Многим знакомо такое утверждение: «Если тебе что-то не нравится, то посмотри на это с другой стороны». Однако в сложных жизненных ситуациях это утверждение не срабатывает, но в мелких бытовых неприятностях вполне может помочь. Именно такой метод называется в психологии рефреймингом.
Это понятие возникло из такого раздела психологии, как НЛП. В переводе с английского этот термин означает – изменение рамок. Разобраться в этом понятии лучше помогает одна из книг Джоан Роулинг «Гарри Поттер и узник Азкабана».
Именно в этой книге учителем по защите от темных сил становится человек-волк Ремус Люпин. На своих уроках он показывает детям различных существ и учит управлять ими. Одним из таких существ стал боггарт. Он олицетворяет собой страхи людей. Оружие против боггарта – это смех. Нужно сделать свой страх смешным. Например, ученик Лонгботтом вообразил свой страх, профессора Снейпа, в женском наряде и с зонтиком в руках. Таким же образом человеку помогает рефрейминг. Он учит смотреть на вещи совершенно с другой стороны.
Рефрейминг применяют при некоторых фобиях. Однако, если фобия достаточно сильная, этот метод может и не сработать. Рефрейминг можно использовать в разных ситуациях. Главное, это вовремя заметить положительное и сконцентрироваться на этом.
Метод разделяют на рефрейминг содержания и контекста. Контекст – это взгляд на явление с двух сторон. Идет оценка как положительная, так и отрицательная. Отношение к явлению меняется, как только человек представляет, что все могло сложиться еще хуже. Можно сразу изменить свое отношение к явлению, не прибегая к методу контекста. В этом случае изменяется само восприятие.
|
Существует рефрейминг, состоящий из шести уровней. Однако остановимся на рефрейминге, который можно применить в жизни. Например, у вас есть телефон, но он хуже, чем телефон у друга Славы. И в то же время ваш телефон лучше, чем у Кирилла. В итоге нужно акцентировать внимание на хорошем сравнении, а не на плохом. Не делайте акцент на отрицательном сравнении.
Стереотипы так прочно обосновались в нашем сознании, что мыслить иначе мы просто не в состоянии. Однако это нужно в себе каким-то образом перебороть. У каждой ситуации есть не только отрицательные моменты, но и положительные. Другой пример, вы ездите на метро, это не очень хорошо, потому что приходиться вставать утром гораздо раньше, чем хотелось бы. Однако, в этой ситуации вы должны найти плюсы. Например, вам не надо проводить долгие скучные часы, стоя в пробке, нервничать, что вы опаздываете на работу. Среди положительных моментов следует отметить значительную экономию денежных средств, времени и бензина, и это здорово.
Нужно уметь в плохом видеть хорошее. Пример, вы не успели на работу вовремя и переживаете по этому поводу. Но посмотрите на ситуацию с несколько иной стороны. Вы уделили время личным делам и теперь не нужно беспокоиться об этом вечером, нервничать и суетиться.
Можно применять слово «зато» и в плохом находить хорошее. Некоторые слова можно заменять их синонимами с более позитивной окраской. Например, вместо того чтобы употреблять слово «осел», используете слово «ишак». У этого слова нет отрицательной эмоциональной окраски, а значит оно не вызывает неприязни. Употребляйте слово «должен» вместо слова «придется». Оно несет в себе гораздо меньше негатива.
|
Можно использовать слово «или». Это работает так: если предстоит сделать что-то, что вам неприятно, просто представьте еще более неприятную ситуацию. Из двух плохих ситуаций выберите менее неприятную. После этого вам станет значительно легче это преодолеть.
Никакое событие само по себе ни хорошо, ни плохо, все определяется жизненной ситуацией человека, его задачами, желаниями и обстоятельствами.
Три волоса на голове - это мало. А три волоса в супе - слишком много...
Взглянув на ситуацию по-другому, в ней можно увидеть другие грани, и когда-то проблема превратится в мелочь, когда-то в творческую задачу или в новые возможности. Рефрейминг - это "смена рамки" при взгляде на тревожащую человека ситуацию, предложение другого способа осмысления происходящего. Задача переосмысления в стиле рефрейминга - найти или более адекватный, или более оптимальный взгляд на происходящее.
Расставание - это потеря, но это же - возможности для создания новых отношений. Или, как формулируется в известной песне, "Если подруга ушла к другому, еще непонятно, кому повезло!"
Рефрейминг - один из популярных инструментов в работе коучей, психологов-консультантов и психотерапевтов. Не всегда имеет смысл работать с самой тревожащей человека проблемой, иногда более уместным оказываетсяпоработать с отношением к проблеме. Измените угол зрения, сфокусируйте внимание на иных аспектах - и вы измените смысл ситуации. Измените смысл ситуации - и вы измените связанные с ней ощущения. Следовательно, изменится и поведение: у вас появится выбор. В НЛП разработана техника 6-шагового рефрейминга, используемая для работы с зависимостями, тревогами и психосоматикой.
|
Сила психотерапии и психологического подхода в целом - в возможности изменить отношение к происходящему, не меняя ничего в реальных обстоятельствах. "Давайте поработаем с вашей проблемой!" на языке психотерапевта может означать "Давайте подумаем, как по-другому можно взглянуть на данную проблему. Может, это не только проблема, но и возможность? И вообще все нормально?"
К одному психотерапевту на прием пришел мужчина, который жаловался на свою жену, говоря, что она слишком разборчива. «Это просто невозможно!!! — кричал он. — Когда мы ходим с ней по магазинам, она может провести целый день, примеряя и перебирая вещи, но так ничего и не купив! Я же при этом стою и жду, когда она хоть что-нибудь купит. Даже чтобы выбрать стиральный порошок, она должна все тщательно продумать и проверить...» Выслушав этот рассказ, психотерапевт сказал: «Так представляете — из всех мужчин на свете она выбрала именно вас!»
Но это же нередко оказывается и слабостью психологического подхода, уходом от решения настоящих проблем и увлечение "переосмыслением" там, где требуется реальное лечение или действительное изменение жизненных обстоятельств. Наверное, все помнят популярный анекдот: "Я два года ходил к психоаналитику по поводу энуреза. - Ну и как, вылечили? - Нет, энурез не прошел, но теперь я им горжусь!" Наверное, в случае энуреза нужен не рефрейминг, а обратиться к хорошему врачу.
Рефрейминг (англ. frame -рамка) — термин, который широко использует НЛП для описания используемых им процедур переосмысления и перестройки механизмов восприятия, мышления, поведения с целью избавления от неудачных (возможно даже патогенных) психических шаблонов.
Рамка вокруг рисунка является хорошей метафорой, позволяющей понять суть и механизм рефрейминга. В зависимости от того, что именно попадает в рамку, изменяется информация о содержании картины, а следовательно, и восприятие того, что на ней изображено.
Слово «рефрейминг» — отглагольное существительное от глагола «reframe», означающего «вставить в новую рамку (ту же картину)», «вставить в ту же рамку (новую картину)», «заново приспособить», «по-новому формулировать».
Многие метафоры, сказки, анекдоты можно рассматривать как примеры рефрейминга, где события помещают в определенную «рамку».
· Рефрейминг контекста: в разных ситуациях одно и то же поведение может оказаться и полезным и вредным. В данном случае если изменить контекст сообщения, то меняется и подход к содержанию.
· Рефрейминг содержания: состоит в том, чтобы изменить ценность самого сообщения. Например, если человек лжет, значит у него есть хоть какая-то цель. Рефрейминг содержания направлен в первую очередь на изменение восприятия объекта, что для субъекта проявляется в смещении смысловых акцентов и приводит к возникновению новых ощущений.
· В психологии существует понятие «рефрейминг », которое обычно трактуется как «смена рамки» (в переводе с английского). Если говорить кратко, то это взгляд на ситуацию с другой стороны, под другим углом зрения. Объясню на примере.
· Дождь – это хорошо или плохо? Если вы во время дождя оказались на улице без зонта, да еще и вынуждены из-за этого опоздать на важную встречу, то в данном случае вряд ли дождь – это хорошо для вас. А вот для человека, благосостояние которого напрямую зависит от собранного урожая, дождь после некоторого периода засухи – это настоящий подарок, о котором он мечтал все последние дни. Таким образом, ответ на вопрос «Дождь – это хорошо или плохо?» зависит от того, с какой стороны на него посмотреть.
· Еще есть замечательная притча, иллюстрирующая такой прием, как рефрейминг.
· Однажды шаху приснился сон, в котором у него один за другим выпали все зубы. Шах позвал к себе мудреца и потребовал истолковать этот странный сон.
· «О, Великий! Я вынужден огорчить тебя» — сказал мудрец. «Твой сон говорит о том, что ты вскоре, одного за другим, потеряешь всех своих родных и друзей, они умрут».
· Шах остался недоволен такой трактовкой сна и позвал к себе другого мудреца, также повелев ему объяснить загадочный сон. Все великие книги говорили о том, что выпадение зубов во сне предвещает смерть родных и близких людей, однако ответ второго мудреца порадовал шаха.
· «О, Великий!» — сказал второй мудрец. «Ты увидел прекрасный сон! Он говорит о том, что ты проживешь очень долгую жизнь, переживешь всех родных и близких!»
· Видите, как много зависит от того, под каким углом мы смотрим на ситуацию? С помощью рефрейминга можно найти новое решение проблемы, увидеть неожиданные плюсы в далеко не самой благоприятной ситуации, а также использовать рефрейминг в других целях. Существует действенная техника работы с подсознанием под названием «Шестишаговый рефрейминг», но сегодня речь не о ней.
· В этой статье я хочу показать вам несколько примеров использования рефрейминга в повседневной жизни. Нашим помощником станет замечательное слово «зато», с его помощью мы будем искать хорошее, приятное, полезное.
· Вернемся к примеру с дождем, описанному в начале статьи: вы под дождем, без зонта, и понимаете, что уже точно не успеете в нужное время оказаться на важной встрече. Что может быть хорошего в этой ситуации? Вот пример использования рефрейминга:
· «Я оказался под дождем, у меня нет зонта, и теперь я ни за что не успею на встречу, ЗАТО я могу познакомиться с симпатичной девушкой, которая стоит рядом со мной под крышей, пережидая дождь, как и я»
· Или «Я оказалась под дождем, у меня нет зонта, и теперь я ни за что не успею на встречу, ЗАТО я могу зайти в ближайший магазин и купить новый зонт радостной расцветки взамен надоевшему и забытому дома старому зонтику»
· Еще с помощью рефрейминга можно эффективно работать со своими комплексами, развивать уверенность в себе.
· Сначала напишите то, что вам в себе не нравится, то, что вы считаете своим недостатком, который портит вам жизнь. Порой определить разногласия с собой помогают психологические тесты. Результаты тестов бывают весьма показательными и информацию, полученную таким образом, также можно использовать для дальнейшей работы над собой с помощью рефрейминга.
· Предположим, что проблема лежит на поверхности, и вы можете легко определить, что именно вам не нравится в себе. Например, «Я полная», «Я стеснительный», «Я некрасивая»… Запишите это. А затем поставьте запятую, напишите «зато» и продолжите предложение чем-то положительным, причем желательно написать несколько вариантов. Например:
· Я полная, зато веселая
· Я полная, зато у меня много друзей
· Я полная, зато являюсь владелицей собственной фирмы
· Я полная, зато меня всегда замечают (доля здорового юмора здесь только приветствуется)
· И так далее.
· Еще пример:
· Я некрасивая, зато у меня прекрасная фигура
· Я некрасивая, зато обаятельная
· Я некрасивая, зато меня ценят в коллективе
· Я некрасивая, зато у меня великолепный слух и голос
· Попробуйте составить список хотя бы из десяти «зато» и увидите, что на самом деле ваши многочисленные достоинства значительно перевешивают один единственный недостаток, который, кстати, после этого упражнения обычно уже не кажется таким уж значимым и перестает портить жизнь.
· Практически в каждой ситуации можно найти несколько положительных моментов. Попробуйте использовать рефрейминг в повседневной жизни, и будете приятно удивлены переменами в лучшую сторону.