Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период




Задачи подготовительного периода

Как уже было сказано, обучение грамоте состоит из двух периодов: подготовительного и основного. В каждом из них выделяются последовательные ступени. Продолжительность подготовительного периода бывает различной, что связывается с уровнем готовности первоклассников к обучению. (При обучении семилетних детей (программа I - III) подготовительный период длился более двух недель, при обучении по программе I – IV - около 6 недель.) Подготовительная ступень (нередко ее именуют добукварным этапом или периодом) выделяется практически в каждой системе обучения грамоте почти без каких-либо исключений.

Задачи подготовительного периода:

- приобщение детей к учебной деятельности;

- усвоение звуков в результате анализа звучащей речи;

- подготовка к чтению и письму;

- выявление степени готовности учащихся к обучению.

Решая задачи приобщения к учебной деятельности, учитель:

1) добивается усвоения детьми правил поведения на уроке и перемене;

2) формирует умения правильно сидеть, поднимать руку перед ответом, вставать при ответе;

3) вырабатывает умения громко и чётко отвечать;

4) приучает слушать учителя и выполнять его указания;

5) учит слышать ответы товарищей и реагировать на них;

6) добивается выработки навыка обращения с книгой, тетрадью, ручкой и другими учебными средствами.

Выявление степени готовности к обучению – задача, которая решается учителем при записи детей в школу (весной во время тестирования будущих первоклассников) и в первые дни обучения. Предварительное изучение уровня языковой подготовки необходимо для правильной организации обучения грамоте. Знакомство происходит в процессе живой беседы, когда дети отвечают на вопросы, рассказывают о чём-нибудь. Для учёта результатов этой работы рекомендована следующая схема (схема дана в учебнике Т.Г. Рамзаевой, М.Р. Львова "Методика обучения русскому языку в начальных классах" – М.: "Просвещение", 1979. – С.45 – оставить 1,5 стр.):

1. Умение читать:

- читает целыми словами;

- читает по слогам (аналитическое чтение);

- читает по буквам (неправильный навык чтения);

- знает больше половины букв, но не читает;

- знает менее половины букв, не читает;

- знает лишь отдельные буквы.

2. Умение писать:

- умеет писать все буквы;

- пишет слова (печатными или письменными буквами);

- вычленяет в письменной букве все элементы, называет их;

- изображает букву по элементам, не нарушая последовательности начертания;

- умеет писать лишь некоторые буквы (печатные или письменные);

- не умеет писать вовсе.

3. Готовность к звуковому анализу:

- правильно указывает ударный слог (или звук);

- делит слова на слоги;

- выделяет звук в слове или слоге;

- произносит правильно все звуки вне слова (выявление дефектов произношения);

- неправильно произносит звуки (указать какие);

- громкость речи;

- дикция.

4. Лексика:

- богатство лексики, разнообразие употребляемых слов;

- наличие повторов слов;

- точность, правильность употребления слов;

- типичные недочеты словоупотребления.

5. Синтаксис речи:

- четкость построения предложений;

- простые предложения;

- сложные предложения;

- полные или неполные предложения;

- ошибки в построении предложений и связи слов в предложении.

6. Устная связная речь:

- знает стихотворения (указать количество: не менее трех, одно-два), охотно читает наизусть; знает одно-два стихотворения, читать стесняется; стихотворений не знает вовсе;

- знает и умеет рассказывать сказки; не умеет и не пытается рассказывать сказку;

- может составить связный рассказ по картинке (более 20 слов, более 10 слов, связный ответ до 10 слов, односложный ответ из 2-3 слов).

Все собранные сведения фиксируются в двух вариантах: о каждом учащемся отдельно, что необходимо для индивидуального или дифференцированного подхода в обучении, и обо всем классе в целях получения "усредненных" характеристик для выбора методики общеклассной работы на уроке.

 

Круг знаний, умений и навыков, усваиваемых детьми в подготовительный период

В рамках некоторых систем обучения на подготовительной ступени рассматриваются (изучаются) несколько гласных звуков и их букв. Есть системы, где в число последних включаются все гласные буквы, даже йотированные. Правда, они берутся только в той функции, когда служат способом графического обозначения гласного звука и одновременно указания на то, что согласная буква, предшествующая йотированной гласной букве, обозначает мягкий согласный звук.

В.Г. Горецким в подготовительном периоде выделены две ступени: безбуквенная (до ознакомления с гласными) и ступень, на которой изучаются гласные звуки и буквыа, о, и, ы, у. Все уроки на этих ступенях посвящены обучению первоначальному анализу речи.

На безбуквенной ступени:

1) дети овладевают такими представлениями и терминами, как речь, предложение, слово, слог, ударение, звук, гласный, согласный, буква, слияние гласного с согласным;

2) начинается простейшее моделирование: с помощью схем дети обучаются анализировать и строить предложения, слова, слоги;

3) происходит знакомство с учебной книгой и средствами письма;

4) в результате аналитико-синтетических слогозвуковых упражнений развивается речевой слух

На буквенной ступени вводятся первые гласные:

1) изучаются гласные звуки [а], [о], [и], [ы], [у] и буквы, их обозначающие;

2) изучается обозначение гласных звуков буквами в словах, написание которых соответствует их произношению;

3) создаются предпосылки к обучению слоговому чтению и грамотному письму на основе звукового состава слова;

4) дети осознают звуковой состав прямого слога-слияния, получают представление о слогообразующей роли гласных звуков;

5) ведётся работа по активизации словаря детей.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2017-06-30 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: