Это административно-территориальное и национальное строение государства, которое раскрывает характер взаимосвязей между его составными частями, между центральными и местными органами государственной власти.
Различают внутригосударственное и межгосударственное устройство. Внутригосударственное устройство подразделяется на унитарное и федеративное. Межгосударственное устройство представлено разными видами конфедераций: союз, содружество, сообщество.
Государство считается унитарным, если большинство частей этого государства не имеет статуса государственного образования. В составе унитарного государства могут находиться отдельные автономные национально-государственные образования, имеющие ряд атрибутов собственной государственности (республика Крым в составе унитарной Украины). В унитарном государстве есть только одна конституция, одно гражданство, одна система высшим органом гос власти. Составные части унитарного гос-ва чаще всего имеют статус единиц административно территориального деления. Они управляются на основе законов, принимаемых центральными органами. Их территория может быть изменена простым общегосударственным законом без согласия местных органов и местного населения. Все внешние межгосударственные отношения осуществляют внешние органы, которые официально представляют страну на международной арене.
Признаки унитарного государства:
1) Отсутствие в составе гос-ва территорий, обладающих государственностью, суверенитетом.
2) Действие единой системы высших государственных органов.
3) Действие единой системы законодательства.
4) Унитарные гос-ва всегда в своих основных законах закрепляют принцип единства и неделимости территорий.
|
5) Унитарная форма устройства гос-ва ограничивает права территории и их органов преимущественно решением местных дел неполитического характера.
6) Устанавливается единое гражданство.
Все унитарные гос-ва можно разделить:
А) на простые и сложные
Унитарные гос-ва, не имеющие автономных образований называются простыми.(Болгария, Польша). А с автономией, одной или несколькими – сложным (Финляндия, Дания)
Автономия- самоуправление определённой части территории гос-ва, отличающиеся национальными, бытовыми географическими условиями.
Б) на централизованные – управление в региональных единицах осуществляется назначаемой сверху чиновниками (Нидерланды, Узбекистан); децентрализованные – на всех уровнях административно территориального деления есть выборные органы, и региональные уровни формируются независимо от центральных (Великобритания, Япония); относительно централизованные- управление в региональных единицах осуществляется как назначаемое чиновниками, так и выборными органами (Франция).
Федерация – форма гос. Устройства, представляющая собой сложное (союзное гос-во, состоящее из государственных образований, обладающих юридически определённой политической самостоятельностью.Федеративное гос-во представляет собой добровольное объединение ранее самостоятельных государственных образований в 1 союзное государство, состоящее из субъектов федерации. (штаты, земли, провинции, которые имеют своё собственное административно-территориальное деление).В отличие от унитарного гос-ва федерация имеет 2 системы высших органов власти: федеральные органы и соответствующие органы членов федерации. В случае нарушения союзной конституции центральная власть имеет право принятия принудительных мер по отношению к субъекту федерации.1 из обязательных элементов федерации является 2-х палатная структура федерального парламента. Как правило, члены федерации имеют свою собственную конституцию.
|
Федерации различаются:
1) В зависимости от роли национального фактора. В определении структуры федерации- федерации на территориальной основе(США), на национальной основе(Индия), на смешанной национально-территориальной основе(РФ)
2) Конституционные- федерации созданные актами государственных органов (США), договорные – объединения ранее самостоятельных государственных образований (ОАЭ), конституционно – договорные (РФ).
3) Централизованные (Индия, где все штаты кроме 1 не имеют конституции и гражданства) и децентрализованные (РФ и США).
Конфедерация – постоянный союз государств, который образуется для достижения конкретных целей, при котором входящие в союз государства сохраняют свою международную независимость.
Признаки конфедерации:
1) Договорная форма образования.
2) Свобода выхода из конфедерации. Конфедерация не обладает суверенитетом, которым обладают её члены.
3) Предметы ведения конфедерации ограничены перечнем небольшого круга вопросов (вопросы войны и мира, внешней политики, формирование единой армии, общей системы коммуникаций и т.д.)
4) В конфедерациях отсутствуют единые системы денежного обращения, нет союзного гражданства.
|
4 Лекция.
Государственный (политический) режим.
Государственный(политический) режим – понятие, обозначающее систему приемов, методов, способов, форм осуществления государственной и политической власти.
Выделяют следующие разновидности политических режимов:
1) демократические. Гос. Власть осуществляется с учетом конституционных положений о разделении властей, системы издержек и противовесов и тд. Методы принуждения строго ограничены законом, массовое или социальное насилие исключается.
Можно выделить 2 группы признаков, присущих данному виду политического режима:
1) формальные признаки:
а) народ – основной источник власти.
б) Юридическое равенство всех граждан.
в) преобладание большинства над меньшинством при принятии решений
г) выборность основных гос. Органов.
2)реальные признаки:
а) развитые институты представительной и непосредственной демократии.
б) гарантирование гражданам политических прав и свобод
в) Свобода информации и независимость СМИ
г) партийный и политический плюрализм
д) разделение властей
е) признание этнических и других социальных меньшинств и др.
2) авторитарные. При таком режиме преобладают методы принуждения. Существуют искаженные принципы разделения властей и как результат этого искажения – явное доминирование исполнительной власти. Переизбрание главы государства неограничено.
3)тоталитарные. Режим целиком основан на методах физического, психического, идеологического принуждения. Существуют слитные партийно-государственные органы. Местное самоуправление и разделение властей отсутствует.
4)переходный. Существуют промежуточные полудемократические режимы(Турция, в других – режимы переходные от: тоталитаризма к авторитаризму(страны Африки), от тоталитаризма и авторитаризма в демократию(постсоциалистические государства Азии).
Сущность права
Право представляет собой определенный вид социальных норм, т.е. правил поведения.
Основные характеристики права:
1) Характер права обусловлен экономическими, политическими, культурными, национальными и иными объективными условиями жизни общества.
2) Право регулирует наиболее важные главные общественные отношения, а именно:
а) Государственное устройство
б) Порядок формирования и деятельности основных государственных органов
в) Характер их взаимодействия и др.
Право, так же, запрещаетпод угрозой наказания наиболее опасные и вредные для общества действия и поступки, т.е те отношения, от которых зависит устойчивость гос. Власти, сохранение и определенное функционирование основных экономических и политических институтов государства.
3) Право выражает волю и закрепляет интересы господствующего слоя, которому принадлежит гос. Власть. В современных демократических государствах в праве выражается воля большинства граждан и сочетаются интересы различных слоев, которые и защищаются правом. Право представляет собой иерархичную, систематизированную и связную особенность правовых норм.
Виды социальных норм
1) моральные нормы, представляющие собой правила поведения, регулирующие отношения между людьми на основе критериев добра и зла, добродетели и порока, чести и не чести.
Реализация норм морали контролируется общественным мнением, поддерживается мерами духовного воздействия, а их нарушение пресекается с помощью общественного порицания и осуждения со стороны авторитетных для человека лиц.
2) религиозные. Представляют собой правила поведения, установленные различными вероисповеданиями. Содержится в религиозных текстах (коран, талмут и др.). В многочисленных священных книгах, произведениях авторитетных религиозных писателей. Норма религии регулирует отношение верующих к богу, церкви, друг к другу и иноверцам. Организацию и функции религиозных организационных структур.
3) обычаи. Социальные нормы, представляющие собой правила поведения, утвердившиеся в обществе в результате многократного применения.
4) правовые.
5) политические
6) корпоративные. Правила поведения, принятые в отдельных организациях, трудовых и иных коллективах
Нормативные правовые акты.
НПА – письменный документ, принятый управомоченным субъектом права, имеющий официальный характер и обязательную силу, выражающий властные веления и направленный на регулирование общественных отношений. Признаки нормативного правового акта:
1) письменный документ, имеющий внутреннюю структуру, соответствующую правилам законодательной техники. Правовой акт отличается использованием специальных терминов, наличием установленных реквизитов (дата, номер, наименование и тд.)
2) Правовой акт издается уполномоченными субъектами, их правомочие на издание актов устанавливается конституцией., законами и иными актами.
3)Каждому субъекту предоставлена определенная форма акта, в которую он воплощает свои предписания(президент РФ издает только указы и распоряжения). Создается субъектами в пределах их компетенции.
4) Правовой акт выражает волю, определенной социальной общности. В нем закрепляются цель и задачи на решение которых он направлен. В нем выражены социальные интересы.
5) Правовой акт входит в единую систему законодательства.
Виды НПА:
1) конституция – акт, обладающий высшей юридической силой и регулирующий основы организации государства и общества, а также основы взаимоотношения государства и гражданина. Конституция обладает учредительным характером, т.е. ее предписания выступают в качестве первоосновы. Определяют содержание абсолютно всех иных нормативно-правовых актов государства.
2) Основной правовой акт, издаваемый законодательным органом, регулирующий важнейшие общественные отношения. Признаки закона:
а) Представляет собой нормативное выражение воли народа в результате согласования различных социальных интересов.
б) принимается законодательными органами или путем референдума.
в) регулируют наиболее важные общественные отношения, обеспечивает упорядоченное развитие всех сфер жизни общества
г) Закон обладает наибольшей юридической силой среди других правовых актом, кроме конституции.
д) Закон принимается в результате законодательного процесса.
е) Закон характеризуется наибольшей стабильностью и длительностью существования.
Законы принимаются на федеральном уровне и субъектами РФ. На федеральном уровне следующие виды законов: федеральные конституционные законы, федеральные законы, кодексы, основы, федеральные законы по ратификации международных договоров.
Подзаконные акты:
а) указы президента РФ. Издаются по вопросам компетенции главы государства.
б) постановление правительства РФ. Издаются на основе законодательства РФ.
в) акты федеральных органов исполнительной власти. Издаются всеми уполномоченными органами: министерствами, гос. Комитетами, федеральными службами, инспекциями, надзорами и другими ведомствами.