Сократ – предтеча ТРИЗ-технологии




Сократ – древнегреческий философ (469 -399 гг.. до р. Х.), великий мыслитель, разделивший нашу историю на досократовский и послесократовский периоды. Сократ был участником 3 войн, и всю жизнь проходил босой. Его упорством и силой воли можно только восхищаться. Всем известно «стояние Сократа»: он мог сутки стоять неподвижно, размышляя над какой-либо проблемой. Неудивительно, что Стивен Пол Джобс – американский предприниматель, один из основателей корпорации «Apple» по производству электронной техники, пробовал подобрать ключ ко всему сократовскому. Он говорил: «Я бы обменял все свои технологии на встречу с Сократом».

Сократом интересовались и увлекались во все времена. И сегодняшнее обращение к Сократу – это не просто дань уважения к общечеловеческому авторитету античного мыслителя, но и неподдельный интерес к его привлекательной личности и к его продолжающемуся и в наши дни духовному влиянию. Сократ прост и сложен, доступен и неуловим – всё зависит от того, как на него смотреть и что в нём видеть. «Беседуя» с Сократом здесь и сейчас, мы занимаемся не прошлым, а своей современностью.

Подбирая ключ ко всему сократовскому, мы обнаружили в профессии воспитателя дошкольного образования сократовское начало. Мы обучаем детей устно, но стремимся к тому, чтобы наше слово, как и слово Сократа, удивляло, интриговало, поддавалось игре. Приплюснутый нос, широкие ноздри, выпуклые глаза, толстые губы Сократа часто служили мишенью для насмешек. Но начав говорить, он очаровывал своих слушателей магической силой речи, вызывая слёзы на глазах и возбуждение в умах.

Мы – богачи общения, потому что в основу педагогической деятельности воспитателя дошкольного образования заложены истинно сократовские глаголы: беседовать и испытывать, обсуждать и советовать, спрашивать и отвечать, сомневаться и ввергать в сомнение, наставлять и опровергать. Мы не стыдимся учиться: выспрашивать и выведывать… Девизом деятельности творческого педагога должно быть изречение Сократа «Я знаю, что я ничего не знаю, … но многие не знают даже этого».

Сократ был убеждён, что все профессии от людей, и только три от Бога – судить, лечить и учить. « Не профессия выбирает человека, а человек профессию» – это утверждение Сократа, «повивального» учителя, который никогда не давал готовых знаний, а помогал ученику в рожденииистины. Сократ называл свой философский приём содействия рождению истины в ходе беседы МАЙЕВТИКОЙ, т.е. повивальным искусством, по аналогии с ремеслом своей матери-повитухи – по-гречески «майя» – ремесло повитухи. Он принимал «роды души, а не плоти». Ему были интересны собеседники, у которых он замечал признаки душевной «беременности». Он обращался к ним с просьбой: «Заговори, чтобы я тебя увидел».

Метод Сократа – это способ ведения диалога, в ходе которого один собеседник (чаще всего взрослый) задает вопросы, а другой отвечает на них. Задающий вопросы должен стремиться, чтобы собеседник усомнился в своих знаниях, но с помощью направляющих вопросов нашел правильный ответ.

Диалоги с детьми дошкольного возраста могут строится на основе обсуждения прочитанного произведения, с целью решения проблемных ситуаций и познавательных задач посредством вербализации и визуализации собственных представлений под воздействием опережающей инициативы взрослого и педагогических комментариев.В ходе диалога важноактивизировать инициативные высказывания детей, рассказы из личного опыта, использование невербальных средств общения, побуждать детей к постановке встречных вопросов. Необходимо давать время на размышление, периодически обобщать сказанное, фиксируя ключевые моменты обсуждения. С помощью метода Сократа мы учим детей размышлять, анализировать, ставить гипотезы, творчески мыслить и подвергать сомнению непроверенные факты и мнения.

Сократовский метод обучения способствует сближению педагога и воспитанников в ходе образовательного процесса, так как именно диалог как конкретное познание вырабатывает основные навыки общения, развивает коммуникативно-познавательные умения в составе группы и индивидуально, а также необходимую для социализации ориентацию.

