УДК 619:615.371
Мельник Екатерина Андреевна
Научный руководитель: Балко Марина Владимировна, д. филол. н., доцент
ГОУ ВПО «Донецкая академия управления и государственной службы при Главе Донецкой Народной Республики»
Melnik Ekaterina
Scientific supervisor: Balko Marina
Donetsk Academy of Management and Public Service under the Head of the Donetsk People's Republic
ПИСЬМЕННАЯ РАЗГОВОРНАЯ РЕЧЬ КАК ВЕДУЩАЯ ТЕНДЕНЦИЯ РАЗВИТИЯ СОВРЕМЕННОГО ВИРТУАЛЬНОГО ОБЩЕНИЯ
WRITTEN COLLOQUIAL SPEECH AS A LEADING TENDENCY FOR THE DEVELOPMENT OF MODERN VIRTUAL COMMUNICATION
Аннотация: в статье рассмотрены ключевые тенденции развития современного виртуального общения, основной из которых определено формирование письменной разговорной речи; отдельно проанализированы компенсаторы невербальных средств в виртуальной коммуникации.
Ключевые слова: виртуальное общение, письменная разговорная речь, невербальные средства общения.
Abstract: the article discusses the key development trends of modern virtual communication, the main of which determines the formation of written colloquial speech; separately analyzed compensators of non-verbal means in virtual communication.
Keywords: virtual communication, written colloquial speech, non-verbal means of communication.
В современных условиях интернет полностью «захватил» общественную жизнь. У каждого человека в телефоне есть социальные сети, где он проводит достаточно большое количество времени. Человек уже и не может представить свою жизнь без интернета, ведь для некоторых людей интернет и стал их жизнью. Там человек может самореализоваться и быть тем, кем не является в реальной жизни. Интернет стал как бы зеркальным отражением реальной жизни, что имеет как положительные, так и отрицательные стороны, например: различные полезные рассылки, но в то же время навязывание идей и ненужных товаров и услуг, рассылка скандальных и оскорбительных посланий и т.д.
|
В виртуальном пространстве во многом деформируется структура общения, а именно: возникает многоконтактность; преобладает ориентация на самого себя, а не на собеседника; коммуникация зачастую является конспективной, ситуативной и анонимной; доминирующим выступает визуальный канал получения информации; наблюдается смешивание частного и публичного общения (границы между этими видами практически стираются); значительно ускоряется осуществление интеракций; «возникает возможность сознательного принятия (и сознательного нарушения) норм и правил» [1; 3]; наблюдается, с одной стороны, полная свобода общения, а с другой – его внутренняя противоречивость.
Использование в сети языковых средств также заметно трансформируется. Е. И. Горошко утверждает, что интернет «образует особую коммуникативную среду – место реализации языка, которое не имело аналогов в прошлом» [2]. Ввиду значительной визуализации общения (оно представляет собой, собственно, переписку) при помощи языка пытаются выразить не только мысли, но и эмоции. Наблюдаем существенную разговорность такой коммуникации, что сближает формально письменные сообщения с устной формой бытования языка. Таким образом, есть основания говорить о становлении и активном развитии письменной разговорной речи, которая свойственна интернет-общению.
В виртуальном диалоге зарождаются свои нормы и правила общения, отличные от общепринятых в реальной коммуникации. В интернете, в основном среди молодёжи, уже сформировался сленг, который нередко употребляется и за пределами сети. Часто рекламщики для привлечения внимания употребляют различные интернет-слова, дикторы радио и телевидения пользуются интернет-языком и т.п. Например, певцы, используют разные интернет-фразы в инстаграме и других социальных сетях, а молодёжь слепо подражает своим кумирам. Так, благодаря рэперу Face в речи подростков появилась фраза Чо пацаны аниме?, которая в последнее время полностью захватила просторы интернета. И употребляют её без разбора все, порой даже не вникая в смысл.
|
Интернет-сленг делает общение более удобным и быстрым, подросткам легче написать прив че дел?, нежели писать по всем орфографическим и пунктуационным нормам русского языка. Даннае тенденция оказывает огромное влияние не только на культуру общения человека, но и на его образование. Искажая внешний вид слов в интернете, люди уже не могут вспомнить, каково же их правильное написание и значение. Эти изменения произошли настолько стремительно, что общество и не заметило, когда невинная на первый взгляд языковая игра приобрела масштабы глобального употребления ошибочных написаний.
Письменная разговорная речь характеризуется ещё одной заметной особенностью – употреблением специфических средств выражения эмоций. Пользователи сети, общающиеся, например, в чатах, не могут использовать невербальные коммуникативные элементы, такие как тембр голоса, акцентирование определённых отрезков высказывания, эмоциональная окраска слов и выражений, жесты, мимика и проч. А не для кого не секрет: человеческое общение устроено таким образом, что наибольшую роль в достижении коммуникативной цели играют именно невербальные средства. Глобальная нехватка их в виртуальной коммуникации вызывает необходимость каким-то образом компенсировать эти очень важные элементы общения. К компенсаторам невербальных средств можно отнести:
|
- суррогатные, частично типизированные эмоциональные реакции – т.н. «смайлы» («☺» – олицетворение счастья или радости; « » – отрицательно окрашенная эмоция и т.д.); несмотря на чрезвычайно широкое распространение и применение смайлов, считать их подлинными эмоциями крайне сложно вследствие суррогатной сущности, а также весьма бедной эмоциональной палитры;
- использование специальной клавиши «капс» (от английского «Caps Lock» – блокировка верхнего регистра клавиатуры), при помощи которой компенсируют тембр голоса и выделяют определённую часть высказывания, причём написание фразы целиком или её части ПРОПИСНЫМИ БУКВАМИ повсеместно воспринимается в сети как повышение голоса;
- употребление большого количества одних и тех же знаков препинания (например, точек или восклицательных знаков) для передачи в сети звука, движения и под.
Информационная сфера активно влияет на все составляющие жизни современных людей, стремительное развитие технологий определяет движение к принципиально новому – информационному – типу общества, которое закономерно требует создания новых или видоизменения старых языковых средств общения. Сленг, выработанный пользователями интернета, нередко переходит в общеупотребительную лексику. Есть основания говорить, что мы являемся свидетелями становления нового стиля в русском языке – стиля интернет-общения, либо же виртуального общения – который всерьёз трансформирует привычные нормы речевого поведения. Более того, интернет, безусловно, – мощнейшее средство массовой информации, и, как любое СМИ, он формирует языковые вкусы нашей эпохи.
Список литературы:
1. Авдеева И. А. Особенности виртуальной коммуникации и организации виртуальных сообществ в пространстве глобальной сети / И. А. Авдеева // Философия и общество. – 2016. – № 4 (81). – С. 20–33.
2. Горошко Е. И. Современные интернет-коммуникации: структура и основные характеристики / Е. И. Горошко // Интернет-коммуникация как новая речевая формация / под ред. Т. Н. Колокольцевой, О. В. Лутовиновой. – М.: Наука; Флинта, 2012. – С. 9–52.
3. Чистяков А. В. Социализация личности в обществе интернет-коммуникаций: социокультурный анализ: автореф. дис.... д-ра социологич. наук: 22.00.06 / А. В. Чистяков; Рост. гос. пед. ун-т. – Ростов-на-Дону, 2006. – 54 с.