Девять кругов ада по Данте




Данте Алигьери «Божественная комедия»

 

 

Выполнила студентка 1-го курса НБоо 15-02

Попова Тамара

Преподаватель права и истории художественной культуры

Вишневский В. Г.

 

 

2015 г.


Оглавление:

1.Введение. 2

2. Жизнь и деятельность Данте. 3

3. «Божественная комедия». 3

4. Девять кругов ада по Данте. 4

5. Заключение. 8

6. Список использованной литературы.. 10

 

 

Введение

В конце ХIII–начале ХIV в. в Италии выступает великий поэт Данте Алигьери.

Ф.Энгельс писал о нём в предисловии к итальянскому изданию «Манифеста Коммунистической партии»: «Конец феодального средневековья, начало современной капиталистической эры отмечены колоссальной фигурой. Это – итальянец Данте, последний поэт средневековья и вместе с тем первый поэт нового времени.

Глубоко злободневным было величайшее творение Данте «Божественная комедия», которую В.Г. Белинский назвал «истинной илиадой средних веков»; по словам великого русского критика, поэма Данте выразила собой «всю глубину духовной жизни своего времени, в свойственных этой жизни и этому времени формах». В «Божественной комедии» как и в других своих более ранних произведениях, Данте еще влачит тяжелый груз теологических образов и представлений, завещанных ему средними веками. Вместе с тем он уже обнаруживает замечательно острое чувство жизни и огромную силу критической мысли, которые делают его первым подлинно великим поэтом нового времени. С большим уважением относится он к античной культуре, вскоре ставшей знаменем гуманистов. Он ценит в человеке пытливый дух, на которые в средние века взирали как на один из самых тяжких грехов. Его манит мир земных человеческих чувств и страстей. При этом, о чем бы он ни повествовал, Данте никогда не бывает безучастным наблюдателем совершающихся событий. Он страшно ненавидит пороки своего времени. Он всегда готов обрушиться на тех, из-за кого, по его мнению, страдает Италия, раздираемая вечными междоусобиями. У него на все свой определенный взгляд. Он беспощадный судья и пламенный трибун. Он презирает малодушие, обличает измену и своекорыстие чувств.

Замечательно политическое мастерство Данте – его сжатый, чеканный стиль, его умение скупыми средствами создавать очень рельефные, незабываемые образы. Особенно примечательны в этом отношении образы «Ада», «начертанные гением сурового Данте» (В.Г.Белинский. Сочинения Александра Пушкина, ст.II)

 

Жизнь и деятельность Данте

 

Данте Алигьери (1265–1321) происходил из обедневшей дворянской семьи. Он получил прекрасное по тому времени образование в богословском духе, однако был хорошо знаком и с античной литературой, особенно с творчеством Вергилия, который стал его любимым писателем.

Буржуазное развитие Италии настоятельно выдвигало задачу объединения страны. На этой почве происходила ожесточённая борьба двух партий: гвельфов – поборников объединения под властью римского папы и гибеллионов – сторонников германского императора. Данте Алигьери по традиции своей семьи состоял в партии гвельфов. В 1300 г. она раскололась на так называемых «чёрных» и «белых» (названия по цвету гербов двух семейств). В 1302 г. Данте был приговорён к изгнанию и больше не возвращается в родной город. В последние годы жизни Данте скитается по разным городам Северной Италии.

 

Божественная комедия»

 

"Божественную комедию" Данте писал почти четырнадцать лет. Слово "божественная" почитатели прибавили после смерти автора. Для Данте это была комедия, соединяющая возвышенное с обыденным и тривиальным. Кроме того, "Божественная комедия" - священная поэма, повествующая об откровениях неземного бытия.

 

Данте преследовал поучительные цели и писал произведение не только этическое и религиозное, но и ученое. Призрачные научные построения Данте оказались емкими и способными вместить в себя удивительное душевное своеобразие. Поэтому вместе с тем "Божественная комедия" - это и очень личное произведение, в котором идет речь о вечной любви.

Данте творчески чувствовал органическое единство мира. Ощущение всего мироздания как живой целостности позволило Данте взглянуть на мир, для него нет разницы между "маленькой" и "великой" Флоренцией. Для поэта "бездушный лик" природы и мир человека едины и крепко связаны друг с другом.

Зло, поднимающееся из глухих тайников души, - это то самое зло, которое подтачивает изнутри прекрасный центр божественного плода - Вселенной. Лихоимец, по мнению Данте, виновен так же, как и насильник и развратник, которые отступают от путей и указаний природы.

По мере того как жизненный опыт открывал перед Данте отвратительную картину падения человека, для него становилась все более отчетливой необходимость спасения мира. И поэт хотел оповестить всех о грозящей беде и бил тревогу, раскрывая перед всеми свою хорошо продуманную и строго рассчитанную картину и систему мирских и человеческих дел.

Девять кругов ада по Данте

"Божественная комедия" состоит из трех частей: "Ада", "Чистилища" и "Рая". Данте любознательно и пытливо изучал проблемы естествознания, охватил своим пониманием все формы физического мира и соединил эти интересы с самыми бесстрашными полетами фантазии. "Божественную комедию" он построил как роман приключений, действие которого развивается в неведомых странах.

 

Данте очень точно описывает все мелочи и подробности пути. Изменения почвы, спуски, лестницы, скалы, тропинки и проходы обрисованы автором так, что у читателя не остается сомнения в реальности изображаемого.

 

В первом круге ада нет мук, а есть только тихая грусть и вздохи. Тут - души добродетельных нехристиан и некрещеных младенцев, героев Древней Греции и Рима. Здесь в светлом, уютном месте Данте встречает величественные тени Гомера, Овидия, Горация, Лукана, тут постоянно живет и дух Вергилия. Данте размещает здесь вместе с героями Троянской войны и Юлием Цезарем дух султана Саладина, который воевал с крестоносцами.

 

Настоящий ад начинается со второго круга, в котором вихрь гонит души повинных в сладострастии. Здесь, в пятой песне, один из самых трогательных моментов мировой поэзии - история несчастной любви Паоло и Франчески. И хотя Данте как христианин должен был осудить любовников, все повествование проникнуто сочувствием, которое невозможно выразить.

 

Сочувствует Данте и чревоугоднику Чакко, который находится в смрадном болоте под холодным дождем в следующем, третьем круге. Именно Чакко предсказывает Дантё его будущее изгнание. Следующие четвертый и пятый круг (скупцы и расточители, гневные) пройдены вроде бы успешно.

 

Зато перед шестым кругом - огненным городом, где начинается глубинный ад, в котором караются самые страшные грешники, Данте и его проводнику приходится остановиться. Только посланец с неба приходит на помощь и раскрывает перед ними ворота. Здесь, в шестом кругу ада, - еретики.

 

В трех самых нижних кругах наказывается насилие. В седьмом круге Ада - насилие над ближним и над его достоянием (тираны, убийцы, разбойники), над собою (самоубийцы и моты), над божеством (богохульники), над естеством (содомиты), над естеством и искусством (лихоимцы). В восьмом - обманувшие недоверившихся (сводники и обольстители, льстецы). В девятом - обманувшие доверившихся (предатели родных, родины и единомышленников, друзей и сотрапезников, благодетелей, величества божеского и человеческого).

 

Поскольку обманывать способны только сознательные существа, то эти грехи - более тяжелые, чем насилие. Сюда Данте помещает и продажных пап. И, наконец, в глубине девятого круга мучаются трое самых позорных, по мнению Данте, предателей - Юда и Брут с Кассием, убившие Цезаря.

 

Читатели вместе с Данте вступили в преддверие "Ада", где караются столь ненавистные ему "нерешительные", не примкнувшие ни к одной из партий, и увидели, как они несутся вслед за знаменем - нагие, мучимые мухами и осами/обливаясь кровью и слезами, которыми у их ног питаются отвратительные черви.

 

И читатели ни на минуту не остаются в неведении относительно всех ужасов и чудес, открывающихся перед нашими глазами. Мы вместе с автором проходим через тесный и смрадный "Ад", озаренный багровым заревом города Данте, видим там пленительную Франческу, узнаем подробности мучений, видим злобные игры адских служителей, слышим, какая мука уготована ненавистному Бонифацию, как терзается в центре Джудекки гигантский Люцифер. Ненависть, скорбь, негодование и гордое упорство в грехе - вот господствующая атмосфера, в которой разворачиваются отдельные сцены и картины.

 

Но все-таки верится, что и сегодня, когда многие потеряли прямую дорогу, выйти из "темной чащи" недоверия и сомнений поможет гармоничность мира великого Данте, где властвует "любовь, которая водит солнце и другие звезды".

 

 


Заключение

Самое впечатляющее описание ада для последователей христианства дано в бессмертной «Божественной комедии» Данте Алигьери. Ад, по описанию Данте, находится в огромной глубокой воронке, дно которой достигает центра земли. На стенках воронки расположены девять ярусов, девять кругов ада, в каждом из которых томятся грешники определенного рода.В принципе, представления о загробной жизни были раньше и есть сейчас у различных народов и религий. Многое совпадает, но и кое-что отличается. Данте написал, по истине, величайшее произведение. С какой страстью и точностью Данте передал всю глубину адских мук и райского наслаждения. Особенно в той частье, где он описывает виды преступлений (грехов) и наказания за эти преступления.

Поэма Данте принятая народом, для которого она была написана, стала своеобразным барометром итальянского народного самосознания: интерес к Данте то возрастал, то падал соответственно колебаниям этого самосознания. Особенным успехом «Божественная комедия» пользовалась в ХIХ в., в годы национально-освободительного движения, когда Данте начали превозносить как поэта-изгнанника, мужественного борца за дело объединения Италии, видевшего в исскустве могучее орудие борьбы за лучшее будущее человечества. Такое отношение к Данте разделяли Маркс и Энгельс, причислявшие его к величайшим классикам мировой литературы. Пушкин относил поэму Данте к числу шедевров мирового искусства, в которых «план обширный объемлется творческою мыслию».

Народность великой поэмы Данте сознавалась уже его современниками, в том числе и теми, которые не считали эту черту достоинством «Божественной комедии». Так, ученый-филолог из Болоньи Джованни дель Верджилио упрекал Данте в том, что он пользуется для своей ученой поэмы народным языком и «мечет бисер перед свиньями». Он рекомендовал Данте перейти на латинский язык, который обеспечил бы его поэме достойных и компетентных ценителей. Но Данте пренебрег этим советом, потому что он хотел быть понятым самым широким кругом читателей.

Итальянский народ понял и оценил поэму Данте раньше и правильнее ученых людей. Он окружил легендами величавый образ автора «Божественной комедии» уже при его жизни.

Свою «Божественную комедию» он написал не на латыни, а на живом народном языке и тем самым создал новый итальянский литературный язык. В основу его легло тосканское наречие, на котором говорили во Флоренции – на родине Данте. За создание литературы на народном языке Данте ратует и в своих философских произведениях. Он называет такую литературу «ячменным хлебом, которым насытятся тысячи».

Тотчас после его смерти появляются комментарии и подражания. Уже в 15 в. терцины «Комедиии» распевались на площадях. Одновременно начинаются и публичные толкования поэмы. Первым комментатором, читавшим публичные лекции о Данте, был Бокаччо. Он создал традицию, сохранившуюся в Италии по сей день.

Список использованной литературы

 

1. История зарубежной литературы. Средние века и Возрождение: Учеб. Для филол. спец. вузов / М.П.Алексеев, В.М.Жирмунский, С.С.Мокульский, А.А.Смирнов; - 4-е изд., испр. и доп. – М.: Высш.шк.,1987.– 415с.2. Русская литература ХХ века в зеркале критики: Хрестоматия: уч.пособие для вузов. – М.: Academia; С- Пб.: Из-во СпбГУ, 2003 – 656с.3. История всемирной литературы. В 9 томах. /отв. Редактор И.А. Бернштейн: Том 3-4. - М.: Наука, 1991г – 830с.4. Пурищев Б.И. Зар. лит-ра средних веков.5. Данте. Боккачо. Бомарше. Беранже. Золя – С-Пт.: ЛИО Редактор, 1994 – 336с.


Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2018-10-25 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: