Цели, функции и принципы деятельности связи с общественностью.
I. Связи с общественностью как теоретическая и прикладная дисциплина.
II. История создания PR-служб в России.
III. Принципы деятельности PR-служб.
I. Связи с общественностью – более пятисот определений. Чумиков: - это разновидность коммуникационного менеджмента.
Общее определение: PR – это специализированная управленческая деятельность по установлению взаимопонимания между организацией и общественностью.
Существуют жесткие и мягкие варианты определения. Необходимо настроить аудиторию так, чтобы она стала единомышленником.
В первую очередь, связи с общественностью – это теоретическая дисциплина. Действует на основе междисциплинарного принципа: элементы политологии, теории СМИ, социологии, психологии, имиджелогии, филологии, истории. Кроме того, это прикладная дисциплина. PR – это набор технологических приемов. Pr основывается на следующих приемах:
1) принцип гражданского согласия, как основополагающий. Связи с общественностью опираются на политическую, экономическую и духовную свободу – нет давления или принуждения;
2) принцип альтернативизма – возможность выбора в условиях соревнования и конкуренции, неисчерпаемость альтернатив в постановке целей, поиске партнеров по совместной деятельности, применении различных средств достижения цели;
3) принцип технологичности – прагматические приемы. Существует целая совокупность приемов, методов, форм и процедур деятельности, которые обеспечивают эффективность PR;
4) принцип координации деятельности – самый главный. Четкое системное выстраивание всех PR-действий для достижения конкретной цели.
|
II. Первые пресс-службы и службы по связям с общественностью стали появляться в начале 90-х годов после развала СССР. Они компенсировали недостаток информации у населения о социальных и политических преобразованиях. В Нижнем Новгороде появляются в 1990-1991 годах, первая пресс-служба, первые пресс-секретарь. Функции PR-службы в России выполняют различные структуры: пресс-центры, пресс-службы, управления общественных связей, департаменты по связям с общественностью, информационно-аналитические управления, отдельные люди – пресс-секретари.
У каждого – свой пресс-секретарь. На западе даже есть заместители.
III. Основные направления деятельности:
1) установление, поддержание и развитие контактов с общественностью для выявления общих интересов;
2) достижение взаимопонимания и взаимодействия;
3) изучение общественного мнения по отношению к той или иной структуре;
4) мониторинг электронных и печатных СМИ для выявления настроений;
5) предупреждение конфликтных ситуаций;
6) управление в кризисной ситуации.
Спин-доктор – человек, который умеет предчувствовать конфликт и дать совет, как выйти из кризисной ситуации.
Источник: Мексиканское заявление 1978 года, подписанное тридцатью национальными и региональными ассоциациями PR.
Определение – ПиАр – это искусство и наука, анализы тенденций, предсказание их последствий, руководство организаций и выполнение программных действий в интересах и организации, и общественности.
ПиАр – наука об управлении общественным мнением.
Викентьев: ПиАр – это не трюк, и не шаманство, и не рецепт всеобщего счастья, это нормальная профессия начала 21 века.
|
- Распределение рабочего времени специалиста ПиАр.
41% - работа со СМИ.
28% - поддержание корпоративных связей.
9% - на кризис-менеджмент.
10% - на взаимоотношения с государственными структурами.
Как правило, пиАр-структуры имеют несколько подотделов:
- отдел планирования,
- отдел анализа, аналитической работы,
- отдел координаций,
- производственный отдел,
- административный отдел.
Исторически сложилось несколько видов коммуникации:
- античная риторика,
- религиозная коммуникация,
- судебная речь,
- парламентская речь,
- литературная коммуникация,
- массовая коммуникация.
Первые пиар-специалисты появились в Британском Казначействе в 1809 году. В 1854 году они появились в почтовой службе. В 1912 году в Британском правительстве создается специализированная группа лекторов для разъяснения нового подхода правительства к пенсионному обеспечению.
В США пиар-службы появились в 20-х годах 20 века, в 1919 году Э. Бернейс организовал руководство общественным мнением. Затем А. Ли проводит пиар-работу для угольной промышленности, а также железных дорог в США.
В конце 19 века – начале 20 века происходит становление пиара как профессии. В США создается сеть структур по пиар-консультированию. В 1955 году создается международная ассоциация пиар.
В России были специальные «столы», занимающиеся пиар-работой, в советское время женотделы, отделы агитации и пропаганды. В 90-е годы появился пиар в современном понимании.
- Исторические типы связей с общественностью.
|
На ранней стадии развития цивилизации бюрократия и ее участие в управлении государственными делами были организованы на патриархальных принципах. Основные черты – отсутствие формализованных отношений и процедур взаимоотношений с гражданами, произвол и субъективизм. Одной из разновидностей патриархальных моделей бюрократии является восточная модель, предусматривающая сдачу чиновником экзаменов, значительной степенью формализации процедуры ведения дел и одновременно полную зависимость чиновника от правителя.
Следующий этап – модель рациональной бюрократии, автор Макс Вебер, 19 век, Германия. В соответствии с его моделью отдается приоритет господству общеобязательных регламентированных процедур, исполнение которых не должно зависеть от того, кто именно и по отношению к кому их выполняет. Особенность: все равны перед единым порядком – унификация становится гарантией против недостатков конкретных людей и возможных злоупотреблений. Бюрократия в понимании Макса Вебера – это господство профессионализма над некомпетентностью, нормы над произволом, объективности над субъективизмом. Бюрократия – это жесткая иерархия и соподчиненность структуры. Недостатки: превращение бюрократии в самостоятельную силу, которая служит лишь собственным корпоративным интересам. Разбухание аппарата. Притязания на монопольную компетентность. Работа на процесс, а не на результат.
Модель «отзывчивой» бюрократии – теория Комаровского. Она должна соединить достоинства организованной стороны рациональной модели с децентрализацией процессов управления, приблизив управленческие процедуры к людям, их заботам и нуждам. Основные принципы организации государственной службы демократическом обществе: 1) уважение и близость к гражданам; 2) кооперация, сотрудничество, контакты; договоры вместо распоряжений и принуждений; 3) гражданин-субъект, а не послушный объект управления.
- С какими новыми реалиями столкнулась государственная служба. Американский политолог Хилл.
Было раньше | Стало сейчас |
1. Были обозреваемые, одинаково расположенные проблемы. | 1. Напластование проблем, неясное положение вещей. |
2. Возможность разделения проблем на отдельные части. | 2. Взаимодействие, комплексность проблем. |
3. Относительно постоянные условия. | 3. Динамичность изменения. |
4. Полная надежная информация. | 4. неуверенность, ненадежность, разрозненность информации. |
5. Четко определенные правовые позиции. | 5. Ослабление, размывание правовых позиций. |
6. Определенные общественные «целевые» группы. | 6. Изменение ролей, движение. |
7. Предсказуемость политической ситуации и политического участия. | 7. Люди не принимают участие в выборах, усталость, безразличие, апатия. |
8. Доверие власти, идентичность интересов. | 8. Изменение ценностей и кризис доверия к власти. |
- Структурирование общественности.
Общественность – система общественных организаций и объединений, политических партий и движений, творческих организаций всего того сегмента, который определяется как третий сектор наряду с властью и бизнесом.