Дата: 18.03.2020 (2 часа)
ДО УД «Организация музыкально-исполнительской деятельности»
Практическое занятие, тема № 15 «Игра сидя, стоя, двумя руками, терции, кварты, квинты, октавы» (1 час).
Практическая работа № 4 «Формирование навыков игры на штабшпилях (металлофонах, ксилофонах).» (1 час)
Цель: сформировать у студентов практические умения работы с детьми дошкольного возраста в исполнительской деятельности (на ударно-шумовых инструментах); освоить разные приемы игры на ударно – шумовых музыкальных инструмент
Задачи::
- Познакомиться с детскими музыкальными инструментами – металлофоном, ксилофоном.
- Овладеть некоторыми приемами игры на металлофоне.
- Формировать музыкальные способности, чувство ритма.
- Развивать творческий потенциал.
- Развивать умение играть в ансамбле.
Задания для практического занятия:
Задача №1. Овладеть приемами игры на детском музыкальном инструменте металлофоне.
Задача №2. Исполнить свою партию в предложенных музыкальных произведениях («Часы», «Танец маленьких лебедей», «Санта-Лючия»).
Форма контроля выполнения практических работ:
Оценивание практической работы по овладению приемами игры на детских шумовых музыкальных инструментах.
Критерии самооценки деятельности:
- В практической работе успешно выполнены все 2 задачи – 5 баллов;
- Все 2 задачи выполнены с допуском незначительных неточностей – 4 балла;
- Из 2 – х задач не выполнена одна, во 2 – ей допущены ошибки – 3 балла.
- При выполнении всех задач допущены значительные ошибки – 2 балла.
Литература :
- Гончарова О.В., Богачинская Ю.С.Теория и методика музыкального воспитания. Учебник. «Академия», Москва, 2014г., стр. 155-170.
- Праслова Г.А. Теория и методикамузыкального образования детей дошкольного возраста. Учебник. «ДЕТСТВО-ПРЕСС», Санкт-Петербург, 2017г., стр.130-148.
Методика игры на металлофоне
|
Самый доступный для ребенка инструмент - металлофон.
Для игры на металлофоне можно нарисовать клавиатуру, цифры, начиная от 1-7, по числу ступеней гаммы, можно разноцветные кружочки. Цветные наклейки усложняют запоминание и требуют механического запоминания.
Играют на металлофоне с помощью деревянных молоточков (деревянных палочек с шарообразными наконечниками – МАЛЕТЫ), которыми ударяют посередине пластинок.
Молоточек следует держать свободно тремя пальцами - большим сверху, указательным и средним снизу.
Чтобы звук был музыкальным, мягким, удары по пластинкам не должны быть сильными и резкими.
В детском саду дети играют одной правой рукой, положив металлофон на стол.
Прежде чем приступить к разучиванию с детьми мелодии на металлофоне, взрослый сам должен несколько раз грамотно исполнить эту мелодию на металлофоне, дети слушают.
Затем, показывает по каким пластинкам и сколько раз надо ударить.
Лучше разучивать мелодию по частям.
Усвоив часть или всё музыкальное произведение, желательно исполнить его с педагогом на двух металлофонах.
Занятия по обучению игры на металлофоне ведутся с детьми индивидуально.
При выборе произведений важное условие - строение мелодии. Звуки мелодии должны быть расположены близко друг от друга.
Дети играют выученные мелодии в сопровождении фортепиано сначала в медленном темпе затем в темпе, какого требует произведение.
|
Не следует спешить с участием детей в оркестре. Надо дать им возможность усвоить мелодию, чтоб они могли играть свободно без напряжения.
Игра в коллективе требует согласованности.
Упражнения на освобождение игрового аппарата.
Дети, впервые начинающие играть на металлофоне, фортепиано, в большинстве своем обладают скованностью движений, зажатостью плечевого пояса, кистей рук, у них проявляется и невысокий уровень развития мелкой моторики. В связи с этим особую значимость приобретает проблема освобождения игрового аппарата детей и развития координации движений.
Практически у всех детей на начальном этапе обучения зажаты крупные мышцы тела, кисти рук, мышцы шеи, поэтому эти гимнастические упражнения и игры снимают большинство зажимов, спазмов, судорожных явлений в мелких мышцах, закрепощение запястья.
Цель данных упражнений на освобождение пианистического аппарата: освободить игровой аппарат. Можно начинать с упражнений на движения всей руки от плеча, а не с мелких пальцевых движений. Поочередной подъем и опускание на клавишу первого пальца кажутся всегда простыми, а на деле очень сложные. Мелкие изолированные движения связаны с мышцами предплечья, а также телом, снимают излишнее напряжение, способствуют развитию умения чувствовать «зажимы» и освобождаться от них.
Детям очень интересно выполнять гимнастические упражнения. Они помогают при игре на инструменте, способствуют «проводимости звука», содружественному движению обеих рук, приучают владеть своим телом.
В данной разработке описаны упражнения, направленные на освобождения рук, а также пальчиковые упражнения.