Тема 7. Искусство как феномен культуры




Искусство это сфера духовно-практической деятельности людей, которая направлена на художественное постижение и освоение мира. Оно призвано удовлетворять универсальную потребность человека, воссоздавать окружающую действительность в развитых формах человеческой чувственности.

Выделяются различные значения понятия «искусство», тесно связанные между собой.

1. В самом широком смысле категория «искусство» отождествляется с мастерством. Другими словами, речь идет об искусно исполненной профессиональной деятельности, будь то работа врача, актера, ученого или рабочего.

2. В процессе дальнейшего разделения и усовершенствования труда под искусством стали понимать творческую деятельность, направленную на преобразование окружающего мира и человека «по законам красоты». Здесь также решающее значение имеет мастерство, но направленное на реализацию внутренних закономерностей структуры создаваемых произведений.

3.Особым видом социальной практики является собственно художественное творчество, в процессе функционирования которого создаются произведения искусства, имеющие общественно значимый смысл и отличающиеся оригинальностью и новизной. Это третий и самый «узкий» смысл в понимании искусства.

Философско-эстетические воззрения на искусство сложились уже в Древней Греции. В средневековой Европе они были подчинены христианской теологии, и только в эпоху Ренессанса, в связи с расцветом искусств, стали формироваться светские эстетические взгляды на красоту человека, природу и искусство. Но, как отдельная наука, эстетика возникла в эпоху Просвещения.

В 1735 г. А. Баумгартен, в «Философских размышлениях о некоторых вопросах, касающихся поэтического произведения», назвал эстетикой науку о чувственном познании человека, постигающем прекрасное и выражающемся в образах искусства, в противоположность логике – науке о рассудочном познании. Он издал труд «Эстетика» в 2-х тт. (1750, 1758 гг.).

Искусствоведение зародилось в эпоху Ренессанса (Альберти. «Трактат о живописи», 1436 г.); теория «золотого сечения (Леонардо да Винчи), Вазари («Жизнеописание выдающихся зодчих, художников и ваятелей», 1550 г.).

Как особую науку, его обосновал немецкий ученый И. Винкельман. В труде «История искусства древности» он писал, что развитие искусства обусловлено как природными факторами (климат), так и общественными (влияние «государственного управления и вызванного ими склада мыслей»). Развитие искусства, по его мнению, проходящее через стадии роста, созревания и увядания, он рассматривал как результат изменения представлений об идеальной красоте человеческого тела.

В древнегреческом искусстве эти изменения привели к смене четырех стилей: древнейшего, высокого, изящного и подражательного. Вершиной развития античного искусства И. Винкельман считал «высокий» идеал красоты, воплощающий благородную простоту, спокойное величие, гармоническое единство душевного и телесного начал в человеке. Идеалом искусства он назвал порожденное свободой древнегреческое искусство, воплощение «благородной простоты и спокойного величия».

В труде «Анализ красоты» английский художник У. Хогарт (1753 г.) выразил замечательную мысль о взаимосвязи теории искусства и собственно художественного творчества. Отметим труды Г. Лессинга «Лаокоон или о границах живописи и поэзии» (1766 г.), «Гамбургская драматургия». Французский просветитель Д. Дидро заложил основы художественной критики. В частности, Г. Лессинг и Д. Дидро придавали большое значение воспитательной роли театра. «Лекции по эстетике» (1835, 1838 гг.) Г. Гегеля, посвященные проблемам теории искусства, считающиеся классическими, надолго определили развитие эстетической мысли.

Специфика искусства, позволяющая отличать его от всех других форм человеческой деятельности, заключается в том, что искусство осваивает и выражает действительность в художественно-образной форме. Она является результатом конкретной художественно-творческой деятельности и одновременно — реализацией культурного исторического опыта человечества. Художественный образ выступает не просто как внешнее сходство с действительностью, а проявляется в виде творческого отношения к этой действительности, как способ домыслить, дополнить реальную жизнь.

Художественный образ концентрирует в самом себе духовную энергию создавшей его культуры и человека, проявляя себя в сюжете, композиции, цвете, звуке, в том или ином зрительном толковании.

Как всякая развивающаяся система, искусство отличается гибкостью и подвижностью, что позволяет ему реализовывать себя в различных видах, жанрах, направлениях, стилях. Создание и функционирование произведений искусства происходит в рамках художественной культуры,

Виды искусства — это исторически сложившиеся, устойчивые формы творческой деятельности, художественно реализующие жизненное содержание и различающиеся по способам его материального воплощения:

- изобразительное искусство раскрывает многообразие мира с помощью красок, мрамора, глины и т. д. (т. е. с помощью пластических и колористических материалов);

- литература включает в себя все оттенки творчества, реализуемые в слове;

- музыка имеет дело не только со звучанием человеческого голоса, но и с разнообразными тембрами, созданными природными и техническими приспособлениями (речь идет о музыкальных инструментах);

- архитектура и прикладное искусство — через существующие в пространстве материальные конструкции и вещи, удовлетворяющие практические и духовные нужды людей, — сложно и многообразно выражают свою видовую определенность.

Каждый из видов искусства имеет свои особые роды и жанры, есть внутренние разновидности. Видовые свойства искусства проявляются в конкретную историческую эпоху и в различных художественных культурах по-разному, ибо само деление искусства на виды связано, прежде всего, с особенностями человеческого восприятия мира.

В современном развитии взаимодействия видов искусства четко обозначились тенденции:

— сохранения суверенности каждого отдельного его вида искусства;

— тяготения к синтезу искусств.

Обе тенденции на сегодняшний день актуальны и плодотворны, ибо существующее между ними противоречие ведет не к поглощению одних видов искусства другими, а к взаимовлиянию и взаимообогащению, но в то же время еще раз подчеркивая их право на самостоятельное функционирование в системе художественной культуры.

Существование различных видов искусства вызвано тем, что ни одно из них своими собственными средствами не может дать всеобъемлющую художественную картину мира. Такую картину может создать только вся художественная культура человечества в целом, состоящая из отдельных видов искусства.

Искусство — явление социальное. Оно участвует в социальном преобразовании общества, оказывая эстетическое воздействие на личность. Сам процесс творчества в искусстве аккумулирует в себе впечатления, события и факты, взятые из действительности. Автор перерабатывает весь этот жизненный материал, воспроизводя новую реальность — художественный мир.

Но главной его целью является социализация личности и утверждение ее самоценности. Искусство вовлекает человека в круг социальной жизни, влияя на самые личные стороны человеческого существа.

Историческое развитие искусства. Художественная деятельность возникла в первобытной культуре вместе с развитием мифа, магии и обрядовой деятельности. Пещерная живопись (изображения животных) возникла 25-15 тыс. лет назад. Антропологи и языковеды считают, что в это время возникли и сами словесные названия животных. Каменные орудия охоты люди украшали магическими рисунками с изображением животных.

Но постепенно у людей появилось и осознание красоты, как таковой. Это связано с развитием ремесел, металлургии. Археологи часто находят бусы, подвески, кольца, браслеты, по которым определяют принадлежность к той или иной культуре. Украшения-обереги размещали на висках, шее, пояснице, бедрах, руках, ногах, плечах и с ними отправляли и в мир «иной». Символические изображения и орнаменты на одежде выполняли не только магические функции, но возникли так же из стремления к украшениям.

Из мифов и художественно-обрядового синкретизма, где слово, танец-пантомима и пение сливались воедино, постепенно выделились сказки, песни, танцы, игры, которые стали исполняться и вне обрядов, став формой проведения досуга - фольклором.

В Древней Греции слово «хор» («chorus») у древних греков означало поначалу хоровод с пением. Ведущим в художественном синкретизме народных «дионисийских» праздников был танец, неразрывно связанный с музыкой и словом. В классическую эпоху (V-IV вв.) возник театр (трагедия и комедия), процветала поэзия, музыка, изобразительное искусство и архитектура.

Слова «искусство» у древних греков не было, а «техне» означало и мастерство, и искусство, и знание. «Техне» древних греков известно по предметам гончарного, оружейного и ювелирного дела, храмам и скульптурам, парусным кораблям и пр. Греческий мастер выступал в роли творца идеи, художника, создающего в воображении образ предмета и ремесленника, воплощающего свой замысел в материале. Его результат оценивался по красоте, практичности и качеству создаваемых им вещей. Часто оставшись безымянными, они сохранили индивидуальность автора, стиля, композиции.

Древнегреческие философы обсуждали проблемы прекрасного, разрабатывали понятия «катарсис», «калокагатия» (синтез прекрасного и добра), «мимесис» (что поначалу означало подражание актера природе). В «Поэтике» Аристотель рассматривал понятие «катарсис», достижение которого считал одной из целей и следствий древнегреческой трагедии. Катарсис - это эмоциональная разгрузка, мистическое «очищение» души человека от «грязи» чувственности и телесности возбуждением сострадания и страха.

В средневековой Западной Европе искусство было дифференцировано на народные виды прикладного художественного творчества и фольклор, церковно-религиозное искусство (музыка, иконопись, архитектура и др.) и зарождающееся светское искусство рыцарских замков (поэзия бардов, баллады миннезингеров, рыцарский эпос и др.).

Эпоха Ренессанса сформировала новые художественные интересы и потребности масс, наполнила их духом гуманизма. Возник интерес к античному искусству, и в конце XVI в., как подражание древнегреческой трагедии, возникла опера.

Для западноевропейской культуры Нового времени характерно:

- повышение уровня грамотности, интерес массового читателя к светской литературе, появление романа.

- оформление стилей зданий особого функционального назначения - вокзал, биржа, музей, банк, выставочный зал, торговые ряды и пр.;

- градостроительство и архитектура - появление городских ансамблей;

- расцвет садово-паркового искусства;

- развитие жанров живописи: пейзаж, натюрморт, портрет, историческая картина;

- развитие искусства графики, особенно в связи с книгопечатанием;

- в музыкальном искусстве широко развивались такие светские жанры, как опера, балет, симфония, соната, появились концертирующие певцы, инструменталисты и др.

- появление художественных стилей: барокко, классицизма, романтизма, реализма, импрессионизма и др.

П. Сорокин («Социальная и культурная динамика») показал неуклонное снижение в Новое время доли религиозного и увеличение доли светского искусства (XVII в. - религиозное 50,2 %, светское 49,2 %; XIX в. - религиозное 24,1 %, светское 75,9 %; XIX в. - религиозное 10,0 %, светское 90,0 %).

Светское искусство утверждает ведущую роль личного начала, показывает интерес человека к окружающему миру - во всех его проявлениях - от быта до героики. В изобразительном искусстве это находит прямое выражение в развитии портрета и пейзажа, а также бытового и исторического жанров (с XVII по XIX вв. доля пейзажа возросла с 2,9 до 15,4 %; портрета-с 17,8 до 18,9 %; жанра-с 14,9 до 35,9 %).

В ХХ в. произошло расширение сферы искусства, возникли разнообразные направления: от абстракционизма до поп-арта. Что такое поп-арт? В поп-арте объектом искусства становятся обычные бытовые предметы и их парадоксальные сочетания. Это:

- «хепенинг» («происшествие») - оригинальная идея художника выражается непосредственно в действии, игре;

- «концептуальное искусство» - создание художественных идей (концептов) в сознании зрителя с помощью надписей, схем, графиков и пр.

В ХХ веке произошло явное разделение искусства на «элитарное» и «массовое». Х. Ортега-и-Гассет писал: «Новое искусство» должно отчуждать людей от реальной жизни. Новое искусство разделяет общество на «элиту» - художников и тех, кто «обладает особым органом восприятия», понимает его, и «массу» - толпу, кому оно недоступно и не нужно» («Дегуманизация искусства», 1925 г.). «Массовой» аудитории кинематограф и TW сегодня предлагают упрощенные, но профессионально «сработанные» жанры: детектив, вестерн, мелодрама, мюзикл, комикс, триллер и др. Стержнем развития сюжета в телесериалах становится «тайна». В ХХ в. в культуре доминируют визуальные виды искусства, дизайн, по сравнению с «классикой», предельно возрос «удельный вес» прикладной музыки в рекламе, шоу-программах, кардинально изменилась бытовая танцевальная культура, связанная с афро-американским влиянием. Таким образом, произошли большие изменения в художественных вкусах массовой аудитории, как на Западе, так и в России.

 

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2021-07-20 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: