Теория символического интеракционизма




 

Согласно этой теории (Джордж Мид, Герберт Блумер), поведение людей не является простой реакцией на вознаграждение или наказание, это социальное поведение, основанное на коммуникации.

Суть их теории: взаимодействие людей есть непрерывный диалог, в процессе которого мы постоянно наблюдаем, осмысливаем и предугадываем действия и намерения людей и реагируем на них. При этом, мы и они постоянно используем символы: слова, жесты, вещи и т.п. и учимся одинаково интерпретировать эти символы. (Кольцо на пальце - символ брака, дорогой автомобиль - символ богатства и т.п.) Другими словами, мы, взаимодействуя, реагируем не только на поступки, но и на намерения других людей, пытаемся их разгадать, опираясь на свой прошлый опыт и знания. При этом мы выделяем “значимые” (связанные с осмыслением намерений и ситуации) и “не значимые” социальные жесты. Мы постоянно применяем, и сами реагируем на различные символы, выражающие смысл, действия, понятия.

В целом, принято считать, что теория символического интеракционизма дает более реалистичное представление о взаимодействии людей.

 

Этнометодология

Этнометодология как наука, изучает поведение людей в примитивных обществах. Используя инструментарий этнометодологов, социологи стали изучать влияние на людей неформальных правил, принимаемых на веру и регулирующих взаимодействие между людьми. Например (Гарольд Гарфинкель), студентам было предложено провести эксперимент. Придя домой, они, в отличие от привычной им и родителям модели поведения “детей в своем доме”, должны были повести себя, например, как квартиранты (сдержаны, просят разрешения воспользоваться телефоном или туалетом и пр.). Результаты оказались потрясающими. Оказывается, неформальные правила поведения не только на службе, но и в быту имеют не менее сложную структуру и значение, чем формальные и стоит попытаться нарушить эти правила - реакция окружающих будет немедленной.

 

Теория “управления впечатлениями”

(или теория драматургического подхода)

Согласно этой теории, все люди ведут себя в обществе как актеры на сцене, постоянно разыгрывая различные роли и создавая необходимые “декорации” для более убедительной игры и достижения своих целей.

Дети, чтобы добиться своих целей начинают плакать. Школьники, чтобы избежать наказания за свои “успехи”, сочиняют небылицы учителю о своих домашних проблемах, а родителям о школьных. Нищие и калеки, чтобы разжалобить окружающих и получить больше милостыни тоже сочиняют “жалобные” истории или демонстрируют свои увечья. Руководители и политики, чтобы мотивировать подчиненных или избирателей на те или иные действия также не скупятся на разыгрывание различных сцен, нагнетая или наоборот приуменьшая значимость тех или иных событий.

Посмотрите на свое поведение и убедитесь в справедливости и этой теории межличностного и социального взаимодействия.

 

Малые группы

 

До сих пор мы говорили о поведении людей, с точки зрения недолговечных связей, а что происходит в группах?

 

Группа (по Мертону) - совокупность людей, которые определенным образом

взаимодействуют друг с другом (то есть имеют свои внутригрупповые правила поведения), осознают свою принадлежность к группе, считаются ее членами с точки зрения других людей.

Почему люди образуют группы? Потому что в группе легче пропитаться, защититься (биопсихическая функция), для выполнения работы (инструментальная функция), для социального признания (функция социального "поглаживания"), для преодоления отрицательных эмоций (“на миру и смерть красна”).

 

Различают первичные и вторичные группы. Первичные - имеют небольшую численность (до 7 человек), формируются стихийно, в них важны прежде всего межличностные, эмоциональные отношения.

Вторичные - имеют численность от 2-х и более человек, создаются целенаправленно для достижения определенных целей, в них почти нет эмоциональных отношений, а взаимодействие обусловлено, прежде всего, стремлением к достижению формальных групповых целей. В них важны не личные качества, а умение выполнять функции. Роли, как правило, четко определены, коммуникации носят формальный характер.

 

Какие группы оказывают на нас большее влияние? До Хоторнских экспериментов Мэйо и Ротлисбергера (США, 1928-1932 годы) считали, что в служебных ситуациях важнее вторичные. Потом стала ясна огромная роль первичных неформальных групп, в которых сильное влияние имеют неформальные лидеры, неформальные (не писанные и часто не осознаваемые) групповые нормы поведения. Особенно сильно это влияние проявляется в экстремальных ситуациях, в осуществлении социального контроля за поведением людей в группах. В основе огромной положительной, но, часто, и страшной, разрушительной силы коллектива, способной как воодушевить, так и уничтожить личность, лежат именно неформальные отношения.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-04-27 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: