Японский язык и письменность




Средневековая Япония

 

Конечно, по сравнению с той же Грецией, Япония куда меньше известна в мире своими древними памятниками искусства. Однако и им никак нельзя отказать в красоте и самобытности. Правда, об искусстве древней Японии долгое время ничего не было известно. Только в начале XX века археологи обнаружили в различных областях страны памятники II — I тысячелетия до нашей" эры. Это в первую очередь прекрасные по исполнению асимметричные сосуды, вылепленные из голубой, розоватой и серой глины и украшенные рельефными узорами в виде верёвки, отчего и сами сосуды, и весь этот период прозвали дзёмом, то есть «верёвка».

Вполне возможно, что эти сосуды служили для жертвоприношений.
Позже в древних японских могилах начали появляться глиняные статуи людей — поющие женщины, суровые, закованные в военные доспехи воины, звери. По верованиям японцев, эти статуи заменяли покойникам их слуг.

Любопытно, что по древнему японскому закону храмы для поклонения богам строились ровно на 20 лет. Затем возле старого храма возводился новый, а старый разрушался. Благодаря этому, сегодня легко представить, какими были в древности эти сооружения, но с другой стороны, до нас дошли более поздние памятники. Строились храмы из ценных пород дерева, например, кипариса Простые по форме, с высокими двускатными крышами из прессованной соломы или коры сосны, они возводились на столбах и окружались обходной галереей.

С конца VI века в Японии начали строить буддийские храмы и высокие, многоярусные башни — пагоды. Наиболее известные из них — храм Хорюдзи, Золотой храм около древней столицы Нара.

В VIII веке был построен храм Тодайдзи — самое большое деревянное здание в мире. Внутри него находится огромная отлитая из бронзы статуя Будды.

IX — X века характерны для Японии тем, что в это
время появляется здесь светская живопись. Ямато-э - как называли её японцы. На шёлке и бумаге яркими красками с добавлением золота рисовали художники пейзажи, придворные сцены. Иногда они иллюстрировали знаменитые романы своих современников.
Картины в форме горизонтальных свитков — эмакимоно рассматривались на столе, а вертикальные свитки — какимоно украшали стены парадных комнат.
В XII — XIV веках в буддийских монастырях монахи-художники уже рисовали картины тушью. Интересны работы Тоба Сёдзо, который на длинных свитках рассказывал о проделках лягушек, зайцев и обезьян, под видом которых высмеял алчность и глупость некоторых своих собратьев.

Художник Тойо Ода, или Сзссю, прославился своими пейзажными работами. Особенно известны его картины «Зимний пейзаж», «Четыре времени года», «Осень».
В это же время в японской живописи появляется парадный портрет. Яркий представитель этого жанра -Фудзивара Таканобу. Особенно известен его портрет военачальника-правителя Минамото Ёримото.

Появились и скульптурные портреты, которые изображали не буддийских божеств, а монахов, сидящих или стоящих в глубоком раздумье.

XV веке появились дворцы и павильоны, окружённые садами, которые своей красотой и оригинальностью прославились на весь мир. Камни, водоёмы, деревья редких пород и цветущие кусты благодаря искусству художников воспринимались как высокие скалы, озёра и рощи. В таких садах строились хижины, в которых проходили беседы о поэзии и искусстве, а также производились буддийские обряды чаепития — тяною — чайные церемонии. Один из самых известных таких павильонов — Золотой павильон в Киото, построенный в XV веке.

XVI веке, не без влияния Европы, в Японии начали строиться мощные замки-крепости с высокими башнями на каменных основаниях.

А с XVII века появляются цветные японские гравюры, которые в большом количестве печатаются с деревянных досок на тонкой бумаге и которые тоже пользуются признанием во всём мире. Герои гравюр — актёры и гейши, влюблённые пары и ремесленники за работой. Среди самых известных мастеров этого жанра — Утама-ро, Хокусаи, Хиросиге, Сяраку.

Всемирную известность получили и знаменитые керамические изделия Японии, а также изделия из чёрного и золотого лака, фарфора, резьба из слоновой кости, вышивка, бронзовые фигуры и вазы.

Культура Японии

Культура Японии сложилась в результате исторического процесса, начавшегося с переселения предков японского народа на японский архипелаг с материка и зарождения культуры периода Дзёмон. Современная японская культура испытала сильное влияние стран Азии (в особенности Китая и Кореи), Европы и Северной Америки.

Одной из особенностей японской культуры является её долгое развитие в период полной изоляции страны (политика сакоку) от всего остального мира в период правления сёгуната Токугавы, длившейся до середины XIX века — начала периода Мэйдзи.

На культуру и менталитет японцев большое влияние оказало изолированное территориальное положение страны, географические и климатические особенности, а также особые природные явления (частые землетрясения и тайфуны), что выразилось в своеобразном отношении японцев к природе как к живому созданию. Умение восхищаться сиюминутной красотой природы, как особенность национального характера японца, нашло выражение во многих видах искусств Японии.

История культуры Японии

Дзёмон (10 тыс. лет до н. э. — 300 до н. э.) — первые образцы керамики, украшения и женские фигурки догу

Яёй (300 до н. э. — 300 н. э.) — переход к земледелию, поливное рисоводство, изделия из бронзы и железа, колокола дотаку

Ямато:

— Кофун (IV века н. э. — VI век н. э.) — распространение культуры курганов, скульптуры ханива, зарождение древнего синтоизма и связанных с ним культов
— Асука (593—710) — заимствование образцов китайской культуры, реформы Тайка, создание кодексов законов

Нара (710—794) — проникновение в страну конфуцианства, даосизма и буддизма, создание литературных произведений «Кодзики», «Нихон Сёки», «Манъёсю», «Кайфусо»

Хэйан (794—1185) — начало использования слоговых азбук хираганы и катаканы, строительство святилища Ицукусима, создание «Повести о Гэндзи», возникновение стиля в живописи ямато-э

Камакура (1185—1333) — формирование самурайского сословия

Муромати (1333—1568) — возникновение театра но

— Сэнгоку Дзидай (1467—1568) — проникновение в страну христианства

Адзути-Момояма (1568—1600)

Эдо (1600—1868) — установление диктатуры Токугава, политика сакоку, подавление христианства и падение сёгуната, зарождение театра кабуки и стиля укиё-э

Мэйдзи (1868—1912) — конец периода самоизоляции, начало капиталистического пути развития, зарождение японского кинематографа

Тайсё (1912—1926)

Сёва (1926—1989)

Японский язык и письменность

Японский язык всегда был важной составляющей японской культуры. Преобладающая часть населения страны разговаривает на японском языке. Японский является агглютинативным языком и характеризуется сложной системой написания, состоящей из трёх различных типов знаков — китайские символы кандзи, слоговые азбуки хирагана и катакана.

Самая древняя известная форма японского языка носит название старояпонский язык, она сложилась путём заимствования китайской письменности и системы иероглифов и использовалась вплоть до начала периода Хэйан. В процессе дальнейшего развития японского языка, называемого затем классическим японским языком или поздним старояпонским, были добавлены новые способы письма — две слоговые азбуки хирагана и катакана, что привело к существенному развитию японского литературного языка и бурному расцвету японской литературы.

В современном японском языке довольно высокий процент занимают слова, заимствованные из других языков (так называемые гайрайго). Японские имена записываются с помощью кандзи, состоят из фамилии и имени, фамилия указывается вначале.

Японский язык считается одним из самых сложных для изучения. Для транслитерации японских иероглифов используются различные системы, наиболее распространёнными являются ромадзи (латинская транслитерация) и система Поливанова (запись японских слов кириллицей). Некоторые слова в русском языке были заимствованы из японского языка, например, цунами, суши, караоке, самурай и т. д.

Литература

Долгое время японская литература испытывала влияние Китая, литературные произведения также создавались на китайском языке.

Первыми письменными памятниками считаются собрание японских мифов и легенд «Кодзики» («Записи о деяниях древности») и историческая хроника «Нихон сёки» («Записанные кистью анналы Японии» или «Нихонги» — «Анналы Японии»), созданные во время периода Нара (VII — VIII веках). Оба произведения были написаны на китайском языке, но с изменениями для передачи японских имён богов и других слов. В этот же период были созданы поэтические антологии «Манъёсю» («Собрание мириад листьев», 759) и «Кайфусо» (751).

Японская мистическая проза XVII—XIX веков

Свод законов Тайхорё

«Повесть о Гэндзи» (Мурасаки Сикибу)

Широко известны и за пределами Японии виды поэтических форм хайку, вака («японская песня») и разновидность последней танка («короткая песня»).



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: