Международные отношения в межвоенный период




Урегулирование территориально-политических вопросов на Парижской мирной конференции. Окончание Первой мировой войны стало прологом к радикальной перестройке системы международных отношений и политической карты мира. 18 января 1919 г. в Париже открылась конференция для выработки мирных договоров с Германией и другими побежденными государствами. Ее работа продолжалась до 28 июня 1919 г. В конференции участвовали более тысячи делегатов из 27 государств, поделенных на четыре категории. В первую входили воюющие державы, «имеющие интересы общего характера», – США, Британская империя, Франция, Италия и Япония. Представители этих стран участвовали во всех заседаниях и комиссиях. Вторая категория – воюющие державы, «имеющие интересы частного характера», – Бельгия, Бразилия, британские доминионы и Индия, Греция, Гватемала, Гаити, Геджас, Гондурас, Китай, Куба, Либерия, Никарагуа, Панама, Польша, Португалия, Румыния, Сербия, Таиланд, Чехословацкая республика. В третью категорию вошли державы, находившиеся в состоянии разрыва дипломатических отношений с германской коалицией, – Эквадор, Перу, Боливия и Уругвай. Делегации всех этих стран принимали участие только в тех в заседаниях, где рассматривались непосредственно касающиеся их вопросы. Четвертую категорию составили нейтральные державы и государства, «находящиеся в процессе образования». Их делегации получили возможность «выступать устно или письменно» в тех случаях, когда они «будут приглашаться одной из пяти главных держав, и только на заседаниях, специально посвященных рассмотрению вопросов, прямо их касающихся». Германия, ее союзники и Россия в регламенте не упоминались.

Регламент конференции был разработан до мелочей, включая принципы и методы работы конференции, подробный перечень территориальных, финансовых, экономических, международно-правовых проблем, подлежащих рассмотрению и решению, порядок и очередность прений, состав и полномочия 22 комиссий, предназначенных для предварительного рассмотрения вопросов, а также порядок ведения протоколов, хранения документов, деятельности аккредитованной прессы и т.п. Многие из этих первоначальных предписаний в дальнейшем были нарушены. Ключевую роль в ходе конференции сыграли ее руководящие органы, в составе которых свои интересы отстаивали представители ведущих стран Запада. Первоначально основные вопросы обсуждались в рамках «Совета десяти» (от США – президент Вильсон и статс-секретарь Лансинг, от Франции – премьер-министр Клемансо и министр иностранных дел Пишон, от Великобритании – премьер-министр Ллойд Джордж и министр иностранных дел Бальфур, от Италии – премьер-министр Орландо и министр иностранных дел барон Соннино, от Японии – барон Макино и виконт Шинда). Впоследствии тон задавала «большая тройка» – Жорж Клемансо, избранный председателем конференции, Дэвид Ллойд-Джордж и Вудро Вильсон.

Задачи американской дипломатии на конференции были сформулированы в послании В.Вильсона конгрессу США от 8 января 1918 г. В состав этих так называемых «Четырнадцати пунктов» вошли следующие положения: 1) восстановление Бельгии без каких-либо попыток ограничить ее суверенитет; 2) восстановление бывших оккупированных районов Франции и возмещение ущерба, нанесенного отторжением в 1871 г. Эльзас-Лотарингии; 3) вывод немецких войск с территории России и предоставление возможности для России свободного решения ее судьбы; 4) изменение итальянских границ согласно национальному принципу; 5) предоставление возможности автономного развития для народов Австро-Венгрии; 6) восстановление Румынии, Сербии и Черногории; предоставление Сербии свободного выхода к морю; 7) ограничение оттоманского суверенитета «подлинно турецкими» областями, обеспечение автономии для всех других национальностей, международные гарантии свободного пользования Дарданеллами; 8) создание независимой Польши со свободным выходом к морю; 9) образование Лиги наций, дающей взаимные гарантии политической независимости и территориальной целостности как большим, так и малым государствам; 10) справедливое урегулирование колониальных вопросов; 11) обмен гарантиями по ограничению вооружений; 12) уничтожение («насколько возможно») экономических барьеров; обеспечение равенства в торговле для всех наций; 13) обеспечение свободы морского судоходства; 14) открытое заключение мирных договоров, исключающее в будущем тайные соглашения между нациями.

Во Франции преобладали реваншистские настроения. С парламентских трибун и газетных страниц звучала одна фраза: «Боши заплатят за все» (бошами в годы войны называли немцев). Многие французские политики даже требовали территориального расчленения Германии. Британская дипломатия, напротив, стремилась сохранить единство Германии и не допустить крайнего ослабления ее экономического и военного потенциала. В Германии британские политики видели надежный противовес французскому влиянию на континенте. Одновременно Великобритания активно поддержала идею создания Лиги наций, как организации, способной легитимировать перераспределение колониальных владений. В этом была заинтересована и Франция.

Таким образом, организаторы Парижской конференции заявили о своей готовности создать систему международных отношений, основанную на принципах уважения права наций на самоопределение, экономического, военно-политического и правового равноправия суверенных государств, коллективной дипломатии. В то же время страны Антанты стремились использовать ситуацию для укрепления своих международных позиций и дележа «освободившихся» колониальных владений. Новая международная система изначально разделила мир на победителей и побежденных. Россия и Германия – две ослабленные, но потенциально очень влиятельные державы, оказались в роли изгоев.

Жесткая антироссийская позиция британского и французского правительств сформировалась после заключения русско-германского Брест-Литовского мира. Представители Антанты обвиняли большевиков в предательстве и сепаратизме. Недовольству французов и англичан способствовало и то, что новый советский режим аннулировал все царские долги бывшим союзникам. Красный террор и проповедуемая большевиками идея мировой пролетарской революции убедили многих западных политиков в необходимости международной изоляции большевистского режима. Уже осенью 1918 г. союзники установили блокаду России. В ряд крупных российских портовых городов, в том числе в Мурманск, Одессу, Севастополь, в конце 1918 г. были введены контингенты английских и французских войск. Белое движение на территории России начало получать финансовую и военную поддержку со стороны стран Антанты.

Пути решения «русского вопроса» обсуждались и на Парижской конференции. Основными сторонниками идеи «санитарного кордона» вокруг России являлись верховный главнокомандующий войсками Антанты маршал Ф.Фош и британский военный министр У.Черчилль. Вильсон и Ллойд Джордж выступали за начало конструктивного диалога со всеми политическими силами на территории России. 21 января 1919 г. «Совет десяти» принял решение поручить президенту США обратиться ко всем воюющим в России группам с приглашением прибыть на совещание по вопросу о восстановлении мира в России. Предварительным условием участия на конференции было прекращение военных действий. Впоследствии предполагалось закрепление власти всех российских политических групп на тех территориях, которые они контролировали к моменту прекращения военных действий, и проведение под международным контролем референдумов о выборе формы государственного строя. 22 января 1919 г. в печати появилось соответствующее обращение Вильсона. Представители всех российских «властей» приглашались на Принцевы острова (Мраморное море). Декларативный характер этого обращения, отсутствие точных адресатов и программы, а главное, непримиримость участников гражданской войны в России предопределили невозможность проведения такой конференции. Становилось очевидно, что добиться каких-либо реальных результатов можно лишь на двухсторонних переговорах с большевистским правительством.

В конце февраля 1919 г. в Москву был откомандирован госсекретарь США У.Буллит. Он сформулировал основные принципы, на которых страны Антанты были готовы к урегулированию отношений с новым российским правительством: прекращение военных действий на всех фронтах, сохранение всех правительств на контролируемых ими территориях; распространение международного правового порядка на железные дороги и порты, необходимые для сообщения Советской России с морем; обеспечение подданным союзных держав права свободного въезда в Советскую Россию и полной личной безопасности при условии их невмешательства в политику; амнистия всем политическим заключенным с обеих сторон и полная свобода всем русским, сражавшимся на стороне союзников; восстановление торговых отношений между Советской Россией и внешним; равномерное распределение помощи; присылаемой союзниками, среди «всех классов русского народа»; принятие особого решения по вопросам, связанным с русскими долгами союзникам, вывод всех союзных войск из России. Эти предложения были встречены с пониманием советским руководством. В сущности, большевики были готовы «откупиться» (как выразился нарком иностранных дел Г.Чичерин) от Антанты подобно тому, как это произошло в Брест-Литовске. Однако по возвращении Буллита в Париж никакого решения о продолжении контактов с Москвой принято не было. Более того, страны Антанты начали открыто поддерживать белогвардейские формирования. Причиной резкого изменения их политики в «русском вопросе» стали события в самой России – в Сибири ширилось наступления армии Колчака, а в Москве в марте 1919 г. состоялся первый конгресс Коминтерна, где большевистское руководство заявило о своем курсе на мировую революцию и формирование коммунистического движения в Европе.

Еще более жесткую позицию страны-победители заняли в отношении Германии. 28 июня 1919 г., в годовщину памятного убийства в Сараево, в Зеркальном зале Версальского дворца был подписан мирный договор с Германией. Согласно статье 231 на Германию возлагалась вся ответственность за развязывание Первой мировой войны. Поэтому большая часть условий договора носила репрессивный характер и была призвана за счет «агрессора» компенсировать потери победителей.

По условиям Версальского договора Германия обязывалась провести демилитаризацию Рейнской зоны, а левый берег Рейна занимали оккупационные войска Антанты. Область Эльзас-Лотарингия возвращалась под французский суверенитет. Германия уступала Франции также угольные копи Саарского бассейна, который на 15 лет переходил под управление Лиги наций. По истечении этого срока вопрос о будущем этой области предусматривалось решить путем плебисцита среди ее населения. Были закреплены статус нейтралитета Бельгии, а также переход к ней округов Эйпен, Мальмеди и Морене, полная независимость Люксембурга, который отныне выходил из состава Германского таможенного союза. В Шлезвиг-Гольштейне предстояло организовать плебисцит о дальнейшей судьбе этой территории. Германия обязывалась уважать независимость Австрии в ее новых границах. Тем самым создавалось препятствие для возможного объединения двух национальных немецких государств (аншлюса). Германия также признала независимость Чехословакии, граница которой проходила по линии старой границы между Австро-Венгрией и самой Германией. Признав полную независимость Польши, Германия отказывалась в ее пользу от части Верхней Силезии и Померании, а также от прав на город Данциг (Гданьск), включенный в таможенную границу Польши. Таким образом, с отделением Восточной Пруссии территория Германии оказалась рассечена на две части. Германия отказывалась от всех прав на территорию Мемеля (нынешней Клайпеды), которая в 1923 г. была передана Литве. Германия признавала «независимость всех территорий, входивших в состав бывшей Российской империи к 1.VIII.1914», т.е. к началу первой мировой войны. Она обязывалась также отменить Брестский договор 1918 г. и другие договоры, заключенные с Советским правительством. Германия лишалась всех своих колоний.

Исходя из признания виновности Германии в развязывании войны, в Версальский договор был включен ряд положений, предусматривающих демилитаризацию Германии, в том числе сокращение армии до 100 тыс.чел., запрет новейших видов вооружений и их производства. Договор содержал также другие статьи и положения, ограничивающие суверенитет Германии и регулирующие ее экономические, финансовые, торговые отношения с другими государствами. Уже после окончания работы конференции предстояло определить сумму репарационных выплат Германии. В состав Версальского договора, равно как и всех остальных договоров, подготовленных Парижской конференцией, вошел устав Лиги наций. Однако сама Германия, как виновница войны, в эту международную организацию допущена не была.

Версальский договор был подписан и ратифицирован подавляющим большинством участников мирной конференции. Под договором не поставил свою подпись Китай, выразив свое несогласие с решением вопроса о Шандуньском полуострове (эта территория была некогда арендована Германией, а по условиям Версальского договора передавалась Японии). Сенат США также не ратифицировал договор из-за нежелания вступить в Лигу наций. В 1921 г. был заключен отдельный американо-германский договор, повторяющий все статьи Версальского, но без упоминания Лиги наций.

Наряду с Германией виновниками развязывания мировой войны были объявлены Австрия, Венгрия и Болгария. Мирные договоры, заключенные с ними, носили такой же репрессивный характер.

