Притч.29:27. Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого – идущий прямым путем.




Книга Притчей Соломоновых.

Толкование профессора Александра Павловича Лопухина

(10.10.1852- 22.08.1904 г.г.)

Глава 29

Против разных видов нравственной нечувствительности и ожесточенности. 8–11. Против страсти к раздорам, кровожадности и гневливости. 12–17. Увещание правителям к справедливому и милостивому правлению, а воспитателям – к серьезному и строгому воспитанию детей. 18–23. Против беззакония, необузданности, гневливости и высокомерия. 24–27. Против общения с нечестивыми в их преступлениях, против человекоугодничества: поучение страху Божию и благочестию.

Притч.29:1. Человек, который, будучи обличаем, ожесточает выю свою, внезапно сокрушит­ся, и не будет ему исцеле­ния.

Притч.29:2. Когда умножают­ся праведники, веселит­ся народ, а когда го­с­по­д­с­т­ву­ет нечестивый, народ стенает.

Притч.29:3. Человек, любящий мудрость, радует отца своего; а кто знает­ся с блудницами, тот расточает име­ние.

Притч.29:4. Царь правосудием утверждает землю, а любящий подарки разо­ряет ее.

Притч.29:5. Человек, льстящий другу своему, рас­стилает сеть ногам его.

Притч.29:6. В грехе злого человека – сеть для него, а праведник веселит­ся и радует­ся.

Притч.29:7. Праведник тщатель­но вникает в тяжбу бедных, а нечестивый не раз­бирает дела.

В ст. 1 осуждается глубокая нераскаянность человека, не внимающего никаким вразумлениям откуда бы ни исходили призывы к исправлению: это так часто обличаемая в Пятикнижии,«жестоковыйность» (Исх 32.9, 33.3, 34.9; Втор 9.6, 31.27 и др.), ср. Притч 28.14. Ст. 2 сн. Притч 28.12, 28. Ст. 3 сн. Притч 6.26, 28.7. В ст. 4–7 проявлением нравственного огрубения представляется в особенности неправосудие (ст. 4, 7) и лесть (ст. 5).

Притч.29:8. Люди раз­вратные воз­мущают город, а мудрые утишают мятеж.

Притч.29:9. Умный человек, судясь с человеком глупым, сердит­ся ли, смеет­ся ли, – не имеет по­коя.

Притч.29:10. Кровожадные люди не­на­видят непорочного, а праведные заботят­ся о его жизни.

Притч.29:11. Глупый весь гнев свой изливает, а мудрый сдерживает его.

Здесь идет речь об обнаружениях греховности и злобы человеческой в жизни.

Притч.29:12. Если правитель слушает ложные речи, то и все служащие у него нечестивы.

Притч.29:13. Бедный и лихо­имец встречают­ся друг с другом; но свет глазам того и другого дает Го­с­по­дь.

Притч.29:14. Если царь судит бедных по правде, то пре­стол его навсегда утвердит­ся.

Притч.29:15. Розга и обличе­ние дают мудрость; но отрок, оставлен­ный в небреже­нии, делает стыд своей матери.

Притч.29:16. При умноже­нии нечестивых умножает­ся беззаконие; но праведники увидят паде­ние их.

Притч.29:17. Наказывай сына твоего, и он даст тебе по­кой, и доставит радость душе твоей.

В ст. 12–14 продолжается изображение явлений социальной и, отчасти, политической жизни, а в ст. 15 и 17 говорится о необходимости здравого охранения и надлежащей постановки и самого основания общественной жизни – воспитания детей (ср.Притч 23.13).

Притч.29:18. Без открове­ния свыше народ необуздан, а соблюда­ю­щий закон блажен.

Притч.29:19. Словами не научит­ся раб, по­тому что, хотя он по­нимает их, но не слушает­ся.

Притч.29:20. Видал ли ты человека опрометчивого в словах сво­их? на глупого больше надежды, нежели на него.

Притч.29:21. Если с детства воспиты­вать раба в неге, то впоследствии он захочет быть сыном.

Притч.29:22. Человек гневливый заводит ссору, и вспыльчивый много грешит.

Притч.29:23. Гордость человека унижает его, а смирен­ный духом при­обретает честь.

Ст. 18 утверждает необходимость живого пророческого слова в разъяснении и охранении закона; бедность такого слова, а тем, более полное отсутствие его в известные времена (ср. 1Цар 3.1; Ос 3.4; Ам 8.12;Пс 73.9) сопровождается упадком истинной религии и нравственности в народе (ср. Исх 32.25). Ст. 19 заключает приложение ветхозаветной педагогики с ее физическими мерами воздействия к системе отношений господ к рабам. Ст. 20, сн. Притч 26.12. Ст. 21 дополняет мысль ст. 19, ср. Сир 33.21. Ст. 22 сн. Притч 15.18. Ст. 23 сн.Притч 15.33, 16.18. h5 Притч.29:24. Кто делит­ся с вором, тот не­на­видит душу свою; слы­шит он про­клятие, но не объявляет о том.

Притч.29:25. Боязнь пред людьми ставит сеть; а надеющийся на Го­с­по­да будет безопасен.

Притч.29:26. Многие ищут бла­го­скло­н­ного лица правителя, но судьба человека – от Го­с­по­да.

Притч.29:27. Мерзость для праведников – человек неправедный, и мерзость для нечестивого – идущий прямым путем.

Воспроизводя и углубляя требования закона, Премудрый внушает (ст. 24) слушателям своим всячески избегать какого-либо сообщества с нечестивыми в их преступлениях, даже простым сокрытием последних (ср. Лев.5:1). К такому сокрытию может побуждать человека человекоугодничество и страх перед людьми (ст. 25); но для человека верующего и благочестивого, по учению Премудрого, выше всего должно стоять чувство страха Божия (ст. 25а), и лишь у Бога, как всеправедного Судьи, человек должен искать истины и правды (ст. 26). Заканчивается глава (XXIX), а вместе и вся группа Притчей в гл. XXV-XXIX, мыслью о глубокой нравственной противоположности и полной разъединенности и отчуждении праведников и нечестивых (ст. 27, сн. Притч 11.20, 28.4).

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2020-04-19 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: