Актуальность проблемы в организации современной развивающей среды не подлежит сомнению.На данный моментвсё программно-методическое обеспечение детского сада иразвивающая предметно- пространственная среда ДОУ ориентированы на традиционный подход, который не может в полном объёме удовлетворить требования ФГОС к образовательному процессу: не отражает интеграцию областей, имеет слабовыраженный развивающий характер, во взаимодействии с детьми воспитатель занимает преимущественно доминирующую роль. На современном этапе идёт активное внедрение в дошкольное образование инновационных технологий, требующих специального оснащения (методического и материально- технического). В свою очередь происходящие изменения в дошкольном образовании, появление более эффективных методик, требуют от современного педагога новых умений и навыков. Кадровый ресурс детского сада представлен преимущественно педагогами среднего возраста и старше, необходима адаптация к этим изменениям в том числе и к организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.С этой целью необходимо разработать и реализовать план курсовой переподготовки педагогов, модернизировать методическую службу по организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.В период перехода от, ныне действующей, программы к реализации новой, возникает необходимость обновленияразвивающей предметно- пространственной среды ДОУв соответствии с ФГОС.
В соответствии с ФГОС и общеобразовательной программой ДОУ развивающая предметно-пространственная среда создается педагогами для развития индивидуальности каждого ребенка с учетом его возможностей, уровня активности и интересов.
Для выполнения этой задачи РППС должна быть:
· содержательно-насыщенной – включать средства обучения (в том числе технические), материалы (в том числе расходные), инвентарь, игровое, спортивное и оздоровительное оборудование, которые позволяют обеспечить игровую, познавательную, исследовательскую и творческую активность всех категорий детей, экспериментирование с материалами, доступными детям; двигательную активность, в том числе развитие крупной и мелкой моторики, участие в подвижных играх и соревнованиях; эмоциональное благополучие детей во взаимодействии с предметно- пространственным окружением; возможность самовыражения детей;
· трансформируемой – обеспечивать возможность изменений РППС в зависимости от образовательной ситуации, в том числе меняющихся интересов и возможностей детей;
· полифункциональной – обеспечивать возможность разнообразного использования составляющих РППС (например, детской мебели, матов, мягких модулей, ширм, в том числе природных материалов) в разных видах детской активности;
· доступной – обеспечивать свободный доступ воспитанников (в том числе детей с ограниченными возможностями здоровья) к играм, игрушкам, материалам, пособиям, обеспечивающим все основные виды детской активности;
· безопасной – все элементы РППС должны соответствовать требованиям по обеспечению надежности и безопасность их использования, такими как санитарно- эпидемиологические правила и нормативы и правила пожарной безопасности.
Определяя наполняемость РППС, следует помнить о концептуальной целостности образовательного процесса. Для реализации содержания каждого из направлений развития и образования детей ФГОС определяет пять образовательных областей – социально-коммуникативное развитие, познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие и физическое развитие.
Построение развивающей предметно- пространственной среды ДОУ – это внешние условия педагогического процесса, позволяющие организовать самостоятельную деятельность ребенка, направленную на его саморазвитие под наблюдение взрослого.
Развивающая предметно-пространственная среда дошкольного образовательногопроцесса (РППС ДОУ): часть образовательной среды, представленная специально организованным пространством, материалами, оборудованием и инвентарем, для развития детей дошкольного возраста в соответствии с особенностями каждого возрастного этапа, охраны и укрепления их здоровья, учёта особенностей и коррекции недостатков их развития. (п. п.1.1, 1.4, 1.6, 3.3, 3.6 ФГОС ДО)
Цель проекта: Организация развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
Основные задачи проекта:
1. Создать условия для введения и реализации ФГОС дошкольного образованиясредствомиразвивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
2. Организовать материально-техническое, программно-методическое и информационное сопровождение для реализации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
3.Разработать организационно - управленческие решения, регулирующие реализацию введения развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
4.Повысить конкурентоспособность учреждения путем организаций развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
5.Повышать качество сотрудничества и партнёрского взаимодействия с родителями воспитанников по организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ
Организация предметно-развивающей среды является одним из условий построения образовательного пространства ДОУ и реализуется по основным направлениям:
· Создание предметно – развивающей среды, соответствующей требованиям ФГОС к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного образования в группах детского сада
· Создание инфраструктуры развивающей предметно- пространственной среды ДОУ для всестороннего развития ребенка по четырем основным направлениям
· Создание информационно-просветительского поля, способствующего эффективному вовлечению родителей в процесс образования и воспитания
Любую систему можно рассматривать как некое устройство. Чтобы устройство функционировало, нужно наладить четкую, правильную работу механизмов, обеспечивающих его работу, учесть все их особенности и предусмотреть, предупредить все возможные сбои. Если система - это устройство, то механизмы – это принципы, обеспечивающие его бесперебойную работу, упорядочивающие его деятельность.