Сен-Жерменский договор, заключенный между странами Антанты и Австрией в 1919 г., официально узаконивал распад Австро-Венгерской монархии и образование на ее обломках собственно Австрии и ряда новых независимых государств – Венгрии, Чехословакии и Королевства сербов, хорватов и словенцев (которое в 1929 г. было преобразовано в Югославию). Территориальные условия договора касались судьбы тех областей, которые ранее входили в состав «австрийской» части дуалистической монархии Габсбургов (Цислейтании). Согласно договору Богемия, Моравия и Силезия отошли к Чехословакии (часть Тешенского района Силезии впоследствии была передана Польше); Галиция включена в состав Польши; Буковина была присоединена к Румынии; от Венгрии (т.е. из состава бывшей Траслейтании) к Австрии переходил Бургенланд (в 1921 г. часть Бургенланда с г. Шопрон-Эденбург была возвращена Венгрии). Договор предусматривал отторжение от Австрии и всех славянских областей, входивших в состав Цислейтании. Австрия априори признавала независимость и границы новых создаваемых государств – Королевства сербов, хорватов и словенцев, Чехословакии, а также новые границы Болгарии, Греции, Венгрии, Польши, Румынии, в том виде, в котором их установят главные союзные державы. Окончательно вопрос о славянских областях был решен Рапальским договором 1920 г. между Италией и Королевством сербов, хорватов и словенцев. В соответствии с ним Италии отошла почти вся территория Истрии, Триест, острова у Далматинского побережья. В составе КСХС вошли Крайна, Босния и Герцеговина, Далмация. Жителям словенской Каринтии была предоставлена возможность самим определить свою судьбу – по итогам плебисцита 1920 г. этот район вошел в состав Австрии. Несмотря на активные притязания Италии, портовый город Фиуме на границе Истрии и Крайны был объявлен свободным городом. Особая статья Сен-Жерменского договора запрещала Австрии предпринимать без согласия Совета Лиги наций какие-либо действия, способные «прямо или косвенно нарушить ее независимость каким бы то ни было путем», что фактически означало запрещение аншлюса. Военные статьи договора предусматривали демобилизацию австрийских вооруженных сил и сокращение их до 30 тыс.чел.

Нейиский мирный между договор странами Антанты и Болгарией, подписанный 27 ноября 1919 г. в Нейи-сюр-Сен (предместье Парижа), закрепил отторжение от Болгарии территории более 11 тыс. кв. км. К Румынии отошла Южная Добруджа, к КСХС – 4 округа на западной границе Болгарии севернее и южнее Македонии. Граница раздела Македонии между Сербией и Болгарией, установленная Бухарестским договором 1913 г., сохранилась. Но остававшаяся у Болгарии часть Западной Фракии теперь передавалась под юрисдикцию «главных союзных держав» (по Севрскому договору 1920 г. она отошла к Греции). Репарационные обязательства Болгарии были определены в размере 2250 млн. золотых франков с выплатой их в течение 37 лет начиная с 1920 г. Помимо денежных репарационных взносов, на Болгарию возлагались натуральные поставки (реституции). Болгария обязывалась сократить вооруженные силы до 20 тыс.чел. Поскольку страна лишалась прямого выхода к Эгейскому морю, союзные державы обязались гарантировать ей «свободу экономического выхода» к нему.

Трианонский договор (по названию Трианонского дворца Версаля) с Венгрией был подписан лишь 4 июня 1920 г., после разгрома Венгерской Советской республики. В соответствии с ним происходило перераспределение территорий из состава бывшей Траслейтании («венгерской» части империи Габсбургов). К Румынии отошли Трансильвания и восточная часть Баната; к КСХС – Хорватия, Бачка и западная часть Баната; к Чехословакии – Словакия и Закарпатская Украина. Провинция Бургенланд была передана Австрии. Венгрия признавала все границы, установленные мирными договорами Версальской системы, обязывалась сократить армию до 35 тыс.чел., ликвидировать тяжелые вооружения, отменить обязательную воинскую повинность.

