Нравственное воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема




Глава 1. Теоретические основы проблемы формирования нравственных суждений

Нравственное воспитание дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Дошкольный возраст представляет собой важный период воспитания, при котором происходит формирование личности ребенка и его нормативного поведения, определенных психических и личностных качеств – так, приобретая опыт от микросоциума, по мнению О.С. Смирновой, дошкольник преодолевает определенные этические инстанции – моральное сознание, моральная саморегуляция поведения и развитие нравственных чувств, которые во многом определят его особенности и отношение к окружающим людям в будущем.

Т.А. Бабакова рассматривает воспитание в педагогической среде, как взаимодействие двух субъектов с целью одного из них постичь окружающий мир под руководством второго; в более широком значении автор определяет воспитание, как явление общественной жизни, согласно которому происходит получение социального опыта подрастающим поколением исходя из структуризации деятельности извне.

Б.Б. Айсмонтас определяет воспитание, как целенаправленный процесс в образовательный среде, позволяющий развивать личность благодаря установленным педагогическим стандартам.

Т.М. Баринова, И.О. Гарипова и Н.П. Леонова рассматривают под воспитанием формирование ценностных ориентаций, ввиду духовных, материальных и нравственных условий, что должно обеспечиваться образовательной средой.

Таким образом, воспитание – это целенаправленное формирование личности в целях подготовки ее к участию в общественной и культурной жизни согласно принятым социокультурным нормативным правилам.

В рамках ФГОС ДОО, где указаны основные принципы обучения и воспитания детей дошкольного возраста в детском саду, среди которых:

1. Принцип воспитывающего обучения. В основе единства воспитания и обучения – идея развития духовно-нравственного мира дошкольника.

2. Принцип развивающего обучения. Обуславливает обучение на высоком уровне сложности, с базой на зону ближайшего развития с использованием приемов активного обучения.

3. Принцип научности. В работах А.П. Усовой, Д.С. Колмаченко и В.В. Рязанова в обучении дошкольников нельзя руководствоваться только эмпирическими знаниями о внешних качествах, свойствах предметов и явлений без определения их характерных признаков; необходимо давать теоретические знания, взаимосвязи между происходящими явлениями.

4. Принцип наглядности. Соответствует основным формам мышления дошкольников – наглядно-действенному и наглядно-образному.

5. Принцип активности и сознательности. Применение занимательных, интерактивных и игровых форм деятельности, внедрение в ход обучения разнообразных действий дошкольника, как обследование, игровые действия, упражнения с материалом, чередование обучения рациональным способам решения задач с выполнением заданий творческого характера.

6. Принцип систематичности и последовательности. Последовательность обучения заложена в программе по каждому разделу (постепенный переход от одних знаний к другим, их расширение, усложнение).

7. Принцип прочности. Необходимо постоянное повторение с целью лучшего запоминания, Использование разнообразных методов.

8. Принцип доступности. Соотнесение содержания, объема знаний с уровнем развития, подготовленности детей.

9. Учет возрастных и индивидуальных особенностей детей.

При этом содержание воспитания базируется на системе знаний, убеждений, навыков, качеств и черт индивида, цель воспитания – способствовать формированию всесторонне и гармонически развитой личности посредством:

собственных возможностей индивида и его дарований через освоение культуры;

поиска нравственных образов, разработки собственных ценностей, норм и законов жизнедеятельности;

жизненного самоопределения;

личностная направленности, предполагающее движение от ближайших интересов к развитию высоких духовных потребностей.

В педагогической литературе принято классифицировать виды воспитания по разным основаниям, при этом наиболее обобщенная классификация включает в себя:

умственное, подразумевающее организованное воздействие взрослых с целью развить умственные способности детей;

нравственное, предполагающее приобщение детей к нравственно-моральным принцип в условия данного общества;

трудовое, как деятельность, цель которой – развить общетрудовые способности дошкольников, сформировать готовность и ответственно по отношению к труду.