Принцип – от латинского «начало» – руководящее положение, основание для какой – либо деятельности. Совокупность принципов – некое основание, обеспечивающее внутреннее единство требований, полноту их содержания; и наличие этой совокупности, системы принципов объясняет ясную внутреннюю обязательность
Принципы конструирования развивающей предметно- пространственной среды ДОУ, соответствующей федеральным государственным стандартам, основаны на психолого-педагогической концепции современного дошкольного образования, которая сводится к созданию социальной ситуации развития ребенка.
1.Принцип вариативности - конкретные варианты среды, разрабатываемые педагогами, не отходя от стержневого проекта предметно-развивающей среды для:
• разных типов образовательных организаций,
• содержания образовательных программ,
• региональных культурных традиций,
• специфики воспитательно-образовательных задач
2. Принцип целостности образовательного процесса- наполняемость развивающей предметно- пространственной среды ДОУ должна соответствовать основным четырем направлениям развития ребенка: физическому, социально-коммуникативное, познавательному,речевому и художественно- эстетическому.
3. Гендерный принцип- обеспечение развивающей предметно- пространственной среды ДОУ как общим, так и специфичным предметным окружением для девочек и мальчиков в равной степени.
4. Принцип учета возрастных особенностей- в качестве ориентиров для подбора материалов и оборудования должны выступать общие закономерности развития ребенка на каждом возрастном этапе.
5. Принцип опережающего развития- наполнение развивающей предметно- пространственной среды ДОУ определяется с учетом возрастных особенностей, но, кроме них, необходимо включать материалы и оборудование (приблизительно 15%), ориентированных на детей более старшего возраста (не более чем на год), т.к. дети различаются по уровню своего развития
6. Принцип интеграции- материалы и оборудование для одной образовательной области, могут использоваться и в ходе реализации другой образовательной области.
7. Принцип информативности- разнообразие тематики материалов и оборудования, разнообразие предметного окружения и активности детей во взаимодействии с ним. Возможность проявить свой опыт
Этапы реализации проекта:
2014-2015 г.г. Организационно-подготовительный этап (создание условий для реализации проекта )
2015-2016 г.г. Развивающий этап (преобразование и коррекция существующей системы работы)
2016-2018 годы/Аналитико-информационный этап / (мониторинг и аналитическая оценка качественных и количественных изменений, произошедших в учреждении).
План организации развивающей предметно- пространственной среды
Направления работы | Система мероприятий | срок | ответственный | |
Организационно-подготовительный этап /2015 год/ | ||||
Анализ содержания разделов образовательной программы. Анализ состояния существующего оснащения РППС ДОУ и отбор мультимедийного обеспечения. | - Мониторинговые исследования степени удовлетворенности качеством и количеством существующей методической поддержки педагогов ДОУ Мониторинговые исследования степени удовлетворенности качеством и количеством существующего оснащения РППС ДОУ | Заведующий Старший воспитатель | ||
Формирование концепции решения и требований к РППС | -совершенствование нормативно-правовой базы ДОУ в соответствии с действующим законодательством и ФГОС - разработка совместных планов, проектов | Заведующий Старший воспитатель | ||
Создание условий для повышения квалификации педагогов в области образовательных информационных технологии Определение объема расходов на подготовку и внедрение ФГОС ДОУ. | --повышение квалификации педагогов для эффективного использования РППС - разработка комплекса методических мероприятий по обучению педагогов образовательным информационным технологиям интерактивным технологиям · - техническую поддержку сайта ДОУ; · --комплектование методической библиотеки ДОУ: · обновление программного обеспечения оборудования ·, обновление лицензионной антивирусной защиты персональных компьютеров · оборудование сенсорной комнаты; оборудование соляной пещеры; спортивное оборудование и инвентарь; · оборудование студии мультипликации; · оборудование музеев · оборудование фонтанов в холлах · обеспечение индивидуальных развивающих технологий специальным оборудованием, пособиями, средствами: - методическими комплектами; · - 2 интерактивных доски, · 2 проекторов, · 2 кронштейна для проекторов в группы для детей старшего дошкольного возраста; · -- детские ноутбуки для решения интерактивных образовательных задач; · - мультимедийные образовательные пособия · - замену монофункционального игрового оборудования в группах на многофункциональное (мобильные модули), приобретение оборудования для внутригрупповых · приобретение детской мебели для организации спокойной и рабочей зон (игровые организаторы); · замена мягкой детской мебели другой, соответствующей санитарно-гигиеническим требованиям; · обеспечение спортивной площадки и физкультурного зала специальным стандартным и нестандартным оборудованием по физическому развитию и инвентарем; · оборудование для уличного оснащения · участков · автогородка · тропы здоровья · огорода | 2015-2016 | Заведующий Старший воспитатель | |
Развивающий (обновленческий) этап /2016-2018 годы/ | ||||
Комплектование методической библиотеки по РППС ДОУ Опробовать механизмы использования на занятиях с дошкольниками. -Разработка и реализация методического комплекта РППС ДОУ по всем возрастным группам и образовательным областям; Образовательные информационные технологии Интерактивные технологии Создать технологию оперативной диагностики на основе интерактивных технологии Обновление программного оборудования . | - Создание необходимых методических и дидактических материалов (информационный банк) для проведения развивающих занятий -Разработка и реализация совместных планов, проектов . · Для обеспечения творческой, изобразительной и проектной деятельности детей · Для поддержки познавательной деятельности и исследования окружающего мира · Для поддержки музыкального воспитания · Для поддержки развития элементарных математических представлений · Для поддержки развития речи · Для поддержки двигательной активности · Мультимедийная техника · Аппаратное обеспечение · Развивающие игровые комплексы · Специализированное программное обеспечение · Электронные образовательные ресурсы · Образовательное программное обеспечение · Методическое обеспечение • Многопользовательская интерактивная доска •Интерактивный планшет •Интерактивный стол Педагогическая диагностика Быстрая оценка индивидуального развития. Индивидуализация образования Оптимизации работы с группой детей · оборудование сенсорной комнаты · оборудование соляной пещеры; · спортивное оборудование и инвентарь; · оборудование студии мультипликации; · оборудование музеев · оборудование фонтанов в холлах · обеспечение индивидуальных развивающих технологий специальным оборудованием, · оборудование для уличного оснащения · участков · автогородка · тропы здоровья · огорода | 2015-2018 | Заведующий Старший воспитатель Все педагоги ДОУ | |
Разработка рекомендаций для педагогов по применению РППС в воспитательно-образовательной работе Разработка рекомендаций для родителей по дальнейшему использованию РППС в домашних условиях, | · Консультации, · Выступления на педсоветах · Круглые столы · Проектная деятельность · -Выступления на родительских собраниях · -круглые столы · -проектная деятельность | 2016-2018 | Заведующий Старший воспитатель | |
Транслирование передового опыта семейного воспитания | публикации на информационных стендах и сайте ДОО | |||
Создание презентивного имиджа ДОО (рекламная деятельность) | -обновление стендов по информированию родителей по применению РППС в воспитательно-образовательной работе -Дни открытых дверей (экскурсия по детскому саду встречи со специалистами просмотр открытых занятий; досугов). -Издание буклета по применению РППС в воспитательно-образовательной работе - Выпуск газеты детского сада - Презентация проектов по применению РППС в воспитательно-образовательной работе -Информационные сообщения в СМИ о РППС в воспитательно-образовательной работе -Поддержка сайта ДОО | постоянно | Заведующий Старший воспитатель | |
Аналитико-информационный этап /2019 год/ | ||||
Оценка эффективности и совершенствование инновационной модели РППС ДОУ | · - Анализ эффективности использования РППС для развития познавательного интереса, познавательной активности, формирования знаний и представлений, уровня развития ребенка · внесение необходимых коррективов | ежегодно | Заведующий Ст. воспитатель | |
Мониторинг престижности дошкольного образовательного учреждения среди родителей с детьми дошкольного возраста | Мониторинговые исследования по применению РППС в воспитательно-образовательной работе (анкетирование, опросы на сайте ДОО) | Заведующий Ст. воспитатель | ||
Поддерживание положительного имиджа детского сада, | -Обобщение перспективного педагогического опыта по РППС в воспитательно-образовательной работе - транслирования передового педагогического опыта сотрудников ДОУ | 2017-2018 | Заведующий Ст. воспитатель | |
. Ожидаемые результаты:
1. Модернизация деятельности ДОУ в развивающей предметно- пространственной среды ДОУ (образовательной, научно- методической, управленческой, административно-хозяйственной, финансово- экономической) в соответствии с ФГОС ДО.
2. Соответствие обеспеченности предметно-развивающей среды, образовательного процесса, учебно-методической библиотеки детского сада, санитарно-гигиенических условий, материально-технической базы требованиям ФГОС ДО.
3. Эффективная система управления МБДОУ, включающая диагностический контроль и введение системы критериев качества инновационной деятельности,по организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ.
4. Повышенный спрос социума на предоставляемые ДОУ образовательные, коррекционно-развивающие и информационно-просветительские услуги.
5. Интерактивное взаимодействие с родительской общественностью, инициативное участие семей в жизни учреждения, по организации развивающей предметно- пространственной среды ДОУ