Государство - очень сложное социальное образование. Оно может быть рассмотрено как географическое и как социальное явление.
В географическом смысле государство представляет собой страну, занимающую определённую территорию и населённую гражданами.
В социальном смысле государство выступает в качестве организации, создаваемой людьми и осуществляющей определённую деятельность в сфере общественных отношений.
Государство обладает только ему присущими признаками:
1) Государство представляет собой определённую систему органов, особый аппарат, состоящий из государственных служащих, которые наделены властными полномочиями, профессионально занимающимися управлением и получают за это заработную плату. В современных демократических странах государственный аппарат состоит из 3-х видов органов: законодательной, исполнительной и судебной власти.
Кроме того, в государстве существуют вооружённые отряды и подразделения - армия и полиция, а так же тюрьмы - специальные учреждения, где содержатся осуждённых за преступления, чего другие социальные организации не имеют.
2)Государство объединяет население, проживающее на определённой территории. Имеет с ним юридическую связь в форме гражданства. Другие социальные организации объединяют людей по основаниям:нации - по этической принадлежности, партии - по идейным убеждениям, религии - по принадлежности к определённой конфессии, профсоюзные организации - по роду деятельности, союзы (рыболовы, охотники) - по интересам и т.д.
3) Государство устраивает и взимает налоги с физических и юридических лиц, то есть, изымает у них часть доходов или заработной платы. Взыскание налогов производится принудительно и безвозмездно. Налоги необходимы для содержания государственного аппарата, решения различных социальных вопросов (выплата пенсий, поддержание культуры, образования, медицинского облуживания, выполнения социальных программ).
|
4) Государство, в отличие от других социальных организаций, обладает суверенитетом, то есть независимостью и самостоятельностью в принятии государственного решения. суверенитет может быть внутренним и внешним. Внутренний заключается в том, что государство в лице своих органов самостоятельно решает все вопросы, отнесённые законодательством и его компетенции.
Граждане, общественные или иные организации, крупные собственники и предприниматели вправе вмешаться в законную деятельность государства. Могут быть оспорены только незаконные решения в предусмотрительном порядке в судебных органах. Внешний суверенитет представляет собой независимость данного государства от других государств и недопустимость их вмешательства в его дела, в принятие им, его органами законных решений, касающихся других государств и международных отношений в целом.
5) Государство издаёт законы и иные нормативные правовые акты, имеющие общеобязательное значение для населения и юридических лиц. Кроме того, государство имеет право законно принуждать юридических и физических лиц к исполнению правовых актов, а в случае правонарушений привлекать виновных к ответственности и применять наказание.
6) Суверенные государства имеют собственную национальную валюту, которая используется как средство платежа в имущественных сделках внутри страны, а по договорённости с другими странами, в международных сделках. Государство самостоятельно устанавливает денежную систему, поддерживает её стабильность и охраняет, то есть не допускает выпуск фальшивых денег, а виновных в подделки привлекает к ответственности.
|
7) Государство имеет свою государственную символику: герб, гимн, флаг, а так же столицу, которые является его собственными чертами и отличают его от других государств мирового сообщества. Символы государства закреплены законодательно, в отличие от символов других организаций.
Основываясь на указанных признаках, можно сделать вывод, что государство - это особая организация публичной политической власти, имеющая специальный аппарат государственных служащих, предназначенных для управления и применения принудительных мер к правонарушителям, действующая в интересах господствующей группы либо большинства населения, обладающая суверенитетом, издающая законы, устанавливающая и взимающая налоги, имеющая свою валюту, гражданство и символику.
Функции государства:
1) Спасение человечества от самоуничтожения в результате внутренних противоречий, правовой борьбы и междоусобиц. Борьба за землю, недвижимость и других материальных ценностеймежду группами людей была жестокой и бескомпромиссной. Государство столь же жесткими карательными методами наводило порядок, расправлялось с разбойниками, ворами, бунтовщиками. Эту функцию выполняли специальные вооруженные отряды и органы: княжеские дружины, милиция, полиция. Эти функция может быть названа функцией обеспечения внутренней безопасности государства, сохранения мира и определённого порядка в стране.
|
2) Обеспечение внешней безопасности государства. Функция включала в себя не только охрану внешних границ, но и борьбу с проникновением иностранных попутчиков, террором, подкупом государственных служащих со стороны других стран.
3) Экономическая функция. Первоначально государство обеспечивало безопасность торговли и других предпринимательской деятельности, выдавало охранные грамоты. Государство с помощью права регулировало экономические отношения, запрещало вредные и опасные для общества продукты, наказывало виновников и таким образом обеспечивало безопасность в сфере экономики.
Государственную власть можно определить как систему деятельности народа, составляющих его общности и индивидов, а так же создаваемых ими органов по осуществлению принадлежащих им публичных прав, свобод, представленных полномочий и обязанностей, выражающих их социальные качества и потребности. Составными элементами государственной власти являются: законодательная, исполнительная и судебная власти.
Законодательная - сложный комплекс субъектов и видов деятельности по созданию правового фундамента (законов) нормативного регулирования общественных отклонений.
Исполнительная - правительство и подчинённые ему органы, призванные исполнять законы, приводить их требования в реальную жизнь. Однако, исполнительная власть активно занимается подзаконными нормотворчеством, а так же является субъектом законодательной инициативы.
Судебная власть представлена:
Конституционным Судов РФ
Верховным Судом РФ
Высшим Арбитражным Судом РФ а так же судами, действующих в субъектах РФ и специальными судами.
Лекция 2.
Формы государства.
Форма государства – его устройство, выражающееся в характере политических взаимоотношений
между людьми и государством, между государством и людьми в процессе управления ими, в способахорганизации высших органов государственной власти и в административно-территориальномделении государства.
В последние годы в отечественной литературе предложена следующая классификация форм
государства:
1) монократическая (единовластная) форма государства. Главным для такой формы является
принцип единовластия. Полнота государственной власти может находиться в руках одного человека(монарха), либо в руках определенной группы (партии, военно-революционного совета и т.д.).
Разделение властей, как и местное самоуправление, фактически не существует. Права граждан не
признаются и всячески нарушаются. Существует обязательная идеология или государственная
религия.
Выделяют следующие подвиды монократического государства:
а) теократическая (Саудовская Аравия)
б) экстремистская (фашистская)
в) милитаристская (правление военного центра)
г) монократическая (в условиях тоталитарного социализма)
2) поликратическая (многовластная форма государства). Главным признаком является принцип
многовластия. Принцип разделения властей и местное самоуправление не только существуют, но иреально действуют. Выделяют следующие виды:
а) традиционная (США, Англия)
б) постсоциалистическая (большинство стран бывшего соцлагеря)
в) сегментарная (смешанная) форма государства – промежуточная форма между поликратической имонократической. Решающая роль принадлежит исполнительной власти. Местное управление
носит слаборазвитый характер, права граждан не полностью отражены в законодательстве.
(Египет, Иордания, Марокко)
Форма правления.
Форма правления характеризует порядок образования и организации высших органов государственнойвласти, порядок их образования и распределение компетенции между ними, их взаимоотношение другс другом и с населением. Современная юридическая наука различает две формы правления:
1) монархия
2) республика
При монархической форме правления главой государства является единоличный правитель –
монарх, осуществляющий власть по собственному праву, а не в порядке делегации (право ему никтоне давал). Власть монарха, как правило, является пожизненной и передается в порядке
престолонаследия.
В разных странах монарх носит различные названия. Король (Великобритания, Испания, Швеция
и т.д.), султан (Малайзия, Омани и т.д.), эмир (ОАЭ, Кувейт), великий герцог (Люксембург),
князь (Лихтенштейн).
Одним из основных элементов монархической системы правления является престолонаследие.
Другим важным элементом является регентство – временное коллегиальное или единоличное
осуществление полномочий главы государства в случаях вакантности престола, малолетства,
болезни или отсутствия монарха.
Монархия как форма правления отличается следующими признаками:
а) существование единоличного носителя верховной власти, который, как правило, пользуется этойвластью пожизненно.
б) наследственным порядком преемственности верховной власти.
в) монарх представляет государство по собственному праву, которое не производно от власти народа.
в) отсутствие юридической ответственности монарха.
В современном мире существует два типа монархии:
- абсолютная
- конституционная
Абсолютная монархия представляет собой разновидность монархической формы правления,
характеризующуюся юридическим и фактическим сосредоточением всей полноты государственнойвласти, а также духовной (религиозной власти) в руках монарха
Конституционная (ограниченная) монархия является особой разновидностью монархической формыправления, при которой власть монарха ограничена конституцией, имеется выборный
законодательный орган – парламент и независимые суды.
Дуалистическая монархия является переходной формой от абсолютной монархии к
парламентарной. При дуалистической монархии власть монарха ограничена конституцией, но
монарх и формально (в соответствии с законодательство), и фактически сохраняет большие
властные. Правительство несет двойную ответственность, но реально подчиняется воле монарха.
Парламентарная монархия характеризуется тем, что монарх номинально выполняет свои
функции. Все исходящие от монарха акты нуждаются в официальном одобрении министров.
Правительство ответственно перед парламентом.
Второй формой правления является республика.
Форма государственного управления при которой все высшие органы государственной власти либоизбираются, либо формируются обще- национальными представительными учреждениями –парламентами, а граждане обладают личными и политическими правами.
Республика как форма правления определяется следующими признаками:
а) Выборностью органов государственной власти на определенный срок и их коллегиальным
характером.
б) Наличие выборного на определенный срок главы государства.
в) Производным характером государственной власти, которой пользуются не по собственному праву,а по поручению суверенного народа.
г) Юридической ответственностью главы государства
В республиканской форме правления различают республику президентскую, парламентскую и
смешанного типа.
Президентская республика (США и другие) – избираемый на всенародных выборах президент
является одновременно главой государства и исполнительной властью. Он формирует
исполнительную администрацию (правительство) которые ответственны перед ним. Президент не
может распустить парламент. Парламент не может отправить в отставку администрацию
(правительство). Правительство формирует та партия, которая победила на президентских
выборах.
Выделяют также три модификации данной формы правления:
- Суперпрезидентская республика (в некоторых странах Латинской Америки, в Сирии) - президент,
опирающийся на армию, является единовластной фигурой.
- Президентско-монократическая республика (Гвинея, Тунис, Ирак) - свою роль президент
осуществляет пожизненно.
- Милитарно-президентская республика - вся власть принадлежит военному (революционному)
совету.
Парламентская республика (Италия) – юридически характеризуется полноценным органом,
который, формирует политически-ответственное перед ним правительство и избирает президента.
Президент осуществляет свои полномочия, как правило, только по предложениям правительства,
возглавляемого премьер министром. Парламент может уволить в отставку правительство. В
этом случае президент имеет право по предложению правительства распустить парламент и
объявить досрочные выборы.
Республика смешанного типа (полупрезидентская республика) - разновидность республиканской
формы правления (см. Республика), при которой элементы президентской республики сочетаются сэлементами парламентарной республики. Президент (глава государства) избирается, как правило,на всеобщих выборах и наделен - юридически и реально - большими полномочиями. Однако, правительство формируется парламентским путем и ответственно не только перед президентом,но и перед парламентом. Президент осуществляет общее руководство правительством, котороевозглавляет премьер-министр.
Лекция №3.