Всем знакома фраза «В споре рождается истина». Но Сократ был уверен в том, что спор не способствует нахождению истинного знания. В споре собеседники преследуют желание отстоять свою позицию, подтвердить превосходство своей теории над другими, но никак не «достучаться до истины». А беседа, диалог – это обсуждение, направленное на выявление правды через высказывания своего мнения для подведения к единому ответу, а не победа одного человека или группы в споре. Вопросно-ответный подход позволяет анализировать и исследовать проблему. Сократовский диалог всегда оставляет вопрос открытым: каждое новое знание только расширяет границы незнания, а абсолютно истинного знания по мнению философа достичь невозможно. «Я знаю, что я ничего не знаю, но другие не знают и этого» – говорил Сократ.

Исходя из заключений Г. К. Селевко*, что Сократ – предтеча ТРИЗ-технологии, проведен сопоставительный анализ дидактических элементов майевтики Сократа и методов ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технологии на основе описания А. В. Хуторским** сократовского метода обучения. Проведенный анализ подтверждает синонимичность методологических позиций сократовской и тризовской дидактики.

 

__________________________________________________________________

* Селевко, Г.К. Энциклопедия образовательных технологий: В 2т.Т.1/ Г. К. Селевко. – М.: НИИ школьных технологий. – 816с. [с.664-665]

**Хуторской, А.В. Современная дидактика: Учебник для вузов / А. В. Хуторской. – СПб: Питер, 2001. – 544с.: ил. [с.126-128]

Выявлены совпадения:

Метод Сократа ОТСМ-ТРИЗ-РТВ-технология
«Если часто и по-разному спрашивать, то верные мнения начинают шевелиться в человеке, словно сны». Диалог, в котором собеседник, отвечая на заданные вопросы, высказывает суждения, обнаруживая свои знания или, напротив, своё неведение. Принцип работы: минимальное количество готовой информации и максимальное – рассуждений. Основное средство работы – педагогический поиск – дети исследуют проблему и решают её. Стимулирует взаимообмен оригинальными идеями, активное самостоятельное мышление
Формулирование противоречий Формирует чувствительность к противоречиям, учит находить противоположности в объектах и явлениях,развивает умения формулирования и разрешения противоречий
Индукция (от частного знания к общему) Формирует умение оперировать моделью «Элемент – Признак – Значение признака»; обладает инструментом «+», «-», «важно-не важно», «нужно-не нужно», который позволяет оценивать ситуацию, объект с разных позиций, находить положительные и отрицательные стороны в любом объекте, разрешать противоречия, убирая «минусы», сохраняя «плюсы»
Конструирование понятий от поверхностных к более глубоким Конструирование понятий: объект – его признаки – проблемы объекта – гипотеза – решение задачи (противоречие, идеальный конечный результат, ресурсы) – получение результата – оценка его
Предложение на выбор двух и более решений проблемы Формирует: - способность анализировать проблемную ситуацию таким же образом, как и любой другой объект; - умение формулировать сильные вопросы, которые позволяют сокращать область поиска решения, - умение одновременно видеть ситуацию с точки зрения других участников проблемы, и глазами отстраненного наблюдателя, - умение находить ресурсы, необходимые для решения проблемной ситуации.
Привлечение собственного опыта для подведения к ответу или, наоборот, для создания напряжённости Позволяет включать все доступные для ребенка каналы восприятия информации для организации собственного чувственного опыта, формирует умения использовать накопленный ранее собственный жизненный опыт, работать с внешней памятью (опыт человечества)
Рефлексия Рефлексия является обязательным механизмом творческой деятельнос-ти. В 4 года у ребенка появляется способность осознавать собственные действия (элемент рефлексии), интеллектуальный процесс и его результат

Рекомендуем при работе с огромным потоком информации использовать тройной фильтр Сократа «ППП»: информация должна быть

· П равдивой

· П озитивной

· П олезной

Сократ учил:в каждом человеке есть солнце – только дайте ему светить… Культивируйте в себе мажорность, чтобы наполнить жизнь своих воспитанников бодростью, зарядить их здоровой энергией.

Желаем вам, коллеги, разгадать сократовскую загадку тривиальной простоты и головокружительной сложности, которая пережила античность, средневековье, новое время и сохранилась до наших дней.

 



Поделиться:




Поиск по сайту

©2015-2024 poisk-ru.ru
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2022-09-12 Нарушение авторских прав и Нарушение персональных данных


Поиск по сайту: