Тип урока: комбинированный.
Задачи урока: образовательная, коррекционно-развивающая, воспитывающая.
Цель урока: дать обучающимся конкретное представление об изучаемом вопросе.
Хлеб, являясь наиболее массовым штучным продовольственным грузом с наименьшим сроком реализации, требует жестких санитарных режимов, слабо выдерживает механические воздействия, особенно в первые часы после выпечки. С учетом этого важная роль должна отводиться транспортно-складским операциям. Однако по сравнению с уровнем механизации основного производства механизация транспортно-складских операций с готовой продукцией значительно отстает, едва достигая 10… 15 %.
Схемы проведения транспортно-складских работ. Для хлебохранилищ и экспедиций большинства хлебопекарных предприятий характерно транспортирование готовых изделий на лотковых или полочных вагонетках с ручной укладкой продукции в лотки и перегрузкой их в специализированные автофургоны.
Более прогрессивной является схема транспортирования хлебных изделий с помощью контейнеров. В этом случае используется специализированный автотранспорт с грузоподъемным бортом, работающим от электрического привода. Выпеченные изделия из печей направляются ленточными транспортерами к сортировочному столу, где просматриваются и укладываются вручную в контейнеры, которые перемещаются в хлебохранилище.
Для перемещения контейнеров применяются погрузчики, подвесные или напольные конвейеры.
В соответствии с заявкой-заказом загруженные контейнеры подаются на погрузочную платформу, устанавливаются водителем на опущенный борт автомашины, поднимаются и закатываются в фургон, после чего борт, являющийся одновременно и дверью, закрывается. По прибытии в торговую точку водитель выгружает контейнеры в подсобное помещение или в торговый зал магазина, забирает порожние контейнеры и доставляет их на хлебозавод. Реализация продукции производится в магазине из контейнеров. После санитарной обработки контейнеров и лотков цикл повторяется.
На рис. 3.49 представлена схема комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ в хлебохранилищах и экспедициях, которая экономически обоснована для внедрения на хлебозаводах большой мощности и предназначена для механизации всех операций — от выхода хлеба из печи, укладки его в тару до загрузки ее в автохлебовоз. В этой схеме задействованы агрегаты 1, 4, 5 для укладки хлеба в лотки и лотков в контейнеры, траверсная тележка 2, конвейер 3, поворотный круг 6, агрегат 7 для ручной укладки мелкоштучных изделий в лотки, циркуляционный стол 8, контейнеры с пустыми лотками 9, специальный подъемник 10 для листов с мелкоштучными изделиями, механизмы 11… 13 подъема и выгрузки хлеба у печей, устройства 14, 15 для центрирования и стыковки автохлебовозов, двухстворчатые ворота 16, участок для доукомплектования 17, рельсовый путь 18, комплектующая тележка 19, загрузочные конвейеры 20, автохлебовозы 21, напольный накопитель контейнеров 22, агрегат 23 для санитарной обработки лотков, накопитель 24 загруженных контейнеров, раздаточная тележка 25.
Рис. 3.49. Схема комплексной механизации погрузочно-разгрузочных и транспортно-складских работ в хлебохранилищах и экспедициях
Погрузочно-разгрузочные и транспортно-складские работы по этой схеме осуществляются следующим образом.
Из печей хлеб с помощью выгрузочных механизмов по ленточным транспортерам направляется в хлебоукладочные агрегаты. Перед подачей в агрегаты хлеб проходит механизмы ориентирования.
От хлебоукладочных агрегатов загруженные контейнеры траверсной тележкой (см. рис. 3.49) передаются на конвейеры для хранения хлеба — накопители 24. Траверсные тележки перемещаются по рельсовым путям перпендикулярно осям накопителей. Каждый сорт (вид) хлеба хранится на соответствующем конвейере-накопителе до отправки в торговую сеть. Комплектование отгрузочных партий контейнеров производится в автоматическом цикле. Согласно заказам оператор задает комплектующей тележке программу.
Доукомплектование контейнера лотками осуществляется на участке 17, состоящем из кольцевого конвейера-комплектовщика, механизма перегрузки лотков, рельсового пути 18 и пульта. Поворачивая контейнер вокруг оси, можно подвести любой накопитель к месту погрузки в комплектовщик.
Скомплектованные контейнеры забираются комплектующей тележкой и передаются на указанный в программе загрузочный конвейер 20. Все загрузочные конвейеры рассчитаны на хранение двух комплектов — восьми контейнеров. Загрузочный контейнер стыкуется с автомашиной 27, которая до этого, прибыв на завод от торговой точки, стыковалась с линией приема контейнеров с пустыми лотками 22 и выгрузила контейнеры. Пустые контейнеры были направлены в агрегат 23 для санитарной обработки. Контейнеры, прошедшие санитарную обработку, траверсной тележкой 2 подаются по заданной программе к хлебоукладочным агрегатам 1,4,5,7.
После стыковки автомашины с загрузочным конвейером включается механизм, который загружает весь комплект из четырех контейнеров в кузов.
Учет готовой продукции осуществляется счетным устройством. В кузов автомашины вмещаются четыре контейнера, а в каждый контейнер — 32 стандартных лотка.
Сравнительная оценка различных способов механизации хлебохранилищ и экспедиций показывает, что контейнерная доставка с использованием автомобилей с грузоподъемным бортом позволяет исключить тяжелый физический труд, механизировать процессы транспортирования без значительных капитальных затрат, сократить простои автохлебовозов под разгрузкой и погрузкой в результате одновременной обработки контейнеров.
Оборудование для сортировки и обработки выпеченных изделий. Для сортировки и обработки хлебных изделий перед укладкой их в лотки применяются циркуляционные столы (рис. 3.50): круглый и с гибким пластинчатым конвеером.
Круглый стол (см. рис. 3.50, а) имеет крышку 7 конусной формы диаметром 2000 мм с небольшим бортом. Крышка выполнена из листовой стали и установлена на вертикальной стойке 2. В стойку вмонтирован червячный редуктор 3. Вал червячного колеса редуктора одновременно служит осью вращения крышки стола. Крышка приводится в движение от электродвигателя 4 и вращаются с частотой 4 мин-1
Готовые изделия, поступившие на стол с ленточного транспортера или склиза, равномерно распределяются на всей его поверхности, соскальзывая при вращении до упора в борт.
Рис. 3.50. Циркуляционные столы: а — круглый; б — с гибким пластинчатым конвейером
Стол с гибким пластинчатым конвейером (см. рис. 3.50, б) представляет собой горизонтальный транспортер, состоящий из двух горизонтально расположенных цепных блоков 2, пластинчато-роликовой цепи 3, к звеньям которой прикреплены планки 4. Станина 7 имеет невысокий борт. При движении конвейера планки концами скользят по бортам станины стола, выполненным из уголковой стали.
Это единственная схема, которая предусматривает механизацию всех участков, начиная от выгрузки готового хлеба из печей и кончая погрузкой заполненных контейнеров в автохлебовозы. Она внедрена на хлебозаводах, выпускающих формовой и круглый подовый хлеб.
Ленинградский хлебозавод № 11. Здесь впервые был внедрен проект механизации экспедиционных работ по схеме УкрНИИпродмаша.
Комплексномеханизированное хлебохранилище (рис. 1) было оборудовано здесь тремя хлебоукладочными агрегатами, двумя конвейерами для подачи контейнеров с пустыми лотками к укладочным машинам, двумя конвейерами для транспортировки груженых контейнеров, напольными тупиками и контейнерами для перемещения подвесок.
Для приема контейнеров с пустыми лотками установлены два тупиковых напольных конвейера, а для отправки в торговую сеть хлеба — восемь тупиковых конвейеров. У каждого тупикового конвейера есть механизм для подъема контейнеров с напольного конвейера на подвесной, и наоборот. С наружной стороны здания, на эстакаде имеется подъемник кузова автохлебовоза для центровки его направляющих с направляющими тупикового конвейера.
Из хлебопекарных печей транспортерами 6 хлеб равномерно подается в автоматический укладчик хлеба в лотки 10 хлебоукладочной машины 8. Здесь круглый подовый хлеб укладывается по восемь буханок в лотки, которые затем заталкиваются в контейнер, поданный подвесным толкающим конвейером 7 и механизмом подачи пустых контейнеров 11. Контейнер представляет собой вагонетку с 32 лотками, размещенными в восемь рядов,
Автоматический укладчик хлеба в лотки 10 и лотков в контейнер 8 представляют собой единый агрегат. Контейнер с порожними лотками устанавливается на подъемник, далее лотки поступают к механизму укладки хлеба 10, расположенному на втором этаже хлебозавода, а лотки с хлебом подаются механизмом на первый этаж для загрузки их в контейнеры. Таким образом, из контейнера выходят порожние восемь лотков, они заполняются хлебом и возвращаются в контейнер, выталкивая следующую партию лотков.
Груженый контейнер выводится из хлебоукладочной машины на кольцевой подвесной толкающий конвейер 12, который отвозит контейнер на свободный напольный тупиковый конвейер 5. Здесь при помощи подъемника 3 и выводного устройства 4 контейнер освобождается от подвески
и устанавливается колесами на направляющие тупикового конвейера 5, откуда специальной штангой загружается в кузов автохлебовоза с торцевой стороны. Одновременно в машину устанавливается 4 контейнера.
Рис. 1. Схема механизации экспедиционных работ по способу УкрНИИпродмаша на
Ленинградском хлебозаводе № 11 кольцевой системы: 1, 2, 3 — подъемники; 4 — механизм перевода; 5 — тупиковый конвейер; 6 — ленточный конвейер; 7 — кольцевой конвейер; 8 — хлебоукладочные агрегаты; 9 — конвейер пустых контейнеров; 10 — автоматический укладчик хлеба в лотки; 11 — механизм подачи пустых контейнеров; 12 — конвейер вывода загруженных контейнеров; 13 — конвейер пустых подвесок
Освобожденная подвеска подается конвейером пустых подвесок 13 к месту выгрузки контейнеров с пустой тарой.
На полу кузова автохлебовоза установлены две направляющие, по которым груженый контейнер заходит в автомашину. Чтобы при транспортировке контейнеры не перемещались, в кузове устроен запорный механизм. Центровка направляющих автохлебовоза и тупикового конвейера осуществляется подъемным механизмом 2. В торговой сети автохлебовоз разгружается обычным порядком через боковые дверцы.
Контейнеры с пустыми лотками выгружаются из автомашины на один из двух напольных тупиковых конвейеров. По прибытии на хлебозавод шофер задним ходом устанавливает автохлебовоз с пустыми контейнерами на одну из разгрузочных площадок и при помощи подъемника 2 совмещает направляющие в автомашине с напольными путями конвейера и включает штанговый механизм, который извлекает контейнеры из автомобиля и по одному устанавливает их над подъемником 1, подвешивающим контейнеры на конвейере 9 для пустых контейнеров.
Непрерывно движущаяся цепь с толкателями перемещает контейнер до останова, взведенного ранее остановленным контейнером. По мере освобождения места на кольцевом конвейере 7 с конвейеров 9 автоматически выводится по одному контейнеру. С кольцевого конвейера контейнер переводится в агрегат 8 для выгрузки пустых лотков и загрузки заполненными хлебом лотками.