Севрский мирный договор, заключенный 10 августа 1920 г. между странами-победительницами и Турцией, узаконил распад и раздел Османской империи. Этот договор фактически был навязан Турции в условиях оккупации войсками Антанты ряда ее стратегически важных районов – Стамбула, зоны Черноморских проливов и Смирны (Измира), а также выступления греческих войск против турецких сил. По условиям договора Восточная Фракия с Адрианополем, европейский берег Дарданелл и весь Галлипольский полуостровов, а также Измир (Смирна) отходили к Греции. Стамбул с узкой полоской земли оставался формально за Турцией с условием, что в случае ее уклонения от соблюдения договора «союзные державы оставляют за собой право изменить предшествующее положение». Зона проливов, номинально остававшаяся в составе турецкой территории, подлежала полной нейтрализации и поступала целиком под контроль международной «Комиссии проливов», получившей право независимо от местной власти осуществлять контроль над водами и побережьем Босфора, Мраморного моря и Дарданелл. Определение границы между Турцией и Арменией предоставлялось третейскому решению президента США. От Турции отделялся Курдистан, для установления границ которого образовывалась англо-франко-итальянская комиссия. Турция лишалась своих владений на Аравийском полуострове и обязывалась признать королевство Хиджаз (с 1932 г. – Саудовская Аравия). По договору Турция отказывалась от своих прав на провинции в Северной Африке и Передней Азии, в том числе признавая протекторат Великобритании над Египтом, Суданом и Кипром, Франции – над Марокко и Тунисом, Италии – над Ливией и Додеканесскими островами. Судьбу Сирии, Ливана, Палестины и Месопотамии должна была решить Лига наций. Для контроля над турецкими финансами и бюджетом страны образовывалась комиссия из представителей Франции, Великобритании и Италии, а также турецкого представителя с совещательным голосом. На Турцию распространялся режим капитуляций (закрепления особых правовых, экономических привилегий за гражданами западных государств). Турецкая армия подлежала полной демобилизации и сокращению до 50 тыс.чел. Таким образом, Севрский договор был наиболее жестким из всех документов, разработанных Парижской конференцией. Он фактически лишал Турцию государственного суверенитета. После победы кемалийской революции и прихода к власти в Турции правительства М.Кемаля Ататюрка часть условий Севрского договора, касающихся внутренних дел Турции, была денонсирована. Отношения с Турцией на более компромиссной основе окончательно урегулировала Лозаннская конференция 1923 г.

 

Оформление Версальско-Вашингтонской системы международных отношений. Созданная в Версале система договоров сформировала основы нового международного порядка. Было провозглашено начало эпохи без войн и насилия. Однако стремление ведущих европейских держав сохранить свое мировое лидерство не соответствовало декларируемым принципам коллективной дипломатии, равноправия народов, права наций на самоопределение. Сохранение империалистического характера международных отношений вступало в противоречие с ростом национально-освободительного и революционно-демократического движения в колониальных и зависимых странах. В самой Европе Версальская система ускорила процесс формирования независимых национальных государств. Вместе с тем новые государственные границы в Европе далеко не всегда учитывали реальное расселение этносов. Многие народы оказались разделены. Были созданы и весьма искусственные многонациональные государства, где сразу же возникли сепаратистские движения. Под влиянием всех этих факторов европейские государства быстро втягивались во взаимные конфликты.

Наибольшие территориальные приобретения в результате решений Парижской конференции получили Румыния и Польша. К Румынии оказались присоединены территории, превосходившие ее довоенные размеры. В 1918 г. Румыния оккупировала и Бессарабию, ранее входившую в состав Российской империи. Ко всем послевоенным экономическим и политическим проблемам Румынии добавился вопрос о положении многочисленных национальных меньшинств, которые составляли теперь более четверти населения страны – венгров, немцев, украинцев, турок. Жителей Бессарабии официальная статистика вообще причислила к румынам. Стремление румынских правящих кругов к созданию «Великой Румынии» создавало постоянную напряженность в отношениях с Венгрией и Советской Россией. Это особенно явно появилось при подавлении Советской республики в Венгрии в 1919 г. Румынские войска не только приняли участие в этой военной акции, но и вопреки протестам союзников в течение трех месяцев оккупировали Будапешт. Целью демарша являлась попытка заставить венгерскую сторону отказаться от сопротивления румынской оккупации нейтральной зоны, разделившей обе страны по решению Парижской конференции.

Сложная обстановка сложилась вокруг Польши. Польша получила из состава бывшей Австро-Венгрии Галицию и Верхнюю Силезию, немецкие земли в Померании с выходом к Балтийскому морю. Но уже в конце 1918 г. украинские войска вошли в Галицию, чтобы провозгласить Западную Украинскую республику со столицей во Львове. После шестимесячных военных действий они были вытеснены польской армией. В январе 1919 г. Польша едва не оказалась в состоянии войны с Чехословакией. Чешские войска вступили на территорию Тешинского округа в Верхней Силезии. Их столкновение с поляками было предотвращено лишь решительным вмешательством стран Антанты. Вскоре возник и конфликт Польши с Советской Россией. Поводом для него послужило заявление польского правительства о необходимости восстановления границы 1772 г. В ответ 5 января 1919 г. советские войска захватили Вильно, но в апреле были выбиты оттуда поляками. Несмотря на то, что широкомасштабных военных действий в последующие месяцы не велось, к ноябрю польские войска уже значительно вторглись на территорию Западной Украины и подошли к Березине. Предложения Верховного Совета союзников, закрепленные в меморандуме министра иностранных дел Великобритании лорда Керзона, о создании советско-польской границы по реке Буг были отвергнуты и польским, и советским правительствами. Развязка наступила весной 1920 г., когда польская армия перешла в наступление. 7 мая поляки захватили Киев, но вскоре были вынуждены отступить. Летом 1920 г. уже советская армия начала развивать наступление в направлении Варшавы. Но и эта операция завершилась провалом. 18 марта 1920 г. был заключен Рижский мирный договор. По его условиям к Польше отошли Западная Украина и Западная Белоруссия. 9 октября 1920 г. польские войска оккупировали и Вильно с прилегающей территорией. Это стало поводом для острого конфликта Польши с Литвой, которой Советская Россия передала Вильно еще в период войны с Польшей. Состояние войны между Литвой и Польшей длилось еще шесть лет, но активные военные действия не велись.

Острый международный кризис возник вокруг Венгрии. 21 марта 1919 г. здесь была провозглашена Советская республика. Новый режим возглавили объединившиеся в одну партию коммунисты и социалисты. Но уже в апреле 1919 г. началась вооруженная интервенция Антанты. На территорию страны вступили французские, югославские, румынские и чешские части. Правительство объявило мобилизацию в революционную Красную армию, которая даже перешла государственную границу и попыталась установить советскую власть в восточной Словакии (16 июня была провозглашена Словацкая Советская республика). Ситуация коренным образом изменилась, когда в ноябре 1918 г. с согласия Антанты сербская армия с юга, чешская – с севера начали наступление вглубь страны. Румынская армия тогда же захватила Трансильванию и всю восточную часть Венгрии до реки Тиса. Будапештское правительство подчинилось требованию Антанты и начало отвод войск. 30 июля румынские войска перешли Тису и начали преследование отступающей венгерской армии. Революционный правительственный Совет в условиях безысходности подал в отставку. 1 августа 1919 г. в Венгрии была восстановлена парламентская республика, а заключенный в 1920 г. Трианонский мирный договор закрепил новые границы страны.

В период разработки Трианонского договора руководство Чехословакии, Румынии и КСХС направило в секретариат Парижской конференции совместный меморандум о необходимости пресечь территориальные притязания Венгрии. На протяжении двух последующих лет этими странами были заключены взаимные союзные договоры, оформившие так называемую «Малую Антанту». Французская дипломатия покровительствовала этой коалиции, видя в ней противовес влиянию Германии, Венгрии и Советской России. С середины 1920-х гг. к «Малой Антанте» тяготела и Польша. Болгария, напротив, так и осталась в числе «неблагонадежных» стран. Заключение Нейиского мирного договора вызвало здесь политический кризис. Царь Борис III был вынужден привлечь к власти представителей левых партий – Болгарского земледельческого народного союза и социалистов. В мае 1920 г. было сформировано правительство БЗНС во главе с Александром Стамболийским. Но при косвенной поддержке стран Антанты в июне 1923 г. в Болгарии был организован военный переворот. Стамболийский был убит, а другие лидеры БЗНС арестованы.

Исключительно тяжелым в послевоенные годы оставалось положение Германии. Последствия военного поражения усугубились потерей колониальных владений и европейских территорий с мощным промышленным потенциалом и сырьевой базой. Немецкая нация оказалась раздроблена. В стране нарастал острейший социально-экономический и политический кризис. Слабые коалиционные правительства начала 1920-х гг. не могли ни открыто выступить против положений Версальского договора, ни остановить нарастающую в стране волну реваншистских настроений. В этих условиях началось обсуждение вопроса о репарациях.

На конференции в Спа в июле 1920 г. Франция добилась выделения ей 52% всех германских выплат. Великобритании было гарантировано 22%, Италии – 10%, Бельгии – 8%. После обсуждения размеров репараций на конференциях в Хайте, Булоне и Брюсселе Франция предъявила Германии счет на сумму 230 млрд. золотых марок. Британская дипломатия выступила против этого требования, превращающего Германию в страну-банкрота. В 1921 г. на Лондонской конференции Франция и Великобритания вынудили Берлин согласиться на сумму 132 млрд. золотых марок, которые подлежали оплате по 2 млрд. марок в год плюс 26% от общей стоимости всего германского экспорта. Отказавшись принять это разорительное решение канцлер Германии К.Ференбах подал в отставку, а его преемник Й.Вирт примирился лишь под угрозой оккупации Рурской области. Но становилось очевидно, что Германия не способна выполнить финансовые обязательства. Франция начала приготовления к возможной новой войне. Помимо формирования «Малой Антанты», французская дипломатия добилась заключения военного союза с Бельгией в сентябре 1920 г. В 1921 г. был заключен и франко-польский союз, дополненный уже в 1924 г. франко-чехословацкой Антантой.

Стремясь не допустить дальнейшее обострение международной обстановки, правящие круги ведущих стран Запада попытались укрепить Версальскую систему новыми договорами. В первую очередь предстояло преодолеть самоизоляцию США. Значительная часть американского общества опасалась втягивания своей страны под эгидой Лиги наций во внутренние европейские конфликты. Несмотря на отчаянные попытки Вильсона спасти свое детище, ратификация Версальского договора в Сенате 19 марта 1920 г. была провалена (49 голосов «за» и 35 «против», что не дало необходимого по конституции большинства в 2/3 голосов). Но, отказавшись от участия в Лиге наций, США не могли остаться в стороне от формирования мирового политического пространства. Примирить их позиции с бывшими союзниками должна была новая конференция, состоявшаяся в Вашингтоне с 12 ноября 1921 г. по 6 февраля 1922 г.

На Вашингтонской конференции американской дипломатии удалось добиться расторжения существовавшего с 1902 г. англо-японского союза и заключения договора о совместной защите США, Великобританией, Францией и Японией их островных владений в Тихом океане. В дополнительном протоколе к «Договору четырех» уточнялось, что понятие «островные владения» применительно к Японии распространяется только на южную часть острова Сахалин, Тайвань, Пескадоры и подмандатные территории (т.е. основная территория страны не являлась объектом внешних обязательств иных держав). В феврале 1922 г. четыре державы объявили Португалии и Нидерландам, что обязуются уважать их права на островные владения в Тихом океане.

«Договор девяти» (США, Великобритании, Франции, Японии, Италии, Бельгии, Голландии, Португалии и Китая) провозглашал принцип уважения суверенитета, территориальной и административной неприкосновенности Китая; содержал обязательства придерживаться принципа «равных возможностей» для торговли и промышленности «всех наций на всей территории Китая». Он предусматривал также возвращение Японией Китаю полуострова Шаньдун, железной дороги Циндао-Цаинань и территории Цзяочжоу. Но японская делегация, продолжая настаивать на своих «специальных интересах» в Китае, отклонила требование Китая о выводе японских войск из Южной Маньчжурии. Наряду с основным «Договором девяти» был подписан трактат, закреплявший таможенное неравноправие Китая в отношении всех европейских держав.

На Вашингтонской конференции также обсуждался вопрос об ограничении морских вооружений. В частности, были определены пропорции для развития военных флотов США, Великобритании, Франции, Италии и Японии (5: 5: 3: 1,75: 1,75), ограничены максимальный тоннаж крупных военных судов, максимальные нормы водоизмещения кораблей и предельный калибр артиллерии. Для остальных классов кораблей, в том числе подводных лодок, ограничения не вводились. Запрещалось сооружение новых военно-морских баз на Тихом океане восточнее 110-го меридиана в.д., за исключением остовов, непосредственно прилегающих к побережью США, Канады, Аляски, зоны Панамского канала, Австралии, Новой Зеландии, Гавайских островов.

Решения Вашингтонской конференции позволили США де-факто признать Версальскую международную систему и получить гарантии от лидеров Лиги наций по вопросам, касающимся национальной безопасности и стратегических интересов в Тихоокеанском регионе. Сложилась единая Версальско-Вашингтонская система международных отношений. В последующие годы американцы уже не стремились к полной изоляции от решения европейских проблем, но подходили к ним сугубо прагматично. Так, например, США сыграли важнейшую роль в переговорах с Австрией и Германией о предоставлении стабилизационных займов этим странам и формированию системы международного контроля за их использованием. А вот от участия в решении территориально-политических проблем в Европе американская дипломатия настойчиво отказывалась.

Одновременно с работой Вашингтонской конференции в Европе готовился новый политический форум. Его целью стало смягчение проблем, связанных с послевоенным статусом Германии и СССР. В это время становилась уже очевидной готовность советского руководства к налаживанию конструктивного диалога с западными державами. В ноябре 1920 г. Ленин заявил: «Мы вступили в новый период, в котором завоевали право на международное существование в окружении капиталистических стран». Прорывом дипломатической изоляции Советской России стал торговый договор с Великобританией, заключенный в 1921 г. Но камнем преткновения оставался финансовый вопрос. Россия, конечно, была избавлена от проблемы репараций, но отказывалась оплачивать «царские долги» – довоенные займы царского правительства.

В январе 1922 г. на Каннской конференции стран Антанты был принят план проведения общеевропейской конференции, к полноправному участию в которой впервые приглашались делегации Советской России и стран, признанных виновниками Первой мировой войны. По замыслу инициаторов такая конференция должна была стать символом новой эры в развитии международных отношений, подведя черту под послевоенным урегулированием и делением европейских стран на победителей и побежденных. Впрочем, советской дипломатии еще до начала конференции удалось нарушить антисоветский политический фронт. В марте 1922 г. в Риге состоялась конференция представителей Латвии, Польши, Эстонии и Советской России. Представители Финляндии присутствовали на конференции в качестве наблюдателей. Участники конференции высказалась за согласованные действия в экономическом восстановлении, укрепление их суверенного статуса и взаимный отказ от территориальных притязаний.

Общеевропейская конференция открылась в Генуе 6 апреля 1922 г. В отличие от Парижской она была проведена совершенно в ином духе, торжественном и праздничном, с многочисленными приемами, банкетами и иными протокольными мероприятиями. Однако ход конференции показал, что ведущие державы Европы пока не сумели отказаться от прежней силовой стратегии. Делались попытки склонить Россию и Германию к выполнению всех обязательств перед странами Антанты. Россия была поставлена перед необходимостью признания всех долгов царского и Временного правительств, принятия на себя ответственности за финансовые обязательства всех «бывших доныне в России властей», возврат всех национализированных предприятий иностранным владельцам. От Германии требовалась неукоснительная выплата репараций в установленных суммах и в установленные сроки. Однако попытки дипломатического нажима провалились. Отказавшись от предлагаемых условий, делегации России и Германии заключили 16 апреля 1922 г. в городе Раппало отдельный договор. По его условиям обе стороны полностью восстанавливали дипломатические и иные отношения, заявляли о готовности решать все спорные вопросы на основе взаимного отказа от претензий. Германия, в частности, признавала факт национализации иностранной собственности на территории России.

Провал Генуэзской конференции был закамуфлирован переносом обсуждения экономических вопросов на «совещание экспертов» в Гааге, которое завершилось также безрезультатно. Говорить с большевиками о «священном институте частной собственности» было бессмысленно, а согласиться с советским предложением «взаимозачесть» российские долги и ущерб от интервенции означало признать сам факт интервенции против суверенного государства. Вывод емко сформулировал председатель французской делегации: «Представители Советов во всех свои<



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-03-24 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: