СОЦИАЛЬНОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ
Основные вопросы темы: понятие социального действия и взаимодействия. Теории межличностного взаимодействия: теория обмена, символический интеракционизм, этнометодология, управление впечатлениями. Первичная и вторичная группа, их влияние на поведение человека.
Социальное действие и взаимодействие
Один из основателей социологии М.Вебер, вообще, определял социологию как науку, изучающую социальное действие, под которым понимал любое действие индивида, ориентированное на мотивы других людей. С его точки зрения, чтобы понять объективную картину социального процесса, нужно изучать не “коллективное сознание”, не “волю государства”, а индивида, причем, не его душу и эмоции, а совершаемые им действия.
Социальное действие, по Веберу, обладает двумя обязательными чертами: оно осознанно и ориентировано на других, то есть имеет более или менее осознанную цель (для индивида) и рассчитано на определенную реакцию (ожидание) других людей.
Всего он выделял четыре вида действий: целе-рациональное, когда индивид четко осознает цели и средства их достижения. Оно ориентировано на успех или выгоду. Ценностно-рациональное, когда действие человека не ориентировано на цель или выгоду, а он действует лишь исходя из убеждения (религиозного, идеологического и др.), что так нужно поступать, и не важно, каковы будут последствия. У такого действия нет цели, но есть мотив, смысл, средства, ориентированные на других. Аффективное, которое совершается при сильном раздражении, вспышке гнева, любви, агрессии и пр., когда эмоции застилают разум. Традиционное действие совершается автоматически, в силу традиции или привычки, когда мы не задумываемся ни над целью, ни над средствами.
|
Аффективное и традиционное нельзя назвать социальными в полной мере, поэтому социология, по Веберу, не должна ими заниматься. Но реальное поведение людей всегда ориентируется не на один, а на несколько типов действия, которые сочетаются в разных пропорциях. Например, когда мы утром, по привычке, умываемся или причесываемся, это традиционное действие. Но как только мы задумались, какую прическу нужно сделать - автоматизм разрушается и наше действие переходит в разряд целе-рационального, т.е. социального.
Социальное взаимодействие или интеракция - это процесс, в котором люди действуют и испытывают взаимодействия друг на друга. В повседневной жизни мы то и дело совершаем множество элементарных актов социального взаимодействия, не подозревая об этом. Например, когда мужчина, входя в дверь, пропускает вперед женщину, он совершает акт именно социального отношения, так как выступает как представитель социальной группы мужчин (социальный статус), полагающих, что они должны (права и обязанности) придерживаться определенных правил поведения (социальные символы и значения) по отношению к представителям другой социальной группы - женщин.
Социологи исследуют эти процессы на макроруровне (связи с крупными
структурами, социальными институтами) и на микроуровне (межличностные отношения). Существует довольно много теорий социального взаимодействия. Рассмотрим наиболее популярные.
Теории социального взаимодействия
Теория обмена (Д. Хоманс). Любое взаимодействие людей или групп есть обмен, то есть мы постоянно обмениваемся какими-то благами в широком смысле (не путать с товаро-денежным обменом). Любую сложную социальную ситуацию можно разложить на множество простых, где будут действовать 4 правила обмена (затраты - результаты):
|
- чем было больше вознаграждение за определенное поведение, тем чаще человек (или группа) будет повторять это поведение;
- если это вознаграждение зависело от определенных условий, то человек будет стремиться воссоздать и эти условия;
- чем было больше вознаграждение, тем упорнее человек (или группа) будет стремиться вновь его добиться;
- если потребность близка к насыщению, то он уже меньше будет стараться и тратить усилия.
В целом, по Хомансу, социальное взаимодействие - сложная система обменов, обусловленных способами уравновешивания вознаграждения и затрат. Теорию
Хоманса критикуют за примитивизм: человека как бы уравнивают с животным (“морковка” спереди и палка сзади - вот и все рычаги управления человеком?). Но Хоманс показывает, что по его теории не все так просто, что между вознаграждением и затратами нет прямой зависимости, что затраты и вознаграждения есть производные от разных социальных и биологических потребностей, что человеку свойственно стремление не только к вознаграждению, но и экономить свои усилия и др. Поэтому в человеческое взаимодействие всегда вплетены и личная выгода и бескорыстие, и обман и стремление к справедливости, и понимание равенства результатов и неравенства условий и т.п. Но главное в том, что его теория действительно помогает многое объяснить в нашем поведении. Хотя и далеко не все.