и земли. Оставив землю, Она не оставляет своим представительством всех нас. Ещё вися на кресте, Господь сказал своему любимому ученику: "се мати твоя", а Матере Своей сказал: "се сын твой". И в лице любимого ученика Иоанна Господь всех нас соделал чадами Пресвятой Богородицы.

Обратим внимание, что Дух Святой сходил на Пресвятую Богородицу дважды. Первый раз по слову архангела Гавриила тогда, когда Дух Святый только приготовил её душу для принятия Сына Божия. Пока жертва Иисуса Христа не была принесена, Дух Святой не смыл с Неё печать первородного греха. После смерти и воскресения Иисуса Христа, когда Матерь Божия молилась в горнице со всеми учениками, в день Пятидесятницы Дух Святой вторично сходит на Пресвятую Богородицу и на всех учеников. В этот момент происходит то чудесное исцеление от язвы первородного греха всех, на кого сошел Святой Дух. С того момента начинается Церковь Христова. Это благодать Духа Святого делает Пресвятую Богородицу совершенной по её духовному состоянию. Так что Она становится источником Света, источником Благодати. Она обладала всеми дарами благодати, Она могла пророчествовать, и исцелять, и изгонять бесов, и толковать Священное Писание и всё прочее, что было свойственно святым, было свойственно Ей.

Приведём свидетельство ученика апостола Павла Дионисия. Еще при жизни Матери Божией Дионисий Ареопагит, специально приезжавший в Иерусалим из Афин, чтобы увидеть Богоматерь, писал своему учителю апостолу Павлу: «Свидетельствуюсь Богом, что, кроме Самого Бога, нет ничего во вселенной, в такой мере исполненного Божественной силы и благодати. Никто из людей не может постигнуть своим умом то, что я видел. Исповедую пред Богом: когда я Иоанном, сияющим среди апостолов, как солнце на небе, был приведен пред лицо Пресвятой Девы, я пережил невыразимое чувство. Предо мною заблистало какое-то Божественное сияние. Оно озарило мой дух. Я чувствовал благоухание неописуемых ароматов и был полон такого восторга, что ни тело мое немощное, ни дух не могли перенести этих знамений и начатков вечного блаженства и Небесной славы. От Ее благодати изнемогло мое сердце, изнемог мой дух. Если бы у меня не были в памяти твои наставления, я бы счел Ее истинным Богом. Нельзя себе и представить большего блаженства, чем то, которое я тогда ощутил».

Вот то сияние и та слава, которые осиняли Богородицу при жизни. Тем более какая должна быть Слава и сияние сейчас, когда Она царствует на небе. Будем и мы с почтением и должным поклонением относиться ко Пресвятой Богородице и призывать её в молитвах наших о предстательстве и о нашем спасении.



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: