(анкета Лаврентьевой Г. П., Титаренко Т. М.)
Положительный ответ на каждое утверждение оценивается в 1 балл.
1. Временами кажется, что в него вселился злой дух.
2. Он не может промолчать, когда чем-то недоволен.
3. Когда кто-то причиняет ему зло, он обязательно старается отплатить тем же.
4. Иногда ему без всякой причины хочется выругаться.
5. Бывает, что он с удовольствием ломает игрушки, что-то разбивает, потрошит.
6. Иногда он так настаивает на чем-то, что окружающие теряют терпение.
7. Он не прочь подразнить животных.
8. Переспорить его трудно.
9. Очень сердится, когда ему кажется, что кто-то над ним подшучивает.
10. Иногда у него вспыхивает желание сделать что-то плохое, шокирующее окружающих.
11. В ответ на обычные распоряжения стремится сделать все наоборот.
12. Часто не по возрасту ворчлив.
13. Воспринимает себя как самостоятельного и решительного.
14. Любит быть первым, командовать, подчинять себе других.
15. Неудачи вызывают у него сильное раздражение, желание найти виноватых.
16. Легко ссорится, вступает в драку.
17. Старается общаться с младшими и физически более слабыми.
18. У него нередки приступы мрачной раздражительности.
19. Не считается со сверстниками, не уступает, не делится.
20. Уверен, что любое задание выполнит лучше всех.
Высокая агрессивность – 15–20 баллов.
Средняя агрессивность – 7–14 баллов.
Низкая агрессивность – 1–6 баллов.
Рекомендации взрослым по работе над агрессивным поведением детей
Правило1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия не опасна и объяснима, целесообразно "не замечать" реакцию ребёнка, выражать понимание его чувств: "Я понимаю, что тебе обидно. Ты злишься потому, что устал". Переключите внимание ребёнка на что-то другое.
|
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребёнка.
В момент агрессии спокойно и твёрдо опишите поведение ребёнка: "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);"Ты злишься?" (констатирующий вопрос); "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты показываешь мне силу?" (раскрытие мотивов); "Мне не нравится, когдакто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств).
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Часто агрессия связана с желанием вызвать гнев взрослого. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность партнёрских отношений. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию. Ваша нестандартная реакция уладит проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры. Выслушивайте молча, предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве; шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера").
ü Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
ü Дома разрешите бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, писать слова, которые хочется высказать в гневе.
ü Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.Также можно громко попеть или покричать под музыку.
ü Придумайте свой “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, к нему можно подойти и высказаться, покричать в него.
|
ü Перенаправьте агрессивную энергию в творчество или спорт.
Рекомендации взрослым по работе над агрессивным поведением детей
Правило1. Игнорируйте незначительную агрессию.
Когда агрессия не опасна и объяснима, целесообразно "не замечать" реакцию ребёнка, выражать понимание его чувств: "Я понимаю, что тебе обидно. Ты злишься потому, что устал". Переключите внимание ребёнка на что-то другое.
Правило 2. Акцентируйте внимание на поступках, а не на личности ребёнка.
В момент агрессии спокойно и твёрдо опишите поведение ребёнка: "Ты ведёшь себя агрессивно" (констатация факта);"Ты злишься?" (констатирующий вопрос); "Ты хочешь меня обидеть?", "Ты показываешь мне силу?" (раскрытие мотивов); "Мне не нравится, когда кто-то громко кричит" (раскрытие собственных чувств).
Правило 3. Контролируйте собственные негативные эмоции.
Часто агрессия связана с желанием вызвать гнев взрослого. Если взрослые попадаются на эту "удочку" – они теряют свой авторитет в глазах детей и возможность партнёрских отношений. Взрослый должен проявить усилия, чтобы снизить напряжение и агрессию. Ваша нестандартная реакция уладит проблемную ситуацию лучше, чем угрозы и физические меры. Выслушивайте молча, предоставьте ребёнку возможность успокоиться в одиночестве; шутите ("Ты сейчас выглядишь круче Шварценегера").
ü Дайте ребенку совет: в момент раздражения, прежде чем что-то сказать или сделать, несколько раз глубоко вдохнуть или сосчитать до десяти.
ü Дома разрешите бить ногами и руками специальную подушку, рвать газету, комкать бумагу, бегать вокруг дома, писать слова, которые хочется высказать в гневе.
ü Пусть ребенок останется один в комнате и выскажет все, что накопилось, в адрес того, кто его разозлил.Также можно громко попеть или покричать под музыку.
ü Придумайте свой “Мешочек для криков”: когда закипает гнев, к нему можно подойти и высказаться, покричать в него.
ü Перенаправьте агрессивную энергию в творчество или спорт.