Введение
План
Понятие «интерактивное обучение»
Общие черты и признаки интерактивного обучения
Основные принципы интерактивного обучения
1. Внедрение Федеральных государственных образовательных стандартов ДО (ФГОС ДО), в основе которых лежит компетентностный подход, требует применения в образовательном процессе ДОУ интерактивных образовательных технологий.
Интерактивные технологии обучения предполагают взаимодействие.
Интерактивность как взаимодействие с чем-либо или кем-либо имеет разные смыслы.
В психологии она рассматривается как способность личности находиться в режиме диалога.
В социологии под ней понимается процесс, в ходе которого люди влияют друг на друга своим поведением.
В педагогике интерактивность определяется как способ совместной учебной деятельности, участники которой взаимодействуют друг с другом, моделируя различные ситуации, решая проблемы, разрабатывая проекты, оценивая результаты коллективного познания
Таким образом, интерактивное обучение – это специальная форма организации познавательной деятельности, способ познания, осуществляемый в форме совместной деятельности студентов, при которой все участники взаимодействуют друг с другом, обмениваются информацией, совместно решают проблемы, моделируют ситуации, оценивают действия других и свое собственное поведение, погружаются в реальную атмосферу делового сотрудничества по разрешению проблемы().
2. Панина Т. С. и Вавилова Л. Н. выделяют следующие общие черты и признаки интерактивного обучения:
1. Интерактивные методы обучения позволяют интенсифицировать процесс понимания, усвоения и творческого применения знаний при решении практических задач. Эффективность обеспечивается за счет более активного включения обучающихся в процесс не только получения, но и непосредственного («здесь и теперь») использования знаний. Если формы и методы интерактивного обучения применяются регулярно, то у обучающихся формируются продуктивные подходы к овладению информацией, исчезает страх высказать неправильное предположение (поскольку ошибка не влечет за собой негативной оценки) и устанавливаются доверительные отношения с преподавателем.
|
2. Интерактивное обучение повышает мотивацию и вовлеченность участников в решение обсуждаемых проблем, что дает эмоциональный толчок к последующей поисковой активности участников, побуждает их к конкретным действиям, процесс обучения становится более осмысленным.
3. Интерактивное обучение формирует способность мыслить неординарно, по-своему видеть проблемную ситуацию, выходы из нее; обосновывать свои позиции, свои жизненные ценности; развивает такие черты, как умение выслушивать иную точку зрения, умение сотрудничать, вступать в партнерское общение, проявляя при этом толерантность и доброжелательность по отношению к своим оппонентам.
4. Интерактивные методы обучения позволяют осуществить перенос способов организации деятельности, получить новый опыт деятельности, ее организации, общения, переживаний. Интерактивная деятельность обеспечивает не только прирост знаний, умений, навыков, способов деятельности и коммуникации, но и раскрытие новых возможностей обучающихся, является необходимым условием для становления и совершенствования компетентностей через включение участников образовательного процесса в осмысленное переживание индивидуальной и коллективной деятельности для накопления опыта, осознания и принятия ценностей
|
5. Использование интерактивных технологий обучения позволяет сделать контроль за усвоением знаний и умением применять полученные знания, умения и навыки в различных ситуациях более гибким и гуманным.
6. Результат для конкретного обучающегося:
- опыт активного освоения учебного содержания во взаимодействии с учебным окружением; - развитие личностной рефлексии;
- освоение нового опыта учебного взаимодействия, переживаний; - развитие толерантности.
По сравнению с традиционными формами ведения занятий, в интерактивном обучении меняется взаимодействие воспитателя и ребенка: активность педагога уступает место активности детей, а задачей педагога становится создание условий для их инициативы. В ходе диалогового обучения дети учатся критически мыслить, решать сложные проблемы на основе анализа обстоятельств и соответствующей информации, взвешивать альтернативные мнения, принимать продуманные решения, участвовать в дискуссиях, общаться с другими людьми. Для этого на занятиях организуются парная и групповая работа, применяются исследовательские проекты, ролевые игры, идет работа различными источниками информации, используются творческие работы. Ребенок становится полноправным участником образовательного процесса, его опыт служит основным источником учебного познания. Педагог не даёт готовых знаний, но побуждает участников к самостоятельному поиску и выполняет функцию помощника в работе.
|
Основные принципы интерактивного обучения:
1. В работу должны быть вовлечены в той или иной мере все участники. С этой целью полезно использовать технологии, позволяющие включить всех участников в процесс обсуждения.
2. Надо позаботиться о психологической подготовке участников. Речь идет о том, что не все, пришедшие на занятие, психологически готовы к непосредственному включению в те или иные формы работы. В этой связи полезны разминки, постоянное поощрение за активное участие в работе, предоставление возможности для самореализации.
3. Обучающихся с помощью интерактивной технологии не должно быть много. Количество участников и качество обучения могут оказаться в прямой зависимости. Оптимальное количество участников в группе – до 25 человек.
4. Помещение должно быть подготовлено с таким расчетом, чтобы участникам было легко пересаживаться для работы в больших и малых группах.
5. Четкое закрепление (фиксация) процедур и регламента занятия. Об этом надо договориться в самом начале и постараться не нарушать его. Например: все участники будут проявлять терпимость к любой точке зрения, уважать право каждого на свободу слова, уважать его достоинства.
Обязательными условиями организации интерактивного обучения в ДОУ являются:
· доверительные, позитивные отношения между детьми и воспитателем;
· демократический стиль общения; · сотрудничество в процессе обучения воспитателя и детей между собой;
· опора на личный опыт детей, включение в образовательный процесс ярких примеров, фактов, образов;
· многообразие форм и методов представления информации, форм деятельности обучающихся, их мобильность; ·
развитие внешней и внутренней мотивации деятельности, а также взаимной мотивации детей.
Литература
1. Козина, И. И. Case study: некоторые методические проблемы [Текст] / И. И. Козина // Рубеж. – 1997.– №10–11. - С. 177-190
2. Рейнгольд, Л. В. За пределами CASE – технологий [Текст] / Л. В. Рейнгольд // Компьютерра. – 2000. – №13-15. – С. 28-31.