физическое воспитание, как система мероприятий, нацеленных на воспитание здоровой и всесторонней личности ввиду приобщения к физической культуре.

Понятие «нравственное воспитание» охватывает все стороны жизнедеятельности человека. Выдающийся педагог В.А. Сухомлинский, разработав воспитательную систему о всестороннем развитии личности, вполне обоснованно считал, что ее системообразующий признак – нравственное воспитание. Он считал, что сердцевиной нравственного воспитания выступает развитие нравственных чувств личности. В Определении В.А.Сухомлинского нравственное воспитание – это целенаправленное и систематическое воздействие на сознание, чувства и поведение воспитанников с целью формирования у них нравственных качеств, соответствующих требованиям общественной морали.

Нравственное воспитание, как утверждает А.П. Усова, выступает как процесс формирования моральных качеств, черт характера, навыков и привычек поведения. Основополагающая базовая категория нравственного воспитания – понятие нравственного чувства (постоянного эмоционального ощущения, переживания, реальных нравственных отношений и взаимодействий).

Д.С. Колмаченко определяет ннравственное воспитание, как активный жизненный процесс отношений, взаимодействий, деятельности, общения и преодоления противоречий. Это – процесс постоянных и систематических решений, выборов волевых действий в пользу моральных норм, процесс самоопределения и самоуправления в соответствии с ними.

Вставить кусок про ФГОС ДО Что там написано про нравственное воспитания, частью какого раздела развития оно выступает?

Таким образом, нравственное воспитание – целенаправленный процесс формирования моральных качеств личности, характера, поступков, навыков, привычек поведения.

Нравственное сознание и поведение детей формируются в единстве – это кардинальный принцип педагогики.

Структуру нравственной сферы личности дошкольника, согласно работам Г.А. Урунтаевой, К.Д. Ушинскому и В.К. Котырло, можно представить, как взаимодействие когнитивного, аффективного и поведенческого[ЕЮК1] компонентов.

Когнитивный компонент (формирование нравственных оценок): дети овладевают моральными знаниями, суждениями, представлениями, пониманием моральных требований, критериев моральной оценки.

Поведенческий компонент (формирование нравственного поведения): ребенок учится добровольно следовать нормам морали, даже если ее нарушение связано с личной выгодой, и ребенок уверен в безнаказанности.

Аффективный компонент (формирование нравственных чувств): у ребенка складываются морально ценные и морально одобряемые отношения к окружающим людям. Так у ребенка формируются гуманистические чувства и отношения. Например, внимание к нуждам и интересам других, способность считаться с ними, сочувствие к чужим бедам и радостям, а также переживание вины при нарушении норм.

Нравственное суждение, по мнению С.М. Яковлева, является комплексным психическим образованием, чья целостность отражает единство когнитивного и аффективного компонентов. То есть речь идет об определенном классе высказываний (удовлетворяющих какому-либо условию) - оценочных суждениях о правилах и нормах поведения. Нравственные суждения включают в свою структуру нравственое оценочное отношение к той или иной ситуации, поступку.

Под нравственными суждениями понимаются идеи о правильном и неправильном поведении, которые требуют выполнения одних действий и запрещают другие. Нравственные нормы и правила определяют социально одобряемые способы поведения личности ребенка в разнообразных ситуациях. Нравственная культура отдельно взятой личности определяет особенности взаимоотношений этой личности с другими.

Таким образом, овладев нравственными нормами, ребенок способен сделать правильный моральный выбор не на словах, а в действии.

Единству воспитания нравственного сознания и поведения А.С. Макаренко придавал большое значение, считая, что детей следует вооружить теорией морали. Вместе с тем он утверждал, что воспитание привычки правильного поведения гораздо более трудное дело, чем воспитание сознания.

Воспитание нравственного поведения – это формирование нравственных поступков и нравственных привычек. Поступок характеризует отношение человека к окружающей действительности. Чтобы вызвать нравственные поступки, надо создать соответствующие условия, определенным образом организовать жизнь воспитанников.

Нравственное воспитание дошкольников осуществляется в самых различных сферах их жизни и деятельности. Ребенок испытывает нравственное влияние в семье, в кругу сверстников, на улице. Часто это влияние не бывает адекватным требованиям морали.

Систематическое, целенаправленное формирование высоконравственной личности происходит в организованном детском коллективе. В дошкольных учреждениях осуществляется специальная воспитательная работа, направленная на всестороннее развитие личности. Подготавливая подрастающее поколение к жизни, труду, воспитатели учат ребят быть скромными, честными, принципиальными, учат любить Родину, уметь трудиться, сочетать в себе чуткость и заботливое отношение к людям.

Все эти и другие моральные качества характеризуют нравственно воспитанного человека, без формирования которого невозможно представить всесторонне развитую личность.

Дошкольный возраст отличается повышенной восприимчивостью к социальным воздействиям. Дошкольник, впитывает в себя все: способы общения, поведения, отношения, используя для этого собственные наблюдения, эмпирические выводы и умозаключения, подражание взрослым. И двигаясь путем проб и ошибок, он может, в конце концов, овладеть элементарными нормами жизни и поведения в человеческом обществе.

Цели нравственного воспитания дошкольников можно сформулировать следующим образом – формирование определенного набора нравственных качеств, а именно: гуманности, трудолюбия, патриотизма, гражданственности, коллективизма.

Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Задачи нравственного воспитания делятся на две группы:

1. в первую группу входят задачи механизма нравственного воспитания:

формирование представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и преимуществах овладения им;

воспитание нравственных чувств, привычек, норм;

овладение практикой поведения.

2. вторая группа задач нравственного воспитания отражает потребности общества в людях, обладающих конкретными, сегодня востребуемыми качествами.

В настоящее время, люди стремятся создать правовое общество с высокой культурой отношений между людьми, которые будут определяться социальной справедливостью, совестью и дисциплинированностью. Такое общество обуславливает необходимость нравственной воспитанности каждого. Нравственность в обществе поддерживается силой общественного мнения, выражением общественной оценки моральных и аморальных поступков личности. Большое значение в нравственном развитии личности имеет ее собственное отношение к совершаемым действиям и поступкам, к соблюдению установленных в обществе моральных требований – надо, чтобы сама личность стремилась быть нравственной, чтобы она соблюдала моральные нормы и правила в силу собственного внутреннего влечения и глубокого понимания их необходимости.

По итогам анализа и сравнения приведенных выше понятий можно сделать вывод о том, что они неотъемлемо связаны между собой. В них идет речь о формировании определенных ценностей и нравственных качеств личности ребенка.

Т.Б. Лихачев определяет нравственные качества как психические новообразования, которые возникают в результате взаимодействия ребенка с миром в системе общественных отношений.

Нравственные качества – это совокупность принятых и хорошо усвоенных личностью моральных норм, принципов и правил, которые под влиянием возникших гуманных чувств, применяются добровольно и правильно.

Прочность, устойчивость нравственных качеств зависят от того, как они сформировались, какой механизм был положен в основу педагогического воздействия.

Т. А. Куликова, С. А. Козлова справедливо утверждают, что для формирования любого нравственного качества важно, чтобы оно проходило осознанно. Поэтому нужны знания, на основе которых у ребенка будут складываться представления о сущности нравственного качества, о его необходимости и о преимуществах овладения им. У ребенка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т. е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества.

Появление мотива влечет за собой отношение к качеству, которое, в свою очередь, формирует социальные чувства. Чувства придают процессу формирования личностно значимую окраску и потому влияют на прочность складывающегося качества. Однако знания и чувства порождают потребность в их практической реализации – в поступках, поведении. Поступки и поведение берут на себя функцию обратной связи, позволяющей проверить и подтвердить прочность формируемого качества.

Механизм нравственного воспитания можно описать так:

(Знания и представления) + (Мотивы) + (Чувства и отношения) + (Навыки и привычки) + (Поступки и поведение) = = Нравственное качество.
Данный механизм имеет объективный характер. Он проявляется всегда, при формировании любого (нравственного или безнравственного) качества личности. Главная особенность механизма нравственного воспитания заключается в отсутствии принципа взаимозаменяемости. Это значит, что каждый компонент механизма важен и не может быть ни исключен, ни заменен другим.

При этом действие механизма носит гибкий характер: последовательность компонентов может меняться в зависимости от особенности качества (его сложности и т. п.) и от возраста объекта воспитания. В дошкольном детстве формируется чувство ответственности за совершаемые поступки, поэтому в этом возрасте впервые появляются «ябеды».

Формирование нравственного воспитания у детей происходит под воздействием объективных условий жизни, обучения и воспитания, в процессе различной деятельности, усвоения общечеловеческой культуры и будет эффективно осуществляться, как целостный процесс педагогической, соответствующей нормам общечеловеческой морали, организации всей жизни ребенка с учетом их возрастных и индивидуальных особенностей, поэтому воспитательная работа должна включать в себя нравственные идеи и осуществляться в разнообразных и эффективных формах, содержательно и при должной эмоциональной насыщенности.

Таким образом, для успешного формирования нравственных представлений и поступков необходимо:

полное понимание сущности нравственного воспитания как психолого-педагогического процесса;

знание «механизмов» формирования нравственности;

Решающее значение для нравственного воспитания имеет положительный нравственный опыт, для накопления которого необходимо общение и совместная деятельность детей. Но опыт лишь тогда приведет к цели, когда поведение будет осуществляться по высоким мотивам.

Нравственные отношения, представления, поступки, которые формируются у дошкольников, закрепляются или несколько видоизменяются в свободное время. Это может быть коллективная игра или совместный труд, но все разрозненные, порой противоречивые факты, полученные из разных источников, должны быть объединены в сознании ребенка и стать основой для формирования нравственных представлений. Решение этой задачи происходит в процессе различных упражнений, бесед, игр, занятий на нравственную тему. В конце обычно выводится нравственное правило, соблюдение которого нужно требовать от всех ребят.

Сложность процесса формирования личности состоит в том, что воспитательные воздействия перерабатываются ребенком с учетом имеющегося у него опыта, его психических особенностей. При одинаковых воспитательных воздействиях развитие личности может протекать по- разному. Поэтому проведение воспитательных мероприятий еще не гарантирует нравственного развития ребенка.

1.2. Возрастные особенности нравственного [ЕЮК2] воспитания детей 4-5 лет

Специфической особенностью нравственного воспитания является то, что его нельзя обособить в какой-то специальный воспитательный процесс (Н.И. Болдырев). Формирование морального облика протекает в процессе все многогранной деятельности детей (играх, учебе), в тех разнообразных отношениях, в которые они вступают в различных ситуациях со своими сверстниками, с детьми моложе себя и с взрослыми. Тем не менее, нравственное воспитание является целенаправленным процессом, предполагающим определенную систему содержания, форм, методов и приемов педагогических действий.

В воспитании ребенка с первых лет жизни большое место занимает формирование нравственных чувств. В процессе общения со взрослыми воспитывается чувство привязанности и любви к ним, желание поступать в соответствии с их указаниями, делать им приятное, воздерживаться от поступков, огорчающих близких людей. Ребенок испытывает волнение, видя огорчение или недовольство его шалостью, оплошностью, радуется улыбке в ответ на свой положительный поступок, испытывает удовольствие от одобрения близких ему людей.

Эмоциональная отзывчивость становится основой формирования у него нравственных чувств: удовлетворения от хороших поступков, одобрения взрослых, стыда, огорчения, неприятных переживаний от своего плохого поступка, от замечания, недовольства взрослого.

В дошкольном детстве формируются также отзывчивость, сочувствие, доброта, радость за других. Чувства побуждают детей к активным действиям: помочь, проявить заботу, внимание, успокоить, порадовать.

В возрасте 4-5 лет нравственные чувства становятся более осознанными. У детей формируются чувство любви к родному краю, чувства уважения и признательности к трудящимся людям.

В старшем дошкольном возрасте на основе формирующихся нравственных чувств воспитывается чувство собственного достоинства, зачатки чувства долга, справедливости, уважения к людям, а также ответственности за порученное дело.

Особое значение приобретает воспитание патриотических чувств: любви к родному краю, Родине, уважение к людям других национальностей. Особенностью детей дошкольного возраста является ярко выраженная способность к подражанию.

В то же время недостаточно развитая произвольность поведения, неумение контролировать свои действия, осознавать их нравственное содержание могут приводить к нежелательным поступкам. Эти обстоятельства делают первостепенной задачу формирования нравственных навыков поведения, перерастающих в процессе накопления опыта в нравственные привычки.

Воспитатель формирует у детей разнообразные навыки поведения, отражающие уважение ко взрослым, положительное отношение к сверстникам, бережное отношение к вещам, которые, превращаясь в привычки, становятся нормой поведения: привычка здороваться и прощаться, благодарить за услугу, класть любую вещь на место, культурно вести себя в общественных местах, вежливо обращаться с просьбой.

В возрасте 4-5 лет продолжают формироваться привычки культурного общения со взрослыми, сверстниками, привычки говорить правду, соблюдать чистоту, порядок, выполнять полезную деятельность, привычка к трудовому усилию.

Перед педагогом стоит задача развития у детей нравственных представлений, на основе которых формируются мотивы поведения. На конкретных примерах он разъясняет, как следует поступать. Такие конкретные разъяснения помогают детям постепенно осознавать общие моральные понятия (добрый, вежливый, справедливый, скромный, заботливый и др.), которые в силу конкретности мышления не сразу могут быть поняты ими.

Воспитатель заботится о том, чтобы дети понимали суть моральных понятий, соотносили с ними конкретное содержание своих и чужих поступков. Этим самым предупреждается появление формальных знаний, когда дети имеют общие представления о том, как следует поступать, но не могут руководствоваться ими в ситуациях, складывающихся в повседневной жизни в обществе сверстников.

Сформированные нравственные представления служат основой развития мотивов поведения, которые побуждают детей к тем или иным поступкам. Именно анализ мотивов поступков позволяет педагогу проникнуть в суть поведения ребенка, понять причину того или иного его поступка и выбрать наиболее подходящий способ воздействия.

Детский сад формирует у детей определенные нормы поведения, в которых отражается отношение к взрослым, сверстникам, общественному достоянию, к собственной деятельности, обязанностям, проявляется культура поведения. Этими нормами поведения дети овладевают, усваивая ряд правил, регулирующих их разнообразные отношения с людьми.

Правила в силу своей конкретности становятся доступными для понимания детей, усваиваются ими в процессе разнообразной деятельности и взаимоотношений с окружающими, переходят в навыки и привычки поведения.

Очень важно с раннего детства формировать у детей уважительное отношение к взрослым. С первых лет жизни ребенок вступает в определенные отношения со взрослыми: родителями, близкими членами семьи, которые окружают его любовью, лаской, заботой, создавая атмосферу тепла, защищенности, доброжелательности.

С поступлением в детский сад круг отношений ребенка со взрослыми расширяется. Дети вступают в отношения с воспитателем, няней, медицинской сестрой и другими сотрудниками. И потому с самого начала необходимо формировать у них правильные способы обращения к взрослым, формы проявления уважения к ним, которые были бы основаны на привязанности, чувстве уважения и доверия, послушании (желании слушать старших, охотно выполнять их просьбы, предложения, проявлять предупредительность, стремление порадовать взрослого своим поступком и др.).

Таким образом, у детей появляются новые черты во взаимоотношениях с взрослыми и сверстниками: дети активно проявляют интерес к содержательному общению с взрослыми. Авторитет взрослого, его оценочное суждение продолжают играть серьезную роль в поведении, растущая самостоятельность и осознанность поведения приводят к развитию способности руководствоваться в поступках усвоенными нравственными нормами. Возникают внутренние «этические инстанции», которые начинают определять поступки дошкольника. Дети проявляют активное стремление к общению со сверстниками в разных видах деятельности, в результате, которого формируется «детское общество». Это создает определенные предпосылки для воспитания коллективных взаимоотношений.

Содержательное общение со сверстниками становится важным фактором полноценного формирования личности дошкольника. В коллективной деятельности (игре, труде, общении) дети осваивают умения коллективного планирования, учатся согласовывать свои действия, справедливо разрешать споры, добиваться общих результатов. Все это способствует накоплению морального опыта. Наряду с игровой и трудовой деятельностью существенную роль в нравственном воспитании дошкольников играет непосредственно образовательная деятельность, где они осваивают правила учебного поведения, у них формируются целенаправленность, ответственность, волевые качества.

Возникают начальные формы положительных взаимоотношений: умение проявить отзывчивость (пожалеть плачущего сверстника, порадовать игрушкой), доброжелательность, желание играть и заниматься вместе. Воспитатель поощряет совместную деятельность детей (катание на санках, игру в мяч, постройку домика из кубиков и т.п.).

У детей в возрасте 4-5 лет воспитываются приветливость, умение сопереживать, сочувствовать товарищу, желание поделиться, уступить, порадовать. Становятся более сложными нормы поведения в совместной деятельности: дети договариваются о совместном пользовании игрушкой, без длительных споров распределяют роли в игре, помогают друг другу в общем труде и т. д.

Жизнь в детском саду создает много ситуаций, в которых возможно воспитание дружеских взаимоотношений между детьми. Задача педагога состоит в том, чтобы, используя эти ситуации, побуждать детей к поступкам, отражающим нормы поведения в коллективе.

Большое место в воспитательной работе занимает формирование у детей норм поведения в общественных местах, и прежде всего в самом детском саду.

В этих нормах проявляется уважение к окружающим: умение учитывать состояние других людей, считаться с ним, занимаясь своей деятельностью, не мешать окружающим. Уже в младших группах воспитатель учит детей проходить по коридору, не мешая работе взрослых (врача, заведующей), одеваться спокойно, без крика, чтобы не помешать занимающийся детям, и т. д.

Воспитатель учит детей правильно вести себя в общественном транспорте, на улице, в парке. Например, знакомит их с такими правилами: играя в сквере, не мешать тем, кто там отдыхает; находясь в городском транспорте, соблюдать тишину, уступать место пожилым людям и т. д.

В детском саду у детей воспитывается бережное отношение к вещам. Оно включает в себя формирование представлений о том, что каждая вещь является результатом труда, и поэтому небрежное обращение с ней может свидетельствовать о неуважительном отношении к людям труда.

Нормы отношения к вещам включают в себя умение пользоваться ими по назначению, всегда класть на место, не быть равнодушным, если обнаружишь брошенную или оставленную не на месте вещь (игрушку, книгу), в случае обнаружения поломки обратиться за помощью к взрослому, попытаться исправить, починить.

Старших дошкольников часто привлекают к уборке групповой комнаты, участка с целью накопления опыта ухода за игрушками, пособиями и т. п. У детей формируется умение поддерживать порядок, нетерпимое отношение к любому его нарушению. Воспитывая их бережливыми, педагог вместе с тем предупреждает проявление скупости, жадности, стремления беречь только свое, небрежно относясь к чужому.

В дошкольном возрасте дети усваивают нормы поведения, отражающие положительное отношение к труду. У младших дошкольников это должно проявляться в охотном выполнении элементарных трудовых поручений, интересе к труду окружающих. Дети рано начинают подражать умелым действиям взрослых, принимать участие в их труде, хотя их возможности очень ограниченны. Так, они охотно помогают при сервировке стола, рады выполнить просьбу принести или подать какой-либо предмет, подержать инструмент и т. п.

Педагог воспитывает у детей бережное отношение к природе. Он приучает малышей ходить только по дорожкам, не затаптывая газон и не срывая цветущих растений, собирать опавшие листья; учит их замечать изменения в жизни природы, видеть ее красоту, бережно относиться ко всему живому.

Особое внимание педагог уделяет тому, чтобы в группе сохранялась атмосфера доброжелательности, разнообразной и активной содержательной деятельности детей. Это воспитывает у детей стремление к постоянной занятости, организует их жизнь, положительно отражается на формировании у них дисциплины и культуры поведения.

Поведение детей в детском саду регулируется правилами, соответствующими моральными нормами нашего общества. В силу конкретности мышления дошкольнику доступны лишь такие правила, которые предполагают определенные, конкретные поступки. Все правила, которые даются детям, должны быть сформулированы четко, доступно для их понимания, в форме указаний, а не запретов.

Следует помнить, что каждое новое правило требует времени для его усвоения детьми. Воспитатель разъясняет им правило, обучает его выполнению, напоминает о нем, предупреждая возможные нарушения. Опыт поведения, соответствующий правилам, формируется у детей при условии организации упражнений в их выполнении. На это указал еще А.С. Макаренко, заметивший, что между знанием, как поступать, и привычным поведением есть маленькая канавка, которую надо заполнить опытом.

Организуя опыт поведения детей, соответствующий принятым правилам, важно обеспечить единство педагогических требований. Недопустимо такое положение, когда один воспитатель постоянно требует от детей точного и своевременного выполнения правил, добивается осознания необходимости поступать в соответствии с ними, а другой уделяет этому недостаточное внимание. В этом случае возникает опасность формирования у детей умения приспосабливаться к особенностям взрослых.

Правила поведения вводятся постепенно, ибо дошкольники не могут запомнить одновременно несколько требований и регулировать в соответствии с ними, свои поступки.

Таким образом, начало нравственного воспитания личности должно быть положено как можно раньше, в младшем дошкольном возрасте, с учётом возрастных особенностей и условий общественного и семейного воспитания, и продолжено в возрасте 4-5 лет с применением технологии использования сказки.

В п. 1.2 должна появится мысль что, в 4-5 лет закладываются основы нравственных суждений. Это связано с развитием речи, логики мышления, способности к анализу и оценки ситуации. Как это происходит? Надо добавить! Нашла этот текст а 1.3 и перенесла сюда.

Таким образом, в возрасте 4-5 лет происходит интенсивный процесс освоения ребенком способов поведения и отношений в окружающем социуме. Влияние социума многогранно. Отделить правильное от неправильного, хорошее от плохого – очень непростая задача для ребенка-дошкольника. В силу недостаточно сформированного опыта жизни в обществе главным способом социализации, нравственного развития является подражание взрослому. Ребенок эмоционально реагирует на его действия, поступки, которые выступают в качестве образцов поведения. Оценки взрослых воспринимаются безоговорочно. Именно опыт общения с взрослым порождает развитие у ребенка стремления к регуляции своих отношений с окружающим социальным миром, овладение способности к эмоционально-оценочным и моральным суждениям.

Глубокое переживание нравственного чувства неразрывно со способностью нравственного суждения, т.е. с нравственной оценкой окружающих явлений и поступков. А.К. Дремов нравственную оценку определяет, как оценку, «основанную на определенных нравственных принципах, на глубоком понимании сущности нравственного, которое предполагает анализ, возможность доказательства, аргументации». Сравним с определением Д.Б. Лихачева. «Нравственное суждение - доказательная, обоснованная оценка явлений общественной жизни».

На наш взгляд, эти определения аналогичны. Таким образом, одна из составных этой задачи - сформировать такие качества ребенка, которые позволили бы ему дать самостоятельную с учетом возрастных возможностей, критическую оценку любому поведению, высказать суждение по поводу него и своего собственного психического состояния.

С.А. Миронова утверждает, что постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о взаимоотношениях людей).

Формированию нравственных суждений, по мнению Е.А. Земской, присуща динамика, выражающаяся в наличии стадий. В старшем дошкольном возрасте отмечены следующие стадии:

общее, малодетализированное рассмотрение нравственных поступков, когда в качестве нравственного значимого критерия оценки выбирается либо отдельный поступок, либо - общее эмоциональное отношение к объекту, совершившего тот или иной поступок;

в нравственном суждении на первое место выходят его аналитические функции, личные предпочтения и учет многих признаков;

детальное рассмотрение поведения и поступков соединяется с тем эмоционально-значимым фоном, который выделяется перципиентом при суждении о нем.

Чем более осознанно начинает ребенок воспринимать окружающее, тем глубже, устойчивее и содержательнее становятся нравственные чувства. Постепенно дети приобретают способность к элементарным нравственным суждениям (о явлениях жизни, о предметах, созданных человеком, о поступках, совершаемых людьми).

 

1.3. Художественная литература как средство формирования нравственных суждений детей 4-5 лет

Как отмечает Е.О. Смирнова, средством нравственного воспитания может быть вся та атмосфера, в которой живет ребенок: атмосфера может быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью или жестокостью, безнравственностью. А. Меренков под средствами нравственного воспитания дошкольников подразумевает собственную деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность.

Таким образом, средства нравственного воспитания – это комплекс разнообразных форм, методов или приемов, наглядных пособий, действие которых направлено на становление у детей самых важных моральных качеств, общей духовной культуры. Средства нравственного воспитания дошкольников можно объединить в несколько групп (Рис. 1).

Основные средства нравственного воспитания
Окружающая обстановка
Общение со взрослыми и сверстникам
Художественные средства
Природа
Собственная деятельность

Рисунок 1. Средства нравственного[ЕЮК3] воспитания

Средством нравственного воспитания дошкольников является природа. Природа дает возможность вызывать у детей гуманные чувства, желание заботиться о тех, кто слабее, кто нуждается в помощи, защищать их, способствует формированию у ребенка уверенности в себе. Воздействие природы на нравственную сферу личности детей многогранно и при соответствующей педагогической организации становится значимым средством воспитания чувств и поведения (С.Н. Николаева, Л.Г. Нисканен, В.Г. Фокина, В.Д. Сыч).

Средством нравственного воспитания дошкольников является собственная деятельность детей: игра, труд, учение, художественная деятельность. Каждый вид деятельности имеет свою специфику, выполняя функцию средства воспитания, но данное средство – деятельность как таковая – необходимо прежде всего при воспитании практики нравственного поведения. Повседневная деятельность дошкольников – обучение, игра, детское творчество, труд – имеет свои особенности как функция нравственного воспитания. У нее большое практическое значение, так как она позволяет оценить влияние нравственного воздействия на ребенка в процессе его общения с другими детьми и со взрослыми.

Особое место в этой группе средств отводится общению, которое может также являться средством нравственного воспитания, если его вслед за психологами (М.И. Лисина, А.Г. Рузская) считать видом деятельности. Общение как средство нравственного воспитания лучше всего выполняет задачи корректировки представлений о морали и воспитании чувств и отношений.

Окружение (семья, педагоги, воспитатели, сверстники)



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: