Пример диагностограммы
Шаг1
Цель: проверка заключения учителя о наличии специфического отставания по математике
Предмет обследования: знания, умения и навыки отстающего ученика.
Выводы: а) общее отставание в учении; б) специфическое отставание в учении.
Способ реализации: исключение альтернативы «а».
Методы: знакомство с оценками в журнале, беседа с ребенком, наблюдение за работой на уроке. Интервьюирование учителя.
Шаг II
Цель: определение специфического отставания по математике.
Выводы: а) тип 1; б) тип 2.
Методы: наблюдение за характером работы ученика на уроках и в группе продленного дня, беседа с родителями о характере работы ученика над домашними заданиями, интервьюирование учителя.
ШагШ
Цель: выяснение причин отставания по типу 1.
Возможные выводы: а) пониженный интерес к мате'- матике; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыду-. щему материалу; в) низкая эффективность учебной деятельности.
Методы: интервьюирование учителя, анализ тетрадей по математике, знакомство с классным журналом, беседа с родителями, наблюдение за учебной работой.
Подтверждение альтернативы «а» — переход к шагу П1-А.
Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе с данными учениками.
Подтверждение альтернативы «в» — переход к шагу 111-Б.
Шаг IV
Цель: выяснить причины отставания по типу 2.
Возможные подходы: а) несформированность знаний, умений и навыков в области математики; б) пробелы в знаниях, умениях и навыках по предыдущему материалу.
Методы: интервьюирование учителя, знакомство с тетрадями ученика по математике, классным журналом, наблюдение за работой ученика на уроках.
|
Подтверждение альтернативы «б» — постановка диагноза и переход к коррекционной работе
Подтверждение альтернативы '<а»> — переход к шагу 1У-А..ит.д.
В психодиагностограмме обязательно указываются и те методические средства (и конкретные методики), с помощью которых этот процесс осущестатяется.
Психодиагностическое исследование обусловлено спецификой возраста обследуемого ребенка, влиянием ведущего вида деятельности, уровнем развития индивидуально-типологических характеристик. Каждый возраст требует своих приемов и методов. Ребенок исследуется в деятельности, общении с учетом специфики программ обучения и воспитания.
Исследование объективируется данными в поведении, успеваемости, реальных отношениях ребенка. В случаях недоразвития (локальное, тотальное) необходимо отдиффе-ренцировать норму от патологии.
Задачи психодиагностического обследования детей и подростков
1. Изучение проявлений отдельных симптомов психического состояния ребенка и личностных свойств в целом; уровня развития психологических функций с учетом возраста и образования.
2. Получение данных о динамике развития, влиянии вида обучения, технологии методов, микросоциального окружения на развитие его перспективы.
3. Исследование характера психического развития, его темпов.
4. Исследование психических новообразований возраста как характеристик качества развития.
Психодиагностика располагает богатым арсеналом малоформализованных (наблюдение, эксперимент, беседа, интервью, анкета, анализ продуктов деятельности, дидактические тесты или тесты учителя) и строго формализованных методов (опросники, психологические тесты).
|
Обоснованный выбор методов, обеспечивающих эффективность психодиагностического исследования определяется:
а) учетом поставленных задач:
б) выявлением особенностей проявления изучаемых психических свойств в процессе деятельности;
в) соотношением различных, взаимодополняющих друг друга методов;
г) валидностью методик, т.е. точным соответствием инструмента исследуемому параметру;
д) получением дополнительной информации при нецелевом использовании других методов;
е) оптимальным подбором количества методов в соответствии с целью, возрастом и условиями;
ж) предъявлением методик с учетом особенностей контакта и в возрастающей степени сложности.
Процедура психодиагностического исследования включает ряд этапов:
1. Подготовка к исследованию, определение целей и задач, подбор методик, их освоение.
2. Беседа с ребенком (подростком), установление положительного эмоционального контакта, формирование мотивации на выполнение заданий.
3. Психодиагностический эксперимент.
Выводы психодиагностического исследования используются как в широком плане (диагноз личности, прогноз развития, использование выявленных особенностей в учебно-воспитательной работе), так и в узком (индивидуальная работа).
Чтобы решение задач взаимодействия с клиентом было корректно, психодиагност должен точно представлять содержание и назначение методик, которыми он пользуется. знать их теоретическое обоснование и критерии надежности, валидности, достоверности. Кроме того, он должен четко ориентироваться в реальной ситуации обследования, чувствовать ответственность за получение, использование и хранение психологической информации всеми участниками ситуации обследования.
|
Практик-диагност должен уметь учитывать конкретные обстоятельства обследования, их влияние на полученные индивидуальные результаты и сопоставлять эти индивидуальные результаты с нормативами.
