Филимоновской игрушки»
Цель:
- способствовать эстетическому воспитанию школьников средствами народного искусства;
- закрепить знания геометрического орнамента на Филимоновской игрушке
Планируемые достижения:
Предметные:
- представление о народном промысле – глиняная Филимоновская игрушка (Тульская область);
- умение видеть форму, цвет, декор игрушки и передавать единство этих качеств в рисунках и объёмных работах;
- умение выполнять вариации орнаментальных композиций на основе филимоновской росписи;
Метапредметные(УУД):
· Умение эстетически подходить к любому виду деятельности;
· Моделирование.
Оборудование для учителя:
- цветные иллюстрации с изображением филимоновских игрушек игрушек, открытки;
- таблицы с элементами узоров филимоновской росписи;
Для учащихся:
- рисунки, иллюстрации с изображением филимоновских игрушек
- таблицы с элементами узоров филимоновской росписи;
· краски гуашь;
· палитры, стаканчики непроливайки, салфетки, кисточки.
ПЛАН УРОКА
I. Подведение к цели урока.
Прослушивание песни музыкальной композиции «Народные промыслы»
Подведение к цели урока.
II. Освоение нового материала.
Беседа о традиционных орнаментах Филимоновской игрушки.
- Почему эти игрушки называют Филимоновские? (По месту их рождения - они из деревни Филимоново). В самом сердце России, недалеко от старинного города Одоева, Тульской области, на высоком берегу реки Упы стоит деревня Филимоново.
Филимоновской игрушке более 700 лет. Об истории создания филимоновской игрушки почти ничего неизвестно. Местные жители на вопрос об ее происхождении, отвечают, что игрушки у них в деревне делают испокон веков. Существует красивая легенда о гончаре Филимоне. Считается, что именно он и дал начало истории филимоновской игрушки.
|
В деревеньке Анастасова монастыря люди беднёхонько жили – земли здесь были мало плодородными, какой хлеб посеют, всё хилый урождался, потому что кругом глина была, да на диво всем разноцветная. Только в местных лесах грибов да ягод много было, да речка Упа люд местный рыбкой отменной баловала, на всех хватало. Тем и жили люди те. Появился однажды в тех местах мужик беглый, Филимоном его кликали. Остерегались поначалу люди-то его, чужак все-таки. А он и взаправду странным оказался. Чудак – глину месить начал. Вымажется в ней – всей деревне на посмешище. Только из глины-то той он горшки делал, как потом оказалось, махотки разные и ещё безделушки, чтобы ребятишек тешить. А поделки-то его нужными оказались для воды, для молока и квасу разного. Работу свою он стал на ярмарку в Одоев носить. Всё нарасхват, да ещё просят: «Приноси», да «Приноси свистульки свои, мил человек». Люди ему за это деньги давали. Так на эти деньги Филимон хоромы себе новые справил. Тут мужики местные стали к беглому похаживать да рукоделием его интересоваться. Вся деревня заразилась таким ремеслом – и стар и млад. Зажила деревня, прославилась в округе, особенно игрушками-свистульками. Только не из лёгких дело это оказалось. Ведь глина-то особая нужна, чтобы игрушки-то справить – синика называется. Игрушечный промысел всегда считался исключительно женским промыслом, потому что более тяжелой работой, а это производство горшков и другой посуды, в Филимоново занимались мужчины. Керамическая посуда выполняла разнообразные функции – умывальные, кадушки для хранения молока, плошки для приготовления пищи, горшки для хранения соли, крупы, миски, сосуды для питья. Это все были глиняные изделия. Этим занимались мужчины. А женщины занимались игрушкой. Жители окрестных деревень прозвали их «свистулечницами», потому что игрушки делались со свистками.
|
– Понравилась вам, ребята, легенда? А Филимоновская игрушка?
Постановка художественной задачи (выбор орнамента и цветовые решения для росписи глиняных игрушек)
- Какая характерная отличительная особенность у Филимоновской игрушки? (Филимоновская игрушка – вытянутые линии, длинное туловище и коротенькие ножки – все это отличительные черты данного вида промысла.
- Какие элементы геометрического орнамента использовали мастера? (причудливые полоски, точки, линии)
- Какие цвета брали для росписи игрушек? (желтые, лиловые, зеленые, реже синие и фиолетовые)
- Видите, как по-разному в узорах расположены элементы относительно друг друга:
Животные и птицы всегда расписываются по определенной схеме: поперек туловища и шеи идут, чередуясь, разноцветные полоски, и только голова окрашивается одним цветом, чаще зеленым или красным. В раскраске человеческих фигурок – барынь или толстоногих кавалеров – меньше всего уделяется внимание лицам: зеленые, черные или синие мазки и точки, изображающие брови и глаза. Малиновые штрихи – рот. Главное – наряд: яркая малиновая кофта, длинная шляпка, две-три цветные каемки на тульи шляпки и вороте платья и пестрая, вся покрытая небрежно, лихо написанными узорами, юбка – в глазах рябит, как солнышко. Штрихи, веточки, звездочки, розетки, овальные листики, пятна, иногда разделенные полосами, иногда в веселом беспорядке разбросаны по фону.