Итак, • психодиагност-практик работает с конкретной уникальной ситуацией клиента, даже если это ситуация массового обследования. Уникальность ситуации состоит и в том, что каждый раз психолог вступает в новые отношения с заказчиком.
2.3. ПОЛУЧЕНИЕ ПСИХОЛОГИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ В РАБОТЕ ПСИХОДИАГНОСТА И ЕЕ ИСПОЛЬЗОВАНИЕ
Психодиагност-практик, пользуясь готовыми методиками, получает психологическую информацию в ситуации экспертизы или в ситуации оказания психологической помощи (Г. С. Абрамова).
В ситуации экспертизы взаимодействие клиента и психолога строится в зависимости от социального заказа. Клиент может оказаться в такой ситуации не по своей воле (например, медико-педагогический совет), поэтому он будет предельно ориентирован на осознанное соблюдение социально одобренных форм поведения, т.е. будет стремиться действовать правильно.
Здесь требуется жесткая защищенность методик психолога-диагноста от возможной фальсификации. Психолог должен понять, что на самом деле означает поведение подэкс-пертного, в то время как он сам в это время старается выглядеть «правильным».
В ситуации оказания психологической помощи взаимодействие клиента и психолога строится по-другому. Если клиент уже начал формулировать свою психологическую задачу (а именно здесь и начинается реальное оказание психологической помощи), то психолог встретится с открытостью, направленностью на сотрудничество. Клиент готов выполнять все инструкции, он вносит в них уточнения, переспрашивает, просит новых заданий. Эта ситуация резко повышает требования к личностным качествам психодиагноста, к его умению не смешивать профессиональную работу и личные отношения с клиентами.
Эффективность диагностики значительно возрастает, если психолог знает о факторах риска, характеризующих психическое развитие ребенка в каждом возрасте. Так, факторами риска в дошкольном возрасте можно считать следующие особенности поведения:
— выраженную психотропную расторможенность; трудности выработки тормозных реакций и запретов, которые способствуют возрастным требованиям; трудности организации поведения даже в игровых ситуациях;
— склонность ребенка к косметической лжи — приукрашиванию ситуации, в которой он находится, к примитивным вымыслам, которые он использует как выход из затруднительного положения или конфликта; ребенок очень внушаем к неправильным формам поведения, иногда о нем говорят, что все дурное к нему так и липнет, ребенок имитирует отклонения в поведении сверстников, более старших детей или взрослых;
— инфантильные истероидные проявления с двигательными разрядами, громким настойчивым плачем и криком;
— импульсивность поведения, эмоциональная заражаемость, вспыльчивость, которая обусловливает ссоры и драки ребенка даже по незначительному поводу;
— реакции упрямого неподчинения и негативизма с озлобленностью, агрессией в ответ на наказания, замечания. запреты; энурез, энкопрез, побеги как реакции ответного протеста.
В младшем школьном возрасте факторами риска, которые должны учитываться в прогностической психодиагностике, являются следующие особенности поведения:
— сочетание низкой познавательной активности и личностной незрелости, которые противоречат нарастающим требованиям асоциальной роли школьника;
— неуменьшающаяся двигательная расторможенность, • которая сочетается с эйфорическим фоном настроения;
— повышенная сенсорная жажда в виде стремления к острым ощущениям и бездумным впечатлениям;
— акцентуация компонентов впечатлений: интерес к ситуациям, включающим агрессию, жестокость;
— наличие немотивированных колебаний настроения, конфликтное™, взрывчатости, драчливости в ответ на незначительные требования либо запреты; сопровождение таких аффективных вспышек выраженными вегетативно-сосудистыми реакциями, их завершением церебрастенически-. ми явлениями;
— отрицательное отношение к занятиям: эпизодические прогулы отдельных «неинтересных» уроков; побеги из дома при угрозе наказания как отражение защитных реакций отказа;
— реакции протеста, связанные с нежеланием заниматься в школе, отказ от занятий по самоподготовке, намеренное невыполнение домашних заданий «назло» взрослым; ги-перкомпенсаторные реакции со стремлением обратить на себя внимание отрицательными формами поведения — грубостью, злобными шалостями, невыполнением требований учителя;
— наличие к концу обучения в начальных классах массовой школы стойких пробелов в знаниях по основным разделам программы; невозможность усвоения дальнейших разделов программы за счет слабых интеллектуальных предпосылок с отсутствием интереса к учебе;
— нарастающее тяготение к асоциальным формам поведения под влиянием более старших детей и взрослых;
— дефекты воспитания в виде бесконтрольности, безнадзорности, грубой авторитарности, асоциального поведения членов семьи.
Для подросткового возраста факторами риска, оказывающими влияние на психическое развитие ребенка, которые надо учитывать в прогностической диагностике, являются следующие:
— отсутствие редукции черт психической незрелости, т.е. сохранение инфантильности суждений, крайняя зависимость от ситуации, неспособность воздействовать на нее, склонность к уходу от трудных ситуаций, слабость реакции на порицание. Невыраженность собственных волевых установок, слабости функции самоконтроля и саморегуляции как проявление несформированности основных предпосылок пубертатного возраста;
— некорригируемость поведения, которая обусловлена сочетанием инфантильности с аффективной возбуждаемостью, импрессивностью. В случаях акселерации полового созревания выраженная аффективная возбудимость часто предшествует первым признакам усиленного роста и полового метаморфоза и нередко значительно уменьшается при стихании интенсивности соматоэндокринной перестройки;
— ранние проявления влечений при интенсификации либо раннем возникновении полового метаморфоза. Повышенный интерес к сексуальным проблемам; у девочек — истерои-формная окраска поведения, связанная с сексуальностью;
у мальчиков — склонность к алкоголизации, агрессии, бродяжничеству;
— сочетание указанных проявлений с невыраженностью школьных интересов, отрицательным отношением к учебе. Педагогическая запущенность определяется как органической слабостью интеллектуальных предпосылок, так и низкой работоспособностью, обусловленной препубертатной астенией;
— переориентация интересов на внешкольное окружение;
— поведение с легким усвоением внешних форм подросткового поведения, стремление к имитации асоциальных форм взрослого образа жизни (ранние сексуальные эксцес-, сы, упорное стремление к курению, алкоголизации и т. д.);
— неблагоприятные микросредовые условия (семейное, асоциальное окружение) как основа реакции имитации либо протеста;
— неадекватные условия обучения, препятствующие усвоению программы.
Знание этих факторов позволяет психологу строить краткосрочный или более длительный прогноз.
Прогностический диагноз по психологической информации (что будет дальше?) в каждом конкретном случае будет основан на том теоретическом материале, на той концепции психической реальности, которой пользуется психолог. Длительный прогноз определяется представлением психолога об устойчивых характеристиках личности, а кратковременный прогноз основывается на его представлениях об изменчивых характеристиках личности.
Один из возможных вариантов психологического прогноза при оказании помощи —'привлечение клиента к этому процессу через информирование его о закономерностях психической реальности. Так, в младшем школьном возрасте к благоприятным прогностическим факторам можно отнести следующие:
— способность ребенка к выработке дисциплинированных форм поведения в детском коллективе, умение тормозить свои желания;
— наряду со свойственной возрасту эмоциональной незрелостью появление познавательных интересов, принятие учебной деятельности как необходимой;
— стремление к самоутверждению, которое проявляется не нарушениями поведения, а занятиями спортом, в кружках и другими регламентированными формами деятельности.
В подростковом возрасте прогностически благоприятными могут служить следующие факторы:
— гармоничность психофизического созревания;
— положительное отношение к труду или отдельным учебным предметам;
— целенаправленность во внеучебной деятельности;
— ориентация на социально положительного лидера в, среде сверстников, адекватность поведения в школе и вне I ее; корригируемость отдельных возрастных поведенческих I реакций;
— устойчивость к неблагоприятным средствам влияния, | появление реакции отрицательной имитации;
— невротический, с внутренними конфликтами переживания, а не психоподобный тип реагирования на психотравмирующую ситуацию.
Для юношеского возраста благоприятными прогности-| ческими факторами можно считать следующие:
— умение вставать на точку зрения другого человека;
— способность принимать альтернативные точки зрения, ^ отличные от собственной;
— способность безоиеночного отношения к действиям другого человека;
— готовность к изменению типа реагирования;
— личностная рефлексия;
— положительное отношение к себе;
— сознательное принятие нравственных категорий как механизмов регуляции отношений между людьми (Г.С. Абрамова).
Контрольные вопросы
1. Какова разница между психодиагностикой как теоретической. экспериментальной наукой и практической деятельностью?
2. С какой основной психологической категорией работает психолог-диагност? В чем сущность онтологического и деонто-логического подходов к психодиагностике?
3. Каковы признаки благоприятного и неблагоприятного прогнозов (в возрастном аспекте)?
4. Каким образом осуществляются построение и проверка диагностической гипотезы?
5. Каковы задачи психодиагностического обследования детей